Стратегическое управление в городском хозяйстве Представление дисциплины.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Менеджмент и менеджер
Advertisements

Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Инновационный менеджмент Представление дисциплины.
Разработка стратегии одиночного бизнеса Тема 9. План Создание конкурентных преимуществ на уровне хозяйственных подразделений Создание конкурентных преимуществ.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии ПОДГОТОВИЛ: ШАШОК ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ СТУДЕНТ 601 ГРУППЫ.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
Конкурентное преимущество это система, обладающая какой - либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Транксрипт:

Стратегическое управление в городском хозяйстве Представление дисциплины

2 Общие сведения по дисциплине Название дисциплины Стратегическое управление в городском хозяйстве Список специальностей, для которых читается дисциплина (060800) «Экономика и управление на предприятии (в городском хозяйстве)» Сфера профессионального использования Подготовка позволяет расширить и укрепить знания в различных сферах деятельности: производственной, финансовой, торговой, внешнеэкономической. Подготовка обеспечивает рациональное управление экономикой, производством и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм с учетом отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства, эффективного природопользования, в органах государственного управления и местного самоуправления. Объектами профессионального использования являются: предприятия отраслей народного хозяйства различных организационно- правовых форм, их структурные производственные и функциональные подразделения; объекты инфраструктуры предприятия; проектные организации; научно-исследовательские учреждения; образовательные учреждения; органы государственного управления и местного самоуправления.

3 Краткое описание дисциплины Стратегическое управление как современная концепция управления предприятиями позволяет взглянуть на организационные, технологические и производственные процессы в городском хозяйстве как на единое целое. Основу стратегического управления составляют положения системного анализа, которые позволяют объяснить конкурентные преимущества, выявить причины неудач, определить неиспользуемые резервы, рассчитать потери и нехватку бюджетных средств, обосновать стратегию развития на предстоящую и долгосрочную перспективу. Дисциплина «Стратегическое управление в городском хозяйстве» введена в учебный план в соответствии с государственным образовательным стандартом (ГОС) и является обязательной дисциплиной специализации.

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Целью изучения курса является овладение студентами системой знаний, умений и навыков стратегического управления предприятиями, организациями и комплексами в сфере городского хозяйства. Необходимо самостоятельно изучить теоретический материал, а также процесс изучения дисциплины предполагает, проведение семинарских и практических занятий, разбор конкретных типичных ситуаций, тестирование.

5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина относится к циклу дисциплин специализации и занимает важное место в учебном плане подготовки экономистов-менеджеров в области городского хозяйства. Она базируется на таких общепрофессиональных дисциплинах учебного плана, как экономическая теория, экономика предприятия, экономика городского хозяйства, финансы и кредит, статистика, менеджмент, маркетинг, планирование на предприятиях городского хозяйства, инженерно-экономические основы градостроительства, организация городского хозяйства, а также является основой для изучения комплексного развития городов и городского хозяйства, анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятий и дисциплин специализаций.

6 Начальные знания Для начала изучения дисциплины необходимо наличие в учебном процессе инженерно-технологических дисциплин, таких как «Техника и технология отраслей городского хозяйства», «Материаловедение», «Основы проектирования и конструирования», «Техническая эксплуатация зданий» и др. Инженерно-технологические дисциплины позволяют более качественно познать техническую структуру отраслей городского хозяйства и, соответственно, их экономику.

7 Итоговые знания, умения и навыки По окончанию изучения дисциплины студент должен обладать следующими критериями знаний: владеть теорией и современной методологической концепцией стратегического управления; понимать происходящие в городе процессы и явления; уметь прогнозировать изменения в отраслях города; владеть необходимыми профессиональными навыками для постановки целей, задач и их реализации; разрабатывать стратегию организации в городском хозяйстве (в сфере жилищного хозяйства, энергетики, водопроводно- канализационного хозяйства, дорожно-мостового и зеленого хозяйства, санитарной очистки и уборки территорий города, в области муниципального строительства и ремонтно-строительного производства, городского пассажирского транспорта, а также в сфере обслуживания населения города, включая бытовое обслуживание, туризм, гостиничное хозяйство и пр.); обосновывать проведение комплекса организационно- технологических мероприятий в ближайшей и отдаленной перспективе, необходимых для улучшения качества обслуживания горожан.

