Современный урок русского языка Громова В.И., к.ф.н., доцент кафедры филологического образования СарИПКиПРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные подходы к анализу урока русского языка Педсовет
Advertisements

Анализ урока Сафронова Т.Н. старший методист Краснодарского ПКУ 2012 г.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ УРОКА. АНАЛИЗ УРОКА это сравнение конкретного, проведенного учителем урока с теоретической моделью урока, составленной в.
Нетрадиционные формы проведения уроков. 1. Уроки с использованием игровых ситуаций: Урок – ролевая игра Телеурок без телевидения Урок - общественный смотр.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Кузьменко Н.А., учитель начальных классов МОСШ 8 Нетрадиционные формы уроков.
Нетрадиционные уроки (занятия) в коррекционной школе VIII вида Учитель-логопед Климченко Светлана Рэмовна. Климченко Светлана Рэмовна.
Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
«Педагогический анализ урока как путь повышения педагогического мастерства учителя » Методический семинар.
Формы занятий в УДОД. Традиционные формы занятия в УДОД Лекция Семинар Игра Дискуссия Соревнование Праздник Самостоятельная работа Урок Репетиция Тренировка.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методический семинар Нетрадиционная форма урока : замысел, организация, анализ.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Какие разновидности современного урока требуют творчества?
Учебное занятие – основная форма реализации инновационного педагогического процесса ПОИСКОВЫЙ СЕМИНАР КОГОБУ СОШ с УИОП г. Яранска Устав от
Транксрипт:

Современный урок русского языка Громова В.И., к.ф.н., доцент кафедры филологического образования СарИПКиПРО

Анализ урока это сравнение конкретного, проведенного учителем урока с теоретической моделью урока, составленной в соответствии с современными дидактическими и методическими требованиями, с передовым опытом и здравым смыслом [Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988].

Анализ урока это основной источник знаний о качестве образования в школе, о психолого- педагогических и методических возможностях учителя, это средство изучения и обобщения педагогического опыта, часть научно-методического исследования [Гац И.Ю. Методический блокнот учителя РЯ. – М., 2003].

Причины субъективного подхода к анализу уроков - слабость разработки вопросов анализа урока, - отсутствие единой терминологии, - недостаточное представление о закономерностях, правилах, методах организации наблюдений на уроке.

Главная цель анализа урока – повысить эффективность и результативность учебного занятия.

Анкета 1. Как вы думаете, что должно отличать современный урок? Назовите несколько основных черт. 2. Все ли названные вами черты присутствуют на ваших занятиях? 3. Каким должен быть урок, чтобы вы лично назвали его уроком высокого качества?

Положительные и отрицательные стороны традиционной (классно-урочной) формы обучения Положительные стороныОтрицательные стороны 1.Систематичность учебного процесса. 1. Шаблонность, однообразие в построении урока. 2. Упорядоченность, логически правильная подача материала. 2.Нерациональность распределения времени урока. 3. Организационная четкость. 3. Обеспечение только первоначальной ориентировки в материале. 4. Эмоциональное воздействие личности учителя. 4. Изолированность учащихся от общения друг с другом. 5. Оптимальность затрат ресурсов при массовом обучении. 5. Отсутствие самостоятельности.

Положительные и отрицательные стороны традиционной (классно-урочной) формы обучения Положительные стороныОтрицательные стороны 6. Пассивность учащихся. 7. Практическое отсутствие собственно речевой деятельности. 8. Слабость обратной связи и усредненность учащихся. 9. Отсутствие индивидуального обучения.

Основные характеристики традиционного и развивающего обучения Основной тип обучения Основание цели урока Основные виды деятельности учителя на уроке Основные формы организации 1.Традиционный (информационно- знаниевый) Формирование суммы знаний, умений и навыков Передача и закрепление знаний по образцу без изменения содержания знаний Уроки сообщения новых знаний, закрепления, проверки и т.д.

