Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 4» города Бузулука Аввакумовой Юлии Витальевны по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через использование нетрадиционных форм, методов и приёмов работы»
Мотивы преобразований профессиональной деятельности Ряд противоречий: - между потребностью современного общества в творчески мыслящих людях и стандартом образования; -между высоким уровнем потребностей школьников в развитии творческого потенциала и недостаточной разработанностью соответствующих методик; -между позитивной динамикой развития детского творчества и отсутствием системы индикаторов, критериальных аппаратов для её измерения
Актуальность опыта Потребность современного общества в нестандартно мыслящих людях Д. Медведев: «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Теоретическая база опыта исследования творческих способностей психологов: Г. Уоллеса, П. Торренса, Ц. П. Короленко, Л. С. Выготского Концептуальные положения гуманистической педагогики М. Монтессори Методологическая основа – теория способностей С. Л. Рубинштейна Философская концепция развития творчества А. Г. Спиркина
Концепция стадийной творческой деятельности Грехман Уоллес оценк а инкубация Приготовление и нсайт
Методические приёмы «Вживаемся в мир персонажа» Бином фантазии Приём интриги Приём ассоциаций и силлогизмов Приём столкновения взглядов Приём взаимодействия искусств Словесно-художественная рефлексия Подарите сюжет Представьте и опишите
Нетрадиционные формы урока: урок-суд, урок-брифинг, урок-исследование, урок открытых мыслей, урок имитационно- ролевого моделирования, урок-раздумье, урок-концерт, урок-коллоквиум, урок-литературное кафе, урок-гостиная, урок-мастерская.
Проблемное и оригинальное название « Что такое счастье? » « Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой?» «Зачем и почему лежит Илья Ильич на диване?» « Умён ли Молчалин?» «Кто красивее – Наташа или Элен?» «Куда и зачем бежит Мцыри?»
Диагностика Динамика роста количества учащихся – участников творческих конкурсов разных уровней (за последние три года)
Диагностика Анализ содержания школьных заданий ( г) Задания по выбору: репродуктивные и творческие
Результативность опыта Сызранова Надежда Победитель областного конкурса «Россия начинается с тебя» была награждена поездкой в Государственную Думу РФ в мае 2009 года. Ее встречи с Владимиром Жириновским, Александром Коганом, Светланой Хоркиной запомнятся надолго
ЛИТВИНОВА НАДЕЖДА Став победителем областного конкурса сочинений на тему «Мы гордимся Отечеством нашим», была награждена поездкой в Москву с посещением Государственной Думы РФ в 2006 году.
ГАВРИЛОВ ВИТАЛИЙ Победитель II Всероссийского литературного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» «Вера. Флот. Отечество. Адмирал Ушаков»
Преподавание основ литературоведения, без сомнения, поднимает уровень профессионализма юных дарований, однако талант, способности и вдохновение порой оказываются определяющей доминантой.