Новые педагогические технологии обучения географии. Технология проектной деятельности школьников. Составитель Подзорова И.Н. учитель географии МОУ СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика организации работы над учебным проектом.
Advertisements

Методика организации работы над учебным проектом Из опыта работы информационно- библиотечного центра МОУ Лицей 2.
Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
М ЕТОД ПРОЕКТОВ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Автор проекта: Астахова М.Ю.
Что такое метод проектов?. Проект – реалистический замысел о желаемом будущем, который содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.
Проект как одна из форм реализации личностно- деятельностного подхода в воспитании и дополнительном образовании.
Метод учебных проектов как средство активизации деятельности учащихся.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном.
Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, уметь практически применять полученные знания, развить рефлекторное и критическое.
Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Метод проектов в начальной школе.. Что такое «метод проектов»? Педагогическая технология. Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Проектная деятельность с использованием информационных технологий: подходы к организации и оценке» Фесенко Ирина Александровна, директор МОУ «СОШ 3» г.
МЕТОД ПРОЕКТА АВТОР: Учитель истории МОУ гимназии 3 Винник Оксана Николаевна.
Транксрипт:

Новые педагогические технологии обучения географии. Технология проектной деятельности школьников. Составитель Подзорова И.Н. учитель географии МОУ СОШ 41 учитель географии МОУ СОШ 41

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.

Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации

Технология проектной деятельности на уроках географии создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира. Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.

Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы по географии. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.

В планируемых результатах обучения в вариантах программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, рост населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселении, развитие хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности В планируемых результатах обучения в вариантах программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, рост населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселении, развитие хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности

Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. Проектная технология может обеспечить проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта прообраза предполагаемого или возможного природного или социально- экономического объекта, состояния природных комплексов. Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. Проектная технология может обеспечить проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта прообраза предполагаемого или возможного природного или социально- экономического объекта, состояния природных комплексов.

Для применения проектной технологии в процессе обучения географии используют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения – проблемного изложения, исследовательского метода. Для применения проектной технологии в процессе обучения географии используют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения – проблемного изложения, исследовательского метода.

Число вопросов и заданий на создание учебных проектов возрастает от 6 к 11 классу. Так, в учебнике В. Я. Рома и Число вопросов и заданий на создание учебных проектов возрастает от 6 к 11 классу. Так, в учебнике В. Я. Рома и В. П. Дронова «География России. Население и хозяйство» учитель находит немало заданий типа «Мы проектировщики» (создание проектов вариантов новых железных дорог России), задание на создание совместно с зарубежными фирмами проектов развития нефтехимических комплексов в Западной Сибири, проектов решения водных, экологических проблем ряда регионов страны и новых независимых государств (стран СНГ). В. П. Дронова «География России. Население и хозяйство» учитель находит немало заданий типа «Мы проектировщики» (создание проектов вариантов новых железных дорог России), задание на создание совместно с зарубежными фирмами проектов развития нефтехимических комплексов в Западной Сибири, проектов решения водных, экологических проблем ряда регионов страны и новых независимых государств (стран СНГ).

В настоящее время существует различная классификация проектов, используемых в географии. В настоящее время существует различная классификация проектов, используемых в географии. КРИТЕРИИТИПЫ ПРОЕКТОВ Содержание Уровень интеграции Продолжительность выполнения проекта Количество участников Способ деятельности Включенность в тематический план Экологические, физико-географические, социально- экономические, комплексные, краеведческие и др. Монопредметные (выполняются на материале географии) Межпредменые (учитывают содержание нескольких предметов) Надпредметные (Выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) Мини-проект (несколько недель) Средней продолжительности (несколько месяцев) Долгосрочные (в течении года) Индивидуальные, групповые, коллективные Познавательная, творческая, игровая, исследовательская Текущая, игровая

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя. Попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя. Попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Два плана предъявления учебного проекта. Видимый: - тема проекта; - название проекта; - проблема проекта; - задача проекта; - планирование – осуществление; - презентация.

