Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В помощь учителю. Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А.Дистарвег.
Advertisements

Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта.
Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта Материал подготовлен Медведевой Н.Н. заместителем директора по методической работе.
Распространение инновационного педагогического опыта «Передача опыта – это передача идеи, заимствование опыта – это индивидуальное творчество на основе.
Совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; Основа профессионального.
Технология обобщения и описания педагогического опыта.
Методические рекомендации по обобщению педагогического опыта.
Передовой педагогический опыт Секция для руководителей РМО Август 2012.
Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта Галина М.И. учитель начальных классов Кызыл 2010 МОУ лицей 15 г. Кызыла.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Проблемы преемственности начального и основного (общего) образования Родительское собрание учащихся 4-х классов.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Технология изучения, обобщения, распространения передового педагогического опыта Методический семинар г.
Обобщение педагогического опыта.. Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности;
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
ДС 172 Воспитатель года 2017 Тишкова И.А. Консультация для педагогов Портфолио как творческая форма
ПОРТФОЛИО это набор работ учителя, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину; это спланированная заранее индивидуальная.
Транксрипт:

Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта

Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А.Дистервег

Работа с ППО Цель - повышение качества образования и воспитания. Предполагаемый результат совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение инновационных технологий в воспитательный и образовательный процессы.

Из педагогического словаря под редакцией Г.М.Коджаспирова Педагогический опыт - активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

Этапы работы с ППО Выявление. Изучение. Обобщение. Распространение. Внедрение.

Уровни работы с ППО на уровне учителя; на уровне руководителя ШМО; на уровне творческой группы; на уровне администрации школы; на уровне РМК; на уровне ИПК и ППРО ОГПУ.

Работа с ППО на уровне учителя Самообразование. Самоанализ уроков и мероприятий. Работа с личным творческим планом. Изучение опыта коллег. Взаимопосещение уроков и мероприятий. Оформление «Портфолио учителя».

Работа с ППО на уровне руководителя ШМО Посещение уроков и мероприятий. Работа с документацией. Выступления (из опыта работы) на заседании ШМО. Оформление творческой папки или «Портфолио» ШМО. Презентация ШМО.

Работа с ППО на уровне творческой группы Семинары. Мастер-классы. Творческие отчеты. Описание и презентация собственного опыта. Педагогические мастерские. Открытые уроки и мероприятия. Презентации детских творческих объединений и коллективов.

Работа с ППО на уровне школы Педсоветы. Методические дни. Оформление «Портфолио школы». Научно-практические конференции. Мастер-классы. Составление информационно- педагогического модуля. Аттестация педагогов на вторую категорию. Фестивали педагогических идей. Размещение ППО на сайте школы. Направление описания ППО в РМК.

Работа с ППО на уровне РМК Научно-практические конференции. Мастер-классы. Педагогические чтения. Семинары-практикумы. Конкурсы профессионального мастерства. Аттестация педагогов на первую категорию. Педагогические выставки. Формирование банка адресов ППО. Размещение ППО на сайте РМК. Направление описания ППО в ИПК и ППРО ОГПУ.

Работа с ППО на уровне ИПК и ППРО ОГПУ Научно-практические конференции. Семинары. Педагогические чтения. Конкурсы профессионального мастерства. Аттестация педагогов на высшую категорию. Формирование банка адресов ППО. Размещение ППО на сайте ИПК и ППРО ОГПУ. Фестивали педагогических идей. Распространение ППО через печатные издания.

Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта 1.Соответствие ППО тенденциям общественного развития, социальному заказу. 2.Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. 3.Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. 4.Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. 5.Наличие в нём элементов новизны. 6.Актуальность и перспективность. 7.Репрезентативность ППО. 8.Соответствие ППО современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Классификации ППО Комплексный. Коллективный, групповой и индивидуальный. Дающий высокие результаты по признаку эффективности. Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный. Эмпирический, научно-теоретический. Психолого-педагогический, практический. Длительный, кратковременный.

Система работы по изучению ППО 1. Выявляется общая методическая система работы. Анализируется по критериям: педагогические задачи; деятельность учителя; деятельность учащихся; оснащение мероприятий; организационные формы воспитания; организация внешних условий; результаты воспитания.

Система работы по изучению ППО 2.Выявляется частная методическая система: планирование учителем мероприятий; подготовка учителя к мероприятиям; средства и приемы, повышающие эффективность каждого мероприятия; индивидуальные работа с учащимися; средства и приемы, обеспечивающие решение той или иной важной частной методической задачи.

Система работы по изучению ППО 3. Анализ и обобщение опыта должны проводиться при контакте с педагогом. При этом: руководитель должен знать сильные и слабые стороны классного руководителя, руководителя кружка, секции; помочь педагогу осмыслить свой опыт; организовать работу педагогу по обобщению опыта; научить самоанализу работы.

