Метод проектов Кафедра педагогических инноваций КОИПКРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
Advertisements

Исследование Врожденные исследовательские качества Приобретенные исследовательские качества.
Проектная методика в начальных классах Старчикова О.В. учитель МОУ «СОШ с. Питерка»
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
Основные требования к проекту 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической 2. Выполнение.
Метод проектов. Ме́тод прое́ктов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться.
Диагностика уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающихся 7-х классов.
Семинар «Организация проектной деятельности с учащимися»
Метод проектов на уроках и во внеурочное время в начальной школе Прокудина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г.Балашова Саратовской.
Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что – то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий…
Метод проектов в образовательном процессе Методический семинар.
Герасимова О. Ю. МОУ " СОШ 64" г. Магнитогорск Метод проекта Подготовила : учитель начальных классов МОУ « СОШ 64» Герасимова О. Ю. Выступление в рамках.
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
«Современный урок химии» Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках химии через проектную деятельность. Учитель химии МОУ-СОШ 3 г. Маркса.
Метод учебного проекта. В современной педагогике: Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент.
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
СемьяШкола Другие взрос- лые Соци- альная среда СМИ Телеви- дение КнигиДрузья.
Проектирование образования как пространства для успешного развития и саморазвития ребёнка. Прорешная Людмила Михайловна МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ им.
РМО учителей технологии Формирование познавательного интереса и творческой активности через проектную деятельность.
«Проект» «брошенный вперед» (лат) Проект-форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую.
Транксрипт:

Метод проектов Кафедра педагогических инноваций КОИПКРО

Аргументы в пользу необходимости освоения проектной культуры проектирование есть разновидность проблемно- развивающего обучения; проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения; проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребностям XXI века; проектирование реализует идеи личностно- ориентированной педагогики; проектирование изменяет конкурентоспособность самого учителя на рынке труда. проектирование есть разновидность проблемно- развивающего обучения; проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения; проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребностям XXI века; проектирование реализует идеи личностно- ориентированной педагогики; проектирование изменяет конкурентоспособность самого учителя на рынке труда.

Основные понятия темы Проект (от лат. projectus, букв. брошенный вперед): 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия по модели (как сделать?). 2) предварительный текст какого-либо документа. 3) замысел, план. Модель – такое описание реального объекта, которое сжимает его до абстракции (какой?). ПРОЕКТИРОВАНИЕ - процесс создания проекта предполагаемого или возможного объекта, состояния или изменения Проект (от лат. projectus, букв. брошенный вперед): 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия по модели (как сделать?). 2) предварительный текст какого-либо документа. 3) замысел, план. Модель – такое описание реального объекта, которое сжимает его до абстракции (какой?). ПРОЕКТИРОВАНИЕ - процесс создания проекта предполагаемого или возможного объекта, состояния или изменения

Проект Совокупность (комплекс) мероприятий, в результате выполнения которых к установленному сроку при ограниченных материальных ресурсах должна быть достигнута заранее определенная система целей. Комплекс работ (операций), которые, как правило, не повторяются.

Сравнение понятий План подготовки к сочинению. План сочинения.Сочинение. Организационные мероприятия по подготовке. Сценарий.Новогодний бал. Техническое задание. Макет дома. Строительство дома. Выкройка. Эскиз изделия Изготовление платья Проект Модель Событие

Программа – документ, описывающий: состояние объекта (1), идею (модель, концепция, цель, задачи) деятельности (2), структуру (содержание) деятельности (3) предполагаемый результат (4). Целостная модель процесса движения к предполагаемому результату. Проект - описание деятельности (пошаговых действий) по переходу от одного состояния объекта к другому (3). Программа – документ, описывающий: состояние объекта (1), идею (модель, концепция, цель, задачи) деятельности (2), структуру (содержание) деятельности (3) предполагаемый результат (4). Целостная модель процесса движения к предполагаемому результату. Проект - описание деятельности (пошаговых действий) по переходу от одного состояния объекта к другому (3).

