Опыт НПО в реализации инициатив по имплементации Орхусской Конвенции в Казахстане Экофорум НПО Республики Казахстан К. Атаханова Председатель Экофорума.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Формы диалогового взаимодействия в реализации Орхусской конвенции Владимир Борисов, Судья Верховного Суда Республики Казахстан Женева 2014 г.
Advertisements

Концепция Орхусских центров Нейтральная площадка, привлекающая экспертов и все заинтересованные стороны: общественность, бизнес и государственные органы.
Опыт обучения использованию норм Орхусской конвенции. Могилюк Светлана, Председатель ОО «ЭКОМ» г.Павлодар Секретарь Координационного совета Экофорума НПО.
Могилюк Светлана, Председатель Экофорума НПО РК, председатель ОО «ЭКОМ»
Орхус и Азербайджан 2 – года по тернистому пути к демократии.
Шынар Изтелеуова, Член КС Экофорума НПО РК, Директор Жайык-Каспийского Орхусского Центра Г. Алматы 26 августа 2012 г.
1 РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН РЕСУРСНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОРХУС-ЦЕНТР КОДИР БОТУРОВ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАТОР ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ.
«Мониторинг и оценка при принятии управленческих решений по вопросам, касающимся окружающей среды» Изтелеуова Ш.О. КФ «Жайык-Касписйкий Орхусский центр»
1 Участие общественности в принятии решений в планировании, касающемся энергетики: законодательство и практика – белорусский опыт.
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
Разработка стратегии по асбесту в Казахстане Экофорум НПО Республики Казахстан Экофорум НПО Республики Казахстан Кайша Атаханова
Об участии общественности в реализации региональных инициатив и программ Результаты региональной совместной встречи ОС МКУР и МЭС ЦА К. Атаханова Член.
ОТЧЕТ НИЦ МКУР ЗА 2007 год. В рамках усиления регионального сотрудничества в Центральной Азии: подготовлена, одобрена и подписана Рамочная Конвенция об.
Пункты 1 и 2 статьи 9 Орхусской Конвенции: общие положения ВЫПОЛНЕНИЕ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ СЕГОДНЯ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПУТИ ДЛЯ ЛУЧШЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УПРАВЛЕНИЯ.
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
This project is funded by the European Union Strengthening Public Participation and Civil Society Support to Implementation of Aarhus Convention A project.
Ми требованиями Сравнение требований Всемирного Банка по ЭО и требований законодательства Румынии Региональный семинар по защитным мероприятиям Кишинев,
Законодательная и нормативная база правового регулирования вопросов защиты персональных данных. Руководящие документы по защите персональных данных Законодательная.
Декабрь 2011 года Переход на межведомственное взаимодействие при предоставлении услуг как приоритетная задача органов местного самоуправления Негородов.
Транксрипт:

Опыт НПО в реализации инициатив по имплементации Орхусской Конвенции в Казахстане Экофорум НПО Республики Казахстан К. Атаханова Председатель Экофорума НПО РК

Процесс подготовки и процедуры обсуждения Доклада общественности Дата объявления: 14 сентября 2007, через сетьCARNet Обсуждения : ГФ-3, ОС в Атырау, Круглые столы в регионах, электронные дискуссии и сбор замечаний Обсуждения : ГФ-3, ОС в Атырау, Круглые столы в регионах, электронные дискуссии и сбор замечаний Декабрь 2007, Март 2008: Доклад Экофорума поступил в Секретариат Орхусской Конвенции в Женеве Декабрь 2007, Март 2008: Доклад Экофорума поступил в Секретариат Орхусской Конвенции в Женеве Доступ к документу: веб-портал

Определяет возможности для общественного участия в разработке эффективных политических и законодательных основ и создании механизмов, необходимых для реализации экологических прав общественности. Основан на анализе деятельности по осуществлению положений Орхусской Конвенции Экофорума НПО Казахстана Tt Подготовлен на условиях сравнимости его данных с данными первого Национального Доклада об осуществлении Орхусской Конвенции в Казахстане Не является альтернативным Основные положения Доклада

Законодательные, нормативные и др.меры по ключевым положениям Орхусской Конвенции По осуществлен ию положений статьи 9, касающихся доступа к правосудию. По осуществлен ию положений статьи 9, касающихся доступа к правосудию. По осуществлению Положений статьи 6, касающихся участия общественности в принятии решений по конкретным видам деятельности И в ходе подготовки планов и программ, касающихся окружающей среды. По осуществлению Положений статьи 6, касающихся участия общественности в принятии решений по конкретным видам деятельности И в ходе подготовки планов и программ, касающихся окружающей среды. По осуществлению Положений статьи 4, касающихся доступа к экологической информации, положений статьи 5, касающихся сбора и распространения экологической информации. По осуществлению Положений статьи 4, касающихся доступа к экологической информации, положений статьи 5, касающихся сбора и распространения экологической информации. Обеспечение доступа к экологической информации Обеспечение доступа к экологической информации Участие общественности в процессе принятия решений Участие общественности в процессе принятия решений Доступ к правосудию Доступ к правосудию

Обеспечение доступа к экологической информации Экологический кодекс РК от , Закон об обращениях от года, Закон об административных процедурах от расширяют понятие и формы эко-информации, в т.ч. РВПЗ, расширяют круг субъектов по предоставлению доступа, регламентируют порядок предоставления эко- информации Памятка по работе с запросами от общественности на получение экологической информации. Новые требования по сбору, учету и предоставлению информации (электронные регистры, веб-сайты госорганов, доступ к отчетам, докладам, программам, законам и др).

