ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ТРАНСГРАНИЧНЫХ БАССЕЙНАХ В.Е.Чуб Узгидромет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование и распределение стока в пределах Узбекистана. Изменение внутренних вод.
Advertisements

Бассейн Псковско-Чудского озера/Реки Нарва – совместная работа на новой восточной границе ЕС ХАРРИ ЛИЙВ Заместитель Генерального секретаря по управлению.
Воздействие изменения климата на водообеспеченность орошаемого сельского хозяйства (естественный сток и водопользование) Наталья Агальцева НИГМИ, Узгидромет.
Сырдарья - вторая по водности и первая по длине река Центральной Азии. От истоков Нарына ее длина составляет 3019 км, а площадь бассейна 219 тыс. км2.
ADB TA 7599-TAJ Climate Resiliency for Natural Resources Investments Вероятные изменения климата, угрозы и воздействия Возможные меры адаптации в бассейне.
Программа ПРООН-ГЭФ экологического оздоровления бассейна Днепра.
Департамент Гидрологии Астана 2015 г.. В Казахстане имеется: - около 8290 рек и временных водотоков длиной более 10 км; - около 76 тыс. малых водотоков;
Региональный диагностический доклад и План развития сотрудничества по обеспечению качества вод в Центральной Азии.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Богдана Козерук Начальник отдела по анализу информации и прогнозированию.
Региональная программа по Аму-Дарье Инкар Кадыржанова Региональный координатор по Центральной Азии.
Презентация опыта и имеющихся данных в Республике Беларусь Александр Пахомов ЦНИИКИВР.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Сотрудничество на малых трансграничных реках, и основные риски, связанные с ними Екатерина Стрикелева, РЭЦЦА.
Планируемый проект Рогунской гидроэлектростанции и регионального водохранилища (Проект Рогунской ГЭС) Оценка экологического и социального воздействия (ОЭСВ)
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ.
2 вида дистанционного зондирования: 1) Пассивное обнаружение земного излучения, испускаемого или отраженного от объекта или в окрестностях наблюдения.
«Гидроэнергетические ресурсы Центральной Азии» Работу выполнил: Беляев Александр У10-01к Место выполнения работы: Министерство природных ресурсов и экологии.
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «КАЗГИДРОМЕТ» Алматы, 2012 г. Трансграничный мониторинг.
Слайд 1 РАБОТА КОМИТЕТА ПО ВОДНЫМ РЕСУРСАМ МСХ РК ВЕЛАСЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ: Государственное управлению в области использования и охраны.
AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ ОПЫТ РАБОТЫ АО « AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ» (КАЗАХСТАН) ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ И ОТЧЕТНОСТИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ.
Транксрипт:

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ТРАНСГРАНИЧНЫХ БАССЕЙНАХ В.Е.Чуб Узгидромет

Водосборный бассейн Аральского моря расположен на территории шести государств - Афганистан, Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан

"Правила пользования водами международных рек" (1966 г.), Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992г.), Конвенцию о праве несудоходных видов использования международных водотоков(1997), "О влиянии производства гидроэлектроэнергии на другие государства" (1923 г.) и другие нормативные документы, обобщающие региональный и мировой опыт использования трансграничных вод. Основные документы по Международному водному праву известны и включают в первую очередь:

Ряд рекомендаций, обобщающих опыт и многолетнюю практику государств, был принят на Международной конференции по управлению водными ресурсами больших городов (Пекин, 1996 г.), среди которых можно отметить положения о том, что эффективное и устойчивое управление водными ресурсами и долгосрочное планирование потребует надежных устройств для сбора информации, распространения, контроля, оценки и систем прогнозирования. Подтверждается, что основной единицей управления водными ресурсами является речной бассейн, а комплексное управление водными ресурсами в пределах речного бассейна, административных единиц и регионов должно объединять земельное и водное пользование.

Ожидаемые в будущем изменения климата могут усилить недостаток воды. Республика Узбекистан, как страна с переходной экономикой, находящаяся в засушливом регионе, уязвима к воздействиям изменения климата, к тому же испытывает ряд технических и финансовых трудностей. Последствия изменения климата будут зависеть от состояния систем водообеспечения и управления водными ресурсами.

Республика Узбекистан - основной потребитель воды в среднеазиатском регионе. Водные ресурсы Узбекистана - это часть водных ресурсов бассейна Аральского моря. Временная изменчивость количества и качества водных ресурсов довольно велика. В режиме водных объектов происходят сезонные (внутригодовые), многолетние от года к году и вековые колебания, чередуются многоводные и маловодные периоды. Вопросы водной политики имеют для Республики Узбекистан принципиальное и первоочередное значение.

