«Оnline» семинары для учителей общеобразовательных школ Республики Казахстан Алтаева Гульнар Саматовна, учитель химии Назарбаев Интеллектуальной школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критериальное оценивание как новая технология обучения в современной школе.
Advertisements

Критериальное оценивание как педагогическая технология.
Критериальное оценивание в формировании метапредметных результатов обучения Ступницкая Мария Анатольевна к.пс.н., педагог-психолог, координатор проектной.
Формирующее оценивание в программе МУР – осуществление обратной связи при формировании и оценивании предметных знаний и умений студентов МУР.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Online семинар Формирующее оценивание на уроках физики при проведении лабораторных и практических работ. Тема: «Архимедова сила. Условия плавания тел».
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Международные технологии оценивания. PISA Programme for International Student Assessment - осуществляется OECD Цель : оценка грамотности - математической.
Коучинг Критериальное оценивание как инструмент повышения качества знаний учащихся Подготовила и провела: Ковтунова Е. Г. Учитель первого продвинутого.
Управление качеством в системе «учитель-ученик» в соответствии с требованиями ФГОС (организационный аспект) Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры.
Критериальный подход в системе оценивания учащихся Учитель МБОУ «СОШ 1» Бараковская Т.И.
Оценивание проектной деятельности учащихся. Уровень знаний, умений Соответствие образовательным стандартам Тестирование умственных способностей Информация.
Выявить проблемы существующей системы оценивания Уточнить понятие «формирующее оценивание» Предложить варианты использования формирующего оценивания 3.
Основные компоненты эвристического урока. 1 этап разработки Составление Вашей цели планируемого эвристического урока. Возможные цели учащегося. Соотнесение.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Критериальное оценивание планируемых результатов образования Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО.
Критерии и формы оценивания достижений учащихся в портфолио выполнила Ладо Н.А. учитель МОУ гимназии 9.
Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы…).
Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Транксрипт:

«Оnline» семинары для учителей общеобразовательных школ Республики Казахстан Алтаева Гульнар Саматовна, учитель химии Назарбаев Интеллектуальной школы города Астаны, к. х. н.

Цель Представить учителям общеобразовательных школ опыт Назарбаев Интеллектуальных школ в разработке системы критериального оценивания, общие подходы к организации критериального оценивания в школе

Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству У. Джеймс

Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы

Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам; Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев, Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению. На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:

Для решения данных проблем в Назарбаев Интеллектуальных школах разработана и внедряется новая система оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с ожидаемыми результатами обучения

Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно- диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся Система оценивания

Процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся *с четко определенными, *коллективно выработанными, *заранее известными всем участникам процесса критериями, *соответствующими целям и содержанию образования, *способствующими формированию учебно- познавательной компетентности учащихся Критериальное оценивание

Система критериального оценивания позволяет оценивать деятельность под разными углами зрения - критериями. Каждый критерий обозначается буквой латинского алфавита, его содержание четко описано и известно заранее. Что такое критерии

определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал; сформирован ли тот или иной практический навык; возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс Система критериального оценивания предоставляет возможность

* Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека. *Критерии оценки - это инструмент оценивания, который содержит шкалу для измерения значимых разделов работы. *Позволяют учителям и учащимся оценить проделанную работу *Задают ориентиры, в направлении которых учащиеся и учителя должны двигаться * Критерии оценки включают: - Фиксированную измерительную шкалу - Список четких критериев, описывающих характеристики каждого из компонентов в баллах Понимание критериев оценивания на предметном уровне. Уровни достижений.

Для учителей: Содержат ясные ориентиры для учебного процесса Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися Делают процесс оценивания объективным и последовательным Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей Для учащихся: Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы. У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя. Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?". Создают условия для самостоятельной работы учащихся. Зачем нужны критерии оценки?

Если традиционные способы оценивания не могут зафиксировать наличие необычных, узкоспециальных знаний, то ещё в меньшей степени они способны улавливать формирование навыков особого рода, мотивов и привычек, способов мышления и видов деятельности, способных составить в будущем арсенал компетентного учёного, историка, социолога, фотографа, репортёра, повара или родителя Джон Равен Зачем нужны критерии оценки?

Критерии, применяемые в предметах различных образовательных областей, различаются между собой, но сформированы они по одному принципу: выделены основные учебные умения и навыки, сгруппированы затем по схожести в несколько (от 4 до 6) критериев, каждый из критериев "отвечает" за группу родственных навыков, набор критериев является одновременно и набором задач, которые должны быть реализованы в процессе обучения предметам данной образовательной области. Чтобы свести к минимуму субъективные моменты при выставлении отметок, каждый уровень достижений, отмечаемый определенным баллом, снабжается более или менее подробным описанием-дескриптором: это позволяет легко превратить цифру-отметку в словесное описание достигнутого и отмеченного уровня, это облегчает процесс выставления отметки и снижает роль эмоционального фактора в этом процессе Как сформировать критерии?

