Рабочие программы дисциплин и практик: о проблемах формирования пакета ООП Сундиева А.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Advertisements

Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Проектирование рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате Свистунов А.А. Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому.
Российский государственный университет туризма и сервиса ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ФГОС ВПО (для текущего контроля.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ЗАВ. УМО СМИ РЕАВИЗ Е.Ю. СЫРЦОВА.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
НОУ СПО Челябинский юридический колледж Эффективность деятельности преподавателя в системе управления качеством образования Орлова И.Г., председатель ПЦК.
Транксрипт:

Рабочие программы дисциплин и практик: о проблемах формирования пакета ООП Сундиева А.А.

В презентации использованы материалы примерной ОПП по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», материалы, размещенные на сайте УМО РГГУ, а также Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов

Цель данной презентации: 1.Обозначить важнейшие проблемы, которые возникают при проектировании рабочих программ дисциплин и практик. 2.Предложить некоторые пути решения, опробованные при проектировании ООП по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»

В ООП ВПО должны быть приведены: рабочие программы всех учебных курсов, предметов, дисциплин, как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента; рабочие программы учебных и производственных практик.

Проблема 1 Большой объем работы – в короткие сроки

Вывод: начинать необходимо немедленно! Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик составляют содержательный базис ООП ВПО и наиболее трудоемкую в разработке совокупность составляющих ее программных документов.

Исходные данные для процесса проектирования: действующие рабочие программы дисциплин и практик; ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки; компетентностная модель выпускника ВУЗа по соответствующему направлению подготовки; компетентностно-ориентированный учебный план; общая структура макетов рабочих программ дисциплины (модуля), практик.

В процессе проектирования: Действующие рабочие программы дисциплин и практик ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки Компетентностная модель выпускника ВУЗа и компетентностно- ориентированный учебный план Общая структура макетов рабочих программ дисциплины (модуля), практик Перенастраиваются Задает параметры проектирования Уточняются и достраиваются Берется за основу

Проблема 2 Убедить авторов программ в том, что «перенастраивание» имеет принципиальное значение и не ограничивается «косметическим» редактированием

Вывод: необходимо вовлечение педагогов в процесс проектирования, координация усилий Стандарты третьего поколения стандартизируют результат образования, а не его содержание

Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик: достраиваются в части ожидаемых результатов образования; переосмысливаются с точки зрения методов достижения и оценки запланированных результатов образования.

Результаты образования – это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать учащийся по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ОПП в целом)

Структура программы: 1.Цели освоения дисциплины 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата/магистратуры 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4.Структура и содержание дисциплины 5.Образовательные технологии 6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации… 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Проблема 3 Необходимо овладеть современными методами проектирования программ

Способ решения проблемы: КПВ, самообразование, обмен опытом

Описание результатов как достижение целевых норм: Знает… Умеет… Владеет… Необходимо: установить пороговый уровень; подобрать соответствующие глаголы; понимать, как мы этого достигнем; найти форму оценки результата.

Таксономия целей обучения Б. Блума Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знания

Метод оценки успешности обучения: Знание: Студент «знает», если умеет рассказать, показать, назвать, дать определение Студент должен описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому Подразумевает, что студент знания может применить, привести примеры и иллюстрации, решить задачу Понимание: Использование: (третий уровень) Анализ и синтез: Студент может представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать. Это уровень, на котором вырабатывается отношение студента к изучаемому материалу, формируется его субъектная позиция Оценка: Анализ подразумевает выделение частей, признаков, определение общего и различий. Синтез – это создание нового из имеющихся частей

Таксономия Блума неоднократно подвергалась критике различными учеными, поскольку в ней происходит смешение конкретных результатов обучения (знание, понимание, применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез…)

Пример проектирования: Вводная часть Отечественная история В результате обучения студент должен Знать: основные факты, явления и процессы, характеризующие… Уметь: Искать историческую информацию в источниках разного типа… Владеть: способностью критического осмысления общественных процессов и ситуаций… 3 ед. ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-13 Б.1.1/2 Б.1.1/4 Б.1.2/1 Б.1.1/1

п / п Наименование дисциплин (в том числе практик) ОК-3ОК-3 ОК-4ОК-4 ОК-5ОК-5 ОК-6ОК-6 ОК-7ОК-7 ОК-8ОК-8 ОК-9ОК-9 ОК-10ОК-10 ПК-1ПК-1 ПК-2ПК-2 ПК-3ПК-3 ПК-4ПК-4 ПК-5ПК-5 ПК-6ПК-6 ПК-7ПК-7 ПК-8ПК-8 ПК-9ПК-9 ПК-10ПК-10 ПК-11ПК-11 ПК-12ПК-12 ПК-13ПК-13 ПК-14ПК-14 ПК-15ПК-15 ПК-16ПК-16 ПК-17ПК-17 ПК-18ПК-18 Б.1 Гуманитарный, … цикл 60 Базовая часть 24 История 10 Философия2 Иностранный язык 14 Археология2 Вариативная часть, в т.ч. КПВ 36 Введение в профессию

Образовательные технологии: Предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги и пр.) в сочетании с внеаудиторной работой (встречи с работодателями, мастер-классы экспертов и специалистов)

Традиционные формы проведения занятий (например, лекции): Знание в готовом виде Инновационные, стимулирующие познавательную активность: игровые процедуры, дискуссии; неигровые процедуры: анализ конкретных ситуаций (метод кейсов) и др.

Могут быть использованы для формирования: Знаний: самостоятельный поиск информации, дискуссии, семинары, лекции, круглые столы,… Умений: лабораторные работы, практики, курсовые проекты, игровые процедуры, кейсы, исследовательские задания Навыков: эссе, рефераты, упражнения, кейсы, разыгрывание ролей, игровые процедуры, дипломные проекты

Средства и технологии оценки: контрольные работы; коллоквиумы; тестирование; зачет / экзамен; защита курсовых проектов; защита отчетов по практике и пр. …

Каким образом оценить достижение следующей компетенции: «Способен использовать на практике основы действующего законодательства в сфере сохранения культурного наследия…» Проявление компетенции: Способен требовать от руководства создания надлежащих условий для хранения музейных коллекций (ролевые игры – обучение; измерительные кейсы – оценка)

Кейс-измерители: Задание в виде описания практической проблемы, отражающей жизненную ситуацию. Нет однозначности решения. Может служить тестом навыков критического мышления

Необходимо: анкетирование студентов 1 курса! отзывы работодателей о работе выпускников за первые два года! Внимание к оценочным средствам вызвано тем, что стандартизируется результат, а не содержание образования.

портфолио - это индивидуальная папка студента, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за определенный период... Возрастает значение самооценки студента (учебное портфолио)

«портфолио» обучающихся «портфолио» работ «портфолио» отзывов «портфолио» документов зачетная книжка

Наименование компетенции: способен к инновационной деятельности Перечень компонентов: Технологии формирования Средства и технологии оценки Знает: имеет систему базовых знаний по специальности Умеет принимать решения и управлять инновационными проектами в условиях неопределенности Владеет опытом участия в реальном инновационном проекте Лекции, семинары, самостоятельная работа Ролевые игры, мозговой штурм… Научно- исследовательская практика Коллоквиум, тестирование… Экзамен, защита курсовых проектов Защита отчетов по практике