п/п Состав группы (Ф.И.О.) Занимаемая должность Стаж работы КатегорияТема по самообразованию 1Затеева Т.А.воспитатель19 лет2Экология и здоровье дошкольника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Формирование экологического воспитания дошкольника на основе регионального компонента»
Advertisements

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Природу края береги» (Экологическое воспитание детей 6-7 лет) МБДОУ «Детский сад 11 «Ручеек» Разработчик: Воспитатель Николаева.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Создание условий для формирования активной гражданской позиции дошкольника (описание опыта работы)» Воспитатель МБДОУ Калининский детский сад «Солнышко»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
Ребёнок познаёт мир природы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в нашем детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения к.
Здоровье свыше нам дано Учись, малыш, беречь его. Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста. МКДОУ детский сад 1.
Проектная деятельность МБДОУ 8 «СКАЗКА». Проектная деятельность это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он.
«Призвание- Учитель» МОУ «Средняя общеобразовательная школа 8» г. Канаш, 2009.
ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА – ВОДА» средняя группа Воспитатели: Кравченко Л.Н. Семененко И.Д.
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Презентация урока для интерактивной доски по теме: Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
«Создание образовательного пространства, способствующего формированию основ нравственно- патриотического воспитания дошкольников в системе всестороннего.
Итоговый педсовет «Результативность работы МБДОУ «ЦРР - детский сад «Теремок» за учебный год.
Творческий отчёт по теме: «Умственное развитие дошкольниками средствами природы» Целовальникова Марина Дмитриевна Место работы: Муниципальное дошкольное.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 472 комбинированного вида «Тигрёнок» Педагогический проект.
Предметно развивающая среда по экологическому воспитанию детей старшей группы6 «Солнышко» Выполнили: Булатова М.С. Квач Е.А.
Транксрипт:

п/п Состав группы (Ф.И.О.) Занимаемая должность Стаж работы КатегорияТема по самообразованию 1Затеева Т.А.воспитатель19 лет2Экология и здоровье дошкольника. 2Алиева Г.В.воспитатель21 год2Экологическое воспитание и развитие детей средствами художественной литературы. 3Остапчук Н.Н.воспитатель25 лет1Проектный метод в экологическом воспитании детей. 4Калачева М.С.воспитатель23 года2Труд детей в природе 5Мазур Н.В.воспитатель21 год1Валеологическое воспитание дошкольника

Программа «Детство» Программа «Юный эколог» Программа оздоровления дошкольников «Зелёный огонёк здоровья»

Глобальная причина Федеральная причина Муниципальная причина Локальная причина

Кадровый потенциал (на начало уч.г)

Уголок природы в группах Экологическая тропа на участке детского сада Экологический мини-музей Огород на участке Огород на окне Наглядный и демонстрационный материал Библиотека

Цель системы: формирование осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста. Задачами работы по этой системе являются: Формирование у дошкольников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе; Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них; Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле; Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране; Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; Создание поэтапной системы по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.

Этап Направление экологического воспитания Основные задачи этапа 1 этап 2 Младшая группа Организация наблюдений в окружающем мире. 1)Учить детей наблюдать за объектами и явлениями природы, применять элементы игротерапии с природоведческим содержанием: физкультминутки, динамически паузы, игры (программа М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья») 2)Учить детей сравнивать и обобщать результаты наблюдений. 3)Наметить пути работы с родителями и педагогами с целью повышения знаний и умений по экологическому воспитанию дошкольников. 2 этап Средняя группа Интегрированный подход к развитию речи и экологических представлений: «Развитие речи + экология» 1) Продолжать накапливать багаж экологических представлений детей с позиции осознанно-правильного отношения к природе 2) Направлять познавательную активность детей, совершенствуя и развивая речь 3) Развивать творческие способности, отражая полученные знания в продуктивных видах деятельности, в играх 4) Формировать способность делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные способности 3 этап Старшая группа Интегрированный подход к развитию двигательных навыков и экологических представлений: «Природа + движение». 1) Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе. 2) Расширять знания о неповторимости и многообразии объектов живой и неживой природы. 3) Формировать потребность в здоровом образе жизни через совершенствование разных видов движений, применять игровые упражнения в ежедневной активной деятельности. 4) Повышение уровня экологического сознания, познание природы через многообразие форм двигательной активности 4 этап Подготовительн ая группа Старшие дошкольники – исследователи и защитники природы. Цель работы: сформировать у детей подготовительной группы основы экологической культуры личности. Задачи: 1.Расширить знания об экологической ответственности, навыки природоохранного поведения. 2.Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособляемости животных и растений к условиям жизни, понимать причинно – следственные связи в природе. 3.Развивать умение решать проблемные ситуации, закреплять знания о правилах поведения в экосистемах. 4.Использовать опыты для проверки предположений, самостоятельно ставить познавательную задачу и находить пути её решения. Учить делать выводы, развивать способность к оценке и самооценке.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Но увеличить нагрузку на воспитанников без ущерба для здоровья нельзя. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