Методика обобщения и распространения ППО Организационные единицы ФормыМетоды Методические объединенияОткрытые занятияНаблюдения Научно-педагогический семинар Научно-практическая конференция Беседа Проблемная лабораторияСовет педагоговАнкетирование Школа передового опытаПедагогические чтения Анализ документации Школа педагогического мастерства Педагогическая выставкаХронометрирование СпецкурсДиспуты и дискуссиии т.д. Самообразование Семинарские занятия Практикумы Консультации

Программа изучения и обобщения опыта 1. Выявление объекта изучения: –оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения; –выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты; –первый сбор информации о деятельности педагога; –выявление факторов, способствующих получению высоких результатов; –определение объектов изучения.

Программа изучения и обобщения опыта 2. Постановка цели изучения: –выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога; –формулировка проблемы; –теоретическое обоснование опыта; –выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта.

Программа изучения и обобщения опыта 3. Сбор информации об изучаемом опыте: –отбор методов сбора и обработки информации; –составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме; –реализация методов сбора информации об опыте.

Программа изучения и обобщения опыта 4. Педагогический анализ собранной информации: –расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта; –оценка идей опыта на основе критериев; –определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта; –выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.

Программа изучения и обобщения опыта 5. Обобщение опыта: –систематизация и синтез полученных на основе анализа данных; –формулировка сущности и ведущей идеи опыта; –раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог; –определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; –описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.

Формы и методы работы администрации и учителя по обобщению опыта Консультации устные. Консультации письменные. Памятки учителю. Обеспечение учителей литературой по теме. Наблюдения за работой учителя, советы ему в ходе его учебно-воспитательной работы. Подготовка учителя советы ему в ходе его учебно- воспитательной работы. Подготовка учителя к выступлению с сообщениями и докладами на педсоветах, педчтениях, конференциях.

Этапы работы над обобщением своего опыта 1.Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определенной части, представляющей наибольший интерес и актуальность. 2.Ознакомление с литературой по избранной теме. Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе опытом других учителей по данному вопросу. 3.Планирование работы по избранной теме.

Этапы работы над обобщением своего опыта 4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера. 5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов. 6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей: освещение принципиальных положений, исходя из которых, учитель подошел к данной теме; описание и обобщение своего опыта по данному вопросу.

Памятка «Как обобщать свой опыт» 1.Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу. 2.Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, разработки, дидактические пособия, творческие работы учащихся, свои наблюдения за развитием школьника. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи. 3.Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и в работе ваших товарищей. Возьмите тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее. 4.Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты, например, привести в систему методические материалы (планы, памятки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, и др.), сопровождая их краткими разъяснениями.

Памятка «Как обобщать свой опыт» 5. Набросайте краткий план (34 основных вопроса), затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные для ваших выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы. 6. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия. 7. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. 8. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.). 9. Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей.

Примерный перечень материалов из опыта работы педагога Описание опыта работы. Фотография учителя. Фотографии кабинета, стендов, наглядных пособий и т.п. План самообразовательной работы. Разработки мероприятий, сценарии вечеров, праздников, встреч. План кружковой работы. План работы факультатива. Описание экскурсий, походов, экспедиций с приложением фотографий, дневников. Тексты своих лекций, выступлений, докладов, рефератов и т.п. Работа по изучению своей области, района и т.д. Карточка передового педагогического опыта работы.

Карточка передового педагогического опыта работы: Район Школа Тема работы Основное содержание опыта работы Кто и когда изучал Решение об обобщенном опыте Наличие обобщенного материала Поощрения педагога (награды, звание) Проверка эффективности опыта Последователи

Схема описания ППО по модульной технологии Титульный лист Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения) ________________________________________________ __________________ Ф.И.О. Тема опыта Идея опыта (главная цель)

Схема описания ППО по модульной технологии ИПМ 1. Сведения об авторе: Ф.И.О. Образование Название (полное) учебного заведения, год его окончания Специальность по диплому Место работы Должность Педагогический стаж Стаж работы в занимаемой должности Квалификация Награды

Схема описания ППО по модульной технологии ИПМ 2. Условия формирования опыта. Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы; изучение опыта коллег; курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации; активное участие в работе городских методических объединений и т.д.

Схема описания ППО по модульной технологии ИПМ 3. Теоретическая база опыта. Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом. ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта. ИПМ 5. Новизна опыта.

Схема описания ППО по модульной технологии ИПМ 6. Адресность опыта. Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т.д.). ИПМ 7. Трудоёмкость опыта. Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

Схема описания ППО по модульной технологии ИПМ 8. Технология опыта. Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат. ИПМ 9. Результативность опыта.

Приложения к опыту работы алгоритм подготовки к занятию; алгоритм проведения занятий и других видов деятельности; конспекты занятий; планы учебно-воспитательной работы с детьми; продукты детской деятельности; фотографии; аудио-видео-записи; дидактический материал; публикации в СМИ; выступления на методических мероприятиях; педагогическая диагностика; рабочая программа; план кружковой работы с детьми; и т.д.

