Презентация по русскому языку ТЕМА. Типы, виды и структура уроков в системе традиционного обучения и их развивающие возможности. Выполнил учитель русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Advertisements

Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Классификация уроков: Традиционное обучение: *комбинированный урок *урок новых знаний *урок обобщения и систематизации изученного *урок закрепления умений.
Глагол (Повторение). Глагол – это … часть речи Глагол обозначает … действие предмета.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Среди безликих нот и звуков Творишь ты в мрачной пустоте. Всё это для детей и внуков, Чтоб не остаться в темноте… (Ван Узилс)
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола урок русского языка в шестом классе.
Урок - основная форма организации текущей учебной работы Подготовила: преподаватель ГБПОУ ВО «Бутурлиновский педагогический техникум» О.А.Герасименко.
Правописание личных окончаний глаголов. Цели: систематизировать и закрепить знания учащихся о глаголе, полученные ранее; совершенствовать навыки написания.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Транксрипт:

Презентация по русскому языку ТЕМА. Типы, виды и структура уроков в системе традиционного обучения и их развивающие возможности. Выполнил учитель русского языка и литературы Смирнова А.А г г. МОУ Березовская основная общеобразовательная школа

Типы уроков. Традиционно в дидактике ведущее место отводится следующим типологиям уроков: по основной дидактической цели по основной дидактической цели выделяют такие типы уроков: 1. Уроки ознакомления с новым материалом; 2. Урок закрепления изученного; 3. Урок применения знаний и умений; 4. Урок обобщения и систематизации знаний; 5. Урок проверки и коррекции знаний и умений; 6. Комбинированный (смешанный) урок.

По основному способу проведения уроков По основному способу проведения уроков подразделяются уроки в форме: беседы, беседы, лекции, лекции, самостоятельной работы учащихся, самостоятельной работы учащихся, лабораторных и практических работ, лабораторных и практических работ, различных форм занятий. различных форм занятий.

По основным этапам учебного процесса выделяют: По основным этапам учебного процесса выделяют: 1. Вводные уроки; 2. Уроки первичного ознакомления с материалом; 3. Уроки усвоения понятий, законов, правил; 4. Уроки применения знаний на практике; 5. Смешанные или комбинированные уроки.

Виды уроков. В последнее время в теории и практике обучения наблюдается тенденция к более широкому использованию нетрадиционных форм проведения уроков (урок – семинар, урок - зачёт, урок – дискуссия, урок – практикум и др.) Эти формы уроков являются достаточно эффективными и имеют немало преимуществ:

Способствуют развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные явления; Способствуют развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные явления; способствуют совершенствованию процесса усвоения знаний и умений, развитию устной и письменной речи учащихся; способствуют совершенствованию процесса усвоения знаний и умений, развитию устной и письменной речи учащихся; Развивают навыки работы с лингвистической справочной литературой и т.д. Развивают навыки работы с лингвистической справочной литературой и т.д.

Такие уроки рекомендуются проводить не только в старшей школе, но и в среднем звене обучения. Интересным представляется неоднозначный подход некоторых учёных к нетрадиционным формам обучения. Он проявляется, в частности, в трактовках соотношения между типом урока и формой его проведения, т.е. соотношением понятий «тип» и «вид» урока: например, одни специалисты рассматривают урок – семинар, урок – диспут, урок – практикум и т.д. как разновидности отдельных типов уроков, а другие выделяют их в отдельные типы, с чем нельзя согласиться, так как во всех этих случаях новые формы являются лишь разновидностями отдельных типов уроков. Такие подходы имеют место и в методике обучения русскому языку.

Структура уроков. В теории и практике обучения структура урока и формы его организации оказывают большое влияние на эффективность работы как учителя, так и ученика. Любой урок, традиционный или проблемный, интересный или скучный имеет своё строение – структуру (этапы). С этапами урока связанны понятия его целей и дидактических задач, ориентированных на реализацию обучающей, воспитывающей и развивающей функции урока. Существуют различные подходы к выбору основных структурных элементов урока.

