Практикум: « Деятельность руководителя школы по выявлению, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ « Информационно - методический центр » Ноябрь 2009.
Advertisements

Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Проблемы преемственности начального и основного (общего) образования Родительское собрание учащихся 4-х классов.
Технология обобщения и описания педагогического опыта.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Заседание МО педагогов детского дома Октябрь 2011 года.
В помощь учителю. Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А.Дистарвег.
Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Современные технологии обобщения лучших педагогических практик Г.З. Праздникова.
Обобщение педагогического опыта.. Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности;
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
«Выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 12 Методические рекомендации для педагогов ДОУ по обобщению.
Передовой педагогический опыт Секция для руководителей РМО Август 2012.
Современные технологии обобщения лучших педагогических практик Г.З. Праздникова.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Технология изучения, обобщения, распространения передового педагогического опыта Методический семинар г.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
ПОЛОЖЕНИЕ о работе педагогов муниципальной общеобразовательной школы над темами самообразования.
Транксрипт:

Практикум: « Деятельность руководителя школы по выявлению, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта».

Высшее выражение творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но и в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хотя бы йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу.» Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М г. с.7 –

Педагогический опыт- это превращение общей педагогической идеи в конкретную учебно- воспитательную практику ППО Какой опыт можно назвать передовым? Передовой педагогический опыт – это педагогическое мастерство учителя, его творческая индивидуальность, новизна в организации учебной деятельности, приводящая к высокой результативности и эффективности в обучении учащихся, а также актуальность и перспективность, длительность функционирования и научная обоснованность его творчества.

Педагогический опыт может быть: ИсторическийИсторический МассовыйМассовый НоваторскийНоваторский ПередовойПередовой

Новаторство – новое педагогическое знание, воплощенное в практике.Новаторство – новое педагогическое знание, воплощенное в практике. Творческий подход к выбору программ В методах обучения В организации труда учителя и учащихся В импровизации действий на уроке В установлении межпредметных связей В построении урока В профориентации учащихся действиями предмета

Критерии ППО. 1.Актуальность и перспективность. 2. Высокая результативность и эффективность. 3.Высокие показатели успеваемости. 4.Соответствие современным достижениям педагогической науки. 5. Возможность использования идей опыта любым. учителем, независимо от индивидуальных качеств его на данном этапе. 6. Длительность функционирования опыта. 7. Модернизация его на протяжении многих лет с учетом задач школы и меняющихся условий работы.

Методика изучения ППО. Этапами работы по проблеме ППО являются: Этапами работы по проблеме ППО являются: 1.Обнаружение или выявление. 2.Изучение. 3.Обобщение. 4.Внедрение и распространение.

Выявление педагогического опыта. Словарь русского языка С.И.Ожегова дает такое определение : «Выявить - сделать явным, обнаружить, вскрыть.»Словарь русского языка С.И.Ожегова дает такое определение : «Выявить - сделать явным, обнаружить, вскрыть.» По ходу этого этапа изучаются : По ходу этого этапа изучаются : 1.Суть опыта. 2.Задачи. 3.Содержание. 4.Методы, формы, приемы, средства. 5.Конкретные условия возникновения и развития личностных качеств учителя. 6.Продолжительность времени становления опыта.

Второй этап - изучения опыта. Второй этап - изучения опыта. Научное осмысление опыта.Научное осмысление опыта. Общий обзорный контроль профессиональной деятельности коллектива.Общий обзорный контроль профессиональной деятельности коллектива. Привлечение внимания учительского коллектива к наиболее актуальным вопросам школьной жизни.Привлечение внимания учительского коллектива к наиболее актуальным вопросам школьной жизни. Анализ изучения опыта. Анализ изучения опыта. Деятельность учителя.Деятельность учителя. Деятельность учащихся.Деятельность учащихся. Педагогические задачи, цели, (правильно ли они поставлены, решены?)Педагогические задачи, цели, (правильно ли они поставлены, решены?) Содержание, приемы, методы обучения и воспитания.Содержание, приемы, методы обучения и воспитания. Какими приемами достигнут положительный результат?Какими приемами достигнут положительный результат? Нет ли перенасыщения приемами?Нет ли перенасыщения приемами? Средства обучения.Средства обучения. Результат обучения.Результат обучения.