Понятия учебного проектирования Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося Характеристики проектной деятельности: 1. Заранее выработанное представление о конечном продукте; 2. Точное описание этапов проектирования и реализации проекта; 3. Осмысление результатов деятельности Характеристики исследовательской деятельности: 1. Неизвестное решение; 2. Подбор методик исследования и практическое овладение ими; 3. Сбор собственного материала, его анализ и собственные выводы

Учебный проект или исследование как дидактическое средство развития умений Проблематизации Управления собственной познавательной деятельностью Поиска и отбора информации Проведения исследования Выбора и освоения технологии проектирования Представления результатов и процесса своей деятельности с использованием специально подготовленных продуктов

Проект П П П П П П

Проблема Проектирование (планирование действий по разрешению проблемы; в том числе, вида продукта и формы презентации) Поиск информации Продукт - результат, который должен быть представлен заказчику или представителям общественности Презентация продукта Портфолио

Джон Дьюи Предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести. «Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся 1.Практико-ориентированный проект 2.Исследовательский проект 3.Информационный проект 4.Творческий проект 5.Ролевой проект

Практико-ориентированный проект Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Продукты: публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключён договор?

МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА Этапы 1-й погружение в проект; 2-й организация деятельности; 3-й осуществление деятельности; 4-й презентация результатов.

Погружение в проект Учитель формулирует: проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи Ученики осуществляют: личностное присвоение проблемы вживание в ситуацию; принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

Организация деятельности Учитель организует деятельность - предлагает: организовать группы; разбивку на группы; распределить амплуа в группах; спланировать деятельность по решению задач проекта; возможные формы презентации результатов Ученики осуществляют: разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

Осуществление деятельности Учитель не участвует, но: консультирует учащихся по необходимости; ненавязчиво контролирует; дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов Ученики работают активно и самостоятельно каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; консультируются по необходимости; «добывают» недостающие знания; подготавливают презентацию результатов

Презентация Учитель принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; акцентирует внимание на воспитательном моменте умении работать в группе на общий результат Ученики демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности и результата; дают взаимооценку деятельности и её результативности.

Паспорт проектной работы 1.Название проекта. 2.Руководитель проекта. 3.Консультант(ы) проекта. 4.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту 5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. 6.Возраст учащихся, на который рассчитан проект. 7.Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс). 8.Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой). 9.Заказчик проекта. 10.Цель проекта (практическая и педагогическая цели). 11.Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!). 12.Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения). 13.Необходимое оборудование. 14.Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко содержание). 15.Предполагаемые продукт(ы) проекта. 16.Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа). 17.Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Оформление проектной папки Задача папки на защите показать ход работы проектной группы. Позволяет четко организовать работу каждого участника проектной группы; стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом; объективно оценить ход работы над завершенным проектом; судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения; сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

Содержание проектной папки 1. Паспорт проекта. 2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов. 3. Промежуточные отчеты группы. 4. Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета. 5. Результаты исследований и анализа. 6. Записи всех идей, гипотез и решений. 7. Отчёты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д. 8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления. 9. Эскизы, чертежи, наброски продукта. 10. Материалы к презентации (сценарий). 11. Другие рабочие материалы и черновики группы.

Виды презентаций проектов Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа). Деловая игра. Демонстрация видеофильма продукта, выполненного на основе информационных технологий. Диалог исторических »ли литературных персонажей. Защита на Ученом Совете. Игра с залом. Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций... Инсценировка реального или вымышленного исторического события. Научная конференция. Научный доклад. Прессконфеенция. Реклама. Ролевая игра. Соревнования. Спектакль. Спортивная игра. Телепередача. Экскурсия. \>\

Преимущества работы в команде 1.Позволяет использовать усилия, навыки, способности и творческие возможности всех, кто участвует в проекте. 2. Дает возможность работать сообща, действуя при этом гибко и эффективно. 3. Для достижения успеха при реализации проекта следует подобрать хорошую команду и правильно руководить

Команда выглядит как … ? Команда звучит как … ?

