Работа социального педагога по привлечению учащихся к проектной и исследовательской деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Advertisements

Методика организации работы над учебным проектом.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Не существует сколько- нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя б самой маленькой поисковой.
Методика организации работы над учебным проектом Из опыта работы информационно- библиотечного центра МОУ Лицей 2.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Что такое метод проектов?. Проект – реалистический замысел о желаемом будущем, который содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.
МОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Озёры. Проектная и исследовательская деятельность на уроках Проектная и исследовательская деятельность.
«Проектная деятельность как одно из направлений реализации деятельностного подхода к обучению»
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
Научно- исследовательская деятельность учащихся и педагогов Метод проектов как условие развития исследовательских компетенций учащихся в условиях модернизации.
«Метод проекта» Для чего он нужен в школе? ГОУ СОШ 881, Захарова Н.А г.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Метод учебного проекта. В современной педагогике: Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент.
Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов Гусева Т.В.
Цель образования в России, обеспечиваемая ФГОС второго поколения Полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру,
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Заседание МО по теме: «Проектно-исследовательские методы обучения»
Транксрипт:

Работа социального педагога по привлечению учащихся к проектной и исследовательской деятельности

Смысл социальной педагогики - помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостояние негативным отклонениям от норм поведения. Е. Молленхауер

Социальный педагог в школе – это человек, который знает учащихся не по успеваемости или совершению или не совершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей семейного воспитания, окружения, интересов, склонностей и потребностей. Его основная цель – не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности ребенка.

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения педагога это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); представление результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции, идёт подготовка к различным мероприятиям окружного и городского уровней (ярмарки идей, окружные и городские конкурсы и конференции). При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.

Рассмотрим способы формирования мотивации достижений школьников. Мотивы учения. За какое бы дело ни взялся ребенок, он делает его потому, что у него есть определенные мотивы (похвала мамы, познавательный интерес, стремление принести пользу и др.). Понятие «мотив» (от лат. Movere – двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков.

Развить у учащихся группы риска созидательное отношение к собственной жизни и здоровью – задача, которая не может быть решена школой за один год. Необходимо во время всего обучения осуществлять работу силами всех специалистов, участвующих с образовательном процессе, использовать разнообразные методики развития мотивации, обучения планированию достижений и преодоления кризисных ситуаций. Наверное нам, педагогам, родителям, стоит задуматься, для чего мы действительно живем, и для чего, на наш взгляд, стоит жить нашим детям. И стоит приложить усилия, чтобы эти главные, подлинные наши мотивы стали достоянием наших детей. Если мы сами не вдохновим их к деятельности во имя определенных жизненных ценностей, за нас это сделают другие в собственных интересах.

В каждой семье есть излюбленные мотивы деятельности, которые из поколения в поколение передаются как заветы от матери к дочери, от отца к сыну. Определенные мотивы деятельности популяризируются государством через средства массовой информации. В православном государстве, каковым являлась Россия до 1917 года, звучала проповедь об обретении Царства Божьего как главного мотива, главной жизненной ценности любого христианина. Идеология Советской России предлагала народу жить и трудиться ради построения коммунизма, ставя на первое место долг и ответственность перед обществом. Реалии сегодняшней демократической России таковы, что свободные средства массовой информации, существующие за счет рекламы, тиражируют ценности общества потребления: главное: чтобы ты постоянно покупал предлагаемые товары, а все остальное будет у тебя автоматически (выпьешь пиво определенной марки и ты будешь среди друзей, воспользуешься нужной косметикой – станешь самой обаятельной и т.п.).

Мотивы можно классифицировать по отношению человека к самой деятельности. Выделим их: 1) удовольствие от самого процесса деятельности (ребенку нравиться решать задачи, красиво писать, декламировать стихи); 2) прямой результат деятельности (ребенок испытывает удовольствие, когда смотрит на свою красиво оформленную тетрадь, знает, что его исполнение стихов произвело на людей впечатление, что задачи решены правильно); 3) вознаграждение за деятельность (радуется похвале, хорошей оценке или плате за неё); 4) избежание наказания.

Мотивы – это достаточно устойчивые проявления индивидуальности человека. Если у ребенка есть познавательная мотивация, то он будет стремиться заниматься познавательной деятельностью в различных ситуациях. Но для того, чтобы человек начал действовать, одних мотивов не достаточно. Активность человека, направленность его деятельности зависит от мотивации – совокупности побуждающих факторов. К ним относятся и мотивы, и потребности, и ситуативные факторы. К ситуативным факторам можно отнести сложность задания, ресурс времени, возможность получить помощь, состояние здоровья в данный момент времени и т.п.

Структура мотивации может быть представить в виде схемы: Мотивы (определяют значимость данной деятельности для человека) + Ситуативные факторы (определяют уверенность в возможности выполнить задания)= Мотивация Таким образом, если наш ребенок не хочет что-то делать, это значит, что данная деятельность в данный момент не является для него наиболее важной или он сильно сомневается в возможности ее успешного выполнения. Общий уровень мотивации какой-либо деятельности зависит - от количества мотивов, которые побуждают эту деятельность; - от побуждающей силы каждого из мотивов; - от степени благоприятности ситуативных факторов.