Система оценочных критериев по предметным группам Соотнесенность критериев оценивания с целями предметного обучения, а также естественным образом сложившееся различие в логике построения содержания образования в предметных группах привело к тому, что критерии оценивания, использующиеся на тех или иных уроках, значительно отличаются друг от друга

Математика А. Знание и понимание (от 0 до 10-ти баллов). B. Применение и обоснование (от 0 до 10-ти баллов). C. Математическая коммуникация, передача информации (от 0 до 6-ти баллов). D. Развитие и рефлексия, творческие работы и проекты (от 0 до 8-ми баллов) Разница в максимальных баллах по критериям обусловлена неодинаковым их «весом» при выставлении итоговых отметок. Чем больше высший балл, тем более значим данный критерий. Система оценочных критериев по предметным группам

Естественные науки физика, химия, биология A. Единство мира(от 0 до 6-ти баллов) B. Коммуникация (от 0 до 6-ти баллов) C. Научное знание и понимание (от 0 до 6-ти баллов) D. Научное исследование (от 0 до 6-ти баллов) E. Обработка информации (от 0 до 6-ти баллов) F. Проведение эксперимента (от 0 до 6-ти баллов) Система оценочных критериев по предметным группам

Соотнесение критериев с целями и задачами изучения предмета «Химия» Учащиеся должны научиться Критерий А Ориентироваться в информационно-понятийном поле естественонаучного знания через понимание смысла законов, основных закономерностей для расширения своего представления о научной картине мира, для оценки ситуаций и объяснения разнообразных явлений и процессов, распознавать изменения в окружающей среде путем осмысления процессов живой и неживой природы Критерий В Передавать научную информацию логично и последовательно; творчески использовать разнообразные средства для выражения чувств, идей и результатов своей деятельности; действовать и работать в коллективе (группе, команде), понимать ответственность за свои обязанности перед другими; передавать информацию в виде устного ответа на вопросы, передавать информацию в виде устного ответа, доклада с использованием наглядности (презентация, модели, схемы); передавать в виде письменного ответа на вопрос (умение интерпретировать сущности изученных явлений, процессов, законов, закономерностей и т.д.) Учащиеся должны научиться Критерий А Единство мира Ориентироваться в информационно-понятийном поле естественонаучного знания через понимание смысла законов, основных закономерностей для расширения своего представления о научной картине мира, для оценки ситуаций и объяснения разнообразных явлений и процессов, распознавать изменения в окружающей среде путем осмысления процессов живой и неживой природы Критерий В Коммуникация Передавать научную информацию логично и последовательно; творчески использовать разнообразные средства для выражения чувств, идей и результатов своей деятельности; действовать и работать в коллективе (группе, команде), понимать ответственность за свои обязанности перед другими; передавать информацию в виде устного ответа на вопросы, передавать информацию в виде устного ответа, доклада с использованием наглядности (презентация, модели, схемы); передавать в виде письменного ответа на вопрос (умение интерпретировать сущности изученных явлений, процессов, законов, закономерностей и т.д.)

Соотнесение критериев с целями и задачами изучения предмета «Химия» Критерий С Научное знание и понимание Уметь: находить необходимую информацию в тексте; пользоваться химическими понятиями, как средствами для познания окружающего мира и осознания своего места в ней; ориентироваться в информационно-понятийном поле естественонаучного знания через понимание смысла законов для оценки ситуаций и объяснения разнообразных явлений и процессов. Критерий D Научное исследование Уметь: проводить исследовательскую работу для раскрытия сущности природных явлений и процессов, законов и закономерностей и интерпретации их; самостоятельно организовывать и регулировать процесс своего познания, учения, усвоения основ научно-исследовательской деятельности; определять проблему, ставить цель исследования, делать вывод, выдвигать гипотезу, объект и предмет исследования, опираясь на полученные знания о возможности химии для осушествления взаимодействия с окружающей действительностью с учетом разных факторов и нравственных норм

Определите наиболее важные учебные концепции Определите то, по каким критериям будет производиться оценка Что необходимо оценить? Разработайте описания для каждого критерия Используйте ясные и понятные описания Разработайте шкалу и поместите на нее основные концепции и соответствующие им критерии Обсудите критерии оценки с учащимся в начале работы Оцените итоговый продукт на основе критериев оценки Опишите то, чего вы хотите получить в итоге! Использование критериальной системы оценивания накладывает определенные требования и на составление заданий к самостоятельным, проверочным, контрольным и прочим работам. Каждый из критериев ориентирован на оценку определенной группы навыков, поэтому задание должно быть ориентировано специально на эту группу навыков. Система критериев изначально задает и постоянно поддерживает рамки сбалансированного обучения, направленного на приобретение реально значимых умений. Разработка критериев оценки

Критериальная шкала оценивания «Математика» Рубрики оценивания

Проверочный лист оценивания «Физика»

Проверочный лист оценивания «Английский язык» Тема: Фестивали Вид работы: сочинение – описание Тебе необходимо знать: 123 Фразовый глагол «брать» Инфинитивы с частицей «to» Исчисляемые и неисчисляемые существительные Разговорные фразы по теме «развлечения и игры» Тебе следует уметь: Писать личный комментарий к событию Использовать структуру сочинения-описания Делить текст на абзацы Использовать слова-связки Писать 120 – 170 слов

