« Организация проектно-исследовательской деятельности по картофелеводству » Автор : Арькова Жанна Анатольевна старший преподаватель, кандидат с.-х. наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
L/O/G/O Проект «Биологические особенности и агротехника возделывания картофеля» Глазковский филиал имени Героя Советского Союза Н.Н.Шерстова МБОУ Кочетовская.
Advertisements

Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от

Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Результаты работы 5а класса Кл. руководитель: Белобородова Н. С. Показатель 0123 Обучаемость 1-6%4-25%8-50%3-18 Навыки смыслового чтения 1-6%12-75%3-18%
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
Результаты сбора и обработки баз данных неработающего населения муниципальных общеобразовательных учреждений города Краснодара за период с 02 по 10 февраля.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Анализ результатов краевых диагностических работ по русскому языку в 11-х классах в учебном году.
Транксрипт:

« Организация проектно-исследовательской деятельности по картофелеводству » Автор : Арькова Жанна Анатольевна старший преподаватель, кандидат с.-х. наук кафедры земледелия, землеустройства и растениеводства ФГБОУ ВПО МичГАУ 1

Особую значимость в современных условиях инновационного развития экономики АПК приобретает формирование и развитие исследовательских и предпринимательских компетенций у учащихся. 2

Цель организации проектно- исследовательской деятельности в школах - ориентация образовательного учреждения на эффективную социализацию молодежи в современном высокотехнологическом обществе через формирование у нее исследовательских и предпринимательских компетенций. 3

Задачи организации проектно- исследовательской деятельности в школах: 1.Познакомить учащихся с научными основами сельскохозяйственного производства; развить умения и навыки исследовательской деятельности. 2. Воспитать у учащихся трудолюбие, уважение к людям труда, любовь и бережное отношение к природе, к земле, к результатам труда. 3. Развить качества, необходимые современному работнику в сфере сельскохозяйственного производства и предпринимательской деятельности. 4

НОМЕР ЭТАПА ЭТАПСОДЕРЖАНИЕ 1 Подготовительный этап Выбор проблемы проектно-исследовательской деятельности Основы научных исследований в агрономии 5

НОМЕР ЭТАПА ЭТАПСОДЕРЖАНИЕ 2 Практический: осенне-весенняя подготовка учебно-опытного участка Выбор участка и размещение в севообороте Подготовка и разбивка учебно-опытного участка Подготовка почвы Внесение удобрений 6

НОМЕР ЭТАПА ЭТАПСОДЕРЖАНИЕ 3 Практический: подбор посадочного материала Ботанические особенности картофеля Особенности строения клубней картофеля Биологические особенности картофеля Сорта картофеля, выращиваемые в Тамбовской области 7

НОМЕР ЭТАПА ЭТАПСОДЕРЖАНИЕ 4 Практический: подготовка посадочного материала и выращивание картофеля в весенне-летний период Подготовка посадочного материала Закладка опыта: посадка сортов картофеля различных сроков созревания Уход за картофелем Проведение опыта: наблюдения за растениями картофеля и учет поражения болезнями 8

НОМЕР ЭТАПА ЭТАПСОДЕРЖАНИЕ 5 Практический: уборка, учет урожая картофеля и его закладка на хранение Уборка урожая картофеля Определение структуры урожая Определение урожайности сортов картофеля различных сроков созревания Определение загрязненности картофеля Определение нитратов в клубнях сортов картофеля разных сроков созревания Хранение картофеля 9

НОМЕР ЭТАПА ЭТАПСОДЕРЖАНИЕ 6 Обобщение и оформление результатов проектно- исследовательской деятельности Обобщение результатов проектно-исследовательской деятельности Тестирование учащихся Оформление учащимися результатов проектно-исследовательской деятельности 10

НОМЕР ЭТАПА ЭТАПСОДЕРЖАНИЕ 7 Защита учащимися результатов проектно-исследовательской деятельности Презентация результатов проектно-исследовательской деятельности 8 Рефлексивно-аналитическийАнкетирование учащихся и других участников проекта 9 ДиссеминацияУчастие учащихся в конференциях различного уровня Посещение учащимися успешных агропредприятий региона 11

п.п. Время проведения Тема 1 год 1Сентябрь Выбор проблемы проектно-исследовательской деятельности учащихся 2 Основы научных исследований в агрономии: 1.Методы научной агрономии 2. Основные элементы методики полевого опыта 3. Методы размещения вариантов в полевом опыте 4. Планирование полевого эксперимента 5. Требования к организации и проведению полевых опытов 6. Опыты в производственных условиях 3 Выбор участка и размещение в севообороте 12