Основные характеристики традиционного и развивающего обучения Основной тип обучения Основание цели урока Основные виды деятельност и учителя на уроке Основные формы организации 1.Развивающий 1. Проблемно- поисковый Формирование мыслительной деятельности для более эффективного накопления и применения знаний Выявление метода, связывающего изученные понятия в единую систему обобщенных знаний для развития мыслительной деятельности без изменения содержания знаний Уроки общеметодологи ческой направленности, рефлексии, контроля и т.д.

Основные характеристики традиционного и развивающего обучения Основной тип обучения Основание цели урока Основные виды деятельност и учителя на уроке Основные формы организации 1.Развивающий 2. Интегрированный Формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных и внутрипредметных связей Введение различных оснований в содержание главной темы (интеграция различных предметов и знаний) Спиралевидная, пластообразная, взаимопроникающ ая и т.п. формы организации содержания уроков.

Основные характеристики традиционного и развивающего обучения Основной тип обучения Основание цели урока Основные виды деятельност и учителя на уроке Основные формы организации 1.Развивающий 3. Творчески- реализационный (нетрадиционный) Развитие познавательного интереса на основе необычных средств представления учебного материала и включения учащихся в деятельность по частичному изменению содержания учебного материала Изменение способов организации учебной деятельности и (частично) содержания изучаемых знаний: имитация деятельности, игровая основа, опора на фантазию и т.п. Уроки-лекции, встречи, театрализации, защиты идей и знаний; спектакль, салон, студия, экскурсия и т.п.

Классификация уроков По основной дидактической цели: урок сообщения новых знаний, урок закрепления, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений. комбинированный урок.

Классификация уроков По основному способу проведения: в форме беседы, лекции, экскурсии, самостоятельная работа учащихся, лабораторные и практические работы, сочетание различных форм занятий.

Классификация уроков По основным этапам учебного процесса: вводные, первичного ознакомления с материалом, образования понятий, установления законов и правил, применения полученных знаний на практике, повторения и обобщения, контрольные, смешанные или комбинированные.

Психолого-педагогические требования к современному уроку русского языка Замысел урока заключается в создании условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Психолого-педагогические требования к современному уроку русского языка Целевыми ориентирами учебного занятия могут быть следующие: Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъективного опыта. Оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов. Содействие ребенку в положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и саморазвития.

Основополагающие принципы нового урока русского языка 1. принципы дифференциации - учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения: работа в парах постоянного и сменного составов; работа в микрогруппах; активации мыследеятельности учащихся; способствование самовыражения; использование педтехники и т.д.;

Основополагающие принципы нового урока русского языка 2. принципы доверия и расширения полномочий - учащимся доверено быть: консультантами, ассистентами, дублерами учителя; руководителями и членами экспертных групп; контролерами знаний и т.д.;

Основополагающие принципы нового урока русского языка 3. принципы свободного выбора право выбора учащимся любой формы проверки знаний: устной или письменной, на уроке или вне урока; сдачи зачетов учителю или экспертной группе товарищей; сдачи экзаменов в форме собеседования, защиты рефератов, комплексного анализа текста; свободное посещение занятий отлично успевающими учащимися;

Основополагающие принципы нового урока русского языка 4. принципы гласности учета и контроля открытые листы успеваемости, зачетные книжки, листы тематического контроля; общественный смотр знаний; оценка урока учащимися. Обучение на таком уроке будет иметь развивающий эффект, т.к. "развиваемый субъект включается в активную деятельность и общение".

Методы по источникам знаний словесный метод наглядный метод практический метод

Словесный метод Слово – это древнейший способ общения. Слово присуще устной речи и письменным текстам, поэтому данный метод обучения подразделяется на устный и печатно-словесный. Словесный метод Словесный метод применяется в устном обучении, когда учитель и ученики работают совместно и общаются друг с другом при помощи слова. Печатно-словесный метод Печатно-словесный метод предполагает использование в обучении печатных (письменных) текстов вместе с устным словом.

Наглядный метод - демонстрация и разбор схем, таблиц, рисунков, применение классной доски, электронных пособий.

