Использование мультимедийных разработок, созданных учащимися под руководством учителя, в качестве творческих проектов на уроках биологии и экологии В.Ф.Малец.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Знания устаревают весьма быстро, тогда как способы деятельности – значительно медленнее. Т.И.Шамова.
Advertisements

Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Проектно- ориентированное обучение Ерошкина О.В. методист ЦИТ и СО.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Составитель: Силиванова Н.П., Составитель: Силиванова Н.П., Учитель английского языка МБОУ СОШ 32 г. Белово.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Исследовательская деятельность на уроке Половникова Т.Г по материалам Интернет Январь 2011 года.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
МЕТОД ПРОЕКТА Егорова Л.И., учитель информатики учитель информатики Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления Джон Дьюи.
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Учитель экономики МОУ СОШ 7 Скворцова Ю.В.. Услышишь – забудешь, «Услышишь – забудешь, Увидишь – запомнишь, Увидишь – запомнишь, Построишь – поймёшь».
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
МЕТОД ПРОЕКТА АВТОР: Учитель истории МОУ гимназии 3 Винник Оксана Николаевна.
Транксрипт:

Использование мультимедийных разработок, созданных учащимися под руководством учителя, в качестве творческих проектов на уроках биологии и экологии В.Ф.Малец Учитель биологии и экологии МОУ «СОШ 42» Г.Энгельса Саратовской области

Обучение на основе творческих проектов Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести 1.умение работать в коллективе, 2.брать на себя ответственность за выбранное решение, 3.анализировать результаты деятельности, 4.способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах изучения.

Условия использования МП и определения границ его педагогической целесообразности Теоретические позиции проектного обучения по Т.И.Шамовой, позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, определяются следующим образом: образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности; глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях; гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

Основные требования к использованию метода проектов (Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для её решения. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы об экологическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы: совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства школы, парка, участка, планировка и обустройство квартиры и т.д.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

Использование исследовательских методов, что предполагает : определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта и т.д.).

структурные элементы проектной технологии: Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы, обсуждение оформления результатов. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих. Выдвижение новых проблем.

Использование компьютера значительно расширяет возможности для работы по проектной технологии. В образовании проектное обучение сегодня находится в центре внимания, как ученых, так и педагогов-практиков. Учебный проект является в ряде случаев ведущей образовательной формой. Вместе с тем учебные проекты должны органично сочетаться традиционной системой предметного классно-урочного обучения. Ни в коем случае нельзя противопоставлять метод проектов обычной классно-урочной системе. Правильно говорить о том, что метод проектов дополняет классно-урочную систему, позволяя отработать межпредметные связи, закрепить навыки и т. д. Было бы нерациональной тратой времени использовать проектный метод для объяснения нового материала, первичной отработки навыков и т. п. Использование компьютера в проектной технологии

В качестве примера приведу творческий проект «Размножение организмов», созданный совместно с учеником 11 класса Кочетовым Михаилом. Цели: обобщить имеющиеся у учащихся знания о размножении и развитии живых организмов, значении размножения для существования жизни на Земле. Задачи: Развить понятие о способах и формах размножения; подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении. Показать на примере размножения организмов один из основных принципов живой природы – многообразие и единство. Оборудование: компьютеры, таблицы «Митоз», «Мейоз», «Двойное оплодотворение цветковых растений», «Цикл развития одноклеточных и многоклеточных водорослей», «Цикл развития мхов», «Цикл развития голосеменных растений», раздаточный материал «Задание 1 и 2» каждому ученику. План урока: Организационный момент – 1 мин. Обобщение темы с использованием мультимедийных возможностей ПК– 23 мин. Закрепление знаний – а/ выполнение тестовых заданий на персональном компьютере – по 5 минут на ученика; б/ параллельно выполнение задания 1 индивидуально на местах- 15 минут; в случае достаточного времени ученики выполняют задание 2. Подведение итогов урока – 1-2 мин.

Разнообразие учебных проектов От проекта на один урок до проекта на весь учебный год. От проектов дополнительного образования до курсового проектирования в предпрофессиональной подготовке. Проектирование может быть индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное по составу участников. От проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных

Проект на несколько лет Примером такого проекта в нашей школе является разработка темы «Экологическая тропа». Работа эта началась с 2001 года, в ней работали такие ученики как Копылов Леонид, Востриков Александр, Эйвазова Ольга, Кочетов Михаил, Аверьянов Григорий, Головенко Дарья и другие. Это учащиеся разных возрастных групп и каждый из них принимал посильное участие в работе над этим проектом.

