Проблемы и перспективы развития современного заочного образования Д.э.н., проф. Вахрушина Мария Арамовна 1 Финансовый университет при правительстве РФ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Advertisements

Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ Первый проректор по учебной работе В.И.ЛИТВИН ©Российский государственный аграрный заочный университет.
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ » Круглый стол 26 марта 2012 в.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Понимание, направления использования в системе высшего профессионального образования.
СПб КИТ – победитель приоритетного национального проекта «Образование»
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Кафедра менеджмента и маркетинга Кафедра менеджмента и маркетинга.
Российский государственный университет туризма и сервиса ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ФГОС ВПО (для текущего контроля.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Транксрипт:

Проблемы и перспективы развития современного заочного образования Д.э.н., проф. Вахрушина Мария Арамовна 1 Финансовый университет при правительстве РФ Всероссийский заочный финансово-экономический институт финансово-экономический институт

"...актуально сознается только то содержание, которое является предметом целенаправленной деятельности студента " А.Н.Леонтьев "...актуально сознается только то содержание, которое является предметом целенаправленной деятельности студента " А.Н.Леонтьев 2

3 Современное заочное обучение – интегрированная модель, важнейшей составляющей которой является поддержка самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных образовательных технологий Очная форма обучения Заочная форма обучения Синхронное обучение Сочетание синхронных и асинхронных методов обучения Групповое обучение Индивидуально-ориентированное обучение Фиксированное место и время обучения Выбор места и времени обучения Регулярный очный контроль успеваемости Дистанционный текущий контроль успеваемости Выборочное применение новых дистанционных технологий Преимущественное использование дистанционных технологий обучения

Преимущества заочного образования включение в систему высшего образования людей, традиционно исключаемых из системы дневного образования по семейным, возрастным, финансовым, производственным причинам; включение в систему высшего образования людей, традиционно исключаемых из системы дневного образования по семейным, возрастным, финансовым, производственным причинам; индивидуально-ориентированное обучение; индивидуально-ориентированное обучение; расширение профессиональных компетенций без отрыва от производства за счет совмещения учебы и работы расширение профессиональных компетенций без отрыва от производства за счет совмещения учебы и работы 4

Особенности заочного образования 5 Объем аудиторных занятий – не более 200 часов в год, что составляет 5,5 зачетных единиц В результате обучения бакалавров по направлению «Менеджмент» должны быть сформированы 50 профессиональных и 22 общекультурные компетенций Объем учебного времени Аудиторные занятия Самостоятельная работа

ФГБОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт Миссия института – доступное и качественное высшее экономическое образование для студентов, совмещающих учебу с работой Концепция учебного процесса ВЗФЭИ - индивидуально-ориентированный подход с использованием современных информационно- коммуникационных технологий и мультимедиа 6

Новые структурные подразделения как инструмент реализации концепции учебного процесса ВЗФЭИ Центр новых образовательных технологий Центр новых образовательных технологий лаборатория методического обеспечения заочного обучения лаборатория методического обеспечения заочного обучения лаборатория компьютерных технологий лаборатория компьютерных технологий Отдел инновационного развития учебного процесса Отдел инновационного развития учебного процесса Управление информатизации Управление информатизации 7 Цель - создание и организация доступного и интеллектуально насыщенного образовательного пространства

Положение об организации самостоятельной работы студентов ВЗФЭИ с использованием ИКТ 8 СРС с участием преподавателей:СРС без участия преподавателей: выполнение и разбор домашних заданий, лабораторных и курсовых работ (в часы, предусмотренные учебным планом); участие в интернет - семинаре и интернет – практикуме в программном комплексе Stellus; выполнение контрольных работ с использованием КОПР; выполнение учебно-исследовательской работы магистров (подготовка докладов к научным семинарам, круглым столам и конференциям, подготовка аналитических обзоров, мини-кейсов, тестов, рефератов, эссе, деловых ситуаций); подготовка презентаций; выполнение выпускной квалификационной работы и др. изучение электронных образовательных ресурсов (электронные учебники, электронные библиотеки, электронные видео курсы и др.); работа с компьютерными обучающими программами (КОПР) и сетевыми учебно- методическими комплексами (УМК-С); выполнение научных микроисследований (эссе) магистрами; выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.; компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе КОПР (электронных обучающих и аттестующих тестов) и др.

Учебный процесс ВЗФЭИ Инновационно-ориентированное образовательное пространство Инновационно-ориентированное образовательное пространство Современные образовательные технологии Современные образовательные технологии Оснащенные техническими средствами учебные аудитории, компьютерные классы, возможность спутникового и интернет-вещания Оснащенные техническими средствами учебные аудитории, компьютерные классы, возможность спутникового и интернет-вещания 9

Обзорные (установочные) лекции 255 Электронные образовательные ресурсы ВЗФЭИ Компьютерные обучающие программы 210 Тесты тестовых заданий по 200 дисциплинам Сетевые учебно- методические комплексы Видео- лекции Образова- тельные вики- ресурсы Мобильные ресурсы Электронные версии учебно- методической литературы 1022 Ситуационные практикумы и компьютерные тренинги 10 В настоящее время Московское отделение и все филиалы ВЗФЭИ обеспечены необходимыми электронными образовательными ресурсами, доступными студентам и преподавателям через Интернет или корпоративную сеть.

