Активные и интерактивные формы взаимодействия в вузе К.п.н.,доцент Поберезкая В.Ф. г. Сыктывкар, 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, элективности,
Advertisements

Практикоориентированный подход в преподавании программ профессиональных модулей Пищулко П.В. преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО ПТ г.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Галеева И.Ш., методист Городского методического центра Управления образования г.Казани.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Кондратенко Елена Валентиновна, кафедра педагогики Кондратенко Е.В.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
Александрова Наталья Равхатовна Тема урока: «Крестики –Нолики». Форма урока: урок-конкурс Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Цели урока:
ДЕЛОВАЯ ИГРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ общие методические аспекты.
Образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,
Современные способы активизации обучения. Роли современного преподавателя Академический консультант Академический консультант Тьютор Тьютор Куратор образовательной.
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
О применении интерактивных методов обучения в образовательном процессе студентов ИФК ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Транксрипт:

Активные и интерактивные формы взаимодействия в вузе К.п.н.,доцент Поберезкая В.Ф. г. Сыктывкар, 2012 г.

Формы взаимодействия Пассивное взаимодействие Активное взаимодействие Интерактивное взаимодействие (см. заметки к слайду)

Интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности студентов, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместных знаний, возможностью взаимной оценки и контроля. (см. заметки к слайду)

Условия реализации интерактивного обучения (ИО) 1.Необходимо подловить разработки, в которых реализовываются ИО, и корректируются УМКД с учетом ИО; 2.Стимулировать разными способами интерес студентов к профессиональной педагогической деятельности и учитывать их потребность в разнообразных формах взаимодействия, через создание диалогического пространства в организации учебного процесса; 3.Поддерживать благоприятную атмосферу в процессе взаимодействия на занятиях; 4.Обоснованно сочетать традиционные и нетрадиционные, активные и интерактивные формы организации занятий. (см. заметки к слайду)

Проблемы внедрения ИО 1.отсутствие комплексного использования различных форм, средств и методов ИО в органическом сочетании с традиционными; 2.слабое включение преподавателей, интерактивное обучение остается для них сферой передового педагогического опыта. Вследствие чего, создание концептуальных основ ИО - объективная необходимость сегодняшнего дня.

Виды занятий с использованием ИО 1.Типы лекций в разных педагогических технологиях обученияТипы лекций в разных педагогических технологиях обучения 2.Практические и лабораторные занятия Интерактивные игровые технологииИнтерактивные игровые технологии Технология ведения групповой дискуссииТехнология ведения групповой дискуссии Приемы организации взаимодействия с использованием ИКТПриемы организации взаимодействия с использованием ИКТ 3. Источники (см. заметки к слайду)

Типы лекций в разных технологиях обучения Лекции с использованием Пассивной формы обучения Лекция в системе традиционного обучения Лекции с использованием Активной и Интерактивной формы обучения Лекция в технологии проблемного обучения Лекция в технологии контекстного обучения Лекция в технологии рефлексивного обучения Лекция в технологии развития критического мышления К содержанию (см. заметки к слайду)

Лекция в системе традиционного обучения Цели Задаются извне Одинаковы для всех Связаны с передачей информации Содержание Определяется целями Системное, логическое расположение материала Результат: знания-знакомства, знания-копии Контроль: традиционные формы

Типы лекций традиционного обучения Вводная. Обзорная. Обобщающая. Проблемная. Заключительная. Источник информации Приемник информации Эталон УИ Д Содержание Типы лекций

Лекция в технологии проблемного обучения Цели Усвоение теоретического знания Развитие теоретического мышления Формирование познавательного интереса Содержание Система учебных проблем и подпроблем Выделение основных противоречий в развитии научного знания Результат: знания-знакомства, знания-копии, продуктивные мыслительные действия, познавательный интерес Контроль: 1) традиционные формы;2) Специальные задания проблемного характера Коррекция

Типы лекций в технологии проблемного обучения Вводная: постановка проблемы. Объяснительно- иллюстративная. Проблемного изложения знаний. Проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов. С элементами эвристической беседы. Содержание Типы лекций

Лекция в технологии контекстного обучения Содержание Системная основа предмета Проектирование деятельности студента Учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность Система учебных проблем Цели Усвоение теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности Формирование готовности к решению профессиональных задач Результат: готовность к решению профессиональных задач Контроль: 1) аттестационные ситуации) Деловые игры

Типы лекций в технологии контекстного обучения Проблемная Информационная Лекция-визуализация Лекция вдвоем Лекция с заранее запланированными ошибкамиЛекция с заранее запланированными ошибками Лекция – пресс- конференцияЛекция – пресс- конференция

Лекция-визуализация Особенности: Форма-имитация профессиональной ситуации. Осмысление и оценка большого V учебной информации. Диалогичность общения. Применение разных типов наглядности: натуральной, изобразительной, символической. Функции визуальных материалов: Передача новой содержательной информации; Создание и решение проблемной ситуации; Систематизация; Демонстрация различных способов визуализации информации. технологии контекстного обучения

Лекция вдвоем Выбор темы, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения или высокая степень сложности; Подбор двух преподавателей, совместимых как с точки зрения стиля мышления, так и способа общения; Разработку сценария чтения лекции (блоки содержания, распределенные во времени). технологии контекстного обучения

Лекция с заранее запланированными ошибками Структура: После объявления темы преподаватель неожиданно сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа; После прочтения лекции студенты называют эти ошибки /10-15 минут/; Преподаватель предъявляет перечень ошибок. технологии контекстного обучения

Лекция – пресс-конференция Структура: Название темы лекции; Формулировка студентами вопросов преподавателю по данной теме (5-7 минут); Сортировка преподавателем вопросов по их смысловому содержанию (5-7 минут); Ответы на вопросы в виде связанного текста; Итог лекции. технологии контекстного обучения Содержание Типы лекций

Лекция в технологии рефлексивного обучения Результат: Высокий уровень профессионального самосознания 1) контроль по процессу; 2) контроль по результату; 3)контроль по прогнозу личностно-профессионального развития студентов; 4)самоконтроль. Содержание Основные идеи предмета Раскрытие индивидуальных возможностей студентов Разработка программы личностного и профессионального самосовершенствования Цели Определяются студентом Активное содействие раскрытию потенциальных возможностей студента

Типы лекций в технологии рефлексивного обучения Вводная: выработка целей и определения стратегий изучения курса. Заключительная: обсуждение результатов анализа и самоанализа изучения курса. Другие. Содержание Типы лекций

Лекция в технологии развития критического мышления Цели Развитие критического мышления Обучение в сотрудничестве Содержание Учебное содержание, требующее глубокого осмысления и анализа Результат: Высокий уровень развития критического мышления Контроль: анализ письменных текстов, продуктов деятельности (см. заметки к слайду)

Стратегия «Трехчастные дневники» (Автор Черил Форбс) РАЗДЕЛ I Фиксация идей или цитат: что произвело наибольшее впечатление? Комментарий: что заставило меня обратить внимание на эту идею или записать именно эту цитату? Какие мысли это вызвало? Какой вопрос возник в связи с этим? РАЗДЕЛ II Мои собственные размышления по теме: РАЗДЕЛ III Письмо к преподавателю

Лекции в технологии развития критического мышленияПродвинутая лекция («Promoted lecture») Достоинства Работа с потоками слушателей, активизируя каждого; Развивает навыки анализа, синтеза, оценивания; Глубокое осмысление изучаемого материала; Развивает письменную речь слушателей. Недостатки Неэффективна для : обзорных теоретических текстов; текстов большого или слишком малого объема фоновых материалов, не требующих детализации Содержание Типы лекций

Интерактивная игра Это осуществляемое с учебными целями моделирование в межличностном взаимодействии (интеракции) ситуаций, создающих условия для набора и осмысливания социального и профессионального опыта. Главный обучающий потенциал игры заключается в том непосредственном опыте, который получают участники. (см. заметки к слайду)

Разновидности интерактивных игр Разогревающие игры Игровые методы: –Сюжетно-ролевые игрыСюжетно-ролевые игры –Деловые игрыДеловые игры –Имитационные игрыИмитационные игры Проведение интерактивных игр К содержанию (см. заметки к слайду)

Разогревающие игры Задачи разогревающих игр Знакомство. Активизация эмоций, «разминка». Формирование интереса к занятиям, повышение учебной мотивации. Сплочение группы, формирование взаимного доверия. Развитие внимания, наблюдательности. Демонстрация психологических феноменов. Требования к разогревающим играм: Возможность задействовать большое количество участников. Подвижность, возможность «разминки». Компактность, простота. Эмоциональность. Разновидности интерактивных игр (см. заметки к слайду)

Ролевая игра Структурированная обучающая ситуация, в которой человек времен но принимает определенную социальную роль и демонстрирует поведенчески е модели, которые, как он с читает, соответствуют ей. Сюжетно-ролевые игры нацелены на моделирование с оциальных отношений, возникающих в контексте п рофессиональной деятельности. Деловые и имитационные – на моделирование самих ситуаций профессиональной деятельности. Роль – позиция человека в обществе, подразумевающая о пределенное поведение, которое: Относительно независимо от исполнителя. Зато зависит от окружающих. Разновидности интерактивных игр (см. заметки к слайду)

Деловая игра Разновидность ролевой игры, направленная на воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности специалиста. Имитационная модель: содержательный, предметный контекст игры, обучающие и воспитательные задачи, правила деятельности. Игровая модель: социальный контекст. Комплект ролей и функций игроков, сценарий, правила игры. (см. заметки к слайду)

Собственно проведение игры Функции ведущего: Контроль соблюдения правил, временных рамок игры. Разъяснения непонятных моментов. Дополнительное инструктирование. Фасилитация – активизирование участников, «нагнетание обстановки». (см. заметки к слайду)

Типичные ошибки при использовании игровых методов Превращение игрового действия в самоцель. Слабое осмысливание полученного в ходе игры опыта. Избыточно частое применение игры при недооценке других методов обучения. Нарушение чувства такта, превращение учебного занятия в «душевный стриптиз» или психотерапевтическую сессию. Игнорирование эмоционального состояния участников. Основное ограничение игровых технологий – невозможность сформировать с их помощью систему знаний. Разновидности интерактивных игр

Имитационная игра (или метафорическая деловая игра) – это вариант деловой игры, Разновидности интерактивных игр (см. заметки к слайду)

Групповая дискуссия Совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки людей в процессе непосредственного общения. Круг решаемых задач:Круг решаемых задач: –Обмен информацией по значимым вопросам. –Поиск решений конкретных проблем. –Создание условий для самоосознания. –Обмен эмоциональными состояниями, а также их изменение. (см. заметки к слайду)

Типы дискуссий По содержанию: ТематическиеТематические БиографическиеБиографические Связанные с текущим взаимодействиемСвязанные с текущим взаимодействием По количеству активных участников: ДиалогиДиалоги ПолилогиПолилоги По степени структурированности: СвободныеСвободные СреднеструктурированныеСреднеструктурированные Четко структурированныеЧетко структурированные (см. заметки к слайду)

Типы вопросов По форме:По форме: –Закрытые –Открытые –Косвенные –Проективные По содержанию:По содержанию: –На установление фактов –На личное отношение к ним

Стадии дискуссии 1. Ориентировка: определение темы и цели, регламента дискуссии. 2. Сбор информации: высказывания об известных участникам фактах, мнениях, идеях. 3. Упорядочение, обоснование и совместная оценка информации. 4. Подведение итогов дискуссии. (см. заметки к слайду)

Групповая дискуссия «Баллинтовская группа» Основная цель групповой дискуссии такого типа – взаимная поддержка специалистов при личностных затруднениях, связанных с профессиональной деятельностью.

Стадии баллинтовской группы 1.Выбор темы дискуссии 2.Изложение проблемной ситуации 3.Задавание уточняющих вопросов 4.Поиск путей выхода из ситуации 5.Подведение итогов дискуссии К содержанию (см. заметки к слайду)

В презентации использовались материалы монографий Грецова А.Г. (г. С-Пб. РГПИ) Даутовой О.Б. (г. С-Пб. РГПИ) Добрынина Т.Н. (г. Новосибирск) Колесник Н.П. (г. С-Пб.) Рогинко Е.В.(г. Москва) К содержанию