Родители и педагоги, стараясь повысить учебную мотивацию детей, действуют в трех направлениях: - задействует большее число мотивов; - увеличивает побуждающую силу каждого из мотивов; - способствует увеличению благоприятности ситуативных факторов.

В какой-то момент мы, начинаем понимать, что ребенку уже пора ставить конкретные цели в своей (учебной) деятельности. Надо только научить его этому. Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, образ желаемого будущего, достижения, к которому стремится человек. Цель организовывает, побуждает человека к деятельности. Чем более яркий, эмоционально насыщенный, детальный образ создается в воображении человека, тем больше усилий он будет прилагать для его осуществления. По этому с ребенком надо говорить о желаемом будущем, насыщая эту беседу привлекательными подробностями. Важно говорить и о далеких перспективах, и о том, что уже теперь или в скором времени можно сделать для своей заветной цели. В этом помогут упражнения «Линия достижений» и «Три хрустальных шара», «Все самое приятное».

Упражнение «Линия достижений» Цель: Развитие целеустремленности Задача: помочь ребенку осознать события в собственной жизни, которые он может считать достижениями и представить, какие достижения он хотел бы иметь в будущем. Адресат: дети и подростки от 8 до 17 лет. Инструкция: Давай представим твою жизненную линию. Даже когда ты был совсем маленьким, у тебя в жизни были свои первые достижения, победы. С каждой такой победой ты становился умнее, добрее, может быть даже взрослее. А потом жизнь снова шла своим чередом. Нарисуем на этом листе горизонтальный луч, на нем мы будем отмечать твои годы. А теперь из той же точки мы проведем вертикальный луч, на котором будем отмечать твои достижения. Сейчас ты можешь вспомнить свое самое раннее достижение. Сколько тебе было тогда лет? Давай отметим его на рисунке. Каким было следующее достижение? Отмечай все достижения, которые ты помнишь, и соединяй их «линией достижений». Вот мы дошли то настоящего времени. Как ты думаешь, какие достижения будут у тебя в дальнейшей жизни? Продолжи «линию достижений» пунктиром, отмечая те победы, которые ты бы желал для себя. Расскажи подробно об этих возможных достижениях. Давай подумаем, что можно сделать уже сейчас, чтобы твои желания обязательно исполнились.

Упражнение «Три хрустальных шара» Цель: развитие целеустремленности. Задача: создать образ достижения, осознать какие шаги надо делать, чтобы оно осуществилось. Адресат: дети и подростки от 8 до 17 лет. Инструкция: Сядь поудобнее. Сейчас можно будет пофантазировать. Представь себе, что наступает Новый год и ты, как и другие люди, задумался о своем будущем. Ты сидишь перед красивой украшенной новогодней ёлкой и разглядываешь хрустальные шары. И вот в один шар начал становиться больше и больше, он стал как экран телевизора и на этом экране показывают твое хорошее будущее. Ты можешь всмотреться и увидеть себя в тот день, когда ты пришел к своей заветной цели. Ты победил, ты достиг того, чего хотел. Рассмотри получше, как ты выглядишь в этот день…, что вокруг тебя..., какая погода,... кто тебя окружает …, что они говорят тебе, что ты им отвечаешь… Постарайся запомнить цвета, запахи, звуки этого замечательного дня. Расскажи или запиши, что у тебя получилось.

Теперь ты снова можешь представить, как ты сидишь перед новогодней ёлкой и разглядываешь шары. Вглядись в другой шар, в нем ты можешь увидеть себя немного раньше, до того как ты пришел к победе. Всмотрись в экран на шаре, и ты увидишь себя за работой, которая привела тебя к заветной цели. Что ты делаешь…, как ты выглядишь …, что вокруг тебя..., какая погода,... кто тебя окружает …, что они говорят тебе, что ты им отвечаешь… Постарайся запомнить цвета, запахи, звуки этого дня. Расскажи или запиши, что у тебя получилось. А сейчас в последний раз мы обратимся к помощи волшебных шаров.

Теперь ты снова можешь представить, как ты сидишь перед новогодней ёлкой и разглядываешь шары. Вглядись в другой шар, в нем ты можешь увидеть себя немного раньше, до того как ты пришел к победе. Всмотрись в экран на шаре, и ты увидишь себя за работой, которая привела тебя к заветной цели. Что ты делаешь…, как ты выглядишь …, что вокруг тебя..., какая погода,... кто тебя окружает …, что они говорят тебе, что ты им отвечаешь… Постарайся запомнить цвета, запахи, звуки этого дня. Расскажи или запиши, что у тебя получилось. А сейчас в последний раз мы обратимся к помощи волшебных шаров. Третий шар поможет тебе увидеть, что уже сейчас ты делаешь, для своей цели. Вглядись в третий шар. На его экране ты видишь себя в совсем недалеком прошлом. Уже сейчас ты что-то делаешь для своей цели. Всмотрись в экран на шаре, и ты видишь себя за работой, которая уже сейчас ведет тебя к цели. Что ты делаешь…, как ты выглядишь …, что вокруг тебя..., кто тебя окружает …, что они говорят тебе, что ты им отвечаешь… Давай обсудим, что у тебя получилось. Какие новые мысли пришли к тебе в голову. Что ты теперь станешь делать по- другому?