п.п. Время проведения Тема 1 год 4 ОктябрьПодготовка и разбивка учебно-опытного участка 5 Октябрь-апрель Подготовка почвы: 1.Осенняя подготовка почвы для посадки семенного материала картофеля 2.Весенняя подготовка почвы для посадки семенного материала картофеля 6 Октябрь Внесение удобрений 7 Ноябрь Ботанические особенности картофеля 8 Декабрь Особенности строения клубней картофеля 9 ЯнварьБиологические особенности картофеля 10 Февраль- Март Сорта картофеля, выращиваемые в Тамбовской области 13

п.п. Время проведения Тема 1 год 11АпрельПодготовка посадочного материала 12Конец апреля- начало мая Закладка опыта: посадка сортов картофеля различных сроков созревания 13 Май-август Уход за картофелем: 1.Рыхление 2.Защита от заморозков 3.Полив 4.Окучивание 5.Борьба с вредителями и болезнями растений 14Проведение опыта: наблюдения за растениями картофеля и учет поражения болезнями (с момента появления всходов до уборки урожая) 14

п.п. Время проведения Тема 2 год 15Сентябрь Уборка урожая картофеля 16 Определение структуры урожая 17Определение урожайности сортов картофеля различных сроков созревания 18Определение загрязненности картофеля 19 Октябрь Определение нитратов в клубнях сортов картофеля разных сроков созревания 20 Хранение картофеля 21НоябрьОбобщение результатов проектно-исследовательской деятельности 22Тестирование учащихся 15

п.п. Время проведения Тема 2 год 23ДекабрьОформление учащимися проектно-исследовательской деятельности 24ЯнварьПрезентация результатов проектно-исследовательской деятельности 25ФевральАнкетирование учащихся и других участников проекта 26МартУчастие учащихся в научных конференциях различного уровня 27АпрельПосещение учащимися успешных агропредприятий 28МайНаграждение грамотами, поощрительными призами активных учащихся 16

Подготовительный Подготовительныйэтап Этап Этап 1 17

Цель этапа: выявление замысла и определение проблемы проектно- исследовательской деятельности; обучение учащихся основам научных исследований в агрономии. 18

Уровни развития проектно-исследовательской деятельности и реализации их на практике: Учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся. Учитель ставит проблему, но уже метод её решения учащийся ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск). На третьем - высшем - уровне постановка проблемы, поиск методов исследования и разработки решения осуществляется учащимися самостоятельно. Выбор проблемы проектно- исследовательской деятельности учащихся 19

Подготовительный этап проекта предполагает осознание замысла и разработку структуры проекта; подготовку организационных, дидактических и методических материалов, определение формы представления результатов проектно- исследовательской деятельности. Выбор проблемы проектно- исследовательской деятельности учащихся 20

Тема должна быть интересна учащимся, должна увлекать их. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема должна быть выполнимой, а ее решение теоретически и практически полезным участникам исследования. Тема должна быть доступной учащимся. Требования к выбору темы проекта 21

Выбор темы предполагает учет необходимых средств и материалов для ее осуществления. При выборе темы необходимо учитывать временной фактор. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности, что стимулирует проектно- исследовательскую деятельность. Требования к выбору темы проекта 22

Основы научных исследований в агрономии 1.Методы научной агрономии 2. Основные элементы методики полевого опыта 3. Методы размещения вариантов в полевом опыте 4. Планирование полевого эксперимента 5. Требования к организации и проведению полевых опытов 6. Опыты в производственных условиях 23

Практический: осенняя подготовка учебно-опытного участка Этап 2 24

Цель этапа: формирование системы знаний и умений учащихся по выбору и подготовке учебно-опытного участка к проведению проектно-исследовательской деятельности. 25

1. Участок под картофелем не должен быть затенен, так как эта культура требовательна к свету. В тени ботва вытягивается и образуются мелкие клубни. 2. Уровень грунтовых вод не должен быть выше см от поверхности. 3. Выращивать картофель нужно на почвах, которые на протяжении вегетации сохраняют рыхлость, не заплывают при выпадении осадков. Глинистые почвы, особенно черноземы, более плодородны, но сильно уплотняются. Для улучшения воздухопроницаемости таких почв необходимо внесение повышенных норм органических удобрений и др. Выбор участка и размещение в севообороте 26