Лидер В творческом процессе лидерство - это власть, которая не нуждается в применении силы, хотя и имеет ее Помощь людям в воплощении своей мечты в жизнь, в преодолении трудностей и кризисов. Роль наставника и тренера. Мечтать и воплощать мечты в такие слова и дела, которые способны вселить энтузиазм в равнодушных, пассивных, безразличных, а то и враждебных людей. Формулировка идеи или системы идей, в которые готовы поверить те, кто добровольно пришел в проектную группу

Как я поступаю в качестве лидера? 1. Не ограничивает свою роль рамками (вмешивается во все). 2. Добивается от подчиненных следования заданным правилам. 3. Собирает вокруг себя «свиту». 4. Командует подчиненными. 5. Определяет цели. 1. Выбирает предпочтительную для себя роль (делегирует полномочия). 2. Извлекает выгоду из множественности мнений. 3. Ищет таланты. 4. Превращает коллег по работе в своих сторонников. 5. Формулирует миссию.

Роли в команде- P.M. Белбин Председатель, Координатор (chairman) (в самоуправляемых командах проектов им может быть любой человек: выбирает путь, по которому команда движется вперед к общим целям, обеспечивая наилучшее использование ее ресурсов, умеет обнаружить сильные и слабые стороны команды, обеспечивает наибольшее применение потенциала каждого участника команды. Оформитель, Мотиватор (shaper) : придает законченную форму действиям команды, направляет внимание и пытается придать определенные рамки групповым обсуждениям и результатам совместной деятельности. Такой человек может иметь официальную должность «архитектора» или «ведущего проектировщика», но главное то, что эта роль «воображаемая». В безнадежном проекте особенно важно иметь единое и четкое представление о проблеме и ее возможном решении.

Роли в команде- P.M. Белбин Генератор идей (plant): выдвигает новые идеи и стратегии, уделяя особое внимание главным проблемам, с которыми сталкивается группа; «провокатор» - человек, который пытается внедрять в команде радикальные технологии, искать новые решения технических задач. Критик, Аналитик (monitor-evaluator): анализирует проблемы с прагматической точки зрения; оценивает идеи и предложения таким образом, чтобы команда могла принять сбалансированные решения; «скептик», уравновешивает оптимистические предложения оформителя и генератора идей. Критик хорошо знает, что новые технологии отнюдь не всегда работают, обещания компаньонов иногда не сбываются и все может пойти не так, как было задумано.

Роли в команде- P.M. Белбин Рабочая пчелка, Реализатор (company worker) - это тот человек, который работает, не привлекая внимания, и выдает готовый продукт: превращает планы и концепции в практические рабочие процедуры, систематически и эффективно выполняет принятые обязательства: в то время как оформитель придает законченную форму крупным технологическим решениям, генератор идей предлагает радикальные новые решения, а критик занимается поиском изъянов и недостатков в этих предложениях. Любой безнадежный проект нуждается, по крайней мере, в паре таких пчелок, но сами по себе они не способны принести успех проекту, поскольку не обладают необходимой широтой кругозора.

Роли в команде- P.M. Белбин Опора команды, Вдохновитель (team worker) – «дипломат»: поддерживает силу духа в участниках проекта, оказывает им помощь в трудных ситуациях, пытается улучшить взаимоотношения между ними и в целом, способствует поднятию командного настроя. Добытчик, Исследователь ресурсов (resource investigator): обнаруживает и сообщает о новых идеях, разработках и ресурсах, имеющихся за пределами проектной группы, налаживает внешние контакты, которые могут быть полезными для команды, проводит все последующие переговоры. Командный добытчик имеет много друзей и связей в своей организации, с помощью которых можно выпросить или одолжить необходимые ресурсы. Главное, что добытчик обожает свою деятельность.

