Воронцов А. Б. 26 февраля 2009 год г. Тула 1. « Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики » Для этого необходимо изменить качество современного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды деятельности младших школьников. учебное сотрудничество (коллективно- распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая,
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Презентация «ООШ д. Михайловка»
Воронцов А. Б. Содержание и организация контрольно - оценочной деятельности в 5-6- х классах РО ( проблемная лекция )
Деятельностный подход в образовании. Стандарт: ориентация на результаты образования Основной результат– освоение обобщенных способов действий, достижение.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ МОУ – Теренгульская.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения ООП НОО Результаты междисциплинарных (сквозных) программ – «Формирование УУД» и «Чтение. Работа с текстом», представленные:
Воронцов А.Б.. Основные составляющие современного качества образования: акценты и приоритеты. Самооценка как действие по саморегуляции образования в ОУ.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Л.С. Выготский Д.Б. Эльконин В.В.Давыдов 1.Развитие и формирование способностей в процессе интериоризации форм действия и общения, осуществляемое в группе.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Формирование готовности учителя к работе в новых условиях ( из опыта работы)
Общественное обсуждение Вариант подготовлен рабочей группой Института образовательной политики « ЭВРИКА » Федеральный государственный стандарт общего образования.
13-14 апреля 2015 Разработка тестовых материалов по модели SAM (математика начальной школы) Горбов Сергей Федорович.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Стандарт Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Начальное общее образование (Приказ.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт (макет) как результат проекта КПМО.
Транксрипт:

Воронцов А. Б. 26 февраля 2009 год г. Тула 1

« Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики » Для этого необходимо изменить качество современного образования, ориентированного на формирования у детей способностей учиться всю жизнь 2

3 1. Другая страна с другим социально- экономическим укладом 2. Другие цели образования 3. Вариативное, открытое образование 4. Компетентностные стандарты 5. Другие дети 6. Все другое… 1. Содержание – набор отдельных учебных предметов (ЗУНы) 2. Учебный план 3. Репродуктивные способы (методы) обучения 4. Обучение преобладает над учением 5. Классно-урочная система 6. Традиционная система оценивания 7. … Фундамент – советско-российская ДИДАКТИКА ?????

Оценка учебных достижений, ключевых компетентностей и наличие социального и общественно полезного опыта ( способность молодых людей быть успешными и мобильными в любых социально- экономических условиях за счет формирования у себя ключевых компетентностей) Доступность – возможность человека получать образования разными способами (очно, заочно, дистантно, в разных типах учебных заведений и т.п.) Эффективность – получение образования с наименьшими затратами своих собственных ресурсов (временных, материальных, финансовых) при сохранении высокого качества образования 4

Развитие способности школьников самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе используемого ими социального опыта (образовательных результатов); Обеспечение возможностей достижения желаемых образовательных результатов всеми учащимися (процесс их достижения); Оптимизация затрат личности и общества на достижение необходимых результатов (цена достижения, затраты сил и времени учащихся и учителей) 5

Трехуровневые задачи – оценка уровней овладения учащимися основных предметных способов действий (средств) ; Проектные задачи - оценка формирования ключевых компетентностей и социального опыта; Анкетирование - установление контекстных факторов, влияющих на качество образования; Проверочные работы (задачи) по линиям - оценка формирования контрольно-оценочной деятельности, планирования учебной деятельности ребенка 6

индивидуальный прогресс 7 1 уровень 2 уровень 3 уровень 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

1. Наличие рабочих образовательных программ педагогов, ориентированных на формирование способов и средств инициативного действия ребенка 2. Разнополюсное образовательное пространство в образовательном процессе ; 3. Современные образовательные технологии, направленные на повышения эффективности и доступности образования ; 4. Рабочий учебный план школы, ориентированный на создания возможностей ; 5. Локальные нормативно - правовые документы, регламентирующие систему оценки качества образования ; 6. Организацию повышения квалификации педагогов на постоянной основе. 8

« У России сегодня есть риск – инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня … Необходимо поддерживая жизнеспособные традиции отечественного образования, осваивая все лучшее, что сложилось в мировой практике, вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности постиндустриальной экономики и общества 21 века …» ( Российское образование -2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях.- М., ГУ ВШЭ 2008, с.4) 9

« Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 г. все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием компетентностного подхода. Вместе с тем надо подчеркнуть, что ряд педагогических подходов советской школы будет развиты как российское ноу - хау для глобального продвижения на рынке образовательных технологий. Речь, прежде всего, идет о подходах развивающего обучения, впервые в мировой психолого - педагогической науке решающих задачу координированного развития практического интеллекта и теоретического мышления » ( Там же, с.37) 10

Источники : Д. Б. Эльконин « Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников » (1962) « Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения » (1966) « Психология обучения младшего школьника » (1974) В. В. Давыдов « Виды общения в обучении » (1972) « Проблемы развивающего обучения » (1986) « Теория развивающего обучения » (1996) 11