8 Содержание лекционного курса Тема 1. Общая концепция и процесс стратегического управления Тема 2. Управление реализацией стратегии Тема 3. Разработка стратегии Тема 4. Формирование стратегии и ее выбор Тема 5. Анализ внешних и внутренних условий формирования стратегии Тема 6. Анализ и выработка стратегий Тема 7. Производственные стратегии Тема 8. Анализ и оценка отрасли производства Тема 9. Оценка выбранной стратегии Тема 10. Оценка конкурентоспособности фирмы Тема 11. Конкурентные стратегии Тема 12. Стратегии дифференциации Тема 13. Стратегии концентрированного роста Тема 14. Наступательные стратегии Тема 15. Защитные стратегии

9 Тема 1. Общая концепция и процесс стратегического управления Стратегия той или иной организации представляется в виде определенной программы действий, разработанной руководством для успешного функционирования организации. Формирование стратегии организации - дело всех управляющих, а не только управляющих высшего звена. С точки зрения организации в целом задача разработки стратегии - непрерывный процесс. Как правило, реальная стратегия - это смесь предпринятых ранее шагов, реализуемых в данный момент подходов и планируемых действий. Причем, наибольшее место в стратегии организации отводится подходам и решениям, хорошо зарекомендовавшим себя на практике.

10 Тема 2. Управление реализацией стратегии Функция реализации стратегии состоит из уяснения мер, необходимых для внедрения выбранной стратегии в действие, и выполнения их в строгом соответствии с намеченным графиком. Руководство процессом реализации стратегии носит многоплановый и главным образом административный характер. Стратегическое управление нацелено на максимально полную реализацию возможностей каждого индивидуума в деле исполнения текущей стратегии. Главное - реализация, а не разработка стратегических изменений.

11 Тема 3. Разработка стратегии Видение руководителем того, что стремится делать организация и чем она стремится стать в перспективе, обычно рассматривается в качестве миссии данной организации. Несмотря на то, что стратегия является средством достижения намеченных стратегических целей, выбор стратегии зависит от целевых установок организации в финансовой области - достаточно ли высок этот уровень, что внедрить данную стратегию в действие. Процесс установки целей направлен сверху - вниз, что позволяет не только более четко определить ожидаемые результаты и круг лиц, ответственных за их достижение, но также способствует усилению единства и сплоченности организации. Одним словом, следует прежде всего разработать цели и стратегию на уровне организации в целом, а затем уже решать соответствующие вопросы на уровне подчиненных организационных подразделений.

12 Тема 4. Формирование стратегии и ее выбор Стратегия - это руководство по достижению поставленных целей и реализации миссии организации. Процесс формирования стратегии всегда связан с проблемой выбора альтернативных решений. Без наличия разработанной стратегии - управленческого игрового плана - невозможно достичь необходимого единства стратегических действий и решений. Стратегия корпорации - это генеральный управленческий игровой план диверсифицированной компании. Стратегия корпорации, подобно зонтику, охватывает все виды предпринимательской деятельности данной компании. Стратегия однородной группы производств (стратегия бизнеса), напротив, заключает в себе управленческий план только одного вида предпринимательской деятельности, или одной коммерческой единицы. В стратегии бизнеса находит отражение разработанная руководством программа шагов и подходов для достижения высокого уровня производства данной конкретной отрасли предпринимательства.

13 Тема 5. Анализ внешних и внутренних условий формирования стратегии Несмотря на то, что руководители каждого иерархического уровня самостоятельно разрабатывают стратегический игровой план достижения намеченных для данного уровня целей, выбор направления и формирование стратегий завершаются только после объединения отдельных разделов и пластов стратегии в одну согласованную, скоординированную программу действий. Согласование разделов и уровней разрабатываемой стратегии обычно происходит в ходе ее просмотра и утверждения. Формируя стратегию следует учитывать множество факторов. Взаимодействие выделенных факторов - сложный процесс, несущий влияние специфических для данной стратегии и компании моментов. Поэтому предварительным этапом формирования стратегии является анализ внешней и внутренней ситуации фирмы. В широком смысле, выбор стратегии всегда предопределен действующим законодательством, политикой правительства, общественными и гражданскими установками.

