Технология обобщения передового педагогического опыта Т.Ф.Пашкович методист высшей категории центра развивающих педагогических технологий, старший преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школьное методическое объединение учителей начальных классов.
Advertisements

Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ СТОЛБЦОВСКОГО РАЙИСПОЛКОМА.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Заседание МО педагогов детского дома Октябрь 2011 года.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
Проблемы преемственности начального и основного (общего) образования Родительское собрание учащихся 4-х классов.
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ отдела образования, спорта и туризма.
Критерии осуществление учреждением образования методической, организационной, информационной, консультационной поддержки деятельности других учреждений.
Методический месячник по теме «Дифференциация и индивидуализация в предметном обучении как важный фактор повышения качества образования» Муниципальное.
Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Транксрипт:

Технология обобщения передового педагогического опыта Т.Ф.Пашкович методист высшей категории центра развивающих педагогических технологий, старший преподаватель кафедры педагогики и философии образования ГУО «Академия последипломного образования»

Передовой педагогический опыт это опыт, который, возникая из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильная результативность [4, с. 287]. Передовой педагогический опыт это опыт, который, возникая из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильная результативность [4, с. 287].

Передовой педагогический опыт, как осмысленная педагогическая практика, обуславливает высокие результаты образовательного процесса. Передовой педагогический опыт, как осмысленная педагогическая практика, обуславливает высокие результаты образовательного процесса. Это позволяет выявлять и фиксировать новые формы, методы обучения и воспитания, которые рождаются в творческом поиске передовых педагогов и целых педагогических коллективов. Это позволяет выявлять и фиксировать новые формы, методы обучения и воспитания, которые рождаются в творческом поиске передовых педагогов и целых педагогических коллективов.

Обобщение передового педагогического опыта является одним из основных источников развития педагогической науки, поскольку это направление в образовательной практике позволяет выявить актуальные проблемы и создать основу для изучения закономерностей педагогического процесса. Обобщение передового педагогического опыта является одним из основных источников развития педагогической науки, поскольку это направление в образовательной практике позволяет выявить актуальные проблемы и создать основу для изучения закономерностей педагогического процесса.

Выделяют две разновидности передового педагогического опыта: Выделяют две разновидности передового педагогического опыта: 1) педагогическое мастерство, которое заключается в умелом, рациональном, комплексном использовании педагогом рекомендаций науки; 2) педагогическое новаторство, т.е. опыт, содержащий собственные творческие находки новые образовательные услуги, новое содержание, формы и методы, приемы и средства обучения и т.д. [3, с. 107].

Объектом изучения могут быть: массовый опыт выявление основных тенденций образования; индивидуальный передовой опыт, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики новые педагогические находки. Объектом изучения могут быть: массовый опыт выявление основных тенденций образования; индивидуальный передовой опыт, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики новые педагогические находки.

Одним из самых важных и ключевых вопросов всей образовательной деятельности является вопрос определения критериев обобщения опыта. Одним из самых важных и ключевых вопросов всей образовательной деятельности является вопрос определения критериев обобщения опыта. Критерии должны быть конструктивными, технологичными, однозначными, так как это дает возможность установить объективную ценность опыта на всех этапах. Критерии должны быть конструктивными, технологичными, однозначными, так как это дает возможность установить объективную ценность опыта на всех этапах.

Наличие критериальной базы позволяет не только объективно оценить опыт педагога, раскрыть его во всей содержательной полноте, включая следующие аспекты научный, методический и практический, но и сделать этот процесс системным, научным, логичным и завершенным.

Алгоритм работы по обобщению передового педагогического опыта 1. Выявление эффективных дидактических систем педагогов учреждения образования. 2. Принятие решения методическим или педагогическим советом об обобщении эффективного педагогического опыта. 3. Определение темы, цели и задач, составление перспективной программы по обобщению передового педагогического опыта. 4. Разработка плана конкретных мероприятий педагога, чей опыт обобщается, и плана работы заместителя директора, который обобщает эффективный педагогический опыт. 5. Определение методик и диагностик, на основе которых изучается эффективный педагогический опыт.