Фундаментальные основания ( научные теории ): Теория периодизации ( Д. Б. Эльконин ) Теория двух типов обобщения и мышления ( В. В. Давыдов ) Теория учебной деятельности и ее субъекта ( В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Г. А. Цукерман, В. В. Рубцов и др.) Теория развивающего обучения ( В. В. Давыдов ) 12

Педагогические работы ( ): Г. А. Цукерман Виды общения в обучении (1993) А. Б. Воронцов Практика развивающего обучения (1998) Г. А. Цукерман Как младшие школьники учатся учиться (2000) В. П. Зинченко Психологические основы педагогики : психолого - педагогические основы построения системы развивающего обучения (2002) А. Б. Воронцов Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (2002) Е. В. Чудинова, А. Б. Воронцов Учебная деятельность : введение в систему Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова (2004) Г. А. Цукерман Урок в развивающем обучении ( трилогия ) ( ) А. К. Дусавицкий Педагогическая деятельность в развивающем образовании (2006) П. Г. Нежнов и др. Мониторинг учебно - предметных компетенций в начальной школе (2007) 13

14 Возрастные возможности школьников Теория обучения и учения Механизмы реализации: БУП, ООП ступени; КИМ

Таким образом, такой теоретической основой для проектирования разных моделей образовательных систем, программ, учебников и т. п. может стать Теория развивающего обучения как модель культурного развития 15

образование как процесс « культурного развития », в котором сообразное возрасту обучение ( присвоение индивидом культурных средств и способов действия ) является необходимой составляющей, поскольку закладывает « зону ближайшего развития ». Интегральным результатом такого развития, является становление у индивида в конце каждого цикла зрелых форм инициативного социального действия, опирающегося на тот культурный ресурс, который предусмотрен обществом в лице образовательной системы. 16

Не решена проблема преемственности между ступенями образования Решение проблемы средствами РО : Создание педагогики образовательных переходов – педагогически грамотно построить образование детей в критические периоды своего развития (6-7, 10-12, лет ) 17

Психологическое основание – культурно - историческая теория развития Л. С. Выготского, развитие этой теории Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, Г. А. Цукерман, В. И. Слободчиковым 18 Линия предметного содержания (линия учебных дисциплин) Линия средств (инструментальная линия) 6-7 лет

классы 4-5 класс1 класс ПШС Шестилетняя начальная школа «…Этот возрастной интервал – воистину «ничья земля» в периодизациях психического развития, на которую одинаково безосновательно претендуют специалисты и по младшему школьному, и по подростковому возрасту. Кстати, ни те, ни другие не в состоянии содержательно освоить эту возрастную территорию, ибо она качественно отлична и от 8 – 9-летнего возраста – сердцевины школьного детства, и от 13 – 15-летнего возраста – сердцевины отрочества» (Г.А. Цукерман)

На каждой ступени образования целесообразно выделить два этапа : решения учебных задач ( стабильный ) и рефлексивный ( переходный ) этапы ; Выделение двух этапов в построении ступени образования автоматически должно увеличить начальную школу до пятого класса, основную школу до 10 класса ; Переходный этап в образовательном процессе школы должен строиться особым образом, имея три аспекта рассмотрения : через рефлексию предыдущего учебного опыта ( опробование открытых способов действий и средств ( инструментов ) в новых ситуациях ); через особые формы и способы организации учебной деятельности, характерные именно для переходов и через зарождение новых форм и способов учебной работы, которые будут разворачиваться только на следующем ( подростковом ) этапе образования. 20

Ориентация на информационное ( репродуктивное ) знание современных школьников и как следствие противопоставление « знаниевого » и « компетентностного » подходов Решение проблемы средствами РО : « Мы нашли ключ к проблеме развивающего обучения в младшем школьном возрасте. Это ключ – содержание обучения » ( Д. Б. Эльконин ) Именно содержание усваиваемых ребенком знаний определяет способы ( методы ) обучения и учения. Задачный принцип – ведущий в построении содержания образования. Фундаментальное ядро учебных предметов – набор ключевых культурных предметных способов / средств действий ОТ ЗНАНИЯ - ИНФОРМАЦИЯ к ЗНАНИЮ - ДЕЙСТВИЯ 21

Перегрузка учащихся, потеря интереса, учебной мотивации и как следствие падения успеваемости и здоровья Решение проблемы средствами РО : В основу образовательного процесса необходимо положить теорию учебной деятельности ( где центральное место занимает детское инициативное действие ) В основу которого положены следующие принципы : задачный ; ритмов ; инициативы, поиска и пробы ; позиционности и моделирования Учебная деятельность – как универсальный метод ( способ ) обучения и учения, задающая основу образовательной технологии : продуктивный конфликт ---- задача построение ОСД преобразование ОСД при решении частных задач ( поиск и проба ) продуктивный конфликт ---- новая задача ( контроль и оценка на всех этапах разворачивания постановки и решения задачи ) 22