Невидимый: Невидимый: - тема учебного курса, урока; - тема учебного курса, урока; - цели и задачи обучения, развития, воспитания; - цели и задачи обучения, развития, воспитания; - необходимый уровень ЗУН; - необходимый уровень ЗУН; - необходимые специфические умения и навыки; - необходимые специфические умения и навыки; - новое содержание; - новое содержание; - обобщение; - обобщение; - обеспечение проекта; - обеспечение проекта; - организационные формы осуществления проекта. - организационные формы осуществления проекта.

Методический паспорт учебного проекта. Адресация. Адресация. 1. Тема учебного проекта. 1. Тема учебного проекта. 2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие. 2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие. 3. Задачи учебно-педагогические (класса, группы. каждого учащегося; приобщение к полезной деятельности, развитие творческих способностей, формирование навыков по исследовательской деятельности). 3. Задачи учебно-педагогические (класса, группы. каждого учащегося; приобщение к полезной деятельности, развитие творческих способностей, формирование навыков по исследовательской деятельности). 4. Возраст учащихся (класс). 4. Возраст учащихся (класс). 5. Время работы над проектом. 5. Время работы над проектом. 6. Режим работы. 6. Режим работы. Обеспечение. Обеспечение. 7. материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение. 7. материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение.

8. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты). 8. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты). 9. ЗУН и общеучебные навыки. Необходимые учащимся для самостоятельной работы. 9. ЗУН и общеучебные навыки. Необходимые учащимся для самостоятельной работы. 10. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте. 10. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте. 11. мотивация к работе. 11. мотивация к работе. Предполагаемые приращения. Предполагаемые приращения. 12. Новое содержание и новый взгляд на тему. 12. Новое содержание и новый взгляд на тему. 13. Новые практические приемы. 13. Новые практические приемы. 14. Обобщение понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта. 14. Обобщение понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта. 15. Развитие навыков: 15. Развитие навыков: - самостоятельной работы с: - самостоятельной работы с: источниками информации источниками информации инструментами инструментами технологиями технологиями

- самостоятельного принятия решений - самостоятельного принятия решений - коммуникативности: - коммуникативности: в информационном обмене в информационном обмене в ролевом взаимодействии в ролевом взаимодействии - мыслительной деятельности при: - мыслительной деятельности при: проектировании проектировании планировании планировании анализе анализе синтезе синтезе структурировании информации структурировании информации самоанализа и рефлексии самоанализа и рефлексии 16. Воспитание толерантности. 16. Воспитание толерантности. 17. Расширение кругозора. 17. Расширение кругозора.

Статус учебного проекта - Автор-разработчик - Опыт использования (апробация) -Степень распространения: школ.

. Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов. Как правило, на выполнение задания, т. е. на составление проекта дается большой отрезок времени (месяц, неделя, в зависимости от объема работы), составляется план работы, подбираются источники информации (необходимо установить связь со школьной и районной детской библиотеками). Работа по созданию учебных проектов не обязательно индивидуальна. Целесообразно давать задания и для создания проектов малыми группами, в которых объединены усилия нескольких учащихся.

Организационная деятельность учащихся при работе над проектом. Задачу личностно ориентированного обучения сможет решить педагог, который не только учит, но и понимает, как ребенок учится. При работе над проектом учитель выполняет следующие функции: помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом; помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом; является источником информации; является источником информации; координирует весь процесс; координирует весь процесс; поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помочь ученикам продвигаться в работе над проектом; поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помочь ученикам продвигаться в работе над проектом; поощряет учеников. поощряет учеников. Проектное обучение ставит ребенка в позицию учащегося, а не обучаемого. Работа по методу проектов строится в несколько этапов.

Учащиеся свою работу над проектами строят согласно разработанному плану: 1. Ознакомление с темой. 2. Распределение обязанностей и составление плана. 3. Работа над проектом. 4. Оформление. 5. Предзащита. 6. Защита.