Роли в команде- P.M. Белбин Специалист (Specialist): Обладает редкими знаниями и навыками. Завершающий, Контролёр (completer): поддерживает в команде уверенность в оптимальности созданного проекта; выполняет координирующую роль во время тестирования системы на завершающей фазе жизненного цикла проекта. Команде необходимо время от времени (а еще лучше каждый день) напоминать, что они не делают себе карьеру на всю жизнь, а всего лишь участвуют в проекте с жесткими сроками и промежуточными контрольными точками, которые необходимо достигать вовремя, чтобы не провалить проект.

Генератор Идей Допустимые недостаткиРоли и их описание – вклад командной роли Креативный, одаренный богатым воображением, неортодоксальный. Решает сложные проблемы. Игнорирует детали. Слишком озабочен налаживанием эффективного общения.

Исследователь Ресурсов Допустимые недостаткиРоли и их описание – вклад командной роли Экстраверт, полон энтузиазма, коммуника- бельный. Анализирует возможности. Развивает контакты. Очень оптимистичен. Теряет интерес к работе, как только проходит первоначальный энтузиазм.

Координатор Допустимые недостаткиРоли и их описание – вклад командной роли Зрелый и уверенный в себе человек, хороший руководитель. Определяет общие цели, руководит процессом принятия решений, умело делегирует полномочия. Может подпадать под влияние других людей. Делегирует другим свои полномочия.

Допустимые недостаткиРоли и их описание – вклад командной роли Мотиватор Стимулирующий других и динамичный человек, не теряет самообладания в напряженной обстановке. Обладает напором и мужеством преодоления препятствий. Может раздражать других людей. Задевает их чувства.

Допустимые недостаткиРоли и их описание – вклад командной роли Аналитик Благоразумный, стратегически мыслящий и проницательный. Рассматривает все варианты. Делает безошибочные выводы. Не хватает внутреннего импульса и способностей побуждать других людей к действиям.

Допустимые недостаткиРоли и их описание – вклад командной роли Отзывчивый, спокойный, восприимчивый и дипломатичный человек. Умеет выслушать других, созидает, предотвращает трения и успокаивает людей. Нерешительный в кризисных ситуациях. Легко поддается влиянию. Вдохновитель Команды

Допустимые недостаткиРоли и их описание – вклад командной роли Реализатор Дисциплинированный, надежный, предусмотрительный и квалифицированный. Претворяет идеи в практические дела. Негибкий. Медленно реагирует на новые возможности.

Допустимые недостаткиРоли и их описание – вклад командной роли Контролер Старательный, добросовестный. Ищет ошибки и упущения. Своевременно выполняет порученную ему работу. Склонен к чрезмерному беспокойству. Неохотно делегирует свои полномочия. Может быть при- дирчив по отно- шению к другим.

Допустимые недостаткиРоли и их описание – вклад командной роли Специалист Искренний, самостоятельный, преданный. Обладает редкими знаниями и навыками. Узкая специализация. Увлекается техническими деталями. Смотрит сквозь пальцы на общую картину.

Техника выявления ролевых предпочтений

Психогеометрический тест Задание: посмотрев на фигуры, выберите для себя наиболее понравившуюся, поставив ее в иерархии на первое место. Из оставшихся фигур вновь выберите наиболее понравившуюся, поставив ее на второе место. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.

Треугольник ПоложительныеОтрицательные Лидер, ведущий за собой,Эгоцентричный, эгоистичный. принимающий ответствен- ность на себя. РешительныйКатегоричный, не терпящий воз- Сконцентрированный наражений. цели момента.Погруженный с головой в работу, Ориентированный на сутьбезразличный ко всему осталь- проблемы, дела.ному, пока цель не будет достиг- Конкурентный, нацеленныйнута. на победу.Нетерпеливый, прерывает других. Уверенный в себе.Коварный, хитрый, самонадеян- Честолюбивый, энергичный.ный. Ориентированный на статус, на карьеру.

