Формирование самостоятельности учащихся МОУ «Нердвинская средняя общеобразовательная школа» 2007-2008 Югова Светлана Леонидовна, зам. директора по МР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения Заместитель директора по УВР Куренкова И.А.
Advertisements

МБОУ «Белокурихинская СОШ 1» Использование средств обучения в реализации принципа наглядности на уроках и во внеурочной деятельности Е.В.Бирюкова, учитель.
МОУ СОШ16 КЛАССНЫЙ ЧАС на основе методического приема « составление кластера » г. Балашов, 2010.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Составитель: учитель немецкого языка МОУ Весёловская СОШ 2 Мамаева О.Н.
Учитель математики МОУ СОШ 16 Погорелова В. Н.. 2 Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование.
Педагогический проект Лидерская компетентность руководителя образовательного учреждения –фактор мотивации профессионального роста педагога Кузнецова Валентина.
Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
ВЕРХОГЛЯД Т.В. заместитель директора по учебной работе МБОУ Остерской средней школы 8 ноября 2013 года «КОМПЕТЕНТНОСТЬ - РЕСУРС КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Организация самостоятельной деятельности школьников.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Организация самостоятельной работы на уроке. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой Человека.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Проблемная компетенция ШМО точных наук учебный год КОМПЕТЕНЦИЯ = ЗНАНИЕ + ОПЫТ.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Это те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие ( учебный процесс ).
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
Транксрипт:

Формирование самостоятельности учащихся МОУ «Нердвинская средняя общеобразовательная школа» Югова Светлана Леонидовна, зам. директора по МР

Методическая тема: Личностно-ориентированное обучение и воспитание: развитие самостоятельности учащихся как основного качества личности в процессе обучения и внеклассной воспитательной работе

Цель методической работы Изучение и внедрение современных образовательных технологий, способствующих формированию самостоятельности учащихся

Задачи на учебный год 1. создание понятийно-смыслового аппарата; 2. изучение опыта успешно и результативно работающих педагогов; 3. максимальное использование всевозможных образовательных ресурсов

Кластер Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или тему

Последовательность действий при построении кластера: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, которые являются «сердцем» кластера 2. Вокруг «накидать» слова и предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы («планета и ее спутники»)

Последовательность действий при построении кластера: 3. Эти слова или предложения соединяются прямыми линиями с «сердцем». У каждого из «спутников», в свою очередь, тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного понятия

Правила работы над кластерами Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. Продолжать работу, пока не закончится время или пока идеи не иссякнут. Постараться построить как можно больше логических связей. Не следовать заранее определенному плану.

Самостоятельность – это наличие у человека своего суждения и оценок явлений окружающей действительности, а также свобода в действиях и поступках, независимость от воли и влияния других.

Самостоятельность умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне (Н.Ф.Виноградова) способность ребёнка действовать без помощи взрослого ( психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных сфер общения) (Г.А.Цукерман)

Самостоятельность «выход за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях» (А.Б.Воронцов) способность, которая состоит в том, что ученик в совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для познания реальной действительности, для приобретения знаний, творческого их применения в сложившейся и новой ситуациях.

Самостоятельность Способность к рефлексии и умение искать, способность осуществлять выбор

Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания …дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения». К.Д. Ушинский

Конечная цель формирования учебной и воспитательной деятельности – становление школьника как ее субъекта. Уровень развития учащихся: Самостоятельная постановка цели деятельности. Актуализация необходимых для решения задачи знаний и способов деятельности. Планирование своих действий. Корректировка их осуществления. Соотношение полученного результата с поставленной целью.

Способы повышения степени самостоятельности школьников в учебной деятельности: расширение области приложения формируемых знаний, действий и отношений на уровне реализации межпредметных связей; построение обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимость использования определенных знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному отысканию подобных знаний и действий; организация работы, при которой учащиеся переходят от формирования отдельных операций выполняемых действий к формированию всего действия;

Способы повышения степени самостоятельности школьников в учебной деятельности: переход от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и их систем; переход от осознания необходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности; переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим использования знаний и действий межпредметного характера.

Постепенное сокращение степени помощи учащимся в осуществлении учебной деятельности превращение их в субъектов этой деятельности

Уровни самостоятельной деятельности учащихся: 1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. 2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти.

Уровни самостоятельной деятельности учащихся: 3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам. 4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Программа-максимум для любого творчески работающего учителя – довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности

Признаки самостоятельности учащихся осознание важности проблемы; умение выдвигать и формулировать гипотезу; умение самостоятельно разрабатывать план поиска; умение соотносить результаты исследования с изучаемыми явлениями, проверять их достоверность; умение применять полученные знания в жизни, в новом, более сложном поиске

Основные компоненты самостоятельности мотивационно-ценностный (система субъективно значимых ценностей, идеалов, мотивов, потребностей и интересов), операционно-практический (система ведущих технологических знаний, общеучебных, интеллектуальных, технологических и коммуникативных умений), эмоционально-волевой (настойчивость, решительность, целеустремленность, ответственность).

Ситуации моделирования самостоятельности внешнего стимулирования самостоятельности; локального проявления самостоятельности; осознанной самостоятельности; творческой самореализации; социальной самореализации

Формы организации самостоятельной деятельности семинар; самостоятельная работа; дискуссия; проект; исследовательская работа и т.д.

Виды самостоятельной работы по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Виды самостоятельной работы 1. приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; 2. закрепление и уточнение знаний; 3. выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; 4. формирование умений и навыков практического характера; 5. формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Педагогические технологии Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания Технология проблемного обучения и воспитания Технология диалогового обучения и воспитания Технология дифференцированного обучения и воспитания Информационно-коммуникационные технологии

Образовательные ресурсы Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.) Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.) Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, Blue-Ray. HDVD и т.п.) Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски) Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные) Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.) Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.) Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

Тезаурус Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён Компетентность – системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи Цель - идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. План - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ Рефлексия - оценка

Литература: Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей \ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.

Спасибо за внимание!