Экологическое воспитание дошкольников, формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения Создание системы экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Создать целостную систему экологического воспитания дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий в контексте единого воспитательно- образовательное пространства ДОУ и семьи

Получен ие экологич еских ЗУН на занятиях Получени е знаний на прогулке Получен ие экологич еских ЗУН вне занятий Культурн о- досугова я деятельн ость Развитие экологиче ской среды в группе и экологиче ского пространс тва в ДОУ Внедрение здоровьесб ерегающег о компонент а в экологиче ское воспитани е Деятельн ость вне детского сада Летняя оздоровит ельная работа Создание единого воспитател ьного пространст ва семьи и ДОУ Повышение профессионали зма педагогов в воспитании экологической культуры *Заняти я по «природн ому миру» (2 раза в месяц) *Интегр ация экологиче ских знаний в другие разделы программ ы «Детств о» (межпр ед метные связи) Наблюден ия в природе Осенние прогулки по окресност ям Подвижн ые игры - природо- охранная деятельно сть («Зеленый патруль») - работа в «исследов ательской лаборатор ии» (в уголке экспериме нтирован ия) *Праздни ки *Вечера развлечен ий *Виктори ны *Интелле ктуальные игры *Просмот р видеофил ь мов *Конкурс ы рисунков Улучшение уголков эксперимен тирования в группах Создание картотек в помощь педагогу Создание дидактичес ких пособий и игр Создание макетов Создание «Поляны сказок» Внедрение здоровьесб ерегающих образовате льных технологий Экологичес кие физкультм инутки Динамичес кие паузы Подвижны е игры в группе Создание дорожек здоровья для взбадрива ющей гимнастики *Экологи ческие акции в поселке, на прилегаю щей территори и; *Издание экологиче ской газеты «Экологи ческий альманах» *Участие в конкурсах акции «Спасти и сохранить » Создание экологичес кой тропы на участке детского сада, разработка маршрута и мероприят ий на тропе Детско- родительски е проекты Туристическ ие походы Участие в экологическ их праздниках Участие в конкурсах акции «Спасти и сохрани» Облагоражи вание и озеленение территории детского сада Работа творческой группы Мастер-классы Открытые занятия и мероприятия Выставка методических наработок Создание новых методических пособий Распространени е опыта работы на муниципальном, региональном и всероссийском уровне Участие в конкурсах (смотр экологических уголков)

Создание системы экологического воспитания и образования дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально- нравственного, практически- деятельностного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья

1. Провести «экологический всеобуч» для членов творческой группы по способам (технологиям, методикам, формам) эффективной организации экологического воспитания и образования дошкольников 2. Создать систему экологического воспитания дошкольников через: Получение экологических ЗУН на занятиях Получение экологических ЗУН вне занятий Получение знаний на прогулке Получение экологических ЗУН в рамках культурно - досуговой деятельности Развитие экологической среды в группе и экологического пространства в ДОУ Внедрение здоровьесберегающего компонента в экологическое воспитание Деятельность вне детского сада Летняя оздоровительная работа Создание единого воспитательного пространства семьи и ДОУ Повышение профессионализма педагогов в воспитании экологической культуры 3. Отработать систему диагностики и мониторинга для отслеживания динамики формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, экологически ориентированного поведения, приобретения навыков здорового образа жизни, сохранения параметров здоровья.