4. Лучшими почвами для картофеля являются песчаные, супесчаные, а также легкие и средние суглинки. В плотной почве даже при недостатке влаги может наблюдаться задыхание клубней, часто они формируются уродливыми и мелкими. 5. Выращивание картофеля на одном месте длительное время приводит к снижению урожайности, так как в почве накапливаются специфические болезни и вредители, истощают­ся запасы питательных веществ в связи с высоким выносом их клубнями и ботвой. Выбор участка и размещение в севообороте 27

В целях профилактики болезней рекомендуется соблюдать правила севооборота. Так, предшественниками картофеля не должны быть растения семейства пасленовых томаты, баклажаны и др. Это объясняется наличием общих заболеваний и общих вредителей. Выбор участка и размещение в севообороте 28

Наиболее богатый урожай можно получить с земли «на пару», т. е. с той, на которой год или несколько лет не возделывались никакие культуры. Выбор участка и размещение в севообороте 29

После картофеля в почве остается мало органических остатков. Поэтому в картофельных севооборотах необходимо иметь многолетние бобовые травы или сидеральные культуры, обогащающие почву органическим веществом. Выбор участка и размещение в севообороте 30

1. Выбрать участок под посадку картофеля с учетом рекомендаций 2. разместить картофель в севообороте по лучшему предшественнику План 31

Проектно-исследовательская деятельность по картофелеводству на учебно-опытном участке ведется в соответствии с методикой исследований по культуре - картофель. Подготовка и разбивка учебно-опытного участка 32

1.С помощью рулетки отмерить длину и ширину общего участка, на котором планируется выращивать картофель. 2.Поставить на углы участка колышки. 3.Протянуть веревку по периметру участка. 4.С помощью веревки и колышков внутри участка отмерить длину (4 м) и ширину (1,4 м) опытной делянки под посадку первого сорта картофеля и т.д. 5.Между делянками следует отмерить дорожки для прохода шириной 50 см. 6.Разместить опытные делянки согласно схеме опыта.33

Примерная схема расположения опытных делянок I повторность1 st 2345 II повторность st 2 III повторность 5 1 st , 2, 3, 4, 5 - варианты опыта

Вариант опыта (примерный набор сортов) 1-й Лорх (контроль) - среднепоздний 2-й Жуковский ранний - ранний 3-й Невский - среднеранний 4-й Ресурс - среднеспелый 5-й Темп - поздний 36

Повторность трехкратная. Способ расположения делянок – ступенчатый трехъярусный 35

Вариант опыта (примерный набор сортов) 1-й Лорх (контроль) - среднепоздний 2-й Жуковский ранний - ранний 3-й Невский - среднеранний 4-й Ресурс - среднеспелый 5-й Темп - поздний 36

сорта картофеля по срокам созреванияСроксозревания Вегета- ционный период,дниСорта РАННИЕ 50 – 60 Удача, Вармас, Дельфин, Жуковский ранний, Лазурит, Латона, Розалинд, Беллароза и др. СРЕДНЕРАННИЕ 60 – 80 Шурминский 2, Инноватор, Невский, Ильинский, Корона, Космос и др. СРЕДНЕСПЕЛЫЕ 80 – 100 Букет, Олимп, Ресурс, Аспия, Каролин и др. СРЕДНЕПОЗДНИЕ 100 – 120 Луговской, Лорх, Голубизна и др. ПОЗДНИЕ 120 – 125 Белорусский 3, Темп, Пикассо, Нарочь, Ласунак и др. 37

Для получения высоких урожаев клубней картофеля большое значение имеет правильный выбор сорта. 38

Поскольку, картофель растение рыхлых почв, то для нормального развития обязательно нужен кислород. Подготовка почвы 39

Тугие, прессованные почвы оказывают сопротивление формированию клубней, они получаются мелкие, искривленной формы. В этом случае корни растения не имеют возможности получать достаточное количество питательных веществ, поскольку расположены в верхнем слое. 40

Необходимо своевременно провести осенне-весенние мероприятия по обеспечению наибольшей наполняемостью почвы влагой и лучшей ее сохранности; создания рыхлых, воздухопроницаемых, удобренных почв: осенняя вспашка (копка), весеннее фрезерование мотоблоком или перекопка с рыхлением, внесение удобрений органических, минеральных и в виде подкормок. Подготовка почвы 41

1. Уборку остатков предшествующей культуры 2. Уборку корней сорняков 3. Очистку участка 4. Внесение навоза, торфяной или древесной золы 5. Вскапывание участка мотоблоком или вручную лопатой План подготовки почвы: 42

Внесение торфяной или древесной золы из расчета 500 г на 1 м.кв., а также пыль от древесного угля кг на 100 м.кв. При внесении угольной пыли в грунт повышается количество питательных веществ в почве, а также снижается кислотность.

