О развитии системы качества в ПетрГУ (качества основных образовательных программ (ООП) на основе ФГОС) P Планируй A Улучшай Проверяй C Делай D Ученый Совет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Advertisements

Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Оценка профессорско- преподавательским составом реализации основных направлений Болонского процесса Отчет заслушан на заседании Совета по качеству
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Учебно-методическое управление 21 марта 2012 г.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
План методической работы по подготовке к аккредитации ПетрГУ в 2013 году Заседание Учебно-методического совета ПетрГУ 3 ноября 2011 г. Начальник учебно-методического.
1 Петрозаводский государственный университет Итоги 2005/2006 учебного года и задачи на 2006/2007 учебный год Материалы к заседанию ученого совета ПетрГУ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ Первый проректор по учебной работе В.И.ЛИТВИН ©Российский государственный аграрный заочный университет.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Транксрипт:

О развитии системы качества в ПетрГУ (качества основных образовательных программ (ООП) на основе ФГОС) P Планируй A Улучшай Проверяй C Делай D Ученый Совет 26 апреля 2011

– переход на уровневую подготовку кадров на основе ФГОС! Направления подготовки ВПО по перечню, утвержденному МОН России (более 200 ) Общее среднее (полное) образование Годы обучения Бакалавр 4 года Квалификация (степень) Магистр 2 года Квалифик. (степень ) Специалист Не менее 5 лет Квалифик. (степень) Специальности (моно) по перечню, утвержденному Правительством РФ (111 ) Программа ДПО Доп. квалифик. Магистр 2 года Квалиф. (степень ) Програм- ма ДПО Доп. квалиф.

Количество выпускников школ (по данным Минобразования РК) 3

Количество поданных заявлений и зачисленных на 1 курс (полный срок обучения, без учёта магистратуры) 4

5 Рейтинг качества приема в российские государственные вузы в 2010 г. Совместный проект ГУ-ВШЭ и РИА Новости Из 506 государственных вузов ПетрГУ на 173 месте Общий средний балл ЕГЭ по очной ф. обуч. в 2010 г.: 62,2 (бюдж); 55,6 (в/б) Рейтинг ЕГЭ по направлениям подготовки: В верхних строчках рейтинга (с формулировкой «благополучные вузы»): Лечебное дело, Международные отношения, Менеджмент, Экономика, Юриспруденция В нижних строчках рейтинга (с формулировкой «вузы находятся в опасном положении»): Агрономия; Геология; Лесное хозяйство; Лесоинженерное дело; МСХ; Технологические машины и оборудование; Электроника и микроэлектроника (Общий средний балл ЕГЭ по очной. ф. обуч. в 2009 г.: 60,9 (бюдж); 54,9 (в/б))

6 Что нужно, чтобы ПетрГУ мог сформировать новые ООП и начать по ним обучение? Основная образовательная программа (ООП) Учебный план Учебный график Рабочие программы дисциплин, практик Система контроля качества ФГОС утвержденные ПООП, перечень профилей Нормативные и методические документы федерального уровня Нормативные и методические документы ПетрГУ Лицензия и свид-тво об аккредитации Финансовое Материально- техническое Кадровое Учебно- методическое и информационное обеспечение

7 Обеспечение качества освоения ООП п.8 ФГОС: «ВУЗ обязан обеспечить качество подготовки, в том числе путем: -разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; -мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; -разработки объективных процедур оценки компетенций выпускников; -обеспечения компетентности преподавательского состава; -регулярного проведения самообследования с привлечением представителей работодателей; -предоставления возможности обучающимся, представителям работодателей оценивать содержание, организацию и качество учебного процесса в целом, а также работу отдельных преподавателей…» (Т.о. на УМУ ложится большая нагрузка по обеспечению этих процедур)

8 Условия (внешние), в которых мы работаем: Не введенные в действие нормативные документы, необходимые для перехода на ФГОС 1. Перечень, устанавливающий соответствие новых наименований «специальностей» подготовки специалистов действующим наименованиям (для установления преемственности лицензий и свидетельств о государственной аккредитации) – Приказ Минобрнауки 63 от будет заменен (новый приказ на регистрации в Минюсте) 2. Перечни направлений подготовки (специальностей) ВПО, по которым получение высшего профессионального образования по заочной форме, очно-заочной форме и в форме экстерната не допускается - Приказ Минобрнауки (на доработке в Минобрнауке)

