ФГОУ СПО «Ростовский-на-Дону автодорожный колледж» ШКОЛА СОВЕРШНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Подготовка преподавателей колледжа к реализации ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Advertisements

Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Из опыта применения метода проектов Автор: Суркова М.В., Осташковский электромеханический техникум.
Городской семинар – тренинг Для учителей биологии «Алгоритмический подход в систематизации знаний и творческой активности учащихся» учитель биологии Омарова.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Проектное обучение Работа выполнена Ишковой Н.Н. МОУ СОШ 31.
Методы преподавания информатики в младших классах.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Планирование урока в свете требований ФГОС Кафедра русского языка и литературы ГАОУ ДПО ИРО РБ.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из основных методов интерактивного обучения Никишина Т.А. руководитель творческой группы учителей.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Методы и средства обучения.
Проектная Деятельность. ФГОС Новый стандарт означает отход от классно- урочной системы в школе. В этой связи, начиная с 1 по 11 класс, предусмотрена проектная.
Метод учебных проектов как средство активизации деятельности учащихся.
Транксрипт:

ФГОУ СПО «Ростовский-на-Дону автодорожный колледж» ШКОЛА СОВЕРШНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Подготовка преподавателей колледжа к реализации ФГОС СПО нового поколения: ТЕОРИЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Подготовка преподавателей колледжа к реализации ФГОС СПО нового поколения: ТЕОРИЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 16 марта 2010 года

Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, ЛР,ПЗ,СРМ, КР(П) (если предусмотрено) Объем часов Уровень усвоения Раздел 1. Тема 1.1Содержание учебного материала 1. …. (дидактические единицы) * 2. …. * Лабораторные работы * Практические занятия * Контрольные работы * Другие формы и методы организации образовательного процесса * Самостоятельная работа студентов) * Тематика курсового проекта (работы) (если предусмотрено) * Самостоятельная работа студентов над курсовым проектом (работой) * Уровни освоения : 1. - ознакомительный 2. - репродуктивный 3. - продуктивный

ПРОДУКТИВНОСТЬ – это показатель качества самоопределения и самореализации компетентности учащегося, она прямо зависит от его творческого выбора направления и содержания своего образовательного процесса и доведение его завершающей стадии – создания оригинального индивидуального продукта (с двумя составляющими – учебной и творческой) В основе продуктивного обучения лежит принцип, сформулированный Джоном Дьюи, – обучение через деятельность; это единый процесс обучения, учения и деятельности Дж.. Дьюи ( )

Главный координирующий центр проектов продуктивного обучения по всему миру – Институт продуктивного обучения в Европе (Institute for Learning in Europe – IPLE) Основатели – немецкие педагоги Йенс Шнайдер и Ингрид Бём. В нашей стране таким центром является Институт продуктивного обучения РАО. Возглавляет институт академик Марк Иванович Башмаков.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ по сочетанию внутренних и внешних компонентов в деятельности учителя и ученика – система методов М.И. Махмутова: 1) монологический; 2) показательный; 3) диалогический; 4) алгоритмический; 5) программированный; 6) эвристический; 7) исследовательский. Методы обучения многочисленны, имею множественную характеристику, классифицируются по нескольким основаниям: по источникам передачи и характеру восприятия информации – система методов Е.Я. Голанта, И.Т. Огородникова, С.И. Перовского: 1) словесные; 2) наглядные; 3) практические. по основным компонентам деятельности учителя – система методов Ю.К. Бабанского: 1) методы организации учебной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учения; 3) методы контроля и самоконтроля. по дидактическим целям - методы, способствующие: а) первичному усвоению материала; б) закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. по последовательности этапов обучения – методы: а) приобретения знаний; б) формирования умений и навыков; в) применения знаний; г) закрепления ЗУН; д) проверки ЗУН; е) творческой деятельности.

Авторы классификации методов обучения Исаак Яковлевич Лернер ( ) Михаил Николаевич Скаткин ( ) С точки зрения обсуждаемой проблемы наиболее целесообразной является дихотомия: репродуктивные и продуктивные методы обучения

Классификация методов обучения по характеру взаимной деятельности учащегося и учителя – система методов обучения И.Я. Лернера – М.Н. Скаткина: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) репродуктивный исследовательский метод проблемного изложения частично-поисковый (эвристический) } РЕПРОДУКТИВНЫЕ – учащиеся усваивают готовые знания и репродуцируют их или воспроизводят уже известные им способы деятельности } ПРОДУКТИВНЫЕ – учащиеся самостоятельно открывают субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской творческой деятельности

ПРИЗНАКИ РЕПРОДУКТИВНЫХ МЕТОДОВ Объяснительно-иллюстративныйРепродуктивный Знания учащимся предлагаются в «готовом» виде с помощью устного и/или печатного слова, наглядных средств обучения, практического показа способов деятельности. Для приобретения умений и навыков деятельность учащихся организуется через систему заданий по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности Являются самыми экономичными способами передачи обобщенного и систематизированного опыта; обогащают учащихся знаниями, умениями, формируют основные мыслительные операции. ОДНАКО, не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать.