Общая дидактическая структура урока характеризуется тремя основными (обобщёнными) структурными элементами. Актуализация прежних знаний и способов действий; Актуализация прежних знаний и способов действий; Формирование новых знаний и способов действий; Формирование новых знаний и способов действий; Применение знаний и формирование умений и навыков. Применение знаний и формирование умений и навыков.

Первый компонент (актуализация знаний) наряду с воспроизведением ранее изученного предполагает и установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Первый компонент (актуализация знаний) наряду с воспроизведением ранее изученного предполагает и установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Второй компонент общедидактической структуры урока предполагает раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Второй компонент общедидактической структуры урока предполагает раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Третий компонент дидактической структуры обеспечивает обобщение и систематизацию знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Третий компонент дидактической структуры обеспечивает обобщение и систематизацию знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

В практике обучения русскому языку выделяют следующие основные этапы урока. Организационный этап; Организационный этап; Опрос и проверка домашнего задания; Опрос и проверка домашнего задания; Объяснение нового материала; Объяснение нового материала; Закрепление изученного; Закрепление изученного; Обобщение и систематизация материала; Обобщение и систематизация материала; Постановка домашнего задания Постановка домашнего задания

В традиционной структуре уроков дидакты выделяют ряд существенных недостатков: 1) ни один из названных элементов структуры, обеспечивая усвоение знаний, не гарантирует развитие учащихся, поскольку элементы традиционной структуры урока не ориентированы на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, на реализацию идеи и принципов развивающего обучения; 2) в основу структуры положена цель передачи учащимся знаний в готовом виде, она определена эмпирическим путём лишь по внешним признакам, без учёта закономерностей познавательной деятельности учащихся, которая не отражается даже в названиях структурных элементов;

3) в системе целей преобладает установка на обучающую деятельность (объяснить, обобщить, повторить и т.д.) Цели не включают деятельности учащихся. По этой причине традиционная структура урока не обуславливает управление процессом учебно – познавательной деятельности учащихся, кроме того, она не ориентирует учителя на применение разнообразных методов обучения; 4) предопределяя логику не только построения, но и анализа урока, традиционная структура как бы уводит анализирующего от деятельности учащихся, оценивается в основном результат обучения, тогда как его процесс остаётся вне поля зрения.

Опыт показывает, что на традиционном уроке учение обычно не обеспечивает включения учащихся в процесс формирования обобщённых знаний и способов деятельности или обеспечивает его лишь на отдельных этапах работы, в результате чего не осуществляется связь между этапами усвоения учебного материала на уроке.

Структура других типов урока, где учащиеся занимаются одним видом деятельности, состоит из трёх частей. I. Организация начала урока. II. Главная часть (закрепление учебного материала, обобщение, повторение изученного). III. Подведение итогов.

Структура современного урока отражает такие важные моменты как: Закономерности процесса обучения Закономерности процесса обучения Логику усвоения учеником новых знаний. Логику усвоения учеником новых знаний. Она должна отражать не только обучающую деятельность учителя, но и познавательную деятельность ученика.

Основными структурными элементами урока, которые отражают эти закономерности, можно считать: актуализацию прежних знаний и способов действий учащихся(не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение в новой ситуации, и стимулирование познавательной активности учащихся, и контроль учителя); актуализацию прежних знаний и способов действий учащихся(не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение в новой ситуации, и стимулирование познавательной активности учащихся, и контроль учителя); формирование новых понятий и способов действий; формирование новых понятий и способов действий; Применение – формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение и закрепление). Применение – формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение и закрепление).

