МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Advertisements

Сероштан Е.А. зав. учебно-методическим отделом СПб ГБОУ СПО «ПКГХ», преподаватель информатики высшей квалификационной категории.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции,
Д ЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению ; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки,
МЕТОД ПРОЕКТОВ как технология внедрения общеучебных и коммуникативных компетентностей Учитель МОУ «СОШ «ЛЦО» Варава Ирина Михайловна.
МЕТОД ПРОЕКТОВ ПОЛАТ Е.С.. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического.
МЕТОД ПРОЕКТОВ ПОЛАТ Е.С.. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического.
Человек есть свой собственный проект. Ж.П. Сартр.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции,
Метод учебного проекта. В современной педагогике: Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
МЕТОД ПРОЕКТОВ И ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПОЛАТ Е.С.
Метод проектов в вопросах и ответах. «Устремите ум на радость творчества» Н.И. Рерих Н.И. Рерих Основополагающий вопрос: Зачем исследовать то, « Зачем.
«Устремите ум на радость творчества» Н.И. Рерих Н.И. Рерих Зачем исследовать то, « Зачем исследовать то, что заранее известно?»
МЕТОД ПРОЕКТОВ Афанасьева Анна Павловна МБОУ «СОШ г. Бирюча» МБОУ «СОШ г. Бирюча»
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Технологии, основанные на реализации проектной деятельности Автор презентации – Клюкова Н.В.
Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
Доклад по теме «МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ» выполнил: выполнил: учитель географии РМОУ Сокурская СОШ Сидорова Ю.В.
Транксрипт:

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.

Современные тенденции образования Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

А. Дистервег «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

К. Д. Ушинский «Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь».

КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения». (The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003)

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Понимать проблему ( использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников); Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию); Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой); Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели); Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.) Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)

МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Поиск способов решения (выдвижение гипотез) ПРОБЛЕМА Исследовательская, поисковая пр. деятельность Исследовательская, поисковая пр. деятельность Оформление результатов Защита проекта Прогнозирование новых проблем

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Метод проектов Обучение в сотрудничестве Дискуссии Ролевые игры Мозговая атака Портфель ученика

СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проектная деятельность Исследовательские Поисковые Научный метод Дискуссии, эвристические беседы Дискуссии, эвристические беседы Мозговые атаки Ролевые игры Рефлексивные

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Интеллектуальные умения критического мышления Умения предметной области знания Совокупность соответствующих компетентностей Ключевые компетенции Коммуникативные умения Поиск информации Осмысление Анализ Синтез Оценка Умения совместной деятельности Умения дискутировать, принимать решения Применение

УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся: Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем. Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает. Третий уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает. Четвертый уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.

Что такое критическое мышление? Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ Признаки типологизации: Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная). Проекты: -практико-ориентированные, -информационные, -творческие.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение) Предметно-содержательная область. Проекты : - моно-проект (в рамках одной области знания), - межпредметный проект.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ) Характер координации проекта: - проект с открытой координацией, - проект со скрытой (неявной) координацией. Характер контактов: - внутришкольный; - региональный; - международный.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение Количество участников проекта: - индивидуальные, - парные, - групповые. Продолжительность проекта: - краткосрочные, - долгосрочные.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА Представление проблемной ситуации: -вербально; -с помощью видеоряда; -с помощью мультимедийных средств. 2. Мозговая атака. 3. Обсуждение. 4. Выдвижение гипотез. 5. Определение типа проекта. 6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей. 7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ( продолжение) Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке). 10. Оформление результатов проектной деятельности. 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13. Самооценка, внешняя оценка.

Учебный проект с точки зрения учащегося это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект Проблема проекта Цель проекта Задачи проекта Методы и способы результат «Почему?» (это важно для меня лично) «Зачем?» (мы делаем проек ) « Что?» (для этого мы делаем) « Как?» (мы это будем делать) « Что получилось?» (как решение проблемы) Актуальность прблемы - мотивация Целеполагание Постановка задачи Выбор способов и методов, планирование Ожидаемый результат

Метод учебного проекта характеризуется как: Личностно -ориентированный; Деятельностный; Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; Построенный на принципах проблемного обучения; Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; Воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу4 Здоровьесберегающий.

Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить: Проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

Целеполаганию и планированию деятельности; Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта); Презентации(самопредъявлению)хода своей деятельности и результатов; Умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования:

Поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; Практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетипичных, ситуациях; Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Методика осуществления учебного проекта 1-й – погружение в проект 2-й – организация деятельности 3-й – осуществление деятельности 4-й – презентация результатов.