Образовательное пространство всей начальной школы (1-5 класс) Переходная фаза (фаза «запуска») 1 класс (6-7 лет) Основная фаза (фаза решения системы учебных задач) 2-4 класс (8-11 лет) Переходная фаза (рефлексивная) 5 класс Образовательное пространство учебного года Фаза решения учебных задач октябрь Рефлексивная Фаза апрель-май Фаза «запуска» сентябрь ПУЗРУЗ СРЗ Задача 23

Преобладание классно - урочной системы, отсутствие многообразия образовательных мест для полидеятельности школьников Решение проблемы средствами РО : « РО – это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития » ( В. В. Репкин ) В основу должны быть положены РИТМЫ в обучении : ( пятилетний цикл, годовой цикл, цикл учебной задачи ). Есть большие шансы повысить эффективность обучения ( сокращение учебного времени до 25%) за счет технологии РО, ориентированной на повышение роли самостоятельной, инициативных форм учебной деятельности при движении от НШ к СШ. 24

Мониторинг и общая структура образовательного процесса в деятельностной технологии УК Урок през ента ция УМ Решени е УЗ УЗанят ие Решени е КПЗ УМУКУМ ПрЗа д ПР ДР - линия уроков коллективного решения системы учебных задач года - линия индивидуальной работы учащихся с учителем в школе - линия самостоятельной домашней работы учащихся 25

Преобладание КИМов, ориентированных на проверку репродуктивных знаний Решение проблемы средствами РО : Образовательный процесс как « культурное развитие ». ( авторский коллектив под рук. П. Г. Нежнова ) Инструмент позволяет начать мерить процесс присвоения культурных средств ( способов ) мышления и действия, как стержневом содержании школьного образования. Переход на оценку индивидуального прогресса ребенка. 26

Введение современных образовательных, в том числе информационных технологий в образовательный процесс школы кардинально не меняет качества образования Решение проблемы средствами РО : Компьютерное моделирование ( ИУМК, ИИСС ), сетевое взаимодействие ( КОД ), концентрированное обучение ( ПШ ), ИОП, другая контрольно - оценочная деятельность 27

Учебник является единственным и основным обязательным дидактическим средством в образовании школьника ( ст.32 п.23 Закона « Об образовании ») Решение проблемы средствами РО : учебник должен носить дискуссионный характер ( Г. А. Цукерман ) Концепция УМК и подготовка авторов ( проект НФПК 2006 года ) 28

Мы стоим на пороге создания деятельностной педагогики, где фундаментом станет модель « культурного развития » ( Л. С. Выгосткий ) Пока не будет положена педагогика, ориентированная не на « декларацию о намерениях »» описание передового опыта », а на построение « моделей предметного действия », где будет строится опробование самим способом действия его возможностей ( Б. Д. Эльконин ) принципиальных изменений в качестве образования ( самостоятельный, инициативный человек ) не произойдет. Все предпосылки для этого есть. 29

Заложены основы психодидактики ( В. В. Давыдов ) Принципу наглядности следует предпочесть принцип предметности, то есть точное указание тех специфических действий, которые необходимо произвести с предметами, чтобы, с одной стороны, вычленить содержание будущего понятия, а с другой - изобразить это содержание в виде знаковых моделей... Принципу сознательности целесообразно предпочесть принцип деятельности... " Сознательность " может быть реализована лишь в том случае, если школьники получают знания не в готовом виде, а выясняют условия их происхождения 30

Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно - практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель - понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в « чистом виде ». Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение студента, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. 31

уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной ( ключевой ) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях. изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться решать большой круг частных ( конкретных ) задач за более короткий отрезок учебного времени. перейти на другой тип отношений между субъектами ОП. Этот тип отношений можно назвать кооперационным. 32

вариант подготовлен рабочей группой Института образовательной политики « ЭВРИКА » 33

Базисный образовательны й (учебный) план Фундаментальное ядро образовательных областей Примерные основные общеобразователь ные программы ступени Примерные основные общеобразователь ные программы ступени Требования к результатам реализации образовательно й программы ступени Образцы контрольно- измерительных материалов Цели образования ступени Характеристика возраста школьников ступени Характеристика возраста школьников ступени Виды деятельности школьников Задачи, решаемые учащимися Задачи, решаемые учащимися Задачи, решаемые педагогами Рабочий образовательный (учебный) план Рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей Программа внеурочной (внеучебной) деятельности детей Планируемые результаты и способы (формы) их оценивания 34

