МОДУЛЬ 4. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ И ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Слово « интерактивный» происходит от слова « интеракция»- взаимодействие ( учителя и обучающихся, детей друг с другом и т.п.)
Advertisements

Парадоксы современной образовательной ситуации заключаются в том, что несмотря на наличие огромного количества исследований, доказывающих влияние социальных.
Интерактивные методы обучения Ферулёва Е.И., учитель русского языка и литературы МОУ «Тюкалинский лицей»
Интерактивные методы для online- занятий ( Рулиене Л. Н.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Следовательно,
Обязательные элементы учебной программы: интерактивные методы и средства.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Тема : Технология проведения занятия в интерактивном режиме ЛАБОРАТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии для повышения качества изучения предмета Выступление учителя химии МБОУ СОШ 26 г.Зима Крикун.
ПРОЕКТ « ЖИВОЕ ПРАВО » Что такое « Живое право ».
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Активные методы обучения на уроках немецкого языка Учитель немецкого языка Лащикова Ирина Ивановна МАОУ гимназия 32 6 ноября 2014 г.
Использование интерактивных технологий в системе личностно ориентированного обучения на уроках русского языка.
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
П\п Психологическая характеристикаОрганизационная форма занятия Оптимальные условия для развития психологической характеристики 1. Самооценивание (сам.
РМО учителей ОРКСЭ г. Павлово Веретенникова И.П., МБОУ СОШ 1 г. Горбатов.
Транксрипт:

МОДУЛЬ 4. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ И ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ»

Модуль 4 направлен на формирования умений и навыков по организации учебно-воспитательного процесса. направлен на формирования умений и навыков по организации учебно-воспитательного процесса. Слушатели получают представление о современных интерактивных формах и методах обучения и возможностях их использования в рамках курса «Энергосбережение». Слушатели получают представление о современных интерактивных формах и методах обучения и возможностях их использования в рамках курса «Энергосбережение». А также данный блок направлен на реализацию практической части курса, обеспечивающей изучение форм, методов и способов ее реализации. А также данный блок направлен на реализацию практической части курса, обеспечивающей изучение форм, методов и способов ее реализации. Рассмотрены вопросы использования интерактивных методов обучения в преподавании энергосбережения, Рассмотрены вопросы использования интерактивных методов обучения в преподавании энергосбережения, методика проведения лабораторного практикума по физическим основам энергоэффективности и энергосбережения, методика проведения лабораторного практикума по физическим основам энергоэффективности и энергосбережения, разработки методических рекомендаций по преподаванию энергосбережения в образовательных учреждениях. разработки методических рекомендаций по преподаванию энергосбережения в образовательных учреждениях.

1. Использование интерактивных методов обучения в преподавании энергосбережения Формы обучения и образовательные технологии для реализации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях: Формы обучения и образовательные технологии для реализации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях: - использованием презентаций и мультимедиа; - использованием презентаций и мультимедиа; - использование профильных программных продуктов; - использование профильных программных продуктов; - проведение деловых игр; - проведение деловых игр; - демонстрация энергосберегающего оборудования; - демонстрация энергосберегающего оборудования; - демонстрация физических основ энергосбережения; - демонстрация физических основ энергосбережения; - проведение тематических дискуссий; - проведение тематических дискуссий; проведение круглых столов. проведение круглых столов.

Интерактивный метод Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Интерактивные подходы Творческие задания Творческие задания Работа в малых группах Работа в малых группах Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры) Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры) Обучающие игры Обучающие игры Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии) Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии) Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки) Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки) Разминки Разминки Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов, Сократический диалог) Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов, Сократический диалог) Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», проективные техники, «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум) Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», проективные техники, «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум) Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки») Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»)«Дерево решений»«Мозговой штурм»«Дерево решений»«Мозговой штурм»