Информационная карта ППО I. Проблема. II. Условия возникновения, становления опыта. III. Актуальность. IV. Теоретическая база опыта. V. Сущность метода. VI. Основные компоненты. VII. Новизна. VIII. Результативность. IX. Ведущая педагогическая идея. X. Адресная направленность. XI. Трудоемкость.

Внедрение ППО Ознакомление педагогов с ППО. Разъяснение преимуществ рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы. Показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению. Практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приёмов (школа ППО, семинары, практикумы). Решение Совета педагогов ОУ, производственного совещания с рекомендациями о внедрении ППО. Контроль за выполнением решений. Оказание необходимой помощи в преодолении возникших затруднений.

Задачи: 1. Стимулирование к профессиональному творческому росту педагогов Дворца. 2. Совместный поиск форм и методов активизации ребенка на учебном занятии. 3. Выявление успешного опыта использования форм, методов, образовательных технологий, направленных на развитие субъектных отношений в образовательном процессе. В общем смысле Фестиваль задумывался как яркое событие, демонстрация профессиональных достижений и опыта педагогов. Важной задачей организаторов Фестиваля было создание условий для участия в нем большинства членов педагогического коллектива. Фестиваль «По ступенькам творчества к вершинам мастерства»

Этапы фестиваля 1 этап (октябрь-ноябрь) – подготовительный. Он включает в себя знакомство педагогов с Положением Фестиваля на заседаниях в методических объединениях, педагогических советах комплексных программ, заполнение заявок на участие в Фестивале. 2. этап (декабрь-май) – основной «От педагога к педагогу». Этот этап предполагает проведение основных мероприятий Фестиваля в соответствии с определенными сроками. 3 этап – заключительный «Праздник достижений».

«От педагога к педагогу» Название мероприятияСроки проведения Конкурс «Портфолио» педагогаДекабрь Конкурс «Учебное занятие»Декабрь – март Конкурс методических материаловЯнварь-февраль Творческая мастерская методических объединений Февраль-март Защита-презентация методических разработок, педагогического кредо Май Конференция «Школа молодого педагога» Май

Структура «Портфолио» учителя Портрет – паспорт – персональный блок (раздел, раскрывающий личность владельца портфолио, здесь могут быть размещены фотографии, автобиография, резюме, информация и документы об увлечениях, интересах, а также сопроводительное письмо или оглавление, раскрывающее основное содержание всего портфолио и его предназначение) Коллектор – индивидуальная образовательная карта (раздел, где собираются результаты тестирования, итоговой аттестации, аттестаты и дипломы, информация об учреждениях, в которых автор проходил обучение) Рабочие материалы (раздел, в котором владелец портфолио формирует банк идей, выстраивает планы на будущее: программа деятельности, эссе, размышления; фиксирует полезную информацию: ссылки на ресурсы Интернет и литературные источники, высказывания философов, ученых и т.д.) Достижения, официальные документы (раздел, куда собираются все документы, подтверждающие наличие результатов в различных сферах деятельности. Это могут быть сертификаты и дипломы, зачетные книжки, отзывы, свидетельства о прохождении курсов, грамоты и т.д.).

Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта Метод изучения продуктов деятельности К методам изучения продуктов деятельности можно отнести метод изучения педагогической документации метод контент-анализа, позволяющий получить достоверную информацию путем ее специальной выборки. Контент-анализ (англ. content – содержание, analysis – разложение) – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, интервью, ответов на открытые вопросы анкеты и т. д.).

Литература Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика. // Управление школой,2007,13. – с Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода.// Педагогика. – 2005,5. – с Гранты – не награда за прошлое, а авансы на будущее. // Управление школой. Первое сентября,2007,9. – с Гревцова И. Общественный школьный фонд. // Воспитательная работа в школе ,1. – с За что дают деньги. О моделях грантовой поддержки системы образования в Великобритании. // Управление школой. Первое сентября. – 2007,10. – с Попова И.Н. Обобщение передового педагогического опыта. // Завуч,2006,6. – с Реестр образовательных проектов, получивших гранты Мингорисполкома в 2006 году. // Столичное образование сегодня. – 2007,2. – с Рулевская Л.В. Использование информационно-коммуникативных технологий для обобщения и распространения педагогического опыта. // Методист,2007,3. – с Сиденко А.С. Педагогические изюминки. // Папка. Интернет-журнал «Эйдос». Рубрика: Методика в школе. Старикова В.С. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. // Пазашкольнае выхаванне. – 2006,5. – с Строкова Т. Мониторинг педагогических нововведений. // Директор школы. – 2006,6. – с Файн Т. Выявление, изучение и представление педагогического опыта. // Практика административной работы в школе. – 2005,7. – с.6-9. Шакура С.Д. Формирование умения учиться через коллективный способ обучения. // Веснiк адукацыi. – 2004, 6. – с