Препятствия в реализации статей 4 и 5 (экологическая информация) СРП ограничивает доступ к экологической информации, касающиеся «нефтяных вопросов» Среднее качество информации на веб- сайтах ключевых министерств, «пустые» ссылки и регулярные сбои Предусмотренные Экологическим кодексом меры по улучшения доступа к информации государственных предприятий, занимающихся ее сбором, анализом и обработкой пока не получили развития.

Участие общественности в процессе принятия решений Руководство по участию в Международных Форумах. Информационно- справочное руководство по организации и проведению общественных слушаний (ОБСЕ, МООС, Экофорум) Утверждена новая Инструкция об ОВОС ( ). Обеспечено ОУ на всех этапах процедуры ОВОС и в период проведения ГЭЭ. Установлены правила учета общественного мнения и Правила проведения общественных слушаний от Признаны основные организационные формы учета ОМ: общественные слушания, сбор письменных предложений и замечаний, в т.ч анкетированный опрос по согласованию с ТУООС. СЭО в ЭК нет, ОУ в программах обеспечивается через СУР, ОЭС, БС и др.

Препятствия в реализации статьи 6 (участие общественности) Общественные слушания проводятся по объектам с незначительным воздействием => не вызывает интерес общественности Снижение приоритетности вопросов ОВОС конкретных проектов и соответственно вопросов общественного участия в случае переноса ответственности за эти вопросы на ТУООС Обязанности по обеспечению общественного участия на этапе процедуры ОВОС практически полностью возложены на разработчиков. Государственные органы ограничиваются лишь согласованием организационной формы учета общественного мнения и сроков проведения слушаний.

Требует пересмотра в отношении реализации статьи 7 1.МООС рассматривает веб-сайт как основной источник для публичных объявлений приглашений к общественному обсуждению разрабатываемых им проектов стратегий, программ, планов и текстов соответствующих документов, однако это делается крайне нерегулярно. Обеспечение работы НПО в РГ и Советы (НЭС, СУР) требует адекватных подходов. 2.Установление жестких сроков (3 месяца) для разработки большого количества подзаконных актов к новым законам по сути автоматически лишает общественность возможностей участия в их обсуждении.

Доступ к правосудию Руководство для судей и обучение прокуроров и судей на семинарах Руководство для судей. Обучение прокуроров и судей. Проведение коллегии судов. Требует повсеместного внедрения в практику По данным Верховного Суда: рассмотрено 7дел, 2 дела ОО Зеленое спасение: 1. По бездействию гос. органов по реализации решения Совещания Сторон Орхусской Конвенции, 2. По Соблюдению природоохранного законодательства по Медеу и Шымбулаку

Рекомендации по осуществлению Орхусской конвенции в Казахстане Орхусская конвенция должна рассматриваться судами как практический инструмент. Судьи не могут работать в вакууме. Они зависят от поступающих случаев \кейсов, которые будут влиять на существующее законодательство ( продвигать или вносить поправки) –Пример «зеленых» Голландии. Это также зависит от активности граждан и НПО, которые будут вовлечены в этот процесс и выявлять такие риски для ОС и создавать прецеденты. 1.Статьи 9.2, 9.3 требуют обеспечения доступа общественности к административным и юридическим процедурам на раннем этапе принятия решений. Однако в нашей стране подобная практика практически отсутствует, как и практика обращения в суды, по восстановлению прав граждан на участие в принятии решений. Необходимо обеспечить меры по реализацию данного права. 2. Вопросы обеспечения финансовых размеров по компенсации за ущерб, причиненных негативным воздействием на окружающую среду и здоровье, а также обеспечение финансовых гарантий, включая страхование, также должны быть четко регламентированы и прописаны.

Рекомендации по осуществлению Орхусской конвенции в Казахстане 3.Национальное, местное законодательство (МСУ, декабрь 2008) и нормы регулирования должны содержать ясные дефиниции и стандарты, эффективные превентивные меры по предотвращению нарушения экологических прав граждан на здоровую окружающую среду. 4. Необходимо четко определить меры уголовно- административной и гражданской ответственности и компенсации за ущерб по восстановлению нарушенных прав граждан и полному восстановлению услуг экосистем. 5. Необходимо ограничить разумные сроки по возмещению ущерба ( лет?) и обеспечить мониторинг на этот период. 6. С ТНК и АО необходимо разработать \пересмотреть специфические требования в международных соглашениях и контрактах, где будут четко оговорены вопросы ответственности и компенсаций в случае нанесения ущерба и экологическое страхование.

7. Суды должны обеспечивать адекватные и эффективные решения. Адекватность требует компенсации последнего ущерба, предотвращать его последствия и обеспечивать требования по полному восстановлению услуг нарушенной экосистемы. Если ущерб продолжает происходить и нарушение продолжается, либо предыдущий ущерб оказывает свои негативные последствия, то суд обязан остановить деятельность опасного объекта временно/полностью. 8. Доступ к правосудию должен быть адекватным и эффективным, обеспечивать «справедливость, равенство, своевременность и не запредельно дорого» (ст.9)

Рекомендации по осуществлению Орхусской конвенции в Казахстане 9.Необходимо подготовить Программу работ по периодическому обзору и развитию национального экологического законодательства 10. Необходима поддержка со стороны МООС, Верховного Суда, международных организаций по разработке и внедрению устойчивой модели Каспийского Орхус центра, а также региональных Орхусских центров для имплементации конвенции на местном уровне. 11. Обеспечить внедрение Руководства по участию общественности в международных форумах;

Спасибо за внимание!