14 Тема 6. Анализ и выработка стратегий Очень редко разработка стратегии строится целиком на основе объективного анализа, так что исключает всякую возможность субъективного подхода со стороны руководителей. Политика, система ценностей, традиции, поведение и подход к делу приобретают столь ярко выраженный характер в деятельности организации, что становятся элементами особой культуры организации. Одни компании имеют репутацию лидеров в области научно- технического прогресса, другие - заботливых родителей своих служащих и т.д. Стратегия должна быть этичной, т.е. состоять из правильных шагов - в противном случае она не выдержит испытаний на моральную благоприятность. Наряду с различиями организационного порядка существуют различия в подходах руководителей - высших управляющих организации - к проблеме личного участия в процессе стратегического анализа и стратегического выбора.

15 Тема 7. Производственные стратегии Конечное решение о выборе стратегии должно основываться на тщательном изучении ситуации внутри компании и вне ее. Выявление характерных особенностей внутренней и внешней среды компании с точки зрения процесса разработки стратегии является целью ситуативного анализа. С помощью ситуативного анализа можно, во- первых, получить ясную картину стратегической позиции компании и, во-вторых, наметить альтернативные стратегические подходы. В ходе анализа производства и конкуренции используется набор концепций и методов, которые позволяют уловить изменения условий производства и определить характер и мощь конкурентных сил. Анализ производства и конкуренции начинается с выявления основных экономических особенностей отрасли.

16 Тема 8. Анализ и оценка отрасли производства Ключевым этапом анализа производства и конкуренции является исследование процесса отраслевой конкуренции, основного источника оказываемого давления со стороны конкурентов на позицию данной фирмы. Следующим шагом анализа отраслевой конкуренции выступает изучение позиций конкурирующих компаний отрасли. Одним из методов определения конкурентных позиций участников отрасли является метод картирования стратегических групп. Он удобен при анализе отраслей, которые состоят из столь большого числа компаний, что нет практического смысла изучать каждую из этих компаний в отдельности. Ключевые факторы успеха (КФУ) определяют финансовый и конкурентный успех в той или иной отрасли. Ключевые факторы успеха подчеркивают то, что должно пристально изучаться всеми фирмами отрасли - специфические результаты, решающие для достижения успеха в производстве и на рынке, которые оказывают самое непосредственное влияние на рентабельность компании.

17 Тема 9. Оценка выбранной стратегии Для оценки настоящей стратегии компании следует, прежде всего, определить, что представляет собой выбранная стратегия. Каков подход компании к ведению конкурентной борьбы - стремится ли она достичь минимальных в данной отрасли издержек производства или сосредотачивает свое внимание на определенной группе потребителей и рыночной нише с целью отрыва от своих преследователей. SWOT-анализ заключается в оценке слабых и сильных сторон фирмы, а также ее внешних возможностей и угроз. Сильная сторона компании - это то, в чем данная компания имеет какое-либо преимущество, это может быть и признак, сулящий компании новые возможности. К сильным сторонам можно отнести мастерство и компетентность, проявленные в производственной и организационной деятельности, все то, что ставит компанию в более выгодное, по сравнению с конкурентами, положение на рынке.

18 Тема 10. Оценка конкурентоспособности фирмы Построение полной структуры издержек производства - ценный метод ситуативного анализа компании, так как с его помощью можно оценить конкурентоспособность фирмы по показателю издержек производства. Анализ элементов затрат производства данной компании в сравнении с соответствующими значениями конкурентов показывает кто и насколько и по какому элементу затрат имеет преимущество. Такая информация необходима для разработки стратегии по исправлению неблагоприятной ситуации и созданию конкурентного преимущества в области издержек производства. Если компания имеет важное конкурентное преимущество, то она может предпринять новые наступательные действия с целью развития своего успеха. Чем теснее увязана стратегия с внутренней и внешней средой компании, тем слабее потребность пересмотра действующей стратегии. С другой стороны, если текущая стратегия не отвечает в должной мере перспективам развития компании, все насущнее становится потребность разработки новой стратегии.