Поверхностные водные ресурсы Республики Узбекистан и региона в целом формируются главным образом в горной части, в основном за счет атмосферных осадков холодного периода, многолетнее распределение которых определяется особенностями синоптических процессов и орографией региона. Взаимодействие влагонесущих потоков со сложным рельефом определяет высокую пространственную изменчивость осадков и стока отдельных рек. Основной объем стока концентрируется в трансграничных реках, совместно используемых государствами Средней Азии.

Амударья, образуемая слиянием рек Вахш и Пяндж, имеет длину более 1400 км. В бассейн Амударьи входят также реки Кафирниган, Сурхандарья с Шерабадом, Кашкадарья и Зеравшан. Бассейн Амударьи подразделяется на горную часть - зону формирования стока, и равнинную – зону рассеивания стока. В горной части Амударья принимает большое количество притоков. В равнинной части река не принимает притоков и теряет сток на фильтрацию, испарение, а также в результате водозабора на хозяйственные нужды, в основном на орошение. Водный режим Амударьи определяется таянием высокогорных снегов, ледников и дождевыми осадками и характеризуется высоким летним и низким зимним стоком. Наибольшие расходы воды наблюдаются в июле-августе, наименьшие - в январе-феврале.

Сырдарья образуется слиянием рек Нарына и Карадарьи и имеет длину более 2000 км. Горная часть бассейна Сырдарьи представляет собой сложную систему хребтов Памиро-Алая и Тянь- Шаня и является зоной формирования стока. К бассейну Сырдарьи принадлежат реки Нарын, Карадарья, Ангрен, Чирчик, Келес, Арысь и реки, стекающие со склонов хребтов Ферганской долины, северного склона хребта Нуратау и юго-западного склона хребта Каратау. Бассейн Сырдарьи характеризуется в основном снеголедниковым питанием и только в верховьях - ледниково- снеговым. С марта по сентябрь по Сырдарье проходит 80-82% стока.

Водные ресурсы (км3/год) рек бассейна Аральского моря Бассейны рек Средний многолетний расход, м 3 /с Объем годового стока, км 3 /год средниймаксимальныйминимальный Бассейн Амударьи Пяндж Вахш Кафирниган Сурхандарья и Шерабад Кашкадарья Зеравшан Всего ,91 20,80 5,89 4,00 1,56 5,32 73, ,60 9,81 2,72 6, ,200 4,090 0,897 3,810 - Бассейн Сырдарьи Нарын Реки Ферганской долины Реки северного склона Туркестанского хребта к западу от Ферганской долины Ахангаран Чирчик Келес Арысь Реки юго-западного склона хр. Каратау Всего 448,00 401,00 9,63 38,50 248,00 6,67 64,20 21, ,00 13,800 12,800 0,300 1,220 7,820 0,210 2,020 0,663 38,83 2,340 0,446 3,040 14,150 0, ,817 0,225 0,557 4,530 0,088 -

Основной объем стока концентрируется в трансграничных реках, совместно используемых государствами Средней Азии. Доля водных ресурсов, формирующихся непосредственно на территории Узбекистана, по бассейну Амударьи составляет около 6%, по бассейну Сырдарьи - 15%, а в целом на территории Республики формируется около 10% суммарного стока рек Средней Азии.

Oсновная доля (около 90%) водных ресурсов Узбекистана формируется за его пределами в горной области региона. На равнинной территории сток практически не формируется и в зонах орошения водная сеть представлена в основном ирригационными каналами, коллекторно-дренажной сетью, сбросными озерами. В горной части, в зоне формирования стока, имеется хорошо развитая речная сеть.

Основным потребителем водных ресурсов Республики Узбекистан, как известно, является орошаемое земледелие, которое использует более 90% всех располагаемых водных ресурсов. В соответствии с Положением Центр гидрометеорологической службы при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Узгидромет) обеспечивает информацией о фактических ожидаемых гидрометеорологических условиях и изменениях климата, уровне загрязнения природной среды. На Узгидромет возложена задача объединения всех работ по созданию и ведению государственного водного кадастра.

Для осуществления полноценного мониторинга водных ресурсов для Узбекистана значительный интерес представляет не только учет собственных водных ресурсов, но в значительной мере и то, как они учитываются в соседних государствах, а также своевременный обмен достоверной и детальной информацией о водных ресурсах и их качестве. Однако, начиная с 1987 г., между национальными гидрометслужбами Средней Азии резко сократился обмен материалами режимной сети наблюдений по многим видам информации. В настоящее время НГМС обмениваются в основном только оперативной информацией, но и ее поток неуклонно снижается. Ледник Федченко (Горбунова)

Всего до 1991 года в бассейне Аральского моря одновременно работало 400 метеорологических станций, 475 гидрологических постов, 16 аэрологических, 20 актинометрических и агрометеорологических станций. Наблюдения за снежным покровом и запасами снега в горах проводились на 239 наземных снегопунктах, 988 авиаснегопунктах, 268 суммарных осадкомерах и 13 маршрутах вертолетной гамма-съемки. В 83 пунктах выполнялись наблюдения за положением снеговой границы.