Методические рекомендации по реализации учебной программы Рекомендуется использовать образовательные технологии: Рекомендуется использовать образовательные технологии: Интерактивные лекции с использованием презентаций и мультимедиа Интерактивные лекции с использованием презентаций и мультимедиа Посещение региональных тематических выставок и форумов по проблемам энергосбережения, обсуждение результатов Посещение региональных тематических выставок и форумов по проблемам энергосбережения, обсуждение результатов Тематические дискуссии Тематические дискуссии Круглый стол Круглый стол

Интерактивная лекция Мини-лекции предлагается проводить в интерактивном режиме: Мини-лекции предлагается проводить в интерактивном режиме: перед объявлением какой-либо информации тренер спрашивает, что знают об этом участники; перед объявлением какой-либо информации тренер спрашивает, что знают об этом участники; после предоставления какого- либо утверждения тренер предлагает обсудить отношение участников к этому вопросу. после предоставления какого- либо утверждения тренер предлагает обсудить отношение участников к этому вопросу. Например: А вы как считаете? Как вы предлагаете это делать? Как вы думаете, к чему это может привести? И т.д. Например: А вы как считаете? Как вы предлагаете это делать? Как вы думаете, к чему это может привести? И т.д.

Использование общественных ресурсов приглашение специалиста, приглашение специалиста, экскурсии экскурсии

Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем «Займи позицию шкала мнений», «Займи позицию шкала мнений», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, дебаты, симпозиум симпозиум

«Мозговая атака», «мозговой штурм» «Мозговая атака», «мозговой штурм» – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговая атака» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговая атака» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм проведения: 1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения. Алгоритм проведения: 1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения. 2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу. 2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу. 3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). 3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). 4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников. 4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников. 5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга. 5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга. После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные. После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные. «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости: обсуждения спорных вопросов стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении сбора большого количества идей в течение короткого периода времени выяснения информированности или подготовленности «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости: обсуждения спорных вопросов стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении сбора большого количества идей в течение короткого периода времени выяснения информированности или подготовленности

Средства обеспечения освоения дисциплины - лабораторные установки, обеспечивающие проведение лабораторного практикума; - лабораторные установки, обеспечивающие проведение лабораторного практикума; - образцы передового оборудования, обеспечивающего повышение энергоэффективности и снижения энергозатрат; - образцы передового оборудования, обеспечивающего повышение энергоэффективности и снижения энергозатрат; - плакаты с изображением технологических процессов, оборудования, комплексных структур, составленных на основе достижений фундаментальных и прикладных наук; - плакаты с изображением технологических процессов, оборудования, комплексных структур, составленных на основе достижений фундаментальных и прикладных наук; - примеры программ энергосбережения, проектов реализации, расчетов инвестиций и окупаемости; - примеры программ энергосбережения, проектов реализации, расчетов инвестиций и окупаемости; - программные продукты, указанные в учебной программе. - программные продукты, указанные в учебной программе.

Презентации Требуют использования различных вспомогательных средств: досок, книг, видео, слайдов, постеров, компьютеров и т.п. Требуют использования различных вспомогательных средств: досок, книг, видео, слайдов, постеров, компьютеров и т.п.