Квадрат ПоложительныеОтрицательные Организованный, внимателенПедант, дотошный, мелочный. к деталям. Трудолюбивый, аналитиче-Трудоголик. ский. Рациональный, благоразум-Холодный, отчужденный, сухой. ный. Эрудированный, упорный,Излишне осторожный, бедная Настойчивый.фантазия. Твердый в решенияхКонсервативный, сопротивляю- щийся инновациям, затягиваю- Терпеливый, бережливый.щий решения. Скупой.

Круг ПоложительныеОтрицательные Дружелюбный, доброжела-Мягкотелый, нетребовательный, тельный.Уступающий. Заботливый, поддерживаю-Беспечный. щий, преданный, сочувствую- щий. Великодушный, щедрый.Навязчивый, болтливый. Способен убеждать и мотиви- ровать других.Легковерный. Доверчивый, спокойный, внут-Ленивый, слабая концентрация, ренне не напряженный.низкая мотивация достижения. Рефлексивный. Бесконфликтный, стабилизи-Сильные самообвинительные рующий.тенденции, меланхолия. Нерешительный.

Прямоугольник ПоложительныеОтрицательные Возбужденный.Напряженный, в состоянии замеша- Ищущий.тельства. Любознательный.Непоследовательный, непостоянный. Быстро схватывает, легкоЛегковерный, внушаемый. усваивает новое.Наивный. Чувствительный.Эмоционально неустойчивый. Неамбициозный. Смелый. Низкая самооценка. Сумасбродный, безрассудный.

Зигзаг ПоложительныеОтрицательные Креативность, творческийНеорганизованность, разбросан- подход к делу.ность. Концептуальность, теоре-Непрактичность. тическая установка.Нереалистичность. Мечтательность, устрем-Нелогичность, непоследователь- ленность в будущее.ность. Интуитивность.Эксцентричность, несдержанность, Остроумие, экспрессив-Непосредственность. ность, прямота.Непостоянство настроения, пове- Стремление к новизне.дения, отношений. Восторженность, вооду- шевленность. Наивность.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности 1.Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2.Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения;.. умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 4. Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности 5. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования 6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

Учебное исследование Научное исследованиеУчебное исследование Открытие учёного не подготовлено специальным содержанием Педагог подбирает такое учебное содержание, которое провоцирует открытие учащегося В ходе исследования результат предположителен, но не известен. Учитель знает заранее результат исследования ученика Открытие совершается в реальной жизни Открытие происходит для учащегося, а не для науки Открытия изменяют представления об объекте учёного мира Исследование правдоподобно, но в какой- то мере – это игра Временные рамки открытия не определены Открытие ограничено во времени рамками учебного процесса.

Аргументы в пользу необходимости освоения исследовательской культуры Овладение навыками исследовательской деятельности в ходе обучения может повысить возможность учащихся успешно осуществлять самостоятельные виды работ, как на уроке, так и во внеурочное время без постоянной помощи учителя. Исследовательские способности позволят учащимся самостоятельно работать над усложнённой проблематикой по предмету. Тем самым может быть сэкономлено время учителя для работы с менее способными школьниками. Овладение даже несложными навыками исследовательской деятельности и применение их, повышает интеллектуальные возможности учащегося в целом. Способность к исследованию, доказательству и умозаключениям, повышает конкурентоспособность ученика при поступлении в ВУЗ или сдаче единого Государственного экзамена. Выполнение тестовых заданий предполагает три уровня сложности, два из которых нацелены на проверку логического мышления, способности к обобщениям и умозаключениям (применяемым при исследовании). Активные формы обучения, к которым относится учебное исследование, позволят сделать процесс обучения школьников более «живым» и насыщенным открытиями.

Виды учебного исследования Теоретическое исследованиеЭмпирическое исследование 1.Самостоятельное (групповое) выстраивание версий (гипотез). 1.Рассмотрение, предложенных учителем версий, гипотез. 2.Самостоятельное составление учащимися алгоритма деятельности. 2.Использование, предоставленного учителем алгоритма для деятельности. 3.Выращивание, логическое достраивание информации, идеи. 3.Собирание (накопление) информации 4.Анализ, синтез, аналогия, абстрагирование.4.Наблюдение, сравнение, классификация, систематизация. 5.Проектирование, коррекция проекта и деятельности при необходимости. Моделирование, конструирование. 5.Использование типовых схем, диаграмм, графиков, иллюстраций т.д. 6.Теоретическое обобщение: самостоятельное формулирование закона, закономерности, правила. 6. Эмпирическое обобщение полученной информации.