Количество гидрологических наблюдательных постов на 1998 год в сравнении с серединой 80-х годов XX века Кыргызстан Таджикистан Туркмениста н Узбекистан Южный Казахстан Страна Количество постов 1998 г., % от данных на середину 80-х годов 80-е годы 1998 г. В С Е Г О

В основу концепции о поэтапном развитии и оснащении наблюдательной сети заложен принцип сохранения стратегически важных гидрологических и метеорологических пунктов наблюдений. Под стратегически важными понимаются пункты наблюдений, имеющие важное народно-хозяйственное значение, данные которых используются для оценки водообмена между государствами или административными территориями внутри государств; для составления прогнозов стока или погоды в районах важнейших пунктов или хозяйственных объектов; для получения характеристик гидрометеорологического режима экономически важных районов. К ним следует отнести также пункты, имеющие уникальные, длительные ряды наблюдений. В исследуемом регионе имеется немало метеостанций, имеющих ряды наблюдений более 100 лет, и гидропостов с рядами наблюдений до 80 лет Перспективный план развития гидрометеорологической сети.

Из примерно 400 гидрологических постов, работающих в настоящее время, согласно высказанным выше критериям должно остаться немногим более 200. Обеспечение их сооружения, снабжение приборами и необходимым оборудованием и материалами в настоящее время затруднено. В связи с этим нами выбрано 64 наиболее важных стратегических поста, которые по существу являются «реперными». Эти пункты наблюдений должны функционировать в любых условиях и систематически передавать оперативную информацию о состоянии данного водного объекта. Посты располагаются таким образом, чтобы учитывать, в первую очередь, интересы региональные (межгосударственные), а затем и внутригосударственные. Гидрологическая сеть

В Программу неотложных мер по улучшению экологической ситуации в бассейне Аральского моря, подписанную руководителями всех государств региона, был включен отдельный проект "Региональная унифицированная система гидрометеорологической информации, учета и прогноза водных ресурсов и мониторинга природной среды в бассейне Аральского моря (оснащение гидрометслужб)". В результате был разработан перспективный план развития гидрометеорологической сети в регионе, модернизации систем приема, обработки и распространения информации, перспективный план развития научных исследований и создания гидрометеорологических автоматизированных систем.

Особое внимание представляют опасные гидрологические явления в высокогорных областях, такие, как подвижки ледников, прорывы плотин гляциальных и завальных озер и селевые паводки и другие, что требует соответствующего отражения в водном законодательстве. Часто эти явления имеют трансграничный характер, т.е. явления формируются на территории сопредельного государства, а его последствия испытывают на себе другие.

Для наблюдений за формированием условий возникновения опасных гидрометеорологических явлений, их предупреждения и прогнозирования необходимо создание комплексной системы мониторинга. Организация такого мониторинга требует значительных ресурсов и может быть создана при участии всех государств региона и поддержке международного сообщества. Сарезское озеро Озеро Ихнач

В послании Генерального секретаря Всемирной метеорологической организации г-на М. Жарро «Погода, климат, вода и устойчивое развитие» отмечается, что расширение деятельности в области водных проблем в поддержку устойчивого развития остается приоритетом. Поддержка, оказываемая национальным гидрологическим службам мира, в решении проблем наличия воды и ее качества, а также содействие международному сотрудничеству, в особенности в водных бассейнах, расположенных на территории нескольких стран, являются существенно важными.

Узгидромет, как и остальные национальные гидрометеорологические службы, будет предоставлять жизненно важные оценки располагаемых запасов воды, включая их изменчивость, проводить мониторинг качества воды, укреплять сотрудничество с НГМС региона с целью подготовки заблаговременных предупреждений о крупных наводнениях и наступлениях засух. Ледник Федченко (Горбунова)

НГМС имеют существенное значение в решении вопросов водных проблем на национальном и международных уровнях и все политические и оперативные решения следует согласовывать с ними, основываться на консультативном процессе с широкой представительностью всех заинтересованных участников, что обеспечит объединение широких слоев общественности в деле сохранения источников пресной воды, рациональном водопользовании.

Генеральный секретарь ВМО адресует свой призыв и к правительствам государств, с целью обеспечить необходимую финансовую и законодательную поддержку НГМС, к региональным и международным организациям расширять свое сотрудничество с НГМС чтобы, работая на благо своих государств и человечества, национальные гидрометеорологические службы смогли взять на себя определенную роль в разрешении существующего и углубляющегося кризиса, связанного с пресной водой.