Правила создания успешной презентации План. Составьте его так, чтобы в каждом слайде было некое сообщение, которое бы все ближе подводило аудиторию к основному выводу, которое она должна сделать по завершении Вашего выступления. План. Составьте его так, чтобы в каждом слайде было некое сообщение, которое бы все ближе подводило аудиторию к основному выводу, которое она должна сделать по завершении Вашего выступления. Один слайд – одна мысль.. Один слайд – одна мысль.. Ошибки.. Ошибки.. Использование несочетаемых цветов. теряется «читаемость» самого текста. Часто это происходит при использовании различных оттенков одного и того же цвета или близких по цветовой гамме цветов, например, оттенков синего и зеленого. Использование несочетаемых цветов. теряется «читаемость» самого текста. Часто это происходит при использовании различных оттенков одного и того же цвета или близких по цветовой гамме цветов, например, оттенков синего и зеленого. Использование мелкого шрифта. Текст не входит на страницу? может быть, нужно «разбить» слайд, в котором имеется так много информации на два или более? Или вообще удалить его часть, а во время презентации прокомментировать это устно. Использование мелкого шрифта. Текст не входит на страницу? может быть, нужно «разбить» слайд, в котором имеется так много информации на два или более? Или вообще удалить его часть, а во время презентации прокомментировать это устно. Меньше слов, больше графических схем и символов. Вызывая определенные эмоции и ассоциации, символы, знаки, картинки и графики напрямую воздействуют на подсознание человека. В этой связи, качество передачи информации и воздействия на аудиторию значительно повышается. Меньше слов, больше графических схем и символов. Вызывая определенные эмоции и ассоциации, символы, знаки, картинки и графики напрямую воздействуют на подсознание человека. В этой связи, качество передачи информации и воздействия на аудиторию значительно повышается. Разнообразие цветов и шрифтов. «Многоцветие» сильно отвлекает, уводит от основной мысли. Разнообразие цветов и шрифтов. «Многоцветие» сильно отвлекает, уводит от основной мысли. Неправильное использование фотографий. Не рекомендую Вам делать слайды, «набитые» фотографиями. Обычно люди просто теряются в них. Неправильное использование фотографий. Не рекомендую Вам делать слайды, «набитые» фотографиями. Обычно люди просто теряются в них. Не готовиться к презентации на публике – сомнительное и очень рисковое предприятие. Не готовиться к презентации на публике – сомнительное и очень рисковое предприятие.

Обратная связь позволяет выяснить реакцию участников на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат. позволяет выяснить реакцию участников на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат. Участникам (в произвольном порядке) предлагается высказаться по поводу прошедшего. Участникам (в произвольном порядке) предлагается высказаться по поводу прошедшего. Важно акцентировать внимание на чувствах и переживаниях каждого из участников. Все высказывания должны быть выслушаны молча, без споров, комментариев и вопросов, как со стороны тренера, так и со стороны других участников. Важно акцентировать внимание на чувствах и переживаниях каждого из участников. Все высказывания должны быть выслушаны молча, без споров, комментариев и вопросов, как со стороны тренера, так и со стороны других участников. Каждого говорящего следует благодарить за сказанное. Каждого говорящего следует благодарить за сказанное. Предоставлять обратную связь наравне со всеми участниками следует также тренеру. Предоставлять обратную связь наравне со всеми участниками следует также тренеру.

Рекомендуется проводить курс в такой последовательности : проблемная лекция, проблемная лекция, тематическая дискуссия, лабораторная работа, лабораторная работа, круглый стол. круглый стол. В начале лекционного занятия рекомендуется проводить промежуточный контроль по теме предыдущего занятия. В начале лекционного занятия рекомендуется проводить промежуточный контроль по теме предыдущего занятия. Для этого используются контрольные вопросы, составленные на основе содержания включенных в учебную программу модулей. Для этого используются контрольные вопросы, составленные на основе содержания включенных в учебную программу модулей.

Для успешного обучения целесообразно создать временные творческие коллективы из учителей разных специальностей, желательно с разным стажем работы и разными категориями. целесообразно создать временные творческие коллективы из учителей разных специальностей, желательно с разным стажем работы и разными категориями. Обучение в таких группах способствует тому, что более опытные учителя или учителя-мастера учат своих младших коллег, передают им собственный опыт по вопросам энергосбережения, то есть происходит интеллектуальное и духовное взаимное обогащение. Обучение в таких группах способствует тому, что более опытные учителя или учителя-мастера учат своих младших коллег, передают им собственный опыт по вопросам энергосбережения, то есть происходит интеллектуальное и духовное взаимное обогащение. При таком подходе создается мотивация коллективного соучастия и надобность продолжить начатую работу после окончания курсов. При таком подходе создается мотивация коллективного соучастия и надобность продолжить начатую работу после окончания курсов. Слушатели комплексно рассматривают проблему, что дает возможность построить общий проект энергосберегающей политики в учебном заведении. Слушатели комплексно рассматривают проблему, что дает возможность построить общий проект энергосберегающей политики в учебном заведении.