Осенняя копка в условиях Тамбовской области обычно проводят см на глубину см мотоблоком или вручную

Весной в условиях Тамбовской области обычно проводят фрезерование мотоблоком или перекопку с рыхлением и выравниванием почвы боронками или металлическими граблями. Супесчаные почвы достаточно прорыхлить. 43

План внесения удобрений: Осеннее внесение удобрений перед копкой почвы. Весеннее внесение удобрений. Внесение удобрений 44

Поскольку корневая система картофеля довольно слабая, а для образования клубней требуется большое количество питательных веществ, необходимо своевременно проводить подкормку органическими и минеральными удобрениями. Внесение удобрений 45

Картофель отзывчив на внесение удобрений. Из органических удобрений можно вносить навоз полуперепревший, торф, компосты, птичий помет. Вносят их осенью или весной и в тот же день желательно их заделать в почву. Внесение удобрений 46

(навоз, торфонавозные и другие компосты) не только повышают содержание элементов питания, но и благоприятно влияют на свойства почвы. При длительном их применении возрастает количество гумуса, улучшается структура, уменьшается плотность почвы и изменяются другие показатели. Норма внесения кг на 1 м 2. При этом урожайность картофеля увеличивается почти вдвое. Наиболее эффективно применение навоза на песчаных почвах. Органические удобрения

Используют разбросной (равномерное распределение навоза по участку и перекопка его) и местный (в лунку) способы применения этого вида органических удобрений. Преимущественнее второй. При недостатке навоза можно использовать торфонавозный компост, приготовленный за 4-6 месяцев до внесения в почву. Также необходимый компост получается при складывании в кучи сорняков, растительных остатков. 47

Вместе с тем одни органические удобрения не всегда могут обеспечить высокий урожай. Часто применяются и минеральные удобрения: аммиачная селитра, мочевина, двойной суперфосфат, хлористый калий, сернокислый калий, нитроаммофоска, нитрофоска. Из минеральных удобрений питательные элементы усваиваются растениями быстрее, чем из органических. Фосфорные и калийные удобрения можно вносить как осенью, так и весной. Азотные удобрения вносят только весной, так как они легко вымываются из пахотного слоя почвы. 48

Примерные нормы внесения: г аммиачной селитры на 1 м г нитроаммофоски на 1 м г древесной золы на 1 м г калийных удобрений на 1 м г суперфосфата на 1 м 2

Эффективна жидкая подкормка: г фосфорных удобрений г азотных или калийных на 10 л воды

Практический: подбор посадочного материала Этап 3 49

Цель этапа: актуализация и систематизация знаний учащихся о ботанических, биологических особенностях и сортах картофеля. 50

Ботанические особенности картофеля 51

Особенности строения клубней картофеля 52

Биологические особенности картофеля 53

Сорта картофеля, выращиваемые в Тамбовской области 54

Практический: подготовка посадочного материала и выращивание картофеля в весенне-летний период Этап 4 55

Цель этапа: развитие учебно- познавательных и специальных компетенций по подготовке, закладке опыта и выращиванию разных сортов картофеля. 56

Подготовка посадочного материала 57

Проращивание клубней Проращивание клубней - прием активизации ростовых процессов, ускорения всходов, созревания и повышения устойчивости картофеля.

К подготовке посадочного материала приступают за недели до посадки

Подготовка клубней к посадке включает: Прогревание клубней. Стимулирующие надрезы клубней Обработка клубней растворами минеральных солей Обработка микроэлементами Обработка клубней слабым раствором ростовых веществ Проращивание клубней Провяливание и прогревание (комбинированный способ)

Закладка опыта: посадка сортов картофеля различных сроков созревания 58

Уход за картофелем: Рыхление Защита от заморозков Полив Окучивание Борьба с вредителями и болезнями растений 59

Проведение опыта: наблюдения за растениями картофеля и учет поражения болезнями Фенологические наблюдения – отмечаются в фазы развития картофеля: всходов, бутонизации, цветения, созревания проводятся по каждому варианту отдельно у разных сортов по трем повторностям 60

