Зачетная работа Методические основы изучения темы « Разветвляющиеся алгоритмы в 9 классе» Выполнила: Коптелова Вера Ивановна, учитель информатики в МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Pascal Алгоритмы разветвляющейся структуры, программирование на языке Pascal 10 «А» класс.
Advertisements

Определение и свойства алгоритма. Происхождение понятия «алгоритм» В IX веке математик Мухаммед аль-Хорезми описал правила выполнения четырех арифметических.
Введение в программирование. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла.
Линейные и разветвляющиеся алгоритмы. Реализация на языке Pascal.
Составьте четыре правильные по смыслу фразы: Основные алгоритмические структуры: Четкое предписание исполнителю выполнить последовательность действий,
Тема урока: Виды алгоритмов и их реализация. Образовательные задачи: 1. Ввести понятия: полная форма ветвления и условный оператор ветвления. 2. Научить.
Понятие алгоритма Слово «алгоритм» происходит от латинского написания имени величайшего ученого Средней Азии и средневекового Востока Мухамада ибн Мусы.
Зеленый ? Ждем зеленый! Переходим дорогу! НЕТ ДА.
PASCAL Условный оператор.. Этот оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы. Условный оператор если логическое_условие.
Программирование ветвящихся алгоритмов Условный оператор Искандарова А.Р. учитель информатики МБОУ СОШ 18 г. Уфа.
Алгоритмы Введение в программирование. Алгоритм Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города.
ВетвлениеВетвлениеопределение Разветвляющимся называется процесс, в котором естественный порядок выполнения нарушается в зависимости от условия.
Алгоритмы ветвления. Условный оператор 9 класс. Повторение 1. Что такое алгоритм? 2. Какие типы алгоритмов вы знаете? 3. Какой алгоритм называется линейным?
9 класс Урок 2 Цели урока: образовательные – повторить и закрепить понятия алгоритма, исполнителя, свойства и способы описания алгоритмов, типы алгоритмических.
Алгоритмы Введение в программирование. Алгоритм Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми Появление алгоритмов связывают с зарождением математики.
Твельнева Т.А. МОУ СОШ 1 Урок информатики в 9 классе.
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.
АЛГОРИТМЫ Итоговый тест. 1. Алгоритм - это 1.правила выполнения определенных действий; 2.ориентированный граф, указывающий порядок выполнения некоторого.
1 Программирование на языке Паскаль Тема 2. Ветвления.
Информатика в школе Алгоритмы Введение в программирование.
Транксрипт:

Зачетная работа Методические основы изучения темы « Разветвляющиеся алгоритмы в 9 классе» Выполнила: Коптелова Вера Ивановна, учитель информатики в МОУ СОШ «Горки-Х», Одинцовского района ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Москва 2011

Цели: Изучение понятия ветвление, правил оформления алгоритмов ветвления; формирование навыков составления алгоритмов ветвления. Научить записывать алгоритмы ветвления в виде блок-схемы, на языке программирования Pascal; Учить как составить программы, использующие алгоритм ветвления, и какие операторы при этом использовать; освоить принципы решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций и программирования; закрепление навыков алгоритмов с ветвлениями, самостоятельной работы и работы в группе; Задачи: учебная – формирование практических навыков разработки алгоритмов ветвления; развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно - познавательной компетенции; воспитательная – способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Повторение Алгоритм и способы записи алгоритмов

Происхождение слова алгоритм Слово алгоритм происходит от algorithmi – латинской формы написания имени великого математика IX в. Аль Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий. Первоначально под алгоритмами и понимали только правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. В дальнейшем это понятие стали использовать вообще для обозначения последовательности действий, приводящих к решению поставленной задачи.

1.Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке); 2.Детерминированность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае); 3.Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения); 4.Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными); 5.Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях). Свойства алгоритма

Виды алгоритмов 1.Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке); 2.Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий) 3.Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание); 4.Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).

Способы описания алгоритмов Найти значение следующего выражения: у=2а-(х+6). словесно-формульный (на естественном языке) графический или блок-схемный с использованием специальных алгоритмических языков 1.Ввести значения а и х. 2. Сложить х и Умножить а на Вычесть из 2а сумму (х+6). 5. Вывести у как результат вычисления выражения. начало ввод а, х у1=х+6 у2=2*а у=у2-у1 вывод у конец Var a, x: real; Begin Write (введите а, х); read (a, x); Y1:=x+6 Y2:=2*a Y:=y2-y1 Writeln ( y) End.