Третий этап – обобщение опыта. Третий этап – обобщение опыта. На этапе обобщения основной критерий – в глубоком понимании сути опыта, его идеи. На этапе обобщения основной критерий – в глубоком понимании сути опыта, его идеи. Научно- обоснованное обобщение, которое предполагает: Научно- обоснованное обобщение, которое предполагает: выделение главных идей опыта;выделение главных идей опыта; оценку его выше указанным критерием;оценку его выше указанным критерием; характеристику в категориях педагогики ( цель, содержание, формы, методы, средства, приемы, условия, результаты;характеристику в категориях педагогики ( цель, содержание, формы, методы, средства, приемы, условия, результаты; описание с обозначением основных элементов опыта и раскрытие связей между ними;описание с обозначением основных элементов опыта и раскрытие связей между ними; определение объективных закономерностей педагогики и психологии, которые лежат в основе опыта и определяют его эффективность.определение объективных закономерностей педагогики и психологии, которые лежат в основе опыта и определяют его эффективность. исследовательская задача - угадать, понять, почувствовать, увидеть структуру конкретного опыта Здесь присутствует элемент интуиции, догадки.исследовательская задача - угадать, понять, почувствовать, увидеть структуру конкретного опыта Здесь присутствует элемент интуиции, догадки.

Анализ педагогического мастерства учителя: Анализ педагогического мастерства учителя: рассказать о нем, как незаурядной личности;рассказать о нем, как незаурядной личности; кратко изложить суть системы работы; показать наиболее сильные ее стороны;кратко изложить суть системы работы; показать наиболее сильные ее стороны; отметить основные педагогические идеи;отметить основные педагогические идеи; обосновать достигнутые успехи, показать, что положительныеобосновать достигнутые успехи, показать, что положительные результаты получены в работе учителя благодаря использованию научных теорий, педагогических открытий, отвечают современному уровню педагогической науки; результаты получены в работе учителя благодаря использованию научных теорий, педагогических открытий, отвечают современному уровню педагогической науки; показать актуальность, целесообразность, доступность и возможность применения опыта другими учителями;показать актуальность, целесообразность, доступность и возможность применения опыта другими учителями; наметить возможные пути применения опыта в собственной практике других учителей.наметить возможные пути применения опыта в собственной практике других учителей. посещение уроков мастера и уроков тех, кто изучает его опыт;посещение уроков мастера и уроков тех, кто изучает его опыт; Изучения системы работы учителя, его творческой лаборатории.

Четвертый этап – внедрение и распространение опыта. Внедрить – значит принять, осмыслить, претворить на деле, осуществить действенность идеи.Внедрить – значит принять, осмыслить, претворить на деле, осуществить действенность идеи. Понятие внедрение включает: Понятие внедрение включает: Способы освоения.Способы освоения. Введения.Введения. Вхождения.Вхождения. Вживления.Вживления. Укрепление более совершенного действия, состояния.Укрепление более совершенного действия, состояния.

–Устная пропаганда опыта (лекции, доклады, педчтения, заседания МО); –разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов; –Наглядная пропаганда опыта (открытые уроки, внеклассные мероприятия, выставки); –Практическое внедрение опыта (показ в действии методов и приемов работы, подлежащих внедрению, обучение учителей по использованию рекомендуемых методов и приемов (методические занятия, семинары, практикумы, курсы) –Письменная пропаганда (методические рекомендации, письма,решение педагогического совета, методического совета, МО, бюллетени ) Методы внедрения Методы внедрения

Распространения опыта Опорные вопросы по распространению опыта. Опорные вопросы по распространению опыта. Что это? (метод, прием, способ, технологи или другое)?Что это? (метод, прием, способ, технологи или другое)? Для чего это используется; (цель) ?Для чего это используется; (цель) ? Как это осуществляется (технология)? Как это осуществляется (технология)? Какой результат это обеспечивает? Какой результат это обеспечивает? При каких условиях это можно осуществить? При каких условиях это можно осуществить? Формы распространения опыта: Формы распространения опыта: мастер-класс;мастер-класс; открытый урок;открытый урок; видеофильм;видеофильм; методическое занятие; методическое занятие; педсовет; педсовет; школа творчества; школа творчества; практикум ; практикум ; конкурсы профессионального мастерства; конкурсы профессионального мастерства; фестивали педагогического творчества; фестивали педагогического творчества; педагогические выставки. педагогические выставки. статьи в журнале;статьи в журнале; разработки программ;разработки программ;

Планирование работы по изучению ПО. Планирование работы по изучению ПО. Изучению и обобщению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе: Изучению и обобщению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе: метод; метод; технология;технология; отдельный прием, способ;отдельный прием, способ; средство;средство; целостная система педагогической деятельности;целостная система педагогической деятельности; система работы педагога по одной какой-то проблеме; система работы педагога по одной какой-то проблеме; использования одного эффективного приема;использования одного эффективного приема; Изучению могут подлежать любые компоненты, отвечающие требованию «Не навреди!!!» Изучению могут подлежать любые компоненты, отвечающие требованию «Не навреди!!!»