Особенности уроков развивающего обучения. Существующая типология уроков и их структурные элементы используются и в системе развивающего обучения, но отличаются от традиционного обучения своими основными позициями: Усвоение знаний – не самоцель, а средство развития познавательных и творческих способностей ученика, развитие его личности в целом; Усвоение знаний – не самоцель, а средство развития познавательных и творческих способностей ученика, развитие его личности в целом; Ученик работает не в зоне своего актуального развития и основного знания и умения, а в зоне своего ближайшего развития, где он способен решать и новые учебные задачи, в том числе и такие, которых раньше он решать не мог; Ученик работает не в зоне своего актуального развития и основного знания и умения, а в зоне своего ближайшего развития, где он способен решать и новые учебные задачи, в том числе и такие, которых раньше он решать не мог;

Усвоение системных знаний и обобщенных способов их применения основано на поисково – исследовательской деятельности учащихся, организатором которой является учитель; Усвоение системных знаний и обобщенных способов их применения основано на поисково – исследовательской деятельности учащихся, организатором которой является учитель; Усваивается не просто сумма знаний, а определенная система понятий и рациональные приёмы оперирования этими понятиями как важное средство формирования понятийного мышления и развития познавательных и творческих способностей учащихся; Усваивается не просто сумма знаний, а определенная система понятий и рациональные приёмы оперирования этими понятиями как важное средство формирования понятийного мышления и развития познавательных и творческих способностей учащихся; Цель учебной деятельности формулируется учителем вместе с учащимися, которые принимают ее на себя. В связи с этим возникает необходимость создания таких проблемных ситуаций, в которых учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний. Цель учебной деятельности формулируется учителем вместе с учащимися, которые принимают ее на себя. В связи с этим возникает необходимость создания таких проблемных ситуаций, в которых учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний.

Важным видом учебной деятельности на уроке является моделирование усваиваемой информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока; Важным видом учебной деятельности на уроке является моделирование усваиваемой информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока; В этих условиях значительно сокращается время вербальной передачи учебной информации учителем, повышается удельный вес самостоятельной познавательной деятельности учащихся, создаются реальные условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новыми учебными материалами непосредственно на уроке. В этих условиях значительно сокращается время вербальной передачи учебной информации учителем, повышается удельный вес самостоятельной познавательной деятельности учащихся, создаются реальные условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новыми учебными материалами непосредственно на уроке.

Весь процесс учения на уроке ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха, благоприятный эмоциональный фон и психологический комфорт для каждого ученика. При таком подходе меняется функция контроля и учета знаний учащихся: от текущего опроса и контрольной оценки к диагностической оценке знаний, от количественной формы учета знаний к качественной форме.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. ТЕМА «Обобщение и систематизация изученного о глаголе».

Цель урока: Систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме урока «Глагол».

Задачи урока: Закрепить литературную норму произношения слов. Закрепить литературную норму произношения слов. Повторить изученные сведения о глаголе как части речи. Повторить изученные сведения о глаголе как части речи. Закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий. Закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы. Способствовать созданию положительного настроя на уроке. Способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Тип урока: Тип урока: Повторительно – обобщающий. Форма урока: Самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная работа учащихся.Оборудование: графическая схема. графическая схема. Таблица. Таблица. Карточки с заданием по теме «Глагол». Карточки с заданием по теме «Глагол».

Ход урока. I. Организационный момент. Что без меня предметы? Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, люди строят здания. Цветут сады, и хлеб в полях растёт. Ребята, скажите о какой части речи говорится в стихотворении? II. Сообщение темы и цели урока.

III. Орфоэпический диктант. Задание. Задание. Поставьте правильно ударение в словах. звонит повторит позвоним облегчит углубит упростит позвонишь повторишь упростишь

Ответ. / / / / / / звонит повторит позвоним / / / / / / облегчит углубит упростит / / / / / / позвонишь повторишь упростишь

Задание. Вспомните. Что такое глагол ? Что такое глагол ? Морфологические признаки ? Морфологические признаки ? Синтаксические признаки ? Синтаксические признаки ?

Ответ. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Морфологические признаки – вид, наклонение, время, лицо, число, род, спряжение. Морфологические признаки – вид, наклонение, время, лицо, число, род, спряжение. Синтаксические признаки – в предложении глагол является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Синтаксические признаки – в предложении глагол является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Глаголы в предложении могут распространяться другими частями речи, чаще существительными и наречиями, образуя словосочетания. Глаголы в предложении могут распространяться другими частями речи, чаще существительными и наречиями, образуя словосочетания.