ЕСЛИТО Создать систему экологического воспитания в ДОУудастся дать необходимые экологические знания представления и избежать перегрузки учащихся дать детям действительно научные представления в области биологии, экологии, географии интерес дошкольников к миру природы и любовь ко всему живому возрастет осуществлять воспитательно-образовательный процесс с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий удастся дать необходимые экологические знания и сохранить здоровье дошкольников применять на занятиях по «природному миру» нестандартные формы работы появиться возможность развить творческие способности и исследовательские умения детей с помощью активных форм обучения и воспитания на занятиях раскрыть дошкольнику значение человека в природе с точки зрения «биоцентризм» появится возможность искоренения потребительского отношения к природе уже в дошкольном детстве возрастет предусмотреть в планах работы семейных клубов по проекту «Содружество: детский сад+семья» активные формы работы с детского сада с семьей просвещенность родителей в вопросах экологии и их заинтересованность в экологическом просвещении детей возрастет Улучшить предметно-развивающую средубудет создана благоприятная атмосфера для познавательной и творческой активности дошкольников экологические знания будут интегрироваться в различные аспекты дошкольной жизни экологическая культура дошкольника будет формироваться через весь комплекс взаимосвязей: человек (живой организм), общество, окружающая среда, живые организмы, неживая природа через весь учебно- воспитательный пройдут «красной нитью»: знания: о природе и окружающей среде родного края, России, Земли в целом; умения: исследовать явления и объекты окружающего мира; навыки: экологически целесообразного поведения в окружающей среде то удастся сформировать экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья

ГруппаИнтересы участников проекта Общественность Экологическое воспитании дошкольников – первый шаг на пути формирования личности с экологически ориентированным поведением в окружающей среде Единое воспитательное пространство по экологическому воспитанию в ДОУ позволит привлечь внимание и детей, и их родителей к проблемам, связанным с экологией Родители Познакомить своих детей с новыми знаниями через совместную деятельность Возможность повысить психолого-педагогическую компетентность в вопросах экологического воспитания детей Возможность расширить собственный кругозор Дошкольники Углубить свои знания через знакомство с природными явлениями в игровой форме Развивать фантазию, творческое воображение детей Сформировать способность делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные способности Получить возможность участвовать в совместных с родителями экологических проектах Педагоги Повысить уровень профессионализма в вопросах воспитания экологической культуры Повысить мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей Добиться положительных результатов в освоении дошкольниками экологических знании и представлений Представление интересов участников проекта

Этапы реализации проекта п/п СрокиЭтапы экспериментаСодержание деятельности на этапе / 2008 учебный год Подготовительный (проектировочный) Анализ предметно-развивающей среды в группах и ДОУ Анализ обеспеченности ДОУ программно- методическими материалами Обобщение передового педагогического опыта Изучение новинок методической литературы и периодической печати Анализ сформированности экологических представлений Создание творческой группы для работы над проектом Создание системы мониторинга, диагностики Анкетирование педагогов

Методы исследованияНеобходимые условия проведения эксперимента Прогнозируемые результаты Мониторинг успешности Анализ методической и периодической литературы по проблеме Обобщение передового педагогического опыта Мозговой штурм Диагностика экологических знаний Анкетирование педагогов Анализ документации Пополнение библиотеки литературой экологического и природоохранного содержания. Создание творческой группы для работы над проектом. Самообразование педагогов Создание проекта. Готовность к организации экспериментальной работы. Определение « недостатков » в существующей организации экологического воспитания дошкольников Оценка методической и дидактической базы Анализ методов работы с родителями по экологическому воспитанию Экспертиза проекта на педагогическом совете Диагностика готовности коллектива к проведению эксперимента

п/п СрокиЭтапы эксперимента Содержание деятельности на этапе. 2. Июнь – сентябрь 2008 г. Организацион ный Составление плана организационных мероприятий Утвердить состав творческой группы с распределением функциональных обязанностей внутри нее; разработать механизмы морального и материального стимулирования педагогов – участников эксперимента. Участникам эксперимента ввести коррективы в календарно-тематические планы, в планы работы по самообразованию, в планы работы семейных клубов, в планы культурно-досуговой деятельности Ввести в комплексный годовой план работы ДОУ, мероприятия, способствующие совершенствованию процесса экологического воспитания дошкольников Подобрать диагностические материалы для отслеживания результатов работы Укрепление материально- технической базы: пополнение лабораторного оборудования,наглядных средств обучения, ТСО.