Формула планирования работы: Цель – для чего? - Содержание – что? ----Методы, средства – как? Результат – какой? Формула планирования работы: Цель – для чего? - Содержание – что? ----Методы, средства – как? Результат – какой? Тема ПО Цель Изучени я ПО УчительАвтор Рабочая (творчес кая) Группа Этапы работы Форма обобщ ени я Форма распрос тран ения 1 2 3

Этапы работы. 1 этап - сентябрь. Изучение литературы по проблеме.1 этап - сентябрь. Изучение литературы по проблеме. 2 этап -октябрь. Анализ документов, исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний учащихся, учебно-методических, дидактических материалов, материалов аттестации, анкетирование2 этап -октябрь. Анализ документов, исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний учащихся, учебно-методических, дидактических материалов, материалов аттестации, анкетирование 3 этап – ноябрь. Наблюдение и сбор информации на учебно- воспитательных занятиях и ее анализ; исследования значимости изучаемого ПО для педагогов, учащихся и родителей.3 этап – ноябрь. Наблюдение и сбор информации на учебно- воспитательных занятиях и ее анализ; исследования значимости изучаемого ПО для педагогов, учащихся и родителей. 4 этап - декабрь-январь. Практическое изучение опыта: (приемы и методы работы, результативность работы, система работы ) через открытые уроки, семинары- практикумы, творческие отчеты, выставки, рефераты, доклады.4 этап - декабрь-январь. Практическое изучение опыта: (приемы и методы работы, результативность работы, система работы ) через открытые уроки, семинары- практикумы, творческие отчеты, выставки, рефераты, доклады.

5 этап – февраль.5 этап – февраль. Методическое обобщение опыта. Выделение ведущей педагогической идеи опыта, ее обоснование, библиография. Методическое обобщение опыта. Выделение ведущей педагогической идеи опыта, ее обоснование, библиография. 6 этап – март.6 этап – март. Обобщение материалов и описание ПО. Научно- теоретическое обоснование опыта, условия возникновения и становления, его актуальность и практическая новизна, содержание и сущность, ведущая педагогическая идея опыта, условия достижения оптимальных результатов педагогической деятельности, адресная направленность. Обобщение материалов и описание ПО. Научно- теоретическое обоснование опыта, условия возникновения и становления, его актуальность и практическая новизна, содержание и сущность, ведущая педагогическая идея опыта, условия достижения оптимальных результатов педагогической деятельности, адресная направленность. 7 этап -апрель.7 этап -апрель. Завершение описание опыта. Компьютерная презентация. Завершение описание опыта. Компьютерная презентация.

Описание и оформление ППО. Автор опыта.Автор опыта. Педагогическая характеристика учителя: ( Ф,И.О., педагогическое образование; какое, когда окончил учебное заведение; педагогический стаж, категория, награды; педагогические особенности личности, в чем и как выразился педагогический успех).Педагогическая характеристика учителя: ( Ф,И.О., педагогическое образование; какое, когда окончил учебное заведение; педагогический стаж, категория, награды; педагогические особенности личности, в чем и как выразился педагогический успех). Адрес опыта.Адрес опыта. Тема опыта.Тема опыта. Цели и задачи, на которые ориентирован опыт.Цели и задачи, на которые ориентирован опыт. Главная идея, что вытекает из опыта.Главная идея, что вытекает из опыта. Сущность опыта, его технология.Сущность опыта, его технология. Теоретическая база опыта.Теоретическая база опыта. Результативность опыта.Результативность опыта. Экспертное заключениеЭкспертное заключение Распространения опыта.Распространения опыта. Приложение.Приложение. Автор опыта (подпись)Автор опыта (подпись) Учитель (подпись)Учитель (подпись)

–Доклад. –Статья. –Методическая разработка. –Плакат. –Брошюра. –Книги. –Монографии. –Диссертация. Формы оформления опыта.

Спасибо за работу!