11 Продолжена разработка новой линии образовательных ресурсов – сетевых учебно-методических комплексов

12 Интеллект-карта УМК-С

Схема реализации циклов обучения ООП 13 Применение Повторение Формирование понятий Применение обобщений Бакалавриат Магистратура Объяснительно-иллюстративное обучение Проблемно-развивающее обучение Обобщение и выводы Усвоение Ознакомление

14 Модель учебного процесса бакалавров с использованием УМК-С по направлению подготовки менеджмент Обучающийся 50% аудиторных занятий лекционного типа. Реализация социально- воспитательной компоненты учебного процесса Печатные и электронные учебники и учебные пособия Активные и интерактивные формы проведения занятий для формирования профессиональных умений и навыков обучающихся. 30% аудиторных занятий. Оценка результатов работы обучаемого с блоком тренинга УМК- С (учебная практика), его производственной практики и личностных мотивационно- поведенческих качеств. Активные и интерактивные формы проведения занятий для формирования профессиональных умений и навыков обучающихся. 30% аудиторных занятий. Оценка результатов работы обучаемого с блоком тренинга УМК- С (учебная практика), его производственной практики и личностных мотивационно- поведенческих качеств. Преподаватель Модули и блоки УМК-С. Сервисы дистанционного взаимодействия преподавателя с обучаемым Модули и блоки УМК-С. Сервисы дистанционного взаимодействия преподавателя с обучаемым Общекультурные (ОК-1-ОК-22) и профессиональные (ПК-1-ПК-50) компетенции Преподаватель Информация Z Знания I I f(Z) Z Zзад Программно- педагогический тест Сетевой УМК

15 Модель учебного процесса магистров с использованием УМК-С по направлению подготовки менеджмент 30% аудиторных занятий лекционного типа. Реализация социально- воспитательной компоненты учебного процесса Печатные и электронные учебники и учебные пособия Активные и интерактивные формы проведения занятий для формирования профессиональных умений и навыков обучающихся. 50% аудиторных занятий. Оценка результатов работы обучаемого с блоком тренинга УМК- С (учебная практика), его производственной практики и личностных мотивационно- поведенческих качеств. Активные и интерактивные формы проведения занятий для формирования профессиональных умений и навыков обучающихся. 50% аудиторных занятий. Оценка результатов работы обучаемого с блоком тренинга УМК- С (учебная практика), его производственной практики и личностных мотивационно- поведенческих качеств. Преподаватель Модули и блоки УМК-С. Сервисы дистанционного взаимодействия преподавателя с обучаемым Модули и блоки УМК-С. Сервисы дистанционного взаимодействия преподавателя с обучаемым Общекультурные (ОК-1-ОК-6) и профессиональные (ПК-1-ПК-14) компетенции Преподаватель Информация Z Знания I I f(Z) Z Zзад Программно- педагогический тест Сетевой УМК Эксперты Специалисты Эксперты Специалисты НИР Обучающийся

16 Деловые ситуации, ролевые игры

17 Пример ситуации «что будет, если...» по дисциплине «Управленческий учет» /оптимизация зоны прибыли/ Пример ситуации «что будет, если...» по дисциплине «Управленческий учет» /оптимизация зоны прибыли/

18 Многие из образовательных интернет-ресурсов могут быть просмотрены или прослушаны через мобильные устройства Многие из образовательных интернет-ресурсов могут быть просмотрены или прослушаны через мобильные устройства

19 Образовательные ресурсы размещены в интернет-репозитории Образовательные ресурсы размещены в интернет-репозитории

Количество зарегистрированных пользователей интернет-репозитория / /2011

Интенсивность входов (ежесуточное количество сеансов) в 2010/2011 и в 2011/2012 учебных годах 21 За весь 2010/2011 учебный год сеансов С начала 2011/2012 учебного года сеансов сентябрь июль / /2011

22 Для компьютерного тестирования студентов в локальных сетях территориальных подразделений ВЗФЭИ разработан программный комплекс «LAN-тестинг». Текущая его версия включает в себя тесты по 200 дисциплинам. Программный комплекс «LAN-тестинг»

Проблемы развития заочного обучения недостаточный уровень информационных компетенций участников образовательного процесса, и в первую очередь - у преподавателей; недостаточный уровень информационных компетенций участников образовательного процесса, и в первую очередь - у преподавателей; нехватка качественного образовательного контента нехватка качественного образовательного контента нереализованность концепции дополненной виртуальной реальности. нереализованность концепции дополненной виртуальной реальности. 23

Задачи, которые предстоит решить Нормирование труда преподавателей по руководству самостоятельной работой студентов Нормирование труда преподавателей по руководству самостоятельной работой студентов Устранение межпредметной разобщенности Устранение межпредметной разобщенности Совершенствование фонда компетентностно- ориентированных оценочных средств, создание полномасштабных электронных портфолио учебных достижений студентов Совершенствование фонда компетентностно- ориентированных оценочных средств, создание полномасштабных электронных портфолио учебных достижений студентов Обеспечение программной унификации электронных образовательных сред на базе международных стандартов и спецификаций. Обеспечение программной унификации электронных образовательных сред на базе международных стандартов и спецификаций. 24

Перспективные направления совершенствования электронных средств заочного обучения видеоэнциклопедии; видеоэнциклопедии; интерактивные путеводители; интерактивные путеводители; компетентностно-ориентированные тренинги; компетентностно-ориентированные тренинги; ситуационно-ролевые игры; ситуационно-ролевые игры; электронные лектории; электронные лектории; персональные интеллектуальные гиды для студентов, по различным дисциплинам, являющиеся обучающими системами с использованием искусственного интеллекта; персональные интеллектуальные гиды для студентов, по различным дисциплинам, являющиеся обучающими системами с использованием искусственного интеллекта; компьютерные симуляции, реализующие исследовательское обучение компьютерные симуляции, реализующие исследовательское обучение 25

© ВЗФЭИ, 2012 © Вахрушина М.А., Торопцов В.С., Григорович Д.Б., Галкина Л.А. 26