19 Тема 11. Конкурентные стратегии Существует множество различных конкурентных преимуществ: преимущество товаров более высокого качества, предоставление покупателям более широкого круга услуг, сбыт товаров по относительно низким ценам, более выгодное географическое положение, производство товаров, не имеющих равноценных аналогов, производство более надежных и долговечных продуктов, предоставление большего объема услуг в расчете на одну покупку (комбинация высокого качества, хорошего сервиса и умеренной цены). Стратегия конкуренции представляет собой набор специфических шагов и подходов, которые фирма предпринимает или собирается предпринять с целью ведения успешной конкурентной борьбы в данной отрасли. Побудительным мотивом иметь самые низкие в отрасли издержки производства является наличие на рынке большого числа чувствительных к цене покупателей. Идея состоит в завоевании устойчивого преимущества над конкурентами в области издержек производства и использовании его в качестве основы для демпинга цен и увеличения доли рынка, либо получения более высокой нормы прибыли при продаже товаров по сложившимся рыночным ценам.

20 Тема 12. Стратегии дифференциации Стратегии дифференциации уместны в тех случаях, когда потребности и вкусы покупателей слишком отличаются от покупателя к покупателю и поэтому не могут быть удовлетворены путем производства стандартной продукции. Наиболее успешными типами стратегий дифференциации считаются стратегии, имитация которых конкурентами требует значительных затрат времени и средств. Здесь большую роль играет наличие исключительного совершенства. Продавец, стратегия дифференциации которого приносит весьма скромную действительную стоимость, но имеет сильные ценовые сигналы, зачастую успешно реализует свою продукцию по более высоким ценам, чем конкурирующая фирма, предоставляющая большую действительную стоимость, но имеющая слабые ценовые сигналы. Проводя дифференциацию, фирма должна строго контролировать уровень издержек производства, не позволяя ему превысить уровень затрат конкурентов. В противном случае премиальная наценка, установленная с учетом величина дополнительных издержек, будет слишком высокой для покупателей.

21 Тема 13. Стратегии концентрированного роста Концентрирование начинается с выбора рыночной ниши, характеризующейся определенными требованиями и предпочтениями покупателей. Ниша может быть выделена в силу географического положения, особых требований к использованию продукции или в силу специфических свойств продукции, удовлетворяющих потребителей ниши. Основой для успешной конкурентной борьбы при применении стратегии концентрирования в обслуживании ниши являются либо меньшие, чем у конкурентов издержки, либо способность предложить потребителям ниши нечто отличное от продукции конкурентов. Успех стратегии концентрирования, основанной на сниженных издержках зависит от наличия целевого сегмента рынка, потребности которого можно удовлетворить с меньшими затратами по сравнению с остальной частью рынка. Применение особых методов концентрирования при обслуживании целевой рыночной ниши является основой защиты от пяти конкурирующих сил.

22 Тема 14. Наступательные стратегии Наступательная стратегия, если только она проведена успешно, может принести конкурентное преимущество над соперниками. Время, которое требуется для достижения этого преимущества, зависит от конкурентоспособности отрасли. Любое существующее конкурентное преимущество рано или поздно будет подвержено упадку, вызванному действиями конкурентов. Чтобы удержать первоначальное преимущество, фирма должна предпринять повторные наступательные действия. Для того, чтобы быть готовой в любое время к ответным действиям конкурентов, фирма должна подготовить почву для этих повторных действий, пока длится период благоприятствования, вызванный конкурентным преимуществом. Фактически, необходимо, чтобы стратегическое наступление опиралось на наиболее развитые виды деятельности фирмы, на ее внутренние силы и возможности. Как правило, эти силы представляют собой или ключевые факторы успеха, или выдающиеся функциональные возможности.