Методы исследования.Необходимые условия проведения эксперимента. Прогнозируемые результаты. Мониторинг успешности. Логические методы (анализ и синтез, классификация, моделирование). Организация дифференцированной работы с различными группами участников проекта. Достаточное обеспечение литературой, программами, возможность доступа в сеть « Интернет ». Составление подпрограмм, творческих планов каждым участником творческой группы. Повышение качества планирования Утверждение плана инновационной работы Методы научного познания (наблюдение, эксперимент, получение количества данных об изучаемом объекте). Методы теоретического исследования (мыслительный эксперимент, выдвижение гипотез, мозговой штурм). Взаимопонимание между участниками эксперимента, партнерские взаимоотношения; оперативные, правильные действия со стороны администрации ДОУ. Налаженный механизм взаимодействия всех участников проекта Создание новых положений, регламентирующих деятельность участников творческой группы

п/п СрокиЭтапы эксперимента Содержание деятельности на этапе / 2009 учебный год Практический « Запускается » вся схема экологического воспитания дошкольников Разрабатываются и создаются авторские « продукты » : дидактические игры по экологии, наглядные пособия, методические материалы в помощь педагогу, создаются и пополняются картотеки, разрабатываются авторские занятия В методическом кабинете создается копилка ППО по экологическому воспитанию дошкольников Внедряются информационно-коммуникационные технологии Участниками творческой группы создаются подпрограммы и подпроекты Диагностика и мониторинг качества экологического образования по всем показателям (см. диагностическую карту в приложении). Презентация наработок участников проекта Проведение мастер-классов и других мероприятий по обмену опытом учебный год Обобщающий Обработка и анализ результатов; Оформление методических брошюр, сборников сценариев и т.д. Обобщение и оформление опыта; Распространения опыта работы на разных уровнях

Методы исследования.Необходимые условия проведения эксперимента. Прогнозируемые результаты. Мониторинг успешности. Анализ, обобщение, аналогия, моделирование. Систематизация и классификация, стимулирование и мотивация. Совместная творческая деятельность (согласованное партнерство в творческой группе). Наличие возможности пользования компьютером, принтером, ксероксом для всех участников эксперимента. Создание методических сборников конспектов занятий, мероприятий, Рост нравственных качеств участников проекта Укрепление сотрудничества детского сада и семьи, появление совместных творческих продуктов приобретение навыка экологически ориентированного поведения в окружающей среде на основе усвоения новых экологических знаний, приобретения умений. Посещение занятий и мероприятий администрацией Взаимопосещения занятий и мероприятий членами творческой группы. Использование опыта работы другими членами творческой группы Проведение районных мероприятий (семинаров, дней открытых дверей и т.д.) для обмена опытом. Анализ результатов работы по формированию экологически грамотного поведения человека в природе

Систематизация Классификация Обобщение Аналогия Моделирование Наличие материально- технических условий для оформления материалов (оргтехника и канцтовары); доступность их для педагогов- экспериментаторов. Моральное и материальное стимулирование по результатам труда. Повышение педагогической компетентности воспитателей Повышение экологической культуры родителей Формирование у дошкольников интереса к миру природы Формирование первоначальных экологических представлений и экологически грамотного поведения в природе Появление творческих продуктов педагогов в обобщенном виде. Распространение опыта работы на разных уровнях Личный пример Распространение опыта работы Наличие МТБ для размножения творческих продуктов. Другие детские сады начнут применить наиболее удачные разработки коллектива детского сада « Солнышко » Интерес коллег к проекту.

Ожидаемые результаты проекта: а) на уровне образовательного учреждения : Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства Создание единого воспитательно- образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников

б) на уровне педагогического процесса: совершенствование форм экологического воспитания дошкольников, переход от узкопредметного обучения к интеграционному. в) педагогической системы: переход от традиционной системы обучения и воспитания к обучению с помощью активных форм и методов, внедрению здоровьесберегающих инновационных технологий

ЭтапНаправление экологическо го воспитания Инновации 1 этап 2 Младшая группа Организация наблюдений в окружающем мире. 1) Внедрение здоровьесберегающих методик, которые способствуют раскрепощению детей во время занятий, более успешному усвоению знаний (физкультминутки, динамические паузы, музыкотерапия, сказкотерапия, подвижные игры, пальчиковые игры, релаксационные паузы). 2) С целью обновления и усовершенствования предметно- развивающей среды на территории ДОУ была создана « Поляна сказок », включающая в себя альпийскую горку, скульптуры животных. Дети приходят в гости к животным, рассказывают им сказки, играют. 3) Разработаны творческой группой « Экология и здоровье » оздоровительные дорожки для взбадривающей гимнастики после дневного сна. Каждая из дорожек сугубо индивидуальна, несет в себе природоведческую направленность (чудо-река, веселая гусеница и т.д.) 4) Создан сборник наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки. А также сборник физкультминуток « Веселый зоопарк », картотека игр с водой и песком.