Запись разветвляющихся алгоритмов в словесно- формульном представлении

Разветвляющиеся алгоритмы В жизни нам очень часто приходится делать выбор. Например: брать или нет на прогулку зонтик? Здесь результат выбора зависит от того, идет дождь или нет.

Другой пример выбора: "Куда отправиться погулять в парк, в кино или просто пройтись по улицам?". Здесь результат выбора тоже может зависеть от какого-то условия, например от желания друга, с которым ты собираешься погулять вместе, или от того, есть ли у тебя время, чтобы доехать до парка. Разветвляющиеся алгоритмы Кино Парк Просто погулять Алгоритмы, в которых осуществляется выбор действий в зависимости от какого-то условия, называются разветвляющимися. Алгоритмы, в которых осуществляется выбор действий в зависимости от какого-то условия, называются разветвляющимися.

Команда ветвления - разделяет алгоритм на два пути в зависимости от некоторого условия, затем исполнение алгоритма выходит на общее продолжение. Ветвление бывает полное и неполное Команда ветвления ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ КВ ЕСЛИ ТО КВ Под серией понимается одна или несколько последовательных команд

Пример 1: Рассмотрим пример алгоритма проезда автомобилем перекрестка со светофором Посмотреть на СВЕТОФОР ЕСЛИ красный ТО стоять КВ ЕСЛИ желтый ТО приготовиться к движению КВ ЕСЛИ зеленый ТО можно ехать КВ Конец алгоритма

Взять лейку Налить в лейку воды Потрогать землю в горшке ЕСЛИ земля сухая ТО полить цветок ИНАЧЕ не поливать цветок КВ Конец алгоритма Пример 2: Рассмотрим пример алгоритма полива комнатных растений

Задать значения X, Y ЕСЛИ X-1 ТО «Принадлежит» ИНАЧЕ «Не принадлежит» КВ Конец алгоритма Пример 3: Рассмотрим алгоритма определения принадлежит или нет точка с координатами X, Y заштрихованной плоскости 12 0,5-0,5 YX X Y -22 Принадлежит Не принадлежит

Задать значения N ЕСЛИ N=1 или N=3 ТО «Бассейн» КВ ЕСЛИ N=2 или N=5 ТО «Музыкальная школа» КВ ЕСЛИ N=4 или N=6 ТО «Иностранный язык» КВ ЕСЛИ N=7 ТО «Сегодня ВОСКРЕСЕНЬЕ» КВ Конец алгоритма Пример 3: Петя в понедельник и среду ходит в бассейн. Во вторник и пятницу в музыкальную школу. В четверг и субботу у него дополнительные занятия по иностранному языку. Написать алгоритм определения «Куда Пете идти в N день недели».

Задание 1: Написать в словесно формульном представлении алгоритм определения большего из двух чисел a и b. Задание 2 : Написать в словесно формульном представлении алгоритм определения количества отрицательных значений среди чисел a, b, c. Задание 3 : Создать презентацию которая в зависимости от выбранного пункта меню (зима, весна, лето, осень) будет переходить на слайд с картинкой, соответствующей выбранному времени года.

Запись разветвляющихся алгоритмов в графическом представлении

Команда ветвления - разделяет алгоритм на два пути в зависимости от некоторого условия, затем исполнение алгоритма выходит на общее продолжение. Ветвление бывает полное и неполное Команда ветвления в блок-схемах ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ КВ ЕСЛИ ТО КВ Условие серия2 серия1 Да Нет Условие серия Да Нет

Пример 1: Рассмотрим пример алгоритма проезда автомобилем перекрестка со светофором Посмотреть на СВЕТОФОР ЕСЛИ красный ТО стоять КВ ЕСЛИ желтый ТО приготовиться к движению КВ ЕСЛИ зеленый ТО можно ехать КВ Конец алгоритма Красный Стоять Да Нет Посмотреть на светофор Желтый Приготовиться Да Нет Зеленый Ехать Да Нет Конец Начало

Взять лейку Налить в лейку воды Потрогать землю в горшке ЕСЛИ земля сухая ТО полить цветок ИНАЧЕ не поливать цветок КВ Конец алгоритма Пример 2: Рассмотрим пример алгоритма полива комнатных растений Земля сухая? Не поливать цветок Поливать цветок Да Нет Начало Налить в лейку воды Потрогать землю в горшке Конец Взять лейку