23 Тема 15. Оборонительные стратегии На рынке с развитой конкуренцией все фирмы подвержены атакам конкурентов. Наступательные действия могут быть применены как недавно внедрившимися в отрасль фирмами, так и авторитетными фирмами, желающими упрочить свои позиции на рынке. Стратегии защиты имеют целью уменьшить риск быть атакованным, снизить интенсивность любого предпринятого наступления и заставить агрессора применять относительно неопасные наступательные стратегии. Хотя стратегии защиты обычно не развивают конкурентное преимущество фирмы, они, несомненно, могут упрочить конкурентные позиции фирмы, сохраняя, таким образом, то конкурентное преимущество, которым фирма располагает. Существует несколько способов, с помощью которых фирма может удержать конкурентное преимущество. Один сводится к устранению любых возможностей, которыми могут воспользоваться конкуренты во время проведения наступления. Еще один способ заставить конкурентов отказаться от наступления - снижение стимула получения прибыли, который понуждает конкурентов проводить наступление. Стратегии вертикальной интеграции расширяют конкурентные возможности фирмы в пределах одной отрасли промышленности.

24 Контрольные мероприятия Итоговый контроль Тест Экзамен

25 Глоссарий Авторитарный стиль управления стиль деятельности руководителя, менеджера, в основе которого лежит абсолютизация принципа единоначалия и полное отрицание коллегиальных (коллективных) методов принятия решений. Характеризуется стремлением руководителя полагаться исключительно на формальный авторитет должности, на принуждение. Анализ важная функция управления, осуществляемая как на макроуровне (на уровне народного хозяйства данной страны или мирового хозяйства), так и на микроуровне (на уровне отдельного предприятия и его подразделений). Своевременное проведение квалифицированного анализа является обязательной предпосылкой выработки эффективных управленческих решений, непременным условием достижения успеха в данной сфере деятельности. Базисные схемы структур управления схемы, реализующие основные типы организационных отношений, к которым относятся линейные и функциональные связи между объектами и субъектами управления. Эти связи реализуются тремя основными схемами: «линия», «кольцо», «колесо», производные от них схемы: «звезда» и иерархическая схема. Основу линейной связи составляет целенаправленное воздействие со стороны руководителя, а функциональные или линейно-функциональные связи формируются между ведущими специалистами цехов, отделов и подразделений. Бизнес-планирование процесс разработки и осуществления системы мероприятий по реализации предпринимательского, инвестиционного проекта, развитию предприятия (организации) на определенный период времени. Бюрократический стиль управления приверженность менеджера отжившим методам и приемам работы; нежелание досконально знать дело и нести за него ответственность; затягивание решения дела, создание волокиты; безынициативность, нацеленность на указания сверху; мелочная опека в отношении подчиненных, ненужное, а подчас и вредное вмешательство в их текущие дела; стремление перестраховать свою деятельность и ссылками и согласованиями. Это извращенный стиль управления, своеобразное «контруправление»; это форма вырождения системы управления (государственного, местного, предприятием и т.д.), выражающаяся в отрыве органов администрации от общества, гипертрофии формализма в деятельности органов управления, что влечет некомпетентность, связанную с равнодушием и даже пренебрежением к интересам как личности, так и общества. Виртуальная или партнерская структура управления распределенная по местам внеофисного размещения работников линейно-функциональная структура. Рабочим местом сотрудников обычно служат собственные квартиры, дома, имеющие телефон, компьютер, офисную мебель и т.д. В рамках организации их связывают договорные отношения с администрацией. Работники пользуются всеми правами работающих в обычных организациях и несут оговоренную ответственность за причиненный ущерб. При необходимости руководство организации может дополнительно оснащать место расположения работника оргтехникой, мебелью и т.д. Деловая оценка персонала предприятия целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. На основании степени указанного соответствия решаются следующие задачи: установление места сотрудника в организационной структуре; разработка программы развития сотрудника; определение критериев и размера оплаты труда. Круговая двухуровневая, динамичная (дивизиональная). Жизненный цикл организации совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение. Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии - выживание, что требует от ее руководства таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работоспособность. Характерным для стадии рождения является небольшое количество партнеров. Особое значение на этом этапе должно придаваться всему новому и необычному. Законы организации в любой организации имеется много управляемых и неуправляемых процессов, например процесс принятия решения и исполнения его; процесс управления; воспитательный процесс и т.д. Иерархия функций производства и управления совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных обшей цели управления. Инжиниринг обособленная деятельность предпринимательских организаций, связанная с созданием объектов промышленной собственности, деятельность по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудования, строительству зданий и сооружений, организации производственных процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности. Инновационно-производственная структура управления форма организации управления на предприятии, предусматривающая четкое структурное отделение руководства и подразделений, осуществляющих инновационные функции: стратегическое планирование, разработку и подготовку к производству новой продукции (работ, услуг) - от повседневного оперативного управления налаженным производством и сбытом освоенных изделий. Информационно-коммуникационная структура управления система, включающая средства и каналы связи между субъектом и объектом управления, общение и обмен информацией между людьми, социальными общностями, хозяйственными системами и организациями. Информация совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений. Под информацией понимают новые сведения, характеризующие управленческую ситуацию, снижающие уровень неопределенности, воспринятые, понятые и оцененные как полезные для решения тех или иных задач управления. Наличие и возможность движения информации являются необходимым, но недостаточным условием управления. Искусство управления комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств менеджера