Визуализация информации как средство формирования компетенций обучающихся. МОУ СОШ 30 Заиченко А. И.
Разумной методикой обеспечивается и успеваемость, и реализация программы, и дисциплина, и плодотворность работы учителя, и дальнейший рост и развитие возможностей ученика. М.А.Рыбникова
Основные компетенции, формируемые методом визуализации: учебно-познавательная (мультимедийные энциклопедии, презентации, опорные схемы, конспекты, планы - формируют интерес к предмету); развивающая (коррекция и предупреждение ошибок при работе с интерактивной доской, демонстра- ция портретов, иллюстраций, картин ;оформление и правка творческих работ - способствуют образному восприятию ); Исследовательская (способность находить информа- цию, отбирать, сравнивать, давать оценку – предполагают умение заниматься проектной деятельностью);
Основные компетенции, формируемые методом визуализации: коммуникативная (формирует умение общаться в группе, создавать коммуникативное поле,разум- но использовать ресурсы Интернета ); тренинговая (дает возможность самостоятельно проверять свои знания, умения и навыки; выяв- лять проблемы,улучшать результаты ); диагностическая (дает возможность учителю осуществлять системный контроль за усвоением знаниий, выработкой навыков и умений).
Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения при объяснении нового материала ; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации ; при обобщении, при выполнении домашних заданий; на уроках развития речи; при заучивании наизусть; при работе с текстом произведения; при самостоятельной работе…
Разновидности визуализации на современном уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презента- ции, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, тренажеры- все средства зрительного восприятия помогает создать кабинет, оснащенный компьютером,интерактивной доской, принтером, сканером, мультимедийным сопровождением и Интернетом.
Разновидности презентаций: презентация как фрагмент урока (иллюстративный материал, биография писателя, образная характеристика героев, сравнительная характеристика, видеоряд, демонстрационные программы); урок-презентация (урок-лекция, урок-путешес- твие, урок-открытие…); проект;
Опорная схема на уроках литературы не самоцель, а концентрация внимания на тексте, проблеме, погружение обучающихся в ткань повествования. Предназначение схемы- помочь учащимся разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста.
Детали портрета героя Сфера интересов Я – концепция героя История героя Судьба героя Характеристика, данная другими героями Прямая авторская оценка Концепция героя в произведении.
Особенности жанра произведения. АвторНазваниеТемаИдеяКомпозиция
Литературные герои произведений. Главное действую щее лицо Портретная характер истика Условия жизни Характеристи ка образа Взаимоотно шения с миром
Сопоставление героев. Эпизоды для сопоставления СходстваРазличия
Сюжетная линия жизни героя. ГлаваМесто и время действия Хроника событий Круг общения Восприятие мира Характер героя
Этапы композиционного развития драматического действия. Действие Место действия ЗавязкаКульминацияРазвязка
Использование матричной схемы дает возможность наработки речевых штампов Нравственные уроки Достоевского. 1.Разгадать тайну своего предназначения для мира главный герой решает не в акте созидания, а Возможно ли дать счастье людям таким образом? 2.Идейная направленность романа связана с внутренней борьбой между Богом и Дьяволом в сердце человека. По мнению Достоевского, победа Остается за Согласны ли вы с писателем? 3.Мы боимся людского суда, злимся даже, когда всякий пытается разбираться в тебе и поступках твоих.
Подобные схемы-матрицы помогают вырабатывать навык в написании маленьких сочинений по вопросу. 4.Писатель стремится увидеть «искру совести» в любом человеке, даже в том, кто «преступил» закон человеческий или божеский способны преобразить человека. Схемы-матрицы помогают создавать проблемные ситуации, формировать способность критического мышления и самостоятельного выбора читательской позиции.
Схема-план активизирует работу с текстом. 1.Композиционная роль главы. 2.Месторасположение, описание Обломовки: какие художественные средства используются. Для чего? 3.Детство Обломова: в какой атмосфере рос, какие люди окружали, как к нему относились? 4. Образ жизни обломовцев: кого и почему напоминают жители обломовки? 5. Отношение к образованию Обломова и его родителей (литературная параллель). 6.Сказки и байки нянюшек. Раскройте положительные и отрицательные стороны взаимосвязи менталитета русского народа и характера Обломова? 7. Счастье в понимании «обломовцев»? (Сравнить с «мечтой» Обломова)
Визуализация помогает развивать память и способствует формированию образного мышления ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ
Построчное заучивание стихотворений с применением построчного рисования. СПЯТ ВО ТЬМЕ НОЧНОЙ
Визуализация не замена живому слову учителя. Навыки оформления презентаций, схем, помогающих в работе с текстом, анализом произведения, видеоролики нужны как средство, обогащающее воспитанников мыслями и чувствами; способное разнообразить и сделать ярче методическое построение современного урока. При планировании урока следует помнить: «В поступках учителя всегда лежит расчет и вдохновение». М.А.Рыбникова
Из опыта работы: Литературу невозможно уложить в схему, но украсить ею урок можно попытаться…
«Петербург – это город, в котором невозможно быть» Пейзаж. «Грязь, вонь, невыносимая жара», «отвратительный и грустный колорит» городского дня. Люди от такой жизни отупели, смотрят друг на друга недоверчиво и враждебно. Дом, жилище: шкаф, каморка, гроб, проходная комната Р
Петербург Достоевского
Безумный город Безумные идеи Безумные люди Теория Раскольникова Двор Вознесенского проспекта Вот и лестница Раскольникова, его путь от «себя» и « к себе»!
Хронотоп романа – художественное пространство Пейзаж города Сцены уличной жизни Комнаты героев, интерьер «гроб», «шкаф»