Практический метод Практический метод включает в себя действия с учебными предметами: изготовление моделей, схем; написание творческих работ (рефераты, сочинения); выполнение упражнений.

Приём учебной деятельности Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Методический прием – способ деятельности учителя и адекватный ему способ деятельности ученика.

Творческие принципы нестандартных уроков 1. Отказ от шаблона 2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. 3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока. 4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

Творческие принципы нестандартных уроков 5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения. 6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. 7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Виды нестандартных уроков 1. уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция- парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча

Виды нестандартных уроков 2. уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества: урок- сочинение, урок изобретательства, урок- творческий отчет, урок-выставка, урок изобретательства, урок-"удивительное рядом", урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых: урок-бенефис, урок-портрет, урок сюрприз

Виды нестандартных уроков 3. уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов

Виды нестандартных уроков 4. уроки с игровой состязательной основой: урок-игра"Придумай проект", урок-"домино", проверочный кроссворд, урок в форме игры "Лото", урок типа"Следствие ведут знатоки", урок- деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок"Что? Где? Когда?", урок- эстафета, конкурс, дуэль, соревнование: урок-журнал, урок-викторина,

Виды нестандартных уроков 5. уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-консультация, урок- практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок-консультация, ученическая конференция.

Технологии формирования и развития на уроке В развивающем подходе понятие «методика» заменяется понятием «технология». «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (по документам ЮНЕСКО).

Классификация технологий развития умственной деятельности по виду деятельности на уроке Проблемно-поисковые технологии обучения Технологии исследовательской деятельности Технологии моделирующего обучения Коммуникативно-диалоговые технологии

Проблемно-поисковые технологии Проблемно-поисковые технологии более известны, как технологии проблемного обучения. Общие черты: направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как основного содержания обучения, постановка учащегося в позицию исследователя, первооткрывателя,

Проблемно-поисковые технологии столкновение учащихся с противоречиями между новыми и старыми представлениями и стимулирование у них чувства неудовлетворенности имеющимися представлениями, потребности разрешать противоречие, рефлексивная деятельность учащегося, как в интеллектуальном, так и в эмоционально- личностном плане,

Проблемно-поисковые технологии последовательность в технологии учебного процесса таких процедур, которые моделируют этапы мышления в решение проблем: выдвижение и постановка проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение новых представлений о широком круге явлений, обобщения.

Технологии исследовательской направленности Обсуждение проблемы и способов ее формулирования. Планирование исследовательской деятельности (определение целей, последовательности действий, подготовка усилий). Осуществление исследовательской деятельности (построение гипотезы, сбор данных, подведение итогов). Оценка и интерпретация результатов (оценка содержания, оценка процесса). Виды: Метод проектов Дальтон-план Обучение на основе «комплексов» Лабораторно-бригадный метод

Технологии исследовательской направленности Виды: Метод проектов Дальтон-план Обучение на основе «комплексов» Лабораторно-бригадный метод

Технологии моделирующего обучения (учебные игры) Ориентация Подготовка к проведению Проведение игры (игра-ситуация; сюжетная; игра-драматизация; игра- имитация реальной деятельности; состязательная игра; коммуникативная: диалоги, дискуссии; игра-процесс).

Коммуникативно-диалоговые технологии Постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения. Введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или путем организации опыта учащихся. Целенаправленный и упорядоченный ход обсуждения. Анализ и оценка дискуссии. Подведение итогов.

Виды дискуссий Учебная дискуссия с высоким уровнем проблемности Вопросно-ответный обмен мнениями Межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение») Дискуссия с игровым моделированием Направленный диалог Дискуссия на основе обмена мнениями в формах: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «симпозиум», «конференция», «дебаты» Коллективные способы обучения (обучение в парах сменного состава)

Технологии группового обучения (метод проектов) Основные требования к использованию метода проектов Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предполагаемых результатов. Самостоятельная деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Метод проектов Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»), выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования,

Метод проектов обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация, защита, творческий отчет и т.д.), сбор, систематизация и анализ полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Технологии коллективного обучения Структура урока КСО 1 этап – ввод учебного материала с помощью консультантов в группах (7-10 минут). 2 этап – работа учащихся в динамических парах (20-25 минут). 3 этап – тестовый контроль усвоения знаний, полученных на уроке (5-10 минут).

3 основных типа анализа урока краткий, комплексный, аспектный.

Типы анализа 1. Краткий анализ – отражение общей оценки его качества, научно-технического уровня. 2. Комплексный (полный) анализ – всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Типы анализа 3. Аспектный анализ – однонаправленный анализ на одну из сторон урока - воспитательную, психологическую, организационную. Различают такие виды аспектного анализа, как: дидактический вид, психологический вид, воспитательный вид, методический вид, организационный вид, анализ по дидактическим категориям, анализ урока по структурным элементам и др.

Типология уроков Типы урока Уроки изучения нового материала Виды урока 1.Урок-лекция. 2.Урок-беседа. 3.Урок- исследование. 4.Урок смешанного типа. 5.Урок-игра.

Типология уроков Типы урока Уроки совершенствования знаний, умений и навыков Виды урока 1.Урок самостоятельных работ. 2.Урок-практикум. 3.Урок-семинар. 4.Урок - обзорная лекция. 5.Урок-конференция. 6.Урок-игра. 7.Урок коллективного анализа к/р.

Типология уроков Типы урока Уроки контрольные Виды урока 1.Урок-опрос. 2.Урок-зачет. 3.Урок- контрольная работа. 4.Урок смешанного вида.

Самоанализ (1 этап) 1.Каковы первые впечатления. 2.Какая общая оценка урока. 3.Какое настроение. 4.Доволен (недоволен) собой. 5.Всё ли задуманное выполнено. 6.Доволен ли учениками. 7.Какова дисциплина на уроке.

Самоанализ (2 этап) 1.Характеристика класса. 2.Место урока в системе уроков темы. 3.Достигнуты ли цели. 4.Как работали учащиеся на уроке. 5.Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока. 6.Что надо исправить, дополнить.

Цели урока Урок знакомства с новым материалом Сформировать представление о… Научить уч-ся распознавать… Сформировать общее понятие о…

Цели урока Урок усвоения нового материала Научить понимать содержание… Сформировать умение ориентироваться в причинно- следственных связях… Научить выявлять закономерности…

Цели урока Урок формирования новых умений Научить применять знания в стандартной ситуации… Сформировать умение самостоятельно выполнять задание…

Цели урока Урок закрепления нового материала Привить навыки… Научить формулировать (проводить анализ)… Сформировать умение воспроизводить полученные знания

Цели урока Урок систематизации и обобщения учебного материала Привить навыки… Научить систематизировать Сформировать умение делать обобщение

Цели урока Урок проверки и оценки знаний Научить воспроизводить по образцу… Сформировать умение осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию… Привить навык владения компетенцией…

Примерная схема анализа урока 1.Тема урока. Место урока в общей системе уроков по разделу. 2.Цель урока и задачи. 3.Организация начала урока. 4.Содержание и методика проверки ЗУН. Содержание опроса, ориентация на дифференцированную работу.

Примерная схема анализа урока 5. Организация повторения изученного. 6. Психологическая подготовка к восприятию нового. 7. Способы изучения нового материала. Целесообразность выполненного способа. Активность учащихся. 8. Закрепление материала. Характер заданий.

Примерная схема анализа урока 9. Содержание и методика объяснения домашнего задания. Инструктаж о его выполнении. Осуществление дифференцированного подхода. 10. Итоги урока. 11. Использование мультимедийного сопровождения, ТСО, наглядных пособий (их эффективность).

Примерная схема анализа урока 12. Реализация требований единого речевого режима. 13. Перегрузка или недооценка сил учащихся. 14. Достигнуты ли цели урока, соответствовала ли организация урока его целям? 15. Рекомендации по улучшению качества.