в достижении успеха или эффективности управления. К числу таких характеристик относятся развитость интуиции, опыт работы, характер образования, профессионализм, коммуникабельность, тип мышления, убежденность, решительность, инициативность. В определенной мере эти характеристики должны быть присущи каждому менеджеру, осуществляющему профессиональное управление. Но искусство управления определяется не общей мерой наличия этих качеств, а сочетанием их и соответствием конкретным обстоятельствам деятельности, востребованностью и возможностью реализации. Комбинированные структуры управления набор линейных, функциональных, линейно-функциональных и других управленческих структур, определяемый особенностями работы подразделений в рамках одной организации. Как правило, высший уровень управления строится по линейно-функциональной структуре, средний уровень может иметь все многообразие набора структур управления. Низовой уровень управления обычно строится по линейной структуре управления. При этом гибкость структур управления организации оценивается только по среднему уровню управления. Структуры высшего и низового уровня управления в организации должны быть более консервативны к изменениям. Коммуникация в организации общение, передача информации от человека к человеку в процессе деятельности. В практике управленческой деятельности большое значение придается понятию «коммуникабельность», т.е. способности человека к совместной работе, общению. Конкурентоспособность преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. Конкуренция состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, под которым понимается сфера обращения товаров на территории какой-либо страны или ее части, определенной исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. Контроль управленческий одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции. Контроль управленческий призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому управленческий контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства. Конфликт временное эмоциональное изменение настроения человека или группы людей в связи с получением новых данных, существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе. Это реальность нашей жизни, они играют очень важную социально-психологическую роль как в обществе, так и в любой организации (семье). Лидерство один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть группы объединяет, направляет действия всей группы. Лидерство - возникновение особого статуса. Этот статус характеризуется отношением, в основе которого лежат доверие, авторитет, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление учиться и перенимать опыт. Линейная структура управления структура, при которой управленческие воздействия, передающиеся на другие уровни производства и управления, включают административные функции (организация) и процедуры (принятие решений). Эти воздействия формируют линейные связи. Линейная структура управления строится на основе линейных схем и (или) схем типа «колесо». Линейно-функциональная структура управления структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные - обязательные для исполнения, и функциональные - рекомендательные для исполнения. Линейно-функциональная структура управления может строиться на основе схем типа «колесо» и «кольцо». Линейно-штабная структура управления структура, предполагающая образование в помощь линейным руководителям, обычно более высокого уровня, специализированных функциональных подразделений - штабов для решения тех или иных задач (аналитических, координационных, сетевого планирования и управления, специальных и т.п.). Штабы не наделяются функцией распорядительства, а готовят рекомендации, предложения и проекты для линейных руководителей. Маркетинг система организации и управления производственно-сбытовой и торговой деятельностью предприятий (организаций). Известный американский ученый профессор Котлер в своих научных работах обстоятельно излагает сущность маркетинга, формы и методы проведения маркетинговых исследований. По мнению Котлера, маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Матричная структура управления структура, сочетающая вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными. Персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и т.п., которые образуются для руководства отдельными проектами и работами. Руководители проектов устанавливают состав и очередность работ, а руководители функциональных подразделений несут ответственность за их надлежащее и своевременное исполнение. Руководители проектов наделяются полномочиями различного диапазона - от самых широких до ограничивающихся выполнением штабных функций. Методы управления совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Последние задают способы выполнения отдельных операций, процедур, работ, образующих процесс управления, включая правила определения целей, методы разработки и оптимизации управленческих решений, организационно- практическую работу по их реализации. К ним относятся также методы выполнения отдельных функций: прогнозирования и планирования, организации регулирования и контроля и т.д. Таким образом, в отличие от методов процесса управления, с помощью которых выполняются лишь отдельные работы, методы управления характеризуют законченный акт воздействия на объект управления. Минимизация риска действия организации (предпринимателя), направленные на снижение воздействия риска на результаты деятельности фирмы. Основными методами минимизации риска являются: страхование; создание финансовых резервов (самострахование); диверсификация; распределение риска между участниками предпринимательского проекта; воздействие предпринимателя на управляемые факторы риска и др. Миссия организации это (с точки зрения управления) ответ на привычный вопрос: что представляет собой наша предпринимательская деятельность в настоящее время и что она будет представлять собой в будущем? Официально принятая миссия в общих чертах дает представление о маршруте следования организации и определяет концептуальный подход к решению вопроса - чем должна заниматься данная организация и на достижение чего она вправе рассчитывать. Предпринимательский риск объективная экономическая категория, отражающая степень неуспеха (успеха) предпринимательской фирмы в достижении своих целей при выборе решения из числа альтернативных. Предпринимателю часто приходится принимать решения, которые не гарантируют успеха, а лишь дают надежду на него, поскольку в предпринимательстве детерминированные задачи встречаются редко: по природе своей большинство из них носят вероятностный, а значит, рисковый характер. Принципы управления основные, исходные положения какой-либо теории, учения, науки. Например, существуют принципы государственного строительства, принципы подбора кадров и т.