6. Изучение литературы по теме опыта и создание картотеки материалов. 7. Изучение эффективного педагогического опыта. Накопление фактического материала Мониторинг степени обученности и качества знаний по предмету Диагностика деятельности педагога, учащихся, родителей Посещение занятий и открытых мероприятий педагога Анализ результатов интеллектуальной творческой деятельности учащихся Анализ фактического методического материала, который накоплен в ходе изучения эффективного педагогического опыта Описание эффективного педагогического опыта заместителем директора.

8. Решение методического совета о признании педагогического опыта эффективным. 9. Систематизация методических и дидактических материалов. 10. Планирование деятельности по распространению эффективного педагогического опыта в рамках работы учреждения образования и городского МО учителей по предмету: организация мастер- класса педагога, проведение семинаров- практикумов, методических совещаний, заседаний методических объединений учителей по предметам, педагогических советов, конференций, выставок, предоставление материалов для периодических изданий с использованием наработанного опыта.

11. Организация методического сопровождения по пропаганде эффективного педагогического опыта: - инструктивное направление (инструкция, памятка, аннотация); - информационное направление (каталог, справочник, словарь); - организационное направление (план, сценарий, положение); - организационно-внедренческое направление (рекомендации, методические разработки, пособия, сборники); - аналитическое направление (реферат, доклад, тезисы); - проектировочное направление (проекты, программы); - проблемно-аналитическое направление (научная статья).

Перспективная программа обобщения эффективного педагогического опыта

Определение целеполагания программы. 1 цикл Выявление эффективного педагогического опыта 1 этап. Выявление и констатация положительной динамики в образовательной деятельности учителя. 2 этап. Изучение и анализ дидактической системы учителя с целью выявления объекта и предмета исследования.

2 цикл Изучение эффективного педагогического опыта 1 этап. Целенаправленное формирование эффективного педагогического опыта: 1.1. Изучение научно-методической литературы, ведение библиографии и составление аннотированной картотеки Разработка и систематизация методических материалов согласно теме эффективного педагогического опыта Проведение системы уроков и внеклассных мероприятий на основе использования новых образовательных технологий, методов, приёмов, форм работы, которые эффективно использует учитель.

1. 4. Участие в работе педагогических советов, научно-практических конференций Участие в гимназических и городских методических конкурсах Мониторинг качества обучения Диагностика личностного развития учащихся Мониторинг здоровья учащихся.

2 этап Обобщение эффективного педагогического опыта 2.1. Описание эффективного педагогического опыта на научной основе с использованием критериальной базы, разработанной методическим советом Организация творческой группы по теме эффективного педагогического опыта Участие в работе гимназических, городских и областных семинаров Консультации для учителей, работающих по данной проблеме Прогнозирование результативности использования эффективного педагогического опыта Утверждение эффективного педагогического опыта на гимназическом и городском методических советах.

3 цикл Пропаганда эффективного педагогического опыта 3.1. Консультации для слушателей Школы молодого учителя и Школы повышения педагогического мастерства Включение в планы работ МО учителей по предметам вопросов по пропаганде эффективного педагогического опыта Предоставление в печать материалов из опыта работы учителя.

Вся процессуальная поэтапная деятельность по обобщению эффективного педагогического опыта, которая реализуется на основе перспективной программы развития, осуществляется с использованием критериальной базы.

В основу разработки критериальной модели положено следующее обоснование. Каждый из этапов деятельности нуждается в специфических критериях, так как на этапе выявления и изучения самым важным является фиксация результатов работы учителя. В основу разработки критериальной модели положено следующее обоснование. Каждый из этапов деятельности нуждается в специфических критериях, так как на этапе выявления и изучения самым важным является фиксация результатов работы учителя. На этапе обобщения опыта не только обогащается теория, но и получает более глубокое развитие сама мысль, извлечённая из эффективного опыта, что позволяет существенно дополнить первичные представления о нём. На этапе обобщения опыта не только обогащается теория, но и получает более глубокое развитие сама мысль, извлечённая из эффективного опыта, что позволяет существенно дополнить первичные представления о нём. Возможности распространения и внедрения педагогического опыта зависят от обобщения и всей предыдущей аналитической работы. Возможности распространения и внедрения педагогического опыта зависят от обобщения и всей предыдущей аналитической работы.

