Применение проектной технологии в обучении и воспитании младших школьников Иванова С.В. учитель нач.классов МОУ «СОШ 120» г. Барнаул
В обучении младшего школьника учителя стали отводить важное место методу проектов. В обучении младшего школьника учителя стали отводить важное место методу проектов. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя.
Решающим звеном внедрения проектного обучения в учебно-воспитательный процесс школы является учитель. Меняется роль учителя - из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Решающим звеном внедрения проектного обучения в учебно-воспитательный процесс школы является учитель. Меняется роль учителя - из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
С точки зрения учителя Учебный проект - это дидак- тическое средство, позволяющее обучать проектированию целе- направленной деятельности по нахождению способов решения проблемы. Учебный проект - это дидак- тическое средство, позволяющее обучать проектированию целе- направленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.
С точки зрения учащегося Учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятель- ность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятель- ность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат.
Метод учебного проекта имеет четкую организационную структуру Включение ребенка в данную поисковую деятельность. Включение ребенка в данную поисковую деятельность. Выбор проблемы постановка цели и задач. Выбор проблемы постановка цели и задач. Сбор и переработка информации. Сбор и переработка информации. Завершение работы, составление портфолио ученика. Завершение работы, составление портфолио ученика. Собственно защита проекта. Собственно защита проекта.
Цель проекта: формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся; формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся; развитие моторики; развитие моторики; развитие психических процессов; развитие психических процессов; развитие личности младшего школьника; развитие личности младшего школьника; воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости. воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Работа над проектами способствует: развитию речи и обогащению словаря; развитию умения работать в коллективе; расширению кругозора учащихся; повышению мотивации учащихся; поощрению творчества; воспитанию самостоятельности; развитию общеучебных умений.
Типы проектов По количеств у участнико в По продолжитель- ности По типу деятельности По количеству предметов 1) личност- ные 2) парные 3 ) групповые 1) краткосрочные 2) средней продолжительн ости 3) долгосрочные 1) творческий 2) исследова- тельский 3) ролево- игровой 4) практико- ориентирова нный 5) информацио н- ный 1) моно- проект 2) межпред- метный проект
Формы проектов: выставка,коллаж выставка,коллаж инсценирование, драматические представления инсценирование, драматические представления репортаж,интервью,сообщение репортаж,интервью,сообщение стенгазета, кроссворд, переписка, рассказ-загадка стенгазета, кроссворд, переписка, рассказ-загадка экскурсия экскурсия ролевая игра ролевая игра
Работа над творческими проектами включает в себя три этапа: Начальный этап Основной этап Заключительный этап
Начальный этап определение широкой темы определение широкой темы выбор рабочих тем выбор рабочих тем объединение в группы объединение в группы составление плана проектной работы составление плана проектной работы формулировка цели формулировка цели сбор материала сбор материала
Необходимые учебно- организационные умения на начальном этапе: планировать текущую работу; нацелить себя на выполнение поставленной задачи ; вести познавательную деятельность в коллективе; осуществлять взаимообогощающее общение.
Основной этап анализ способов и целей работы в группах; анализ способов и целей работы в группах; поиск источников необходимой информации, сбор материала; поиск источников необходимой информации, сбор материала; анализ возможных трудностей; анализ возможных трудностей; анализ информации; анализ информации; обобщения, выводы. обобщения, выводы.
Заключительный этап подготовка защиты готовых проектов и их защита; обсуждение полученных результатов; обсуждение полученных результатов; презентация проекта.
При использовании проектной методики наиболее ярко высвечиваются учебно-коммуникативные умения учащихся на заключительном этапе – презентации проектов: умение слушать –требует от ученика сосредоточенности, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики; умение слушать и одновременно записывать содержание; умение задавать уточняющие вопросы; умение задавать уточняющие вопросы; умение выступать перед аудиторией; умение проявлять организаторские способности.
проект: «С чего начинается Родина» Цель проекта: Повышение мотивации к обучению Получение навыков исследовательской работы Расширение кругозора Повышение самооценки Развитие речи и обогащение словаря
Уровни участия на всех этапах проекта Исследователь (пользуется дополнительными источниками знаний, знакомит других учащихся с новыми знаниями) Фотограф (делает фотозарисовки) Художник (ведет хронику в художественном исполнении) Участник (выбирает уровень сложности в соответствии со своими индивидуальными возможностями)
Этапы 1-й класс– вхождение в проект «Моя семья» -Рассказы о семье -Все профессии нужны - все профессии важны -Увлечение членов семьи (хобби) -Как мы отдыхаем - У нас живет… Итог: выставка творческих работ детей и членов их семей, рисунок, фото, рассказ о семье… Итог: выставка творческих работ детей и членов их семей, рисунок, фото, рассказ о семье…
Этапы 2-й класс – «Мой дом – моя улица» 3-й класс – «Мой родной город, край» 4-й класс – «Путешествие по России и зарубежью» Итоги участия в проектной деятельности подводятся в конце каждой четверти и в конце учебного года Итоги участия в проектной деятельности подводятся в конце каждой четверти и в конце учебного года
Ожидаемые результаты: Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, использование Интернета и др. Приобретение коммуникативных навыков Развитие речи и обогащение словаря Положительное влияние на воспитание личности учащегося Активное участие родителей учеников в школьной жизни ребенка Повышение профессиональной компетентности учителя
Учащимся очень нравится заниматься исследовательской деятельностью потому, что: каждый может проявить себя как творческая личность каждый включен в деятельность, которая ему по душе добывание знаний строится на принципах проблемного обучения развивает навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах развивает умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии воспитывает целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности
А вот, что говорят сами ученики: Мне нравится работать над проектом потому, что я все делаю сам и с интересом. А главное запоминается надолго. Мне нравится работать над проектом потому, что я все делаю сам и с интересом. А главное запоминается надолго.
Практическая деятельность по проекту «С чего начинается Родина» I этап ( уч.год) I этап ( уч.год)
Поиск информации
Рассказы о семье
Семейный досуг
У нас живёт…
Мы отдыхаем
Праздник-посиделки «В горнице»