Формы предъявления результатов Учебно-научный доклад Реферат Типовой письменный отчёт Статья Видео и медео презентации. Другое

Исследовательские алгоритмы 1 1. Определение темы исследования. 2. Вычленение из темы проблемы исследования. 3. Работа над пониманием проблемы и определение степени её сложности. 4. Определение цели исследования. 5. Определение объектов исследования и границ исследования. 6. Формулировка гипотезы (гипотез). 7. Определение методов исследования. 8. Шаги в исследовании (алгоритм). 9. Корректировка (исключение, подтверждение). 10. Предварительные выводы по теме. 11. Проверка результата. 12. Исключение ненаучных утверждений. 13. Формулирование окончательных выводов. 14. Оформление результатов.

Исследовательские алгоритмы Знакомство с темой исследования. 2. Работа над пониманием темы исследования. 3. Формулирование целей исследования. 4. Формулирование гипотез. 5. Распределение на группы (пары), «индивидуальности» согласно выбранным гипотезам. 6. Сбор информации по теме, измерения, составление графиков, таблиц. 7. Анализ собранной информации и систематизация. 8. Предварительные выводы. 9. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими исследование учениками (с учебным пособием). 10. Поиск дополнительных аргументов, если выводы разные. 11. Оформление результата.

Принципы обучения школьников учебному исследованию Учителю необходимо выделить в содержании курса ведущие стержневые понятия. Это делает весь предмет более доступным. Изучение материала должно сопровождаться соотнесением конкретной информации с познавательными структурами и схемами. Изученные понятия и способы деятельности могут быть использованы при изучении других тем, других предметов и жизненных ситуаций. Целесообразно применять «спиралевидное» изучение основных представлений и понятий – от начальной школы к средней, возвращаясь к ним на последующих ступенях обучения. Ставить учащегося в положение исследователя, первооткрывателя.

Правила для учителя Работа над формированием исследовательских умений проводится системно и последовательно. Без теоретических умений учащийся не станет полноценным самостоятельным исследователем, без эмпирических - он не сможет обобщить и систематизировать найденное. Любое затруднение учащегося должно попадать в поле зрения учителя и разрешаться, если необходимо, при его помощи. Учащийся в процессе исследования должен чувствовать себя независимым исследователем, который незаметно контролируется педагогом на случай серьёзного затруднения или ухода от учебной деятельности. Педагог становится наблюдателем и консультантом учебного процесса в большей степени, чем его информатором. Учащиеся успешно проходят через процесс формирования учебных навыков, только в том случае, если уровень сложности не завышен и не занижен. Любая предложенная трудность должна быть решаемой. Учащиеся становятся добровольными любознательными исследователями только при работе над интересным для них содержанием. Учитель, ни при каких условиях во время исследования не должен подменять ученика, если тот может справиться с заданием самостоятельно.

Творческий мини-проект «Общение без слов» Задание для группы (вариант) 1. Вы команда спелеологов (исследователей пещер). В результате обвала вы можете оказаться замурованы в пещере, так что общение с товарищами может осуществляться только с помощью стука. Придумайте свой «язык», с помощью которого вы сможете общаться без слов. На презентации разыграйте сценку общения двух «замурованных спелеологов» с группой спасателей. Задание для группы (вариант 2) 2. Вы команда разведчиков, которой предстоит работать в чужой стране. Изобретите шифр, с помощью которого вы сможете отправлять друг другу письменные сообщения. Этот шифр, во-первых, не должен ни вызывать у посторонних особых подозрений и, во-вторых, не должен слишком легко «раскрываться» На защите разыграйте сценку из жизни разведчиков, пользующихся шифром.