На начальном этапе выявления и изучения эффективного опыта за основу можно брать следующие критерии: признание опыта передовым по устойчивым по конечным результатам образовательной деятельности.

В качестве критериев эффективного педагогического опыта на этапе выявления и изучения можно определить следующие:

Этапы обобщения эффективного эффективногопедагогическогоопытаСоставляющиеэффективногопедагогическогоопытаКритерии педагогического опыта Показатели качества обучения Выявление и изучение эффективногопедагогическогоопыта Результатыобучения Уровеньобученности Степень обученности учащихся и качество знаний. Динамика результатов учебной деятельности. Результаты участия в олимпиадах, научных конференциях, творческих конкурсах Личностное развитие развитиеучащихся Сформированность взглядов и убеждений, основанных на идеологии белорусского государства и общества. Высокая культура поведения Здоровье Рациональная организация режима учебного труда. Оптимизация учебной нагрузки. Использование здоровьесберегающих методик обучения Организация процесса обучения Целостностьпедагогическогопроцесса Обеспечение единства целевых, содержательных и процессуальных компонентов процесса обучения. Комплексное решение задач обучения, воспитания и развития Педагогическоевзаимодействиеучастниковпроцессаобучения Применение технологий и методик, основанных на активном взаимодействии педагога и учащегося по достижению целей обучения. Психолого- педагогическая поддержка учащихся в самоопределении и самоутверждении Эффективностьпедагогическогоконтроля Объективность осуществления проверки результатов учебной деятельности Удовлетворениеобразовательных запросов учащихся и их законных представителей Результаты экзаменов, централизованного тестирования. Мотивы и степень готовности учащихся к продолжению образования

На этапе обобщения опыта в качестве приоритетных могут быть определены следующие критерии:

Этапы обобщения эффективного педагогического опыта СоставляющиеэффективногопедагогическогоопытаКритерииэффективного Показатели эффективного педагогического опыта Обобщение эффективного эффективногоПедагогического опыта опыта Научная обоснованно сть Концептуальность Использование современных научных теорий Системность Взаимосвязь элементов, чёткая структурированность дидактической системы педагога Творческая новизна Эффективностьуправленияобразовательнымпроцессом Оптимальные затраты средств и времени на получение результатов Технологичность Проектирование процесса обучения на основе полученных результатов

На этапе распространения опыта используются критерии комплексного представления содержания опыта в широкой практике. Приоритет здесь имеют не только идеи, но технологичность. Выдвигается также критерий адаптивности опыта современной педагогической практике, что должно отвечать самым разнообразным запросам образовательной практики. На этапе распространения опыта используются критерии комплексного представления содержания опыта в широкой практике. Приоритет здесь имеют не только идеи, но технологичность. Выдвигается также критерий адаптивности опыта современной педагогической практике, что должно отвечать самым разнообразным запросам образовательной практики.

На этапе распространения эффективного педагогического опыта можно использовать следующие критерии:

ЭтапыраспространенияэффективногопедагогическогоопытаСоставляющиеэффективногопедагогическогоопытаКритерииэффективногопедагогическогоопыта Показатели эффективного педагогического опыта Распространение и внедрение эффективногопедагогическогоопыта Сформированность ключевых ключевыхПрофессиональныхкомпетенцийпедагога Уровень личностного развития педагога, чей опыт обобщён Познавательные,деятельностные, социальные компетенции Организация процесса распространения на основе технологической модели модели Методическоесопровождениепроцессараспространенияпедагогическогоопыта Определение сроков пропаганды данного опыта, наличие плана распространения, его содержательность и значимость, разработка памяток, методических бюллетеней, подготовка материалов на основе передового опыта для периодической печати. Создание творческой группы, апробирующей данный эффективный опыт Адаптивность опыта современной современнойобразовательнойпрактикеВоспроизводимость

Наличие критериальной базы позволяет не только дать объективную поэтапную оценку, но и грамотно и правильно описать эффективного педагогический опыт, выявить в нём технологическую основу.