План, включающий этапы деятельности учителя и учащихся.

Этапы Деятельность учителя и учащихся Предварительна я подготовка Мотивация учащихся для работы над проектами Выявление мотивированных детей Познавательно-просветительская работа с учащимися Собственно подготовка Выбор и обсуждение темы, целей и задач проекта Получение дополнительной информации Формирование рабочих групп Планирование Выработка индивидуальных и групповых планов работы Формулирование задач Определение частных задач, источников и способов сбора информации, ее анализ и синтез Планирование работы Выбор формы и установление сроков отчета Распределение задач и обязанностей между членами групп Исследование Выполнение исследований под руководством учителя Применение на практике методов исследования (теоретического анализа, наблюдения, интервью, опросов и анкетирования) Анализ информации и формулировка задач и выводов Отчет (презентация) Обсуждение и утверждение формы отчета и защиты (устная, письменная, аудиовизуальная, графическая) Оценка Представление и оценивание результатов (качество работы, источников информации, степень реализации замыслов и т.д.) Коллективный анализ деятельности

1-й этап. Выявление учеников, способных творчески работать с текстом книги, подбирать и обобщать информацию, делать выводы, анализировать.

2-й этап. После того как определились желающие работать над проектом, начинается поиск темы и определение целей работы. Главное научить учащихся не только ставить перед собой цели, но делать это логически обоснованно, с высокой степенью результативности, потому что это определяет последовательность выполнения работы, помогает выявить и установить причинно- следственные связи между всеми ее частями. После того как определились желающие работать над проектом, начинается поиск темы и определение целей работы. Главное научить учащихся не только ставить перед собой цели, но делать это логически обоснованно, с высокой степенью результативности, потому что это определяет последовательность выполнения работы, помогает выявить и установить причинно- следственные связи между всеми ее частями.

3-й этап. После определения тем и целей проектов важно установить последовательность выполнения работы. Чтобы она была проделана успешно, опять необходим контроль со стороны учителя, потому что ученики часто не понимают, как выстроить план действий, как поставить задачи.

4-й этап. На этом этапе работы ученики определяют источники информации, с которыми им предстоит работать. Выбор материала неограничен. Здесь и научно-популярная литература, справочники, словари, периодическая печать, Интернет, документы. На этом этапе работы ученики определяют источники информации, с которыми им предстоит работать. Выбор материала неограничен. Здесь и научно-популярная литература, справочники, словари, периодическая печать, Интернет, документы.

5-й этап. После определения темы, целей, рабочих гипотез, задач и источников информации, распределения задач и обязанностей внутри группы приступают к выбору формы отчета на будущей презентации и представлении. Для этого необходимо точно рассчитать сроки составления развернутого плана, подведения предварительных итогов, предоставления черновика работы и наглядного материала и т.д. Здесь же необходимо оговорить и критерии оценки проекта, включающих в себя соответствие содержания заявленным целям, задачам и темам, структуру работы и ее оформление, качество и эмоциональность подачи материала и т.д. Оговорив всё это, можно приступать непосредственно к исследованию. После определения темы, целей, рабочих гипотез, задач и источников информации, распределения задач и обязанностей внутри группы приступают к выбору формы отчета на будущей презентации и представлении. Для этого необходимо точно рассчитать сроки составления развернутого плана, подведения предварительных итогов, предоставления черновика работы и наглядного материала и т.д. Здесь же необходимо оговорить и критерии оценки проекта, включающих в себя соответствие содержания заявленным целям, задачам и темам, структуру работы и ее оформление, качество и эмоциональность подачи материала и т.д. Оговорив всё это, можно приступать непосредственно к исследованию.