9 Не введенные в действие нормативные документы, необходимые для перехода на ФГОС 3. Приказ МОН: «Об условиях реализации образовательных программ ВПО в сокращенные сроки» (проект есть) 4. Приказ МОН: «Положение об итоговой государственной аттестации …» (проект есть) 5. Приказ МОН: «Положение об экстернате в образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (в разработке) 6. Приказ МОН: «Порядок перевода студентов из одного вуза в другой» (в разработке)

10 Не отрегулированные к настоящему моменту вопросы, важные для организации процесса обучения в 2011 г. Прием на сокращенные программы Прием на второй и последующий курсы Восстановление в вуз Процедура обеспечения вузов бланками документов государственного образца (дипломы, академические справки, удостоверения) Не утверждены 79 ФГОС (К обещали все утвердить)

11 Лицензирование В марте оформлено новое приложение 6 к лицензии ПетрГУ на новые образовательные программы: Бакалавриат: Журналистика Гостиничное дело Водные биоресурсы и аквакультура Магистратура: Социология Социальная работа Менеджмент Теплоэнергетика и теплотехника Электроэнергетика и электротехника Программа ДПО для получения дополнительной квалификации: «Преподаватель высшей школы»

12 Направления подготовки бакалавров, для которых по соответствующим направлениям магистратуры в ПетрГУ нет лицензии (12 направл.) ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Геология ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Журналистика Документоведение и архивоведение ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ Управление персоналом Государственное и муниципальное управление СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ Сервис Туризм Торговое дело Гостиничное дело СЕЛЬСКОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО Водные биоресурсы и аквакультура ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО Землеустройство и кадастры ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ Радиотехника

13 До переоформления лицензии на бессрочную с новым названием ПетрГУ, новыми названиями и кодами направлений подготовки «переходник» можно считать приложением к лицензии Соответствие направлений подготовки бакалавров Новое Старое по ОКСО ЗДРАВООХРАНЕНИЕ060000ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Сестринское дело Сестринское дело ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ080000ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ Экономика Экономика Финансы и кредит Бухгалтерский учет, анализ и аудит Менеджмент Менеджмент Менеджмент организации Маркетинг Управление персоналом Управление персоналом Бизнес-информатика Бизнес-информатика Государственное и муниципальное управление Государственное и муниципальное управление СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ100000СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ Сервис Сервис Социально-культурный сервис и туризм Туризм Социально-культурный сервис и туризм Торговое дело Коммерция Товароведение Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения) 65

14 Новое в лицензировании вступило в силу новое Положение о лицензировании образовательной деятельности: Лицензия теперь бессрочная. Выдается на направление подготовки. Решение об открытии профилей бакалавров, магистерских программ принимает Ученый Совет вуза. Необходимо представить в лиц. орган только заявление о намерении получить лицензию на новое направление подготовки Лицензионный контроль через 1 год после получения лицензии Новое в государственной аккредитации Аккредитация по УГН (считаются аккредитованными все образовательные программы, реализуемые в рамках данной УГН) При отказе в аккредитации хотя бы одной образовательной программы, не аккредитуется вся УГН По возможности надо обходиться без профилей в направлениях подготовки бакалавров Принятие решений об аккредитации на основе заключений общественно-профессиональной экспертизы (рекомендательный характер)

Разработка ООП Насущные проблемы: - Отсутствие налаженных взаимоотношений с Работодателем на предмет определения видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, оценки приобретенных компетенций, оценки качества ООП. - Недостаточное осознание преподавателями категорий стандартов нового поколения: компетенции модули зачетные единицы активные, интерактивные формы обучения оценка компетенций Результат: -Происходит «втискивание» прежнего 5-летнего учебного плана в новый 4-летний план. -Разрабатывается излишне большое количество профилей подготовки, не соотнесенное с материально-технической базой и количеством бюджетных мест на данное направление подготовки. - Отсутствие инноваций в УМКД. Назрела необходимость проведения учебно-методического семинара июня. Эксперты: Е.В.Караваева – исп. директор АКУР, зам. проректора МГУ к.ф-м.н, доц.; Е.Н.Ковтун – зам. декана по УМО филологического факультета МГУ, д.ф.н., проф. 15

16 Учебно-методический совет ПетрГУ в помощь разработке качественных ООП –Заседания проводятся по плану – 5 раз в год –Вся информация, материалы выступлений размещается на сайте УМС: Основные вопросы, рассмотренные на УМС в 2010/11 уч. году: Проблемы перехода на уровневую систему подготовки кадров и ФГОС третьего поколения Разработка основных образовательных программ (ООП), учебных планов, УМКД, УМКП на основе ФГОС третьего поколения (в среде ИАИС ПетрГУ: личное пространство преподавателя, подсистема кафедра, деканат) Разработка положения об УМК дисциплин (модулей) и практик, ориентированный на включение в ИАИС ПетрГУ Обеспечение самостоятельной работы студентов Работа с отстающими студентами. Возможности оплаты этой работы.