Алгоритм описания эффективного педагогического опыта Обоснование обобщения опыта. Обоснование обобщения опыта. Цель. Цель. Задачи. Задачи. Объект исследования. Объект исследования. Предмет исследования. Предмет исследования. Гипотеза исследования. Гипотеза исследования. База исследования. База исследования. Методы изучения опыта. Методы изучения опыта. Прогнозируемые результаты использования эффективного педагогического опыта. Прогнозируемые результаты использования эффективного педагогического опыта. Общая характеристика педагогического опыта Общая характеристика педагогического опыта Характеристика дидактической системы учителя: Характеристика дидактической системы учителя: Результаты педагогической деятельности: Результаты педагогической деятельности: Выводы (главная идея, которая возникает из опыта и технологичная модель). Выводы (главная идея, которая возникает из опыта и технологичная модель).

Опыт обязательно должен быть «технологизированным», в котором выявлены и научно обоснованы закономерности. Такой опыт может использовать любой учитель. Ценность эффективного педагогического опыта в том, что он должен быть повторим. Если педагогический опыт не соответствует этому требованию, он представляет собой пакет методических материалов, в которых имеются определённые педагогические находки. Эффективный педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Опыт обязательно должен быть «технологизированным», в котором выявлены и научно обоснованы закономерности. Такой опыт может использовать любой учитель. Ценность эффективного педагогического опыта в том, что он должен быть повторим. Если педагогический опыт не соответствует этому требованию, он представляет собой пакет методических материалов, в которых имеются определённые педагогические находки. Эффективный педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы.

Материалы по обобщению передового педагогического опыта

1. Титульный лист. 2. Содержание. 3. Выписка из протокола заседания методического (педагогического) совета о принятии решения обобщения эффективного педагогического опыта педагога. 4. Перспективная программа обобщения эффективного педагогического опыта. 5. Аннотация опыта. 6. Теоретическая база опыта. 7. Описание педагогического опыта. 8. Выписка из протокола заседания методического (педагогического) совета об утверждении передового педагогического опыта.

9. Краткая характеристика дидактической системы учителя. 10. Методические материалы Разработки уроков и внеклассных мероприятий Диагностические карты Дидактические материалы Мультимедийная презентация. 11. Материалы психологической диагностики. Материалы обобщения опыта могут быть дополнены фотографиями, электронными носителями.

Литература 1. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований/ Ю.К. Бабанский. М., Борщенко, Л. В основе работы передовой опыт / Л. Борщенко // Учитель Глинский, А. А. Тэхналогія вывучэння і абагульнення перадавога педагагічнага вопыту/ А. А. Глинский // Народная асвета Жук, А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. Мн., Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Кашлев. Мн., 2001.

6. Кочетов, А.И. Формирование творческой личности / А.И. Кочетов, В.П. Пархоменко. М., Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. Л., Кухарев, Н.В. Педагог-мастер, педагог- исследователь/ Н.В. Кухарев. Гомель, Кухарев, Н.В. Стимулирование педагогического творчества / Н.В. Кухарев, В.С. Решетько. Мн., 1997.

10. Попова, И.Н. Обобщение передового педагогического опыта / И.Н.Попов // Завуч. Управление современной школой Поташник, М.М. Как развивать педагогическое творчество / М.М. Поташник. М., Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. М., Смоляров, М.Р. Передовой педагогический опыт: формирование, изучение, обобщение и распространение / М.Р. Смоляров. Могилёв, 1998.

14. Старжинский, В.П. Методология и концепция проектирования гарантированного качества образовательной среды в соответствии с ИСО 9000 / В.П. Старжинский // Кіраванне ў адукацыі С Терегулов, Ф.Ш. Критерии передового педагогического опыта / Ф.Ш. Терегулов // Советская педагогика