Виды деятельности младшего школьника : Совместно - распределенная учебная деятельность в коллективных формах ( коллективная дискуссия, групповая работа ) Игровая деятельность ( высшие виды игры – игра - драматизация, режиссёрская игра, игра по правилами ) Творческая деятельность ( художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность ( самообслуживание, участие в общественно - полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность ( освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях ). 35

овладеть основами понятийного мышления ( в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии ); научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения ; научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности ; овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками ; полностью овладеть высшими видами игры ( игра - драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему ; научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов ; приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках ; приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства ; 36

1. Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно - учебных формах ( уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.) 2. Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности. 3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого : организовать постановку учебных целей, создавать условия для их « присвоения » и самостоятельной конкретизации учениками ; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей ; организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы ; осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам. 4. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого – Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов. Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов. Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества ( организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д. ) 5. Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам 37

Ступени Кол - во часов / неделю Соотношение ФК / ШК Соотношение УД / ВНУД Соотношение ауд / сам. работа Начальная Школа (4 года /5 лет ) 104(98)**80/20 90/10 Основная школа (5 /4 года ) 174(164)70/3065/3575/25 Старшая школа (2 года ) 96 (90)60/40 38

39

Выделение ключевых культурных предметных способов действий / средств в каждой образовательной области Установление уровней освоения способов действий / средств ( формальный, предметно - рефлексивный, функционально - ресурсный ) Разработка образцов контрольно - измерительных материалов под каждый способов действия / уровень освоения Итог : установление уровневого стандарта в освоение предметных знаний - действий 40

Содержательная область Способы действияПонятийные средства Числа и вычисления – алгоритмы выполнения действий ; – прикидка ; – элементы рационального вычисления – позиционный принцип записи чисел ; – свойства арифметических действий Измерение величин – прямое измерение ( непосредственное « укладывание » единицы, « укладывание » единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта ); – косвенное измерение ( с отсчетом значения величины по шкале прибора ( линейка, безмен, часы, транспортир, мензурка ), вычисление по формулам ); – действия с именованными числами. – однородность величин ; – отношение между числом, величиной и единицей ; – отношение « целого и частей »; – прямая пропорциональная зависимость ( площадь прямоугольника ; равномерное движение, работа и др.); – производные величины ( скорость, производительность труда и др.) Закономерности и зависимости - выделение закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах ; – построение структурированных объектов ; – выделение зависимостей между величинами в различных ситуациях ( в начальной школе, в основном, задаваемых текстовыми задачами ); – описание зависимостей на различных математических языках ( чертежами, схемами, формулами и др.) – « индукционный шаг »; – отношения между однородными величинами ( равенство, неравенство, кратности, разностное, « целого и частей »); – прямая пропорциональная зависимость между величинами ; – форма и другие свойства фигур ( основные виды геометрических фигур ); – пространственные отношения между фигурами. 41

2. Правила составления системы тестовых заданий 42 Способ действия/средство Задача 1 Задание уровень Задание уровень Задание уровень Тестовый блок

43 Способ действия (нахождение точки в пространстве) 1 уровень Использование необходимых средств в стандартной ситуации 2 уровень Изучение «внутреннего» устройства средств СД 3 уровень Восстановление, преобразование, конструирование нового средства Типовые задачные ситуации : 1) Определить направление 2) Определить расстояние Типовые задачные ситуации: перенос понятия масштаба с измерения длин на определение размера (площадей) Конкретизация уровней

На начальной ступени образования должны быть созданы условия и предоставлены возможности для полноценного освоения учащимися следующих действий и систем действий : инициативный поиск построения средств выполнения предлагаемых учителем заданий и проба их применения ; самоконтроль выполнения отдельных действий : соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания ; адекватная и автономная самооценка учебных достижений ; самостоятельное написание собственных осмысленных и связанных текстов объемом не менее 350 знаков. 44

Внутренняя и внешняя оценка. Ориентация на внутренние способы самооценки ( на всех уровнях ). Внутренний аудит ( мониторинг ) – результаты не влекут за собой санкций ( стандарты – часть менеджмента качества и концепции педагогического развития школы ) Внимание ! Рейтинги не проводятся ! При низких показателей тестирования проводится анализ причин, сильных и слабых сторон школы, на основе этого планируются шаги по улучшению работы школы 45

помогать учителю при оценивании результатов достижений и соблюдении справедливости в выставлении отметок ; интегрировать в процесс обучения и должны ему соответствовать ; надежным инструментом измерения, исключающим неясности и произвол ; задания быть разнообразными, широкими и прогрессирующими и соответствовать разным учебным путям школьников ; Задания дать учащимся возможность показать, что они могут. 46

Закон Кэмпбелла : Когда количественные показатели ( например, при сравнении школ, делаются единственным критерием для оценки качества работы школы, тогда возникает опасность получить искаженную картину действительных достижений школ. Школы предпринимают все возможное, чтобы « приукрасить » свои результаты 47