17 Последние новости, события, материалы, связанные с переходом на ФГОС, разработкой ООП на сайте: 17

Рейтингование кафедр – важный инструмент управления качеством Пилотное рейтингование кафедр проводится на основании Положения, рекомендованного для апробации и дальнейшей доработки Ученым советом ПетрГУ и в соответствии с планом работ по развитию системы качества ПетрГУ 18

Анализ итогов пилотного рейтингования кафедр 19

Анализ итогов пилотного рейтингования кафедр (4 группы направлений: МЕД, ИНЖ, ЕНМ, ГСЭ) 20

Анализ итогов пилотного рейтингования кафедр 21

22 Проверка выполнения преподавателями расписания учебных занятий Согласно распоряжению от с проводятся регулярные проверки по всем учебным корпусам сотрудниками УМУ Анализ проверок: Не всегда преподаватели уведомляют диспетчерскую службу о разовых отменах, переносах учебных занятий. Ни разу не выявлены нарушения в учебных корпусах: МедФак, ЭБФ, ФПиСН, ЭкФак, ФПФФиК Имелись нарушения: ФилФак (каф. ин. яз.), Юрфак Результаты проверок: Значительно выросло количество сообщений преподавателей в диспетчерскую об отменах, переносах занятий. Производится замена занятий, восстановление отмененных занятий. Появился резервный запас учебных аудиторий, острая нехватка которого особенно ощущается в главном корпусе.

Опросы общественного мнения о качестве образования опросысрокирезультаты Работодатели выпускников ПетрГУ о качестве образования университета Январь-февраль 2011Медицинские учреждения (12) Образовательные учреждения (13) Производственные предприятия (6) Студенты заочного отделения всех факультетов (2-6 курс) Январь 2011Опрошено 583 респондента Студенты 1 курса очного отделения Апрель 2011В опросе участвуют первокурсники всех факультетов Опросы проводились УМУ и Лабораторией социологических исследований Все данные будут переданы на факультеты 23

Работодатели оценивают качество образования ПетрГУ СИЛЬНЫЕ стороны выпускников Уровень теоретических знаний Эрудированность Хорошие коммуникативные навыки Владение компьютером, интернетом СЛАБЫЕ стороны выпускников Отсутствие практического опыта Не всегда достаточный уровень профессионализма (производственная сфера) Недостаточное владение методикой преподавания предмета (образование), нехватка психологических знаний (образование, медицина) Недостаточная смежность дисциплин (медицина) 24

Опрос студентов заочного отделения Опрос проходил во время зимней сессии 2011 г. Всего было опрошено 583 студента 2-6 курсов всех факультетов (кроме ПФФиК, ЭБФ, АТФ – заочников нет) Все данные будут переданы на факультеты 25

Причины, по которым отношение к процессу обучения изменилось в худшую сторону (9% ответов) «Отношение руководства и преподавательского состава к заочникам, как к второстепенному сорту людей/студентов» «Постоянная смена преподавателей по некоторым дисциплинам» «Маленькое количество часов, сжатый процесс начитывания лекций; преподаватели опаздывают, иногда отменяют лекции; многие читают материал на "автомате"; не способны вызвать истинный интерес к своему предмету» «Низкий уровень организации учебного процесса (отмена занятий без их дальнейшего проведения)» «Малое число лекций, в итоге - поверхностные знания по большинству предметов (не по всем)» «Малопрофильное обучение, устарела программа обучения» «Качество процесса обучения» «Отсутствие интереса некоторых преподавателей к студентам, т.е. нежелание давать необходимый материал» «Большое количество учебных дней, т.е 3 сессии в одном учебном году» 26

В какой степени Вас устраивают возможности факультета? (по 7- балльной шкале) Разделы Среднее Стд. отклонение Организация учебного процесса (расписание, сессия, учебный план) 4,71,56 Качество работы деканата 5,51,55 Уровень технической оснащенности обучения (компьютеры, проекторы, оснащенность лабораторий) 5,51,50 Актуальность (современность, практическая применимость) учебного материала 5,41,40 Работа библиотеки 5,91,27 Организация питания 4,21,90 27