Творческие задания Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода.метода Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.мотивируетперсональном опытеобразовательного процессапедагогамотивируетперсональном опытеобразовательного процессапедагога Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:критериям не имеет однозначного и односложного ответа или решения не имеет однозначного и односложного ответа или решения является практическим и полезным для учащихся является практическим и полезным для учащихся связано с жизнью учащихся связано с жизнью учащихся вызывает интерес у учащихся вызывает интерес у учащихся максимально служит целям обучения максимально служит целям обученияцелям

Практическую часть в данной программе представляют семинары, тематические дискуссии, круглые столы, деловые игры, экскурсии, в данной программе представляют семинары, тематические дискуссии, круглые столы, деловые игры, экскурсии, самостоятельная работа, которые преобладает над теоретической частью обучения. самостоятельная работа, которые преобладает над теоретической частью обучения. В ходе обучения по данной программе у слушателей формируются умения и навыки по проведению учебного процесса в курсе «Энергосбережение». В ходе обучения по данной программе у слушателей формируются умения и навыки по проведению учебного процесса в курсе «Энергосбережение».

3. Разработка методических рекомендаций по преподаванию энергосбережения в образовательных учреждениях Разработка творческого проекта «Преподавание энергосбережения в общеобразовательных учреждениях» Разработка творческого проекта «Преподавание энергосбережения в общеобразовательных учреждениях» группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение других группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение других

Учебный процесс завершается итоговым контрольным мероприятием в виде защиты творческого проекта по теме «Моделирование учебного процесса». итоговым контрольным мероприятием в виде защиты творческого проекта по теме «Моделирование учебного процесса». На итоговом занятии слушатели представляют свой творческий проект, в который входят дидактические материалы, технологическая карта тематического планирования, комплекты контрольно- измерительных материалов, методические разработки занятий, разработанные в ходе обучения. На итоговом занятии слушатели представляют свой творческий проект, в который входят дидактические материалы, технологическая карта тематического планирования, комплекты контрольно- измерительных материалов, методические разработки занятий, разработанные в ходе обучения.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студентов При изучении дисциплины проводится четыре тестирования по четырем модулям При изучении дисциплины проводится четыре тестирования по четырем модулям

Создайте свой музей энергосбережения

Музей энергосбережения на Тайване В Тайбее (Тайвань) планируют открыть новый музей в форме объемного куба. В Тайбее (Тайвань) планируют открыть новый музей в форме объемного куба. Концепция этого шедевра - одна из первых и инновационных идей. Суть ее в том, что здание - это два куба, в которых размещены два музея. В этом и была задумка создателей: показать двойственную структуру со всех сторон, объединить куб как "представителя" математических формул и музеи как воплощение фантазии и творчества. Концепция этого шедевра - одна из первых и инновационных идей. Суть ее в том, что здание - это два куба, в которых размещены два музея. В этом и была задумка создателей: показать двойственную структуру со всех сторон, объединить куб как "представителя" математических формул и музеи как воплощение фантазии и творчества. конструкция будет создана таким образом, что будет казаться, будто здание может рухнуть. конструкция будет создана таким образом, что будет казаться, будто здание может рухнуть.

Музей энергосбережения на Тайване В здании будут учтены все особенности экологических моделей сооружений, поэтому оно станет энергосберегающим: здесь будут солнечные батареи, а стекла повернутся в окнах под таким градусом, что в музее на протяжении всего дня не нужно будет включать свет, так как он самостоятельно будет рассеивается по помещению В здании будут учтены все особенности экологических моделей сооружений, поэтому оно станет энергосберегающим: здесь будут солнечные батареи, а стекла повернутся в окнах под таким градусом, что в музее на протяжении всего дня не нужно будет включать свет, так как он самостоятельно будет рассеивается по помещению Конструкция, кроме солнечной энергии, сможет собирать дождевую воду. Конструкция, кроме солнечной энергии, сможет собирать дождевую воду.

