РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ФГОС Рассохин Роман Владимирович ГБОУ СОШ 827 СЗАО
ИЗУЧЕНИЕ ХИМИИ В РАМКАХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ 1. Сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; 2. Создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.
Метапредметные связи – не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём. Межпредметные связи стимулируют развитие творческой деятельности (умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения и др.), а также воспитание и всестороннее развитие личности учащегося в процессе обучения.
Перестройка и совершенствование методов и форм организации учебного процесса 1.Комплексные уроки, семинары 2.Межпредметные экскурсии 3.Конференции 4.Конкурсы, олимпиады 5.Подготовка учащимися кратких докладов межпредметного характера 6.Использование в учебном процессе поисковых методов обучения, проблемно-познавательных задач, элементов исследования Стимулируют развитие творческой деятельности
Урок-семинар «Нужен ли СЗАО г. Москвы завод по производству серной кислоты? Или борьба противоположностей». Урок реализуется в рамках курса химии главы «Химия в жизни общества» и рассчитан на учащихся 11-х классов. Развитие творческой деятельности : -умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию и анализировать их, -умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения, делать выводы и др.), -воспитание и всестороннее развитие личности учащегося в процессе обучения. «Человек - общество - природа».
Цель: выявить «плюсы» и «минусы» размещения на территории СЗАО нового завода по производству серной кислоты. Планируемые результаты обучения: Личностные Формирование представлений о единстве материального мира, о единой природе физических и химических явлений; Развитие мировоззрения, взглядов и представлений о строении вещества и способах получения. Формирование патриотических чувств Повышение мотивации учения Метапредметные развитие умений работы с информационными источниками; умений анализировать изученный материал и формулировать выводы; формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности школьников, умений увидеть проблему и предложить пути её решения, устанавливать причинно- следственные связи; развитие творческого мышления учащихся; развитие умений согласованной работы в команде, взаимодействия с партнерами для получения общего результата; развитие умений работать в режиме ограниченного времени. Предметные Закрепление умений характеризовать факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции и состояние химического равновесия; составлять уравнения химических реакций различных типов; проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям; использовать приобретенные знания для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; распознавания важнейших веществ, безопасной работы с веществами и т.д.
Действия происходят на производственном совещании супрефекта СЗАО. Супрефект Северо-Западного округа (учитель) открывает заседание. Тема заседания «Нужен ли СЗАО завод по производству серной кислоты?»
1-ая команда «Историки» 2-ая команда «Экономисты» 3-я команда «Ученые-технологи» 4-я команда «Экологи-защитники парка Покровское - Стрешнево» 5-я команда «Медицинская служба и СЭС СЗАО» 6-я команда «Общественность - жители СЗАО» 10 мин, афиширование
Группа 1 (карточка 1) Представьте историческую справку об истории промышленного получения Н 2 SO 4, дайте краткую характеристику различным способам её получения, отметьте их достоинства и их недостатки, назовите наиболее перспективный, на ваш взгляд, способ производства. Свой выбор обоснуйте. Группа 2 (карточка 2) Выберите сырьё для производства H 2 SO 4, чтоб оно было, по возможности, более выгодным с экономической точки зрения. При этом используйте следующие данные: а) содержание серы в сырье; б) комплексное использование (т.е. применение отходов как вторичных ресурсов). Укажите наиболее важные месторождения полезных ископаемых в России, содержащих данное сырьё.
Группа 3 (карточка 3) Подготовьте краткий обзор свойств серной кислоты и возможных областей ее применения. Приведите примеры уравнений реакций, с помощью которых можно получить серную кислоту из пирита (так называемый контактный способ). Предложите и обоснуйте оптимальные условия, необходимые для их осуществления. Кратко охарактеризуйте устройства и принципы работы основных и вспомогательных аппаратов, способствующие созданию необходимого технологического режима производства. Группа 4 (карточка 4) Приведите краткую историко-экологическую характеристику парка Покровское-Стрешнево. Покажите взаимосвязь между производством и состоянием парка. Приведите аргументы, убеждающие присутствующих в необходимости бережного отношения к природе. Предложите способы утилизации отходов. Составьте инструкцию по технике безопасности для работников сернокислотных предприятий. Назовите правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях оксидом серы (IV) и химических ожогах серной кислотой.
Группа 5 (карточка 5) На основе интервью (текст выдан и спроецирован на экран), проведенного учащимися 9 классов с руководителем здравотдела муниципалитета района Покровское Стрешнево, выявите взаимосвязь между заболеваемостью жителей СЗАО и количеством промышленных предприятий, которые находятся на территории округа. Дайте свой прогноз: будет ли способствовать росту заболеваемости людей введение в строй нового завода по производству серной кислоты? На чем вы основываете свои выводы? Группа 6 (карточка 6) На основе интервью, проведенного учащимися 9 классов с местными жителями района Покровское Стрешнево, выявите отношение общественности к возможности строительства завода по производству серной кислоты с частичным захватом территории парка Покровское-Стрешнево. После истечения времени на подготовку происходит афиширование своей работы каждой группой. В заключении организуем дискуссию – нужно ли строить завод или нет?
Рефлексия «Шесть шляп критического мышления» - «Белая шляпа»- статистическая (констатируются факты без их обсуждения). - «Желтая шляпа» - положительная (высказываются положительные моменты). - «Черная шляпа» - негативная (высказываются отрицательные моменты). - «Синяя шляпа» - аналитическая (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем?). - «Зеленая шляпа» - творческая (можно высказывать любые идеи и предложения»). - «Красная шляпа» - эмоциональная (эмоции, испытанные при работе с материалом).
вывод 1.снижение интереса школьников к самостоятельному получению знаний, т.к. способствует практическому применению знаний в повседневной жизни, тем самым обеспечивая уменьшение отрыва школы от жизни; 2.повышает конкурентноспособность школ как источника получения знаний; 3.уменьшает объективное падение ценности общего образования в условиях усиливающейся специализации; 4.позволяет широко использовать интеллектуальное управление познавательной мотивацией учащихся.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!