Упражнение «Всё самое приятное» Цель: Увеличить эмоциональную привлекательность выбранной цели. Задача: Соотнести индивидуальные представления о добре, красоте, совершенстве с планируемым достижением. Адресат: дети и подростки от 8 до 17 лет. Инструкция: 1. Запишите десять-двадцать существительных, обозначающих предметы и понятия, которые Вам больше всего нравятся, вызывают у Вас позитивные эмоции. 2. Запишите десять-двадцать прилагательных (эпитетов), которыми Вы наделяете нравящиеся вам предметы. 3. Запишите составляющие планируемого достижения: чего Вы хотите достичь и какие действия для этого необходимо предпринять. 4. Каждую составляющую планируемого достижения дополните приятными эпитетами и соотнесите с нравящимися Вам понятиями. 5. Получившийся короткий текст, который описывает в радостных красках достижение и путь к нему, поместите на видное место и обращайтесь к нему каждый раз, когда от Вас требуется усилие. Пример: 1) Солнце, любовь, смех, друзья, пятерка, лето,… 2) Красивый, классный, веселый, отличный, пушистый, … 3) Вовремя выполнять работу: заранее планировать, не отвлекаться, после перерыва сразу приниматься за дело. 4) Нужную работу я с любовью выполняю вовремя: работаю красиво, классно планирую все заранее, после перерыва с друзьями я весело принимаюсь за отличное дело. Работаю сосредоточенно – и получаю пятерки.

Разобраться вместе с ребенком, что же сейчас для него самое главное, будет легче, если воспользоваться методикой Дембо-Рубиншейна «Самооценка и уровень притязаний», которая подробно описана в сборнике «Научно- методические основы использования в школьной психологической службе конкретных диагностических методик. М.: АПН, 1988.». Рассмотрим ее модификацию, которая используется в проектировании индивидуальных достижений ребенка. 1. Описание задания. Школьнику предлагается бланк методики (лист с изображением девяти вертикальных отрезков, длина каждого – 100 мм, верхняя и нижняя точки отрезков отмечаются заметными черточками, середина каждого отрезка – едва заметной черточкой) и дается инструкция.

2. Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер т.п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. На рисунке изображено девять таких линий, первые семь обозначают: 1) здоровье, 2) ум, способности, 3)характер, 4) авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими руками – «умелые руки», 6) внешность, 7) уверенность в себе. Какие важные качества человека оказались не назваными? Обозначьте ими два оставшиеся столбика. Каждый отрезок условно обозначает развитие указанного качества или стороны личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Например, в отрезке «Здоровье» низшая точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя – на абсолютно здорового. На каждом отрезке черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон, Вы были бы удовлетворены собой или чувствовали гордость за себя.

3. Анализ результатов. Обработка результатов и выводы приводятся в указанном сборнике. Индивидуальная работа с учеником по проектированию индивидуальных достижений строится по плану: 1. Выбирать два-три отрезка, где самооценка более всего расходится с уровнем притязаний, например, пусть это будет отрезок 2 (ум, способности) и отрезок 4 (авторитет у сверстников). 2. Определить, что значат для ученика качества, обозначаемые выбранными столбиками. В нашем примере параметр «ум, способности» может быть связан с умением выполнять задания повышенной сложности по математике и физике, «авторитет у сверстников» - с дружескими отношениями с лидерами класса. 3. Выяснить, что должно произойти, чтобы уровень притязаний был бы достигнут, ученик был бы удовлетворен собой в отношении данного качества. Например, написать четвертые работы по математике и физике на «5», научиться решать задачи определенного типа, быть приглашенным на день рождения к популярному в классе ученику, общаться с ним на перемене. 4. Поставить конкретную цель на определенное время и, построив проект ее достижения, достигнуть ее.

И так для эффективного целепостроения нужно четко сформулировать цель (что следует сделать, чего достичь) и ответить себе на следующие вопросы: 1) значение цели (для чего необходимо достижение этой цели, что это даст); 2) способы ее достижения (как работать, какие методы использовать); 3) этапы достижения цели (промежуточные цели и этапы их достижения); 4) самоконтроль (формы контроля, насколько выполнение деятельности отвечает целям, насколько успешно идет продвижение к цели). Это позволит составить план действий. Выполнять его будет ребенок. Взрослый человек, который помог этот план составить, будет поддерживать и страховать в особо ответственные моменты, предоставляя максимально допустимую степень свободы своему подопечному.

Методики развития мотивации личных достижений учащихся Бондаревская Р.С., заведующая кабинетом профилактики зависимого поведения Академии постдипломного педагогического образования Предлагаемые методики развития мотивации личных достижений учащихся разработаны в рамках проекта «Шаг вперед» городской программы «Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков в Санкт- Петербурге на годы».

Спасибо за внимание! Методист ГОУ ОМЦ СЗОУО СП ППСП Семенова Е. Г.