1-й этап – погружение в проект учитель Формулирует: учащиеся Осуществляет: 1) проблему проекта;1) личностное присвоение проблемы; 2) сюжетную ситуацию;2) вживление в ситуацию; 3) цель и задачи3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2-й этап – организация деятельности Организует деятельность – предлагает:(оснащает всем необходимым и создает условия для самост.работы) Осуществляют: 4)Организовать группы;4)Разбивку на группы; 5) Распределить амплуа в группах;5)Распределение ролей в группах 6) Спланировать деятельность по решению задач проекта; 6)Планирование работы; 7)Возможные формы презентации результатов 7)Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3-й этап – осуществление деятельности Не участвует, но:Работают активно и самостоятельно: 8) консультирует учащихся по необходимости; 8)каждый в соответствии со своим амплуа и сообща4 9)ненавязчиво контролирует;9)консультируется по необходимости4 10)дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; 10) «добывают» недостающие знания; 11)репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. 11)подготавливают презентацию результатов

4-й этап - презентация Принимает отчет:Демонстрируют: 12) обобщает и резюмирует полученные результаты; 12) понимание проблемы, цели и задач ; 13)подводит итоги обучения ;13) умение планировать и осуществлять работу ; 14) оценивает умения: общаться. слушать, обосновывать свое мнение, толерантность 14)найденный способ решения проблемы ; 15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат 15) рефлексию деятельности и результата; 16 )дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Для целей: сбора разнообразных фактов, данных из разных регионов; проведения экологических, социологических проектов; создания совместных творческих продуктов; организации совместных полевых работ, практических экспериментов; совместное решение актуальных проблем политики, культуры, образования; совместная разработка туристических маршрутов, пр.

ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проектная деятельность На уроке Во внеурочной деятельности Общешкольный проект Телекоммуникационный проект

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема и проблема проекта Подпроблема 1 Подпроблема 2 Подпроблема 3 Координация Научно-практическая конференция

КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений;

КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) характер общения и взаимопомощи участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов.

КООРДИНАТОР ПРОЕКТА Должен обладать определенными качествами: Иметь хорошие организаторские способности; Быть методически грамотным; Владеть навыками межкультурного общения; Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками; Активно сотрудничать в проектной деятельности; Обладать базисными навыками работы в сетях; Уметь работать с большими объемами информации; Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

ФУНКЦИИ КООРДИНАТОРА ПРОЕКТА Поиск участников проекта; при необходимости консультирование (по просьбе участников проекта); связь с другими организациями, средствами массовой информации, специалистами, мнение или знания которых необходимы участникам проекта; сбор и распространение информации об участниках проекта; стимулирование участников к самооценке; организация защиты и внешней оценки проекта.

Проект «Реклама и мы» Проблема: «Нужна ли реклама, и если нужна, то какая?» Подпроблема: «Какая нужна потребителю реклама?» Цель проекта: «Сформулировать психологические, этические, эстетические требования к содержанию рекламы и способам ее подачи»

Задачи: Сформулировать этические требования и нормы к содержанию рекламы в средствах массовой информации ; сформулировать нормы и требования к эстетическому облику такой рекламы; сформулировать требования к содержанию рекламы в средствах массовой информации как метод психологического воздействия на сознание потребителя; выработать правила (закон) для города или страны о способах подачи рекламы в СМИ.

Проект «Монастыри России» Строительство монастырей Функции монастырей Архитектура монастырей Обряды в монастырях Иконы монастырей Жизнь в монастыре Знатные настоятели монастырей

Проект «Мир русской усадьбы» Время появления усадьбы в России Постройки усадьбы Ландшафт усадьбы Быт усадьбы Библиотека усадьбы Праздники в усадьбе

Проект «Русский дом» русская сказка былины поговорки одежда русская изба русская игрушка народные промыслы игры

Групповой исследовательский проект «Песни, опаленные войной» Тема учебного проекта тесно связана с историей России. Цели образовательные и воспитательные: - вовлечение каждого ученика в познавательный процесс; - воспитание у детей интереса к изучению истории России; - воспитание чувства патриотизма;

Задачи учебно-педагогические: - приобщение к творческой деятельности; - развитие художественных способностей; -формирование навыков исследовательской деятельности Возраст учащихся : лет (4 класс) Режим работы : 3 урока (желательно в феврале).

Групповой творческий проект «Портрет русской народной музыки» Разработка учебного проекта в образовательной области «Искусство». В программе «Музыка» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. в четвертом классе в теме «Россия – Родина моя» несколько уроков отведено изучению русской народной музыки. Дети постигают красоту и разнообразие русской народной музыки, знакомясь с лирическими, рекрутскими, трудовыми, хороводными, плясовыми песнями.

Методический паспорт учебного проекта Проект «Портрет русской народной музыки». Предмет: музыка. Класс: 4-й начальной школы. Тип проекта: творческий. Планируемый результат: ученики в группах разрабатывают портрет русской народной музыки в форме продукта любого вида творчества (изобразительное искусство, аппликация, конструирование из бумаги и т. д.), представляют его классу, аргументируя свой выбор и название работы. Оформление выставки.

Цели: научить различать основные особенности русской народной песни, развивать внимательность, фантазию, воображение, умение синтезировать полученные ЗУН и выбирать необходимые, воспитывать способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей, давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих).