Министерство образования и науки РФ Приказ от 24 марта 2009 г. N 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Целью ПМПк является.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Advertisements

Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
МОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа Рыбинского муниципального района – ресурсный центр по организации психолого- педагогической помощи детям.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Кайгородова Настасия Амерзановна – председатель ПМПк Симакова Валентина Владимировна – педагог - психолог Краевое государственное бюджетное специальное.
Министерство образования и науки РФ Приказ от 24 марта 2009 г. N 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Целью ПМПк является.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 273 от ФГОС дошкольного образования (Приказ 1155 от г) 3.Порядок организации и осуществления.
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
- Выявление детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи; - Взаимодействие со специалистами районных ДОУ, СОШ, детским.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом.
Психолого- медико- педагогический консилиум в ДОУ педагог-психолог МДОУ Кондратовский детский сад общеразвивающего вида 2 Л.М.Галина.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка в образовательном процессе.
Психолого-медико- педагогическое сопровождение дошкольников и школьников с нарушением речи в центре «Логос»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе.
Гурович Евгения Геннадьевна зам. директора по УВР ГБОУ « Специальная ( коррекционная ) школа 1 VIII вида »
Транксрипт:

Министерство образования и науки РФ Приказ от 24 марта 2009 г. N 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Целью ПМПк является обеспечение диагностико- коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников. ПМПк – (консилиум) ОУ Консилиум - это совещание лиц, участвующих в учебно- воспитательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия ПМПК – (комиссия) район, округ, город

Медико-психолого-социально-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и воспитания. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, параллели, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный медик, психолог, социолог, и на основе целостного видения ученика разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития. Медико-психолого-социально- педагогический консилиум проводится: - по результатам обследования (психологической диагностики); - по запросу учителя; - по запросу психолога; - по запросу родителей; - по запросу социального работника; - по запросу медицинского работника; - по запросу ученика. Консилиумы планируются в начале учебного года и проводится в соответствии с планом. Предлагается проводить следующие плановые консилиумы: 1-е классы - проблемы адаптации к ситуации школьного обучения; 5-е классы - проблемы адаптации к ситуации предметного обучения; 6-8-е классы - проблемы младшего подросткового возраста; 9-11-е классы - проблемы старшего подросткового возраста и профориентации.

Участники консилиума оговаривают: какого рода помощь требуется школьнику; какую развивающую работу желательно осуществлять с ним; какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения; какую работу могут взять на себя участники консилиума; какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели; что можно сделать с помощью семьи и специалистов различного профиля вне школы. Определяются формы участия в сопровождении, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметниками. Ответы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума.

1) усиление помощи на уроках; 2) индивидуальные задания по восполнению пробелов в учебе; 3) временные дополнительные занятия с другими учебниками или учителем; 4) обеспечение возможностей самоопределения путем усилий по повышению статуса учащихся в классе (уважение определенных достоинств, умений и др.); 5) включение учащегося в совместную с одноклассниками деятельность, обеспечивающую упрочение товарищеских отношений и референтность коллектива; 6) включение учащегося в деятельность (трудовую, спортивную, общественную), обеспечивающую формирование положительной направленности; 7) изменение стиля отношений учителей с учащимися (упор на конструктивный подход - оказание доверия, авансирование уважением, обращение к лучшим их качествам).

1) опрос чаще других; 2) систематическая проверка домашних заданий; 3) разрешение производить подготовку ответа у доски с использованием средств наглядности (плакатов, приборов); 4) на первом этапе урока разрешается пользоваться составленным планом ответа или представляется такой план; 5) обеспечение благожелательного тона опроса, активное поощрение успехов, особенно первых, обеспечение ситуации успеха; 6) обеспечение посильных, но непрерывно усложняющихся заданий; 7) подробный инструктаж о предстоящей работе (раздача карточек с планом работы или пояснительными рисунками); 8) использование пропедевтических упражнений, создающее успех при решении последующих задач; 9) оказание помощи во время самостоятельной работы; 10) помощь во время выполнения лабораторных работ со стороны хорошо успевающих учеников; 11) помощь в ходе изучения нового материала: а) поддержка внимания, б) обеспечение оптимальной степени трудности, темпа обучения.

Зам. директора по УВР (Пред. консилиума) Учитель-логопед Педагог-дефектолог Педагог-психолог Социальный педагог Мед. работник или врач учителя (воспитатели), имеющие опыт коррекционной работы Инспектор ПДН ОВД Приглашенные специалисты Зам. директора по соц. работе Зам. директора по ВР Учителя - предметники Классный руководитель Диагностико- коррекционное психолого-медико- педагогическоге сопровождение обучающихся Группа риска (учебного и поведенческого) Инклюзивное образование (обучение детей инвалидов в общеобразователь ных и тем более гимназических классах) Дети с высокой мотивацией и низкой мотивацией (обследование)

1.Разработка обще классных и индивидуальных программ по коррекции и регулированию образовательной деятельности по результатам ПМПК на различных уровней и структур ОУ 2. Формирование цикла консультаций по оптимальной реализации рекомендаций ПМПК 3. Организация методического сопровождения и контроля всех участников образовательного процесса 4. Контроль эффективности разработанных мер 5.Диагностика 6.Составление индивидуальных программ по работе с данным классом, ряду учащихся или одному учащемуся

Документы необходимые для проведения диагностики учащихся на ПМПк Представление педагога- психолога на ребенка Анкета социального педагога Социальный паспорт семьи Представление социального педагога на ребенка Заключение медицинского работника на ребенка Заключение дефектолога на ребенка Анкета по изучению развития ребенка Карта (папка) развития обучающегося Анкета учителя Заключение педагога Представление педагога на ребенка Логопедическое заключение Анкета особенностей адаптации ребенка к школе Заключение психолого-медико- педагогического консилиума Характеристика учащегося

В качестве организационной основы выступает запрос (социальный заказ) на услуги по сопровождению от родителей, педагогов, самих учащихся, либо иных заинтересованных лиц. Запрос может касаться диагностики развития ребенка, оказания детям психологической помощи в трудной жизненной ситуации, обучения социальным умениям, коррекции школьных навыков и др. Юридической основой осуществления сопровождения ребенка является договор с родителями или лицами, их заменяющими. Предметом договора может быть: диагностическое сопровождение, психотерапевтическая помощь, коррекционно-развивающие занятия. Если запрос касается группы детей, например, школьный класс, то юридической основой для сопровождения может быть договор с родительским комитетом класса. Устав образовательного учреждения должен содержать информацию о службе психолого-педагогического сопровождения детей и направлениях ее деятельности.

Положение о ПМПк Закон об всеобщем среднем образовании Приказ о создании психолого-медико –педагогического консилиума Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося. Концепция специальной психологической помощи в системе образования. Постановление Правительства РФ от «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ». Приказ МО РФ от г. 636 «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». Письмо МО РФ 27/901-6 от «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» Письмо МО РФ от «Организация службы психолого-педагогического и медико- социального сопровождения в образовательном учреждении». Письмо МО РФ /16 от Положение «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную». Письмо МО РФ /13 от Положение«Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Письмо Мин.образования и науки РФ от

«Неблагополучная семья – такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети». / В.М. Целуйко/ Существует две группы неблагополучных семей Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия Конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов. Семьи со скрытой формой неблагополучия Недоверчивая семья – повышенная настороженность по отношению к окружающим; Легкомысленная семья – беззаботное отношение к будущему; Хитрая семья – ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении целей; Семьи где, отсутствуют широкая поддержка, тепло и участие при возникновении трудностей и проблем.

Факторы группы риска Низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия Экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, антисанитария и пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери Социально- экономические факторы Социально- демографические факторы Медико- санитарные факторы Неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми Семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями Социально- психологические факторы Криминальные факторы Алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира

I тип Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. Это семьи, где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. II тип Семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании. Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности) III тип Внешне благополучные семьи. Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями IV тип Конфликтные семьи. Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи. V тип Неблагополуч- ные семьи Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает) Эта классификация рассматривает пять типов семей по принципу возможного обеспечения положительной направленности в воспитании ребенка:

Неопрятный внешний вид Лживость Отсутствие интересов к проблемам ребенка «Гиперопека» Неготовность к учебному процессу Неадекватная реакция на громкую речь, замечания, резкие движения Агрессивность Настороженность

Анализ и планирование работы с детьми «группы риска» 1.Статистика динамики результатов профилактической деятельности Графики, диаграммы, гистограммы 2. Эффективность деятельности и взаимодействия внутренних и внешних структур и служб 3. Качество и эффективность работы с родительской общественностью 4. Качество и эффективность работы с социумом микрорайона Внутренние: психологическая, социальная, методическая, ПМПк, административный совет, малый педсовет. Внешние: учреждения социального и досугового характера Родительские лектории, тренинги, тематические собрания, совет отцов, профилактический совет, круглые столы, акции и т.д. Мероприятия, профилактической направленности, клубы, консультативные пункты и т.д. 4. Качество и эффективность работы с кадрами по повышению квалификации по данному направлению Разноуровневая курсовая подготовка, семинары, мастер- классы, портфолио и т.д. Что сделано за год, выводы, внешние и внутренние ресурсы, рекомендации Комплексно-целевые программы профилактического характера

Содержательная 6 блочная Модель деятельности заместителей директоров по УВР, УМР, социальной защите детей и социального педагога по вопросам работы с семьями и детьми «Группы риска» в ОУ Блок 1. 1Нормативно - правовой. Блок 3 Технологический инструментариев обработки результатов мониторинга) Блок 4 Информационно- аналитический. Блок 5 Методический Блок 6 Разработки мероприятий профилактического характера. Блок 2. Планово- прогностический.

Блок 1 Нормативно - правовой. 1. Государственные нормативно-правовые материалы: - международный «Конвенция ООН о и правах ребенка»; - региональный «Семейное право»; - окружной «Постановления и документы СЗАО»; - школьный «Локальные акты ОУ» 2. Концептуальная часть городской, окружной и школьной программы «Работа с семьями и детьми «группы риска»» 3. Положения: - о Совете профилактике; - о Совете отцов; - о днях Семьи - о конкурсах, смотрах, публичных отчетов. 4. Договора ОУ с организациями социального, здоровье сберегающего и правового характера. 5. Структура управления школьной программой. 6. Система повышения компетенций сотрудников школы по разделам школьной программы «Профилактическая работа с семьями «группы риска»» в школе, районе, округе, городе. 7. Социальный паспорт школы.

Блок 2. Планово- прогностический. 1. Программы мониторинга 2. Комплексно-целевые программы: - «Социализация» - «Социальная поддержка, реабилитация и социальная адаптация учащихся и семей «Группы риска»». - «Девиантные дети» - «Работа с родителями по педагогическим системам» - «Линия жизни» - «Здоровому обществу – здоровое поколение» - «Семья территория Здоровья» - «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения» - «Дни Семьи» - «Дни ДРК по проблеме …» - «Управление инновационными процессами, 1-й, 2-й, 3-й этапы» - «Психолого-педагогическая поддержка детей семей и детей «Групп риска» » 3. Карта-схема основных профилактических мероприятий. 4. План работы ПМПК 5. План взаимодействия всех служб и структур школы по вопросам работы с семьями и детьми «Группы риска». 6. Совместные планы работы ОУ с организациями социального, здоровье сберегающего характера. 7. План открытых мероприятий школы, округа, города по теме «Работа с семьями и детьми семей, детей «Групп риска» 8. План повышения квалификации учителей по вопросам работы с семьями и детьми семей, детьми «Групп риска» (город, округ, школа).

Блок 3 Технологический (инструментариев обработки результатов мониторинга) 1. Подборка анкет 2. Подборка унифицированных бланков 3. Инструкции по обработке бланков 4. Унифицированные карты-схемы Блок 4 Информационно- аналитический. 1. Анализ состояния социального, нравственного, физического и психологического здоровья семей и детей «Групп риска». 2.Годовой анализ деятельности ОУ с семьями и детьми семей, детьми «Групп риска». 3. Аналитические справки по результатам мониторинга 4. Графические, диаграммные анализы результатов мониторинга 5. Сводные данные по школе: - диагностический портфолио учащегося семьи, детей «группы риска»; - диагностический портфолио семьи «группы риска»; - карта семьи «группы риска»; - диагностическая карта компетенций преподавательского состава по вопросам работы с семьями и детьми семей, детьми «Групп риска». - карта наблюдений на уроке - карта обобщения опыта по вопросам работы с семьями и детьми семей, детьми «Групп риска»; - карта тем самообразования учителей.

Блок 5 Методический 1. Методические рекомендации города, округа, школы по вопросам здоровья 2. Обобщения опыта города, округа, школы 3. Портфолио методического сопровождения работы с семьями и детьми семей, детей «Групп риска»; и т.д. Блок 6 Разработки мероприятий: - День семьи (2 шт.) - Семейный клуб выходного дня (2шт.) - Заседание ПМПК (адаптация 1кл, 5кл, 10кл.) - Заседание правового клуба (3 шт) и т.д.

- Социальная карта семьи. - Карта личностных особенностей членов семьи - Карта оценки условий жизни семьи - Карта интересов, традиций, социального окружения и организации досуга семьи - Характеристика существующих в семье проблем и причин их возникновения. - Карта достижений семьи. - Индивидуальные корректирующие программы.

Содержание диагностического портфолио детей семей «группы риска». 1. Карта здоровья класса. 2. Карта личностных качеств учащихся. 3. Социальная карта учащегося. 4. Карта степени сформированности УУД. 5. Карта посещаемости уч-ся 6. Карта индивидуальных методических инструментариев. 7. Индивидуальные рекомендации ПМЛПК. 8. Результаты диагностик учащегося 9. Карта достижений учащегося 10. Индивидуальные корректирующие программы. Содержание диагностического портфолио детей семей «группы риска». 1. Карта здоровья класса. 2. Карта личностных качеств учащихся. 3. Социальная карта учащегося. 4. Карта степени сформированности УУД. 5. Карта посещаемости уч-ся 6. Карта индивидуальных методических инструментариев. 7. Индивидуальные рекомендации ПМЛПК. 8. Результаты диагностик учащегося 9. Карта достижений учащегося 10. Индивидуальные корректирующие программы.

Система профилактической работы

Социально- правовой клуб «Выбор»

Редакция окружных районных газет ТИИЦ, наркодиспансер округа; Центр Социальной реабилитации и адаптации подростков, Центр психологической поддержки «Мир», муниципальные службы, ОМЦ, Общественная организация «Здоровье нации», п-ка 78, ОУ 173, 1571, 824. Центральная библиотека округа, выставочный зал «Тушино» Внешние связи ОУ Координационный совет Общешкольная конференция педсовет Административная служба Медико- психологическая служба Экспертная служба Совет школы, ученическое самоуправление Информационно- аналитическая служба Методическая служба Творческие группы учителей Социально – правовой клуб «Выбор» Постоянно действующие семинары для учителей Внутренние связи ОУ Пресс-центр – «Мы выбираем жизнь» Диспут – центр «Человек и закон» Мастер-центр «Стоп кадр» Театр-центр «Послушайте!..» Лектории для родителей (сайт школы)

«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие». (Галилео Галилей)

1. Вопрос об оптимизации сети образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии и обучении должен стать первоочередным при проектировании образовательного пространства в образовательных учреждениях. 2. Процесс развития системы психолого-педагогического сопровождения из стихийного, направляемого преимущественно доброй волей отдельных руководителей образовательных учреждений, должен стать организованным, планомерным и управляемым. 3. Статус специалистов системы сопровождения и отдельных ее уровней требует более четкого юридического определения, кадрового и материально- технического обеспечения. 4. Многие проблемы в деятельности служб сопровождения обусловлены разобщенностью усилий различных групп специалистов, работающих с детьми и отсутствием информационного обеспечения деятельности специалистов: психологов, логопедов, дефектологов. 5. Считаю необходимым обобщение опыта служб сопровождения детей в образовательных учреждениях и Психологических Центрах в форме презентаций, «круглых столов», семинаров для администрации образовательных учреждений. 6. Активизировать работу районной, окружной и городской ПМПК в аспекте диагностического обследования детей, поступающих в ОУ (с 6-7 лет). 7. Провести смотр-конкурс кабинетов специалистов службы сопровождения. 8. Наладить контроль взаимодействия учреждений здравоохранения, соц. защиты и др. ведомств по вопросам сопровождения детей в ОУ. Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном пространстве является сегодня одним из признаков позитивного развития территориальной системы образования. Это положение получило свое подтверждение в опыте успешного построения служб сопровождения в ряде территорий России.