Музей на Тайване по периметру музея планируется высадить около деревьев, чтобы компенсировать насыщенность в воздухе углерода, который будет выделяться в результате работы энергосберегающих технологий по периметру музея планируется высадить около деревьев, чтобы компенсировать насыщенность в воздухе углерода, который будет выделяться в результате работы энергосберегающих технологий

Девиз музея: запрещается не трогать, не чувствовать и не думать

Выводы Используйте навыки формирования умений в организации учебно- воспитательного процесса. Используйте навыки формирования умений в организации учебно- воспитательного процесса. Используйте современные интерактивные формы и методы обучения и возможности их использования в рамках курса «Энергосбережение» Используйте современные интерактивные формы и методы обучения и возможности их использования в рамках курса «Энергосбережение»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Энергетика - та область человеческой деятельности, которая оказывает самое разрушительное воздействие на природу.. Энергетика - та область человеческой деятельности, которая оказывает самое разрушительное воздействие на природу.. Загрязнение окружающей среды с неэффективным потреблением энергии, с использованием невозобновляемых источников энергии. Загрязнение окружающей среды с неэффективным потреблением энергии, с использованием невозобновляемых источников энергии. Эти негативные последствия энергопотребления вполне преодолимы Эти негативные последствия энергопотребления вполне преодолимы Если мы хотим, чтобы человечество и все живое на Земле продолжало жить и наслаждаться жизнью еще бессчетное количество поколений, то использование безопасной и возобновляемой энергии - единственный способ достичь этой цели. Если мы хотим, чтобы человечество и все живое на Земле продолжало жить и наслаждаться жизнью еще бессчетное количество поколений, то использование безопасной и возобновляемой энергии - единственный способ достичь этой цели. На нас лежит огромная ответственность сохранить мир пригодным к проживанию людей, животных, растений, всех живых организмов. Пусть это станет нашей общей целью и целью каждого из нас! На нас лежит огромная ответственность сохранить мир пригодным к проживанию людей, животных, растений, всех живых организмов. Пусть это станет нашей общей целью и целью каждого из нас! Успехов вам! Успехов вам!

Литература Энергосбережение. ШПИРЭ. Школьная программа использования ресурсов и энергии: учебное пособие для средней школы: Санкт- Петербург URL: end.htm. Энергосбережение. ШПИРЭ. Школьная программа использования ресурсов и энергии: учебное пособие для средней школы: Санкт- Петербург URL: end.htm. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Экологические проблемы использования топлива. Екатеринбург; Екатеринбург: Уралэнерго-Пресс г с. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Экологические проблемы использования топлива. Екатеринбург; Екатеринбург: Уралэнерго-Пресс г с. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение для начинающих. Екатеринбург: Уралэнерго-Пресс г с. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение для начинающих. Екатеринбург: Уралэнерго-Пресс г с. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение для всех. Екатеринбург: Энерго-Пресс г с Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение для всех. Екатеринбург: Энерго-Пресс г с Данилов Н.И., Щелоков Я.М., Лисиенко В.Г. Развитие энергоэффективных технологий и техники (введение в хрестоматию энергосбережения для юношества) - Екатеринбург: Уралэнерго-Пресс г с. Данилов Н.И., Щелоков Я.М., Лисиенко В.Г. Развитие энергоэффективных технологий и техники (введение в хрестоматию энергосбережения для юношества) - Екатеринбург: Уралэнерго-Пресс г с. Основы энергосбережения: Учеб. пособие / М.В. Самойлов, В.В. Паневчик, А.Н. Ковалев.2-е изд., стереотип. – Мн.: БГЭУ, – 198 с. Основы энергосбережения: Учеб. пособие / М.В. Самойлов, В.В. Паневчик, А.Н. Ковалев.2-е изд., стереотип. – Мн.: БГЭУ, – 198 с. В.М. Полонский, М.С. Трутнева. Энергосбережение.: Издательство Ассоциации строительных вузов г. – 157 с. В.М. Полонский, М.С. Трутнева. Энергосбережение.: Издательство Ассоциации строительных вузов г. – 157 с.