д. Как наука о регулировании социальных процессов управление имеет свои принципы, которыми следует руководствоваться менеджерам в практической деятельности. «Продуктовая» структура управления модификация иерархической схемы структуры управления. Особенность ее заключается в том, что на производственном и обслуживающем уровне структуры организации происходит обособление функций по выпускаемому продукту. Это позволяет вести отдельный учет, сбыт, снабжение и другие операции. Проектная структура управления структура, нацеленная на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением на предприятии или в организации ряда крупных проектов или работ. При реализации проектной структуры управления получают автономию, определенные совокупности подразделений, участвующих в отдельных проектах, во главе с руководителями этих проектов. Руководитель проекта несет всю ответственность за его своевременную и качественную разработку и осуществление. Он наделяется всеми правами распорядительства подначальными ему подразделениями и не имеет в подчинении подразделений, непосредственно не связанных с подготовкой проекта. Реализация стратегии полный набор управленческих действий, связанных с внедрением стратегии в действие, наблюдением за ходом ее исполнения и достижением поставленных результатов. Реклама распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом и юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес этим лицам, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Решение управленческое 1) акт деятельности менеджера или управляющей системы, ведущий к разрешению проблемы и тем самым определяющий нормальное функционирование или развитие социально-экономической системы; 2) заключительный этап процесса управления, превращающий его в импульс трудовой деятельности, целенаправленности и согласованности совместных действий людей. Риск в управлении специфическая деятельность менеджера в условиях неопределенности и ситуации неизбежного выбора вариантов управления. В массовом сознании сейчас преобладают два противоположных взгляда. С одной стороны, риск представляется в виде возможной опасности, материальных и других потерь, которые могут наступить в результате претворения в жизнь рискованного решения. С другой стороны, риск отождествляется только с предполагаемой удачей, благоприятным исходом. Неправомерно отождествлять риск либо только с возможными негативными последствиями, потерями, опасностью, неудачей, либо только с предполагаемыми удачными исходами, которые могут наступить в ходе реализации выбора в условиях неопределенности. Руководитель лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию их выполнения. Руководство 1) управление, которое характеризуется вполне определенными функциональными приоритетами; 2) функция управления в составе основных функций, раскрывающих содержание управления. Самоуправление автономное функционирование какой-либо организационной системы, правомочное принятие ею решений по внутренним проблемам, включение исполнителей в технологию выработки решений; конкретное управление как участие всех членов организации, взрослых граждан в деятельности органов управления. Система управления 1) совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей; 2) совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. Системный подход метод, рассматривающий связи и целостности сложных систем. Является предметом специальной научной дисциплины - общей теории систем, а управление в самом общем виде может быть определено как упорядочение системы. Стимулирование создание условий, возможностей, атмосферы заинтересованности человека в проявлении инициативы и достижении определенного качества своей деятельности. Стимулы, как и мотивы, выступают в процессах управления в качестве факторов воздействия, которые менеджер использует для достижения поставленных целей и получения результатов и для согласования совместной деятельности работников. Стратегия управленческий план действий по достижению целевых установок организации, стратегия представляет собой определенную последовательность шагов и набор управленческих подходов, разрабатываемых администрацией для получения желаемых результатов. Стратегия показывает каким образом будет реализована миссия организации и достигнуты намеченные целевые показатели. Стратегический план краткое изложение миссии и направления следования организации, краткосрочных и долгосрочных целевых установок, а также стратегии с точки зрения анализа сложившейся ситуации внутри организации и вне ее. Стратегическое управление 1) определение генерального курса; 2) организация дела в соответствии с генеральным курсом; 3) повышение мотивации и заинтересованности людей в реализации генерального курса. Стратегическое управление зародилось при перспективном планировании крупномасштабных военных кампаний с участием различных родов войск, в союзе с армиями других стран. Стратегическое управление осуществляется в разных сферах жизни общества. Стратегическое управление - прерогатива высшего руководства. Структура управления совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах, обеспечивающих целостность управления и его тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Управление персоналом предприятия целенаправленная деятельность руководителей и работников подразделений системы управления персоналом предприятия, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы и методы управления персоналом на предприятии. Функции управления составная часть любого процесса управления. Выделяются такие функции: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Функциональная структура управления структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные и функциональные и каждое из этих воздействий обязательно для исполнения. Функциональные связи реализуют набор любых общих и конкретных функций управления. Цели организации прогнозируемые, планируемые и желаемые результаты, которые должны быть достигнуты организацией и на достижение которых направлена ее деятельность. Сложность организации обусловливает ее многоцелевой характер. Целевые установки целевые показатели, которые должны быть достигнуты организацией. Долгосрочные целевые показатели - результаты, которые должны быть достигнуты в течение следующих 3-5 лет или более длительного промежутка времени на непрерывной основе из года в год. Краткосрочные целевые показатели - ближайшие ориентиры, они задают темп достижения долгосрочных целевых показателей. Эффективность управления один из основных показателей совершенства управления, определяемый посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение.