6-этап. Изучение информации, ее анализ и выявление противоречий или недостающих сведений. Изучение информации, ее анализ и выявление противоречий или недостающих сведений. Организация работы в группах. Организация работы в группах. Работа в группе возможна благодаря самостоятельным инициативным усилиям отдельных учеников при полном подчинении личных интересов интересам групповым. При работе в группе ученики не только дополняют друг друга, но и создают здоровую конкуренцию, повышая качество самого проекта. Объединенные в группы учащиеся демонстрируют единство, целостность, сплоченность качества, формирующие личность. Работа в группе возможна благодаря самостоятельным инициативным усилиям отдельных учеников при полном подчинении личных интересов интересам групповым. При работе в группе ученики не только дополняют друг друга, но и создают здоровую конкуренцию, повышая качество самого проекта. Объединенные в группы учащиеся демонстрируют единство, целостность, сплоченность качества, формирующие личность. Процесс работы над проектом немыслим без дискуссий.

7-й этап. После обсуждения различных вопросов и вариантов ответов на них, придя к определенному заключению, ученики приступают к завершающей фазе работы, письменному изложению проекта. После обсуждения различных вопросов и вариантов ответов на них, придя к определенному заключению, ученики приступают к завершающей фазе работы, письменному изложению проекта.

8-й этап. Заключительный этап защита проекта на конференции. Ученики представляют свою научную работу, участвуют в ее обсуждении и в обсуждении других докладов. Заключительный этап защита проекта на конференции. Ученики представляют свою научную работу, участвуют в ее обсуждении и в обсуждении других докладов.

9-й этап. Оценка результатов и процесса. Оценка результатов и процесса. При оценивании и обсуждении проекта можно предложить рассмотреть такие вопросы: Насколько удачным оказался проект? Насколько удачным оказался проект? Изменился ли я (он, она) в процессе работы? Изменился ли я (он, она) в процессе работы? Интересно ли мне (ему, ей) было работать над этой проблемой? Интересно ли мне (ему, ей) было работать над этой проблемой? Интересно ли мне (ему, ей) было работать с этими людьми? Интересно ли мне (ему, ей) было работать с этими людьми? Хотелось бы продолжить работу в том же составе группы над другим проектом? Хотелось бы продолжить работу в том же составе группы над другим проектом? Хотелось бы изменить процесс работы над проектом? Почему? Хотелось бы изменить процесс работы над проектом? Почему?

Одно из достоинств проектной деятельности это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои универсальные умения.

Она позволяет: -повысить мотивацию изучения предметов школьной программы; -реализовать комплексное восприятие учебных предметов; -принимать самостоятельные решения; -поверить в свои силы.

Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые ее недостатки. Например: -увеличение умственной нагрузки; -требование более сложной системы оценивания; -увеличение объема работы учителя; -существование риска неудачного выполнения работы; -повышение эмоциональной нагрузки; -нарастание напряжения к сроку сдачи работ.

Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности четче формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения этого проектная деятельность.

Литература. 1. И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин. Методика и технология обучения географии в школе. АСТ. Москва И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин. Методика и технология обучения географии в школе. АСТ. Москва А.А. Гин. Приемы педагогической техники. Москва. Вита- Пресс, А.А. Гин. Приемы педагогической техники. Москва. Вита- Пресс, Н.И. Дереклеева. Научно-исследовательская работа в школе. « Вербум-М» М., Н.И. Дереклеева. Научно-исследовательская работа в школе. « Вербум-М» М., Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. МИПКРО.-М., Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. МИПКРО.-М., Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Народное образование. – М., Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Народное образование. – М., В.В.Николина. Метод проектов в географическом образовании. Журнал «География в школе» г. 6. В.В.Николина. Метод проектов в географическом образовании. Журнал «География в школе» г. 7. Н.В. Лысова. Проектная деятельность в обучении географии. Журнал «География в школе» г. 7. Н.В. Лысова. Проектная деятельность в обучении географии. Журнал «География в школе» г. 8. Т.А. Новикова. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Школьные технологии Т.А. Новикова. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Школьные технологии