Проведение опыта: наблюдения за растениями картофеля и учет поражения болезнями Биометрические наблюдения: количество побегов, облиственность главного побега, высота растений. 61

Проведение опыта: наблюдения за растениями картофеля и учет поражения болезнями Учет поражения растений болезнями Распространенность болезней можно учитывать по двум показателям: проценту поражения растений, проценту площади, занятой пораженными растениями. 62

Практический: уборка, учет урожая картофеля и его закладка на хранение Этап 5 63

Цель этапа: развитие исследовательских умений учащихся по определению структуры урожая, урожайности сортов, загрязненности картофеля и содержанию нитратов в клубнях; практических умений по уборке и хранению урожая картофеля 64

Уборка урожая картофеля: Своевременная уборка картофеля Просушка клубней картофеля Сортировка клубней картофеля Закладка на хранение картофеля 65

Определение структуры урожая картофеля Определяются путем взвешивания на весах: масса надземной части, клубней. Клубни разбираются по фракциям: крупные >80 г средние г мелкие < 50 г при этом определяется число и масса по фракциям, рассчитывается процент клубней каждой фракции по числу и по массе. Заполняется таблица и делается вывод. 66

Определение урожайности сортов картофеля различных сроков созревания С каждого опытного участка следует определить урожайность (по сортам с каждой повторности) Урожай – продукция, полученная в результате выращивания сельскохозяйственных культур. Урожайность - урожай сельскохозяйственной культуры с единицы площади посева. В одних и тех же условиях урожайность одного сорта бывает выше или ниже, чем другого. 67

Определение загрязненности картофеля 68

Определение нитратов в клубнях сортов картофеля разных сроков созревания 69

Хранение картофеля Затаривание клубней картофеля в ящики или мешки. Борьба с прорастанием картофеля. Постоянный осмотр помещения. Осмотр клубней. 70

Обобщение и оформление результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся Этап 6 71

Цель этапа: систематизировать и обобщить полученные данные, оформить результаты согласно плану, определенному на подготовительном этапе проекта. 72

Обобщение результатов проектно-исследовательской деятельности 73

Тестирование учащихся 74

Оформление учащимися результатов проектно-исследовательской деятельности 75

Защита учащимися результатов проектно- исследовательской деятельности Этап 7 76

Цель этапа: развитие умений учащихся логически и обоснованно представлять итоги самостоятельной исследовательской работы. 77

Презентация результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся 78

Рефлексивно- аналитический этап Этап 8 79

Цель этапа: выявить достоинства и недостатки проведенной работы для совершенствования будущей проектно- исследовательской деятельности обучающихся в профессиональном образовании. 80

Анкетирование учащихся и других участников проектно- исследовательской деятельности 81

Диссеминация Этап 9 82

Цель этапа: распространение и внедрение результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся. 83

Участие учащихся в конференциях различного уровня 84

Посещение учащимися успешных агропредприятий региона 85

В процессе освоения модуля «Проектно-исследовательская деятельность» проекта «АГРОБИЗНЕС В КАРТОФЕЛЕВОДСТВЕ» учащимся как возможным будущим предпринимателям предлагается выполнить проектную работу, которая активизирует развитие их творческих и организаторских способностей. 86

Результатом является овладение учащимися социально- исследовательскими компетенциями, обеспечивающими конкретные ожидания регионального социума как в области картофелеводства, так и в области сельского хозяйства в целом; осознанный выбор агротехнологического направления образования и готовности к продолжению своего агрообразования. 87

Учащиеся овладевают знаниями: - о прогрессивных и ресурсосберегающих агротехнических приемах в растениеводстве; - технологиях возделывания картофеля; - основах проведения проектно-исследовательской работы. 88

Учащиеся приобретают умения: - определения взаимосвязи растений с природной средой, путей и средств ее регулирования; - использования необходимых приемов обработки почвы; - осуществления посадки картофеля в оптимальные агрономические сроки; - выполнения необходимого ухода за картофелем; - проведения защиты растений от болезней и вредителей, сорняков; - проведения сравнительных агрономических опытов и наблюдений за ростом и развитием картофеля при выращивании их на учебно-опытном участке 89

90

Таким образом, в условиях образовательного процесса школы проектно-исследовательская деятельность позволит успешно решать задачи профориентации учащихся, подготовки их к предпринимательской деятельности по картофелеводству в рамках реализации программы «Продовольственной безопасности России» и плана устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области. 91

Спасибо за внимание!