Задание. Определите возвратность, невозвратность глаголов. Снег в поле осел, утратил белизну, но мартовские утренники выковали наст. И ходится, и дышится, и видится, и слышится весной. С холма виден празднично зелёный заречный хвойный лес. Он держит на высоте комок снега. Держит и показывает всем. Глядите в какую малость превратилась грозная зима.

Ответ. Осел – невозвр., утратил – невозвр., выковали – невозвр., ходится – возвр., выковали – невозвр., ходится – возвр., дышится – возвр., видится – возвр., слышится – возвр., держит – невозвр., показывает – невозвр., превратилась – возвр.

Задание. Определите наклонение глаголов. 1. Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходишь, ко мне на чай зашло бы!» 2. Если хочешь быть счастливым – будь им! 3. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. 4. Меньше бы говорил, да больше бы делал. 5. Доброе дело само себя хвалит.

Ответ. Крикнул – изъявит., погоди – повелит., послушай – повелит., зашло бы – условн., хочешь – изъявит., будь – повелит, спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн., делал бы – условн., говорил бы – условн., делал бы – условн., хвалит – изъявит.

Задание. Работа по вариантам. Произведите морфологический разбор глагола. В – I. Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. край небес. В – II. На берегу неподвижно замерли кусты лозняка. лозняка.

Ответ. B – I. Гонит – глагол. 1. (что делает?) гонит. Н.Ф. – гнать. 2. Пост.: несов. в., перех., невозвр., 2 спр., непост.: изъявит. накл. наст. вр., ед. ч., 3 л. 3. (что делает?) гонит. В – II. Замерли –глагол. 1. (что сделали?) замерли. Н.Ф. – замереть. 2. Пост.: сов. Вид, неперех., невозвр., 1 спр., непост.: изъявит. Накл., прош. Вр., мн. Число. 3. (что сделали?) замерли.

Физминутка. Утром встал гусак на лапки Приготовился к зарядке Повернулся влево, вправо, Приседанья сделал справно Клювиком почистил пух. И опять за парту плюх!

Задание. Образуйте от данных существительных глаголы при помощи суффиксов – ова -, - ева -, - ыва -, - ива-. – ова -, - ева -, - ыва -, - ива-. Марш, салют, модель, телеграф, премия, совет, адрес, цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.

Ответ. Маршировать, салютовать, моделировать, телеграфировать, премировать, советовать, адресовать, цитировать, фотографировать, протестовать, маскировать, группировать, гарантировать, следовать, командовать.

Задание. Как пишется «не» с глаголами? «НЕ» был говорил читал видел доумевал

Ответ. Не выучил – не делай, Не знаешь – не спеши. С глаголами раздельно «НЕ» всегда пиши

Задание. Перечислите разноспрягаемые глаголы. Перечислите разноспрягаемые глаголы. Перечислите глаголы – исключения. Перечислите глаголы – исключения.

Ответ. Разноспрягаемые глаголы: Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, есть, дать. хотеть, бежать, есть, дать. Глаголы – исключения: Глаголы – исключения: ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить. ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить. Семь глаголов на – еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть. Семь глаголов на – еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть. Четыре глагола на – ать: держать, слышать, дышать, гнать. Четыре глагола на – ать: держать, слышать, дышать, гнать.

Задание. Работа по таблице. Зашифрованы три правила: 1. Разделительный ъ. 2. Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. 3. Буквы «е» и «и» в окончаниях глаголов I и II спряжения. Об + Ъ + … +…Ш... С + Ъ + … + …Ш … В + Ъ + … +… Ш …

Ответ. Возможны глаголы: объявишь, съедешь, въедешь. объявишь, съедешь, въедешь.

Задание. Выполните работу по карточкам с заданием 1. Составьте и запишите предложение с глаголом танцевать. 2. Какие ещё глаголы можно использовать для описания рисунка?

Подведение итога урока. Подведение итога урока. Оценки с комментированием. Оценки с комментированием. Домашнее задание с комментированием. Домашнее задание с комментированием. 1. стр. 81 Упр Подготовиться к словарному диктанту.