Задать значения N ЕСЛИ N=1 или N=3 ТО «Бассейн» КВ ЕСЛИ N=2 или N=5 ТО «Музыкальная школа» КВ ЕСЛИ N=4 или N=6 ТО «Иностранный язык» КВ ЕСЛИ N=7 ТО «Сегодня ВОСКРЕСЕНЬЕ» КВ Конец алгоритма Пример 3: Петя в понедельник и среду ходит в бассейн. Во вторник и пятницу в музыкальную школу. В четверг и субботу у него дополнительные занятия по иностранному языку. Написать алгоритм определения «Куда Пете идти в N день недели». N=1 или N=3 Да Нет N=2 или N=5 Да Нет N=4 или N=6 Да Нет Конец Начало Задать значение N Бассейн Музыкальная школа Иностранный язык N=7 Да Нет Сегодня ВОСКРЕСЕНЬЕ

Задание 1: Разработать блок-схему алгоритма определения большего из двух чисел a и b. Задание 2 : Разработать блок-схему алгоритма определения количества отрицательных значений среди чисел a, b, c. Задание 3 : Разработать блок-схему алгоритма определения является ли треугольник со сторонами a, b, c равносторонним. Задание 4 : Запишите с помощью блок-схем следующие пословицы: «Болен – лечись, а здоров – берегись» «Поспешишь – людей насмешишь»

Команда ветвления имеем две формы записи Команда ветвления в языке Pascal Условие серия 2 серия 1 Да Нет Условие серия Да Нет IF THEN ELSE IF THEN полную инеполную

Операции отношения в языке Pascal ОперацияОбозначениеЗапись равно=a = b не равноa b больше>a > b меньше

Логические операции в языке Pascal ОперацияОбозначениеЗапись Отрицание (НЕ)NOTNOT A Умножение (И)AND(X>-3) AND (X-3) OR (Y>-3)

Пример 1: Рассмотрим пример алгоритма определения большего из двух чисел a и b a > b ? Max =b Max =a Да Нет Начало Конец Ввод a, b Вывод Max program maxch; var a, b, max : integer; begin writeln('Введите два целых числа'); read ( a, b ); if a > b then max:=a else max:=b; writeln ('Наибольшее число ', max); end.

Пример 2: Даны три числа a, b, c. Определить есть ли среди них отрицательные числа. Если есть, то вывести их. Var a,b,c :real; Begin Writeln( введите числа три числа); Readln(a, b, c); IF a < 0 THEN Writeln( отрицательное число, a); IF b < 0 THEN Writeln ( отрицательное число, b); IF c< 0 THEN Writeln( отрицательное число, c); End. a < 0 Да Нет b < 0 Да Нет c < 0 Да Нет Конец Начало Ввод a, b, c Вывод a Вывод b Вывод c

Var N: integer; Begin Writeln(Введите день недели); Readln(N); IF N=1 OR N=3 THEN Writeln(Бассейн); IF N=2 OR N=5 THEN Writeln(Музыкальная школа); IF N=4 OR N=6 THEN Writeln (Иностранный язык); IF N=7 THEN Writeln(Сегодня ВОСКРЕСЕНЬЕ) END. Пример 3: Петя в понедельник и среду ходит в бассейн. Во вторник и пятницу в музыкальную школу. В четверг и субботу у него дополнительные занятия по иностранному языку. Написать алгоритм определения «Куда Пете идти в N день недели». N=1 или N=3 Да Нет N=2 или N=5 Да Нет N=4 или N=6 Да Нет Конец Начало Задать значение N Бассейн Музыкальная школа Иностранный язык N=7 Да Нет Сегодня ВОСКРЕСЕНЬЕ

Задание 1: Написать программу алгоритма определения большего из трех чисел a, b, с. Задание 2 : Написать программу алгоритма определения количества отрицательных значений среди чисел a, b, c. Задание 3 : Написать программу алгоритма определения является ли треугольник со сторонами a, b, c равносторонним.

Результаты изучения темы «Разветвляющиеся алгоритмы в 9 классе» в МОУ СОШ «Горки-Х» 80% учащихся 9 классов знают: Основные понятия алгоритмизации; Способы записи алгоритмов; Какие существуют виды алгоритмов; Элементы, используемые в блок-схемах. Как загрузить Turbo-Pascal; Элементы главного меню редактора Turbo-Pascal; Правила набора и корректировки текста программы; Сохранять и вызывать программу, а так же запускать на выполнение Составить программы, использующие алгоритм ветвления, и какие операторы при этом использовать; Учащиеся умеют: Давать определения понятия «алгоритм»; Приводить примеры линейных, разветвляющихся алгоритмов; Называть свойства алгоритма; Составлять блок-схемы решения задач. Работать в среде Turbo-Pascal; Набирать, корректировать и отлаживать программы; Работать одновременно с несколькими окнами; Составлять простейшие программы с использование операторов присваивания, ввода и вывода; Использовать операторы ветвления при составлении программ.