Приходилось ли Вам во время учебы использовать дистанционные курсы обучения? Варианты ответа% Нет ответа 5,1% Нет, ни разу не приходилось 69,3% Да, приходилось, но довольно редко (в рамках 1-3 дисциплин за все время обучения) 18,4% Да, довольно регулярно, почти каждую сессию 6,5% Другое 0,7% 28

Оцените в целом степень Вашей удовлетворенности качеством получаемого на факультете образования по 7- балльной шкале (Сами оплачивают обучение 79 % респондентов) БаллыAbs% нет ответа71,2% 161,0% 271,2% 3325,5% 48514,6% ,8% ,7% ,1% Среднее5,4 Стд. отклонение1,33 29

30 Внедрение инновационных форм обучения. Распространение лучшего опыта Согласно ФГОС активные и интерактивные формы обучения должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий; лекции – не более 40% Сборник учебно-методических разработок победителей конкурса инновационных педтехнологий (21 разработка, система внедрения инновационных педтехнологий в вузе, методические материалы к конкурсу по инновационным педтехнологиям) По одному экземпляру сборника передано на каждую кафедру ПетрГУ «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ» программа ФПК, 72 часа БОЛЕЕ 100 преподавателей ПРОШЛИ ОБУЧЕНИЕ ПО ЭТОЙ ПРОГРАММЕ Участие в федеральном проекте «ЛЕКТОРИУМ» Закуплено специальное оборудование для качественной записи лекций Видеосъемка 5 лекций (проф. Е.М.Неёлов, проф. А.В.Пигин, проф. А.В.Антощенко, доц. А.М,Пашков) Готовится размещение видеолекций ПетрГУ на федеральном портале lectorium.tv Создание видеотеки лекций преподавателей ПетрГУ в Научной библиотеке (записи прошлого и этого учебного года) Ведется работа по размещению видеозаписей лекций на сайте ПетрГУ В дальнейшем планируется продолжить эту работу Оборудование аудиторий средствами мультимедиа В начале учебного года 3 аудитории оборудованы средствами мультимедиа для презентаций (307 и 356 – Главный корпус, 411 – экономический факультет)

31 Повышение квалификации в области качества образования – программы ФПК УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ –1 семестр 2010/2011 уч.г. –16 чел., 72 часа –Обучение зав. кафедрами, зам. деканов –Содержание: инструменты менеджмента качества, типовая модель, система качества ПетрГУ, опыт передовых вузов, и др. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ –2 семестр 2010/2011 уч.г. –8 чел., 72 часа –Обучение заведующих кафедрами –Содержание: инструменты менеджмента качества, типовая модель, система качества ПетрГУ, опыт передовых вузов, переход на двухуровневую систему образования, методическое обеспечение и др.

Основные задачи УМУ: 1.Совместно с деканами разработать стратегию лицензирования и открытия новых образовательных программ (особенно программ магистерской подготовки) с учетом наполняемости учебных групп, для приведения в соответствие структуры подготовки выпускников потребностям рынка труда. 2. Выстроить систему взаимоотношений с работодателями для разработки стратегий по обеспечению качества подготовки выпускников; оценки качества образовательных программ; определения видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник; оценки приобретенных компетенций. 3. Разработать внутривузовскую нормативную документацию в соответствии с ФГОС для обеспечения качественной подготовки и реализации ООП с активным использованием возможностей современных информационно- коммуникационных технологий в среде ИАИС ПетрГУ. 4. Организовать и провести учебно-методический семинар по переходу на ФГОС для разработчиков ООП, преподавателей ПетрГУ с приглашением экспертов Ассоциации классических университетов (АКУР) в июне 2011 г. 32

Основные задачи Факультеты: 5. Деканатам, выпускающим кафедрам оптимизировать структуру учебных планов по видам учебных занятий; широко внедрять электронные формы обучения и текущей аттестации студентов. Снизить недельную аудиторную нагрузку на студента до 27 час. (или выше, если это предусмотрено стандартом), понизить годовую учебную нагрузку на ставку преподавателя до уровня менее 900 час. 6. Деканам создать рабочие группы на факультетах для постоянного мониторинга, рецензирования учебных планов нового поколения. 7. Организовать системную работу со студентами, имеющими пробелы в школьной подготовке. 33

Спасибо за внимание 34