«Английский язык» КРИТЕРИЙ А: ОБЩЕНИЕ Уровень достиженияДескриптор 0 Ученик не способен воспроизвести полученную информацию и отвечать на вопросы по тексту 1-2 Ученик отвечает на вопросы по тексту только с помощью учителя и допускает серьезные ошибки в речи 3-4 Ученик кратко отвечает на вопросы по тексту и допускает ошибки в речи 5-6 Ученик полностью владеет информацией по содержанию текста и дает расширенные и глубокие ответы на вопросы

Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения. Когда учащиеся получают такое представление, они учатся с большей отдачей и эффектом: их собственные оценки становятся предметом обсуждения с учителем и друг с другом, а это означает, что анализ собственных соображений совершенно необходим для качественного обучения. Inside the Black Box, Black & Wiliams, 1998 САМООЦЕНИВАНИЕ

Понятность для учащегося оснований оценивания, которая достигается при использовании рубрик, делает возможным самостоятельное оценивание учеником своей работы. Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем. САМООЦЕНИВАНИЕ

Методом самооценки может стать заполнение в течение урока следующей таблицы, которая демонстрирует устойчивое развитие во время урока: САМООЦЕНИВАНИЕ Основные понятия Знал до изучения темы УзналМогу применить

Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага: работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: «Ты что-то сделал, пусть немного, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу...» Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность Прибавление, а не уменьшение

Сравнение с самим собой При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.

Итоговое оценивание По каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5 –балльную.

Шкала перевода баллов по критериям в итоговую отметку

При помощи критериев оценивается только конкретная работа, выполненная учащимся, но ни в коем случае, не он сам и не уровень его способностей. Практически исчезают при этом и текущие отметки "за работу на уроке" в процессе изучения нового материала. Фактически каждая отметка рассматривается как замер уровня освоения того или иного навыка или фактического, понятийного материала, который осуществляется с целью корректировки обучения, выявления "слабых мест" с целью их последующего устранения. Критериальная отметка не может рассматриваться в данном контексте как средство наказания или воздействия - она оказывается лишь средством информации, не больше Зачем необходимо оценивание по критериям

Формирующее и констатирующее оценивание В рамках системы критериального оценивания принципиально важно разделять два его вида: формирующее и констатирующее. Основная цель формирующего (текущего) оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения

Формирующее и констатирующее оценивание Позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Никакого непосредственного влияния на итоговые отметки формирующие оценки не имеют. Это сделано для того, чтобы снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала.

Констатирующее оценивание Констатирующее (итоговое) оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объемных учебных тем. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные в процессе изучения материала

Констатирующее оценивание Общим правилом в школе является наличие не менее чем двух констатирующих работ по разным предметам на протяжении четверти. При их проведении (в большинстве своем они письменные) отметки выставляются отдельно по каждому из задействованных общих предметных критериев, имеющих различные максимальные баллы.

Крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: *самооценивания, *взаимного оценивания, *участия в разработке критериев оценки *рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий Что важно для работы системы

Данная система может работать только при условии субъект-субъектной модели взаимодействия учителя и учеников, когда учитель спускается с «Олимпа», на котором он привычно расположился, самовластно решая проблемы и вопросы в течение урока, и становится не «вершителем судеб», а консультантом, помогающим учащимся при продвижении по дороге знаний

Уважаемые коллеги!!! Начиная со следующих семинаров, учителя Назарбаев Интеллектуальных школ будут представлять опыт разработки и применения критериев оценивания при формирующем и констатирующем оценивании. Просим Вас принять активное участие

На этом наш семинар подходит к завершению. Ждем Ваших вопросов. На следующем семинаре мы укажем ссылки, где каждый участник семинара сможет создать свой портфолио и размещать там разработанные материалы по критериальному оцениванию. Уважаемые коллеги!!!

В конце года эксперты АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» ознакомятся с представленными материалами. Лучшие учителя получат сертификаты о прохождении онлайн- курса обучения по критериальному оцениванию. Уважаемые коллеги!!!

Подготовить информацию о новой системе оценивания и представить учителям своей школы Домашнее задание

А.А. Красноборова. Критериальное оценивание в школе. Пермь, Методические пособия АО Назарбаев Интеллектуальные школы по критериальному оцениванию. А. А. Чекмарев «Начертательная геометрия и черчение». Москва 2005г. А. Д. Ботвинников Черчение. Просвещение, 2010г. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2 частях. Под редакцией Ковалёвой Г.С.Логиновой О.Б. Москва «Просвещение» 2010 год. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. Киев Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка Изучение мотивации поведения детей и подростков. Москва Шнейдер М.Я. Оценка качества образования в школах международного бакалавриата. Критериальное оценивание на уроках физической культуры. Библиотечка «Первое сентября». Серия спорт в школе. Выпуск 28. Москва «Чистые пруды» г. Ресурсы

Интернет-ресурсы tm tm /7d fb337b74ff9bda454428feb.pdf 9/7d fb337b74ff9bda454428feb.pdf Ресурсы