ПРИЗНАКИ ПРОДУКТИВНЫХ МЕТОДОВ Частично-поисковый (эвристический) Исследовательский Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно формулированных) познавательных задач под руководством учителя Заключается в самостоятельном выдвижении, формулировании и решении учащимися поисковой задачи (изучают литературу, ведут наблюдения и измерения, оформляют результаты) Главная и отличительная черта – создание нового для учащегося образовательного продукта: идеи, дефиниции, правила, текста, интеллектуального произведения, технического проекта и т.п. ОДНАКО, дают большой образовательный эффект лишь при их умелом сочетании с репродуктивными методами и требуют от учащихся развитых творческих способностей

Условием функционирования продуктивного обучения является наличие учебной проблемы, т.е. поисковой задачи. Создание проблемной ситуации – состояния интеллек- туального затруднения Анализ проблемной ситуации – формулировка проблемы и ее преобразование в цепочку проблемных задач Решение проблемных задач путем выдвижения гипотез и последова- тельной их проверки Сопоставление цели, условий задачи и полученного результата; анализ ошибок, неправильных гипотез В разрешении проблемы можно выделить четыре главных этапа Учащиеся приобретают ценный осмысленный опыт самостоятельной творческой деятельности

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА ПОЧЕМУ? ЭТО ВАЖНО ДЛЯ МЕНЯ ЛИЧНО - актуальность проблемы, мотивацияЭТО ЦЕЛЬ ПРОЕКТА ЗАЧЕМ? МЫ ДЕЛАЕМ ПРОЕКТ - целеполагание постановка задач ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ЧТО? ДЛЯ ЭТОГО МЫ ДЕЛАЕМ - постановка задач МЕТОДЫ И СПОСОБЫ выбор способов, методов, КАК? МЫ ЭТО МОЖЕМ ПОЛУЧИТЬ - выбор способов, методов, планирование планирование ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ ЧТО ПОЛУЧИТСЯ? РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ – ожидаемый результат результат УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Е.С. Полат

1 ЭТАП – построение дерева проблем (выявление причин) ПОЧЕМУ ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА УХУДШАЕТСЯ Создание проблемной ситуации Концен- трация промыш- ленности Увеличе- ние числа транс- портных средств Рост числен- ности населе- ния Расшире- ние площади города Плохая уборка улиц, нехватка механиз- мов Исполь- зование грязных техноло- гий Несовер- шенные средства очистки Выявление причин проблемы - негатив Создание проблемной ситуации

1 ЭТАП – построение дерева проблем (установление последствий) В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ УХУДШЕНИЕ ЭКОЛОГИИ ГОРОДА Создание проблемной ситуации Увеличе- ние числа заболе- ваний у жителей города Загряз- нение атмос- феры, почвы, воды Превы- шение норм ПДК и ПДВ Слияние жилых районов с промыш- ленными Рост денеж- ных затрат на внешние улучшени я Ухудше- ние санитар- ных условий жизни Наруше- ние эстети- ки города Установление последствий - негатив

2 ЭТАП – построение дерева целей (выдвижение гипотез) ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОЛОГИИ ГОРОДА? Решение проблемы Перейти на «чистые» техноло- гии произ- водства Увели- чить зоны парков, зеленых насаж- дений Механи- зация уборки мусора Утили- зация отходов Экологи- зация сознания людей Улуч- шить очист- ные устрой- ства Закрыть или вынести за город предпри- ятия Преобразование негатива в позитив

3 ЭТАП – поиск путей решения проблемы РЕАЛЬНО ЛИ ВЫПОЛНИЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ? Жители города ЭкологиАдминис трация Предпри- нимате- ли Туристы, турфир- мы СЭС Выявление заинтересованных сторон Выявление незаинтересованных сторон Некото- рые адм. работ- ники Страхо- вые компании Работаю щие дворники Предпри- нимате- ли

4 ЭТАП – выполнение проекта Основные этапы Определение творческого названия проекта Планирование содержания и этапов проведения Поиск информации, инструментария (методов) Самостоятельная деятельность Сквозные поэтапные просмотры, взаимное рецензирование 5 ЭТАП – представление проекта Самостоятельная деятельность Подготовка презентации проекта Публичная защита проекта Основные этапы

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ Генерация идей. Определение причин возникновения проблемы, ее последствий и необходимых мер по устранению. Построение целевой модели Выявление причин возникновения проблемы Выявление последствий проблемы Выявление необходимых мер по их устранению Выполнение проекта Анализ участия (определение составов команд) Анализ проблемы Анализ целей Представление целей и ожидаемых результатов Выдвижение гипотез решения проблемы Определение творческого названия проекта Планирование содержания и этапов проведения Поиск информации, инструментация (методов) Самостоятельная деятельность Сквозные поэтапные просмотры, взаимное рецензирование Подготовка презентации Презентация творческих работ, их оценка