26 Список литературы Основная литература и дополнительная литература 1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия - СПб.: Питер Ком, Виханский О.С. Стратегический менеджмент. Учебник. - М., Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Теис, Менеджмент организации. Учебное пособие / Под ред. Румянцевой З.П. и др. - М.: ИНФРА-М, Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. Казанцева А.К. – М.: ИНФРА-М, Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации. / Под ред. Рохчина В.Е., Жилкина С.Ф. - СПб.: ИСЭП РАН, Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Петрова.- СПб.: Питер, Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. -М.: Инф-изд. Дом «Филинъ», Стратегическое планирование. Учебник Под ред. Уткина Э.А. - М.: ТАНДЕМ, Изд. ЭКМОС, Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Львова Д.С. и др. - М.: Экономика, Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», Чекалин В.С. Стратегическое управление в городском хозяйстве: Учебное пособие.- СПб: СПбГИЭУ, Яновский В.В. Город как система и объект управления. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СЗ АТС, Нормативные документы 1. Конституция РФ. 2. ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 3. ФЗ РФ «Об основах федеральной государственной службы Российской Федерации». 4. ФЗ РФ «О рекламе». 5. ФЗ РФ «О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках». 6. ФЗ РФ «О товариществах собственников жилья». Периодическая литература В подготовке к семинарским занятиям по курсу стратегическое управление в городском хозяйстве студенты должны активно использовать дополнительную периодическую литературу - журналы, газеты экономического профиля, поскольку именно с их помощью можно получить наиболее полное и верное представление о происходящих в стране и в мире экономических процессах. «Бизнес-Журнал» «Эксперт» «Вопросы экономики»