Экологическая тропа МОУ «СОШ 42» Цели: активизировать деятельность учащихся в направлении эколого-биологического образования и воспитания; воспитывать экологическую культуру в процессе практической деятельности по изучению и сохранению природного наследия своего края; способствовать развитию чувства патриотизма и гражданской ответственности. Задачи: Привлечь внимание учащихся школы и жителей станции Анисовка к проблеме сохранения природного наследия своей малой родины; содействовать экологическому просвещению населения; повысить роль экологической культуры в выборе духовно-нравственных жизненных ориентиров, способствующих социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников.

Работа по созданию Экологической тропы проводится на экологических экскурсиях, начиная с 5 по 11 классы. Собранный материал изучается на лабораторных и практических работах, используется в урочной и внеурочной работе по биологии, экологии, географии. Учащиеся выполняют по этой проблеме ежегодно много творческих работ разного уровня сложности. В предлагаемой работе представлена лишь незначительная часть материала, собранного на тропе, описание видов животных, встречающихся на маршруте продолжается.

Использование информационных и коммуникационных технологий повышает эффективность объяснения и качество обучения, так как позволяет применять различные подходы и методы обучения, которые были бы невозможны без ИК-технологий. К числу таких методов, приносящих положительные результаты обучения, относятся совместная работа учащихся с использованием компьютера, поиск информации в Интернете, применение различных дополнительных учебных пособий, письменные задания, основанные на электронной обработке текста, практические занятия по конкретным темам и обучение с использованием компьютера. Кроме того, ИК-технологии обеспечивают уникальные возможности обучения для детей с ограниченными физическими способностями, удаленное обучение через Интернет или использование видеоконференций;

способствует повышению качества обучения, обеспечивая быстрый анализ его результатов и обратную связь. Благодаря этому школы могут оперативно учитывать результаты работы школьников при составлении учебной программы и в процессе объяснения материала. Гибкая обратная связь, отвечающая индивидуальным особенностям учеников, является неотъемлемой чертой интегрированных систем обучения (пакетов программ, включающих учебный материал, уроки и оценку знаний учащихся). Такие методы применяются, прежде всего, для оценки простых навыков, однако по мере развития технологий искусственного интеллекта в будущем станет возможной оценка результатов обучения более сложного уровня.

Следует особо подчеркнуть, что подобные улучшения носят условный характер. В принципе, применение ИК-технологий может не оказывать никакого положительного влияния на обучение или даже вредить. Связано это с тем, что не ИК- технологиям отводится центральное место в образовательном процессе. Скорее, результат их применения зависит от того, насколько правильно они используются в образовательном процессе. Рассмотрим основные положительные моменты, которые привносят информационные и коммуникационные технологии в проектно-ориентированное обучение.

В модели обучения на основе проектов информационные технологии используются для доступа к информации, которая в ином случае может оказаться недоступной. ИКТ позволяют ученикам эффективно собирать данные, анализировать их и представлять в четком виде с визуальным сопровождением. Так, ИКТ используются для сбора информации и решения задач. Важно научить детей использовать традиционные источники информации (книги, энциклопедии, справочники и словари). Но не менее важно сформировать навыки работы с электронными энциклопедиями (БСЭ на трех дисках, языковые словари на дисках; например, см. сайт и библиотеками на дисках.

Актуальна еще и другая задача: сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников и обязательно сопоставлять несколько источников, прежде чем воспользоваться информацией. Использование ИКТ для организации и анализа информации часто бывает намного более эффективным, чем более традиционные способы. Хранение данных в электронной таблице или базе данных позволяет не только осуществлять централизованный сбор информации, но и дает средства для управления данными и подготовки прогнозов на основе этих данных. Использовать закладки на сайты или хранить документы на диске гораздо удобнее, чем записывать информацию в блокнот.

литература Журнал «Управление школой», 9 (348), Школьные проекты. Метод проектов как творческая работа педагога. Б.Валясэк. 1-7 марта 2004г. Журнал «Завуч», 6, 2003 г. Теория и практика организации учебного процесса. Метод проектов: история и практика применения. Сиденко А.С. С.П. Вассер. Съедобные и ядовитые грибы Карпат. Ужгород: Карпаты, 1990г. Жизнь растений. Т.2. Грибы. М.:Просвещение, М. Кундзинь, Э. Вимба. Грибы. Фотоальбом. «Лиесма» Рига, Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. Биология в таблицах кл. Справочное пособие. Дрофа. Москва, Общая биология.: Учебник для кл. общеобразовательных учреждений /Д.К.Беляев, В.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; М.: Просвещение, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.Н.Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа,2002. Н.Н.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа,2001. Среда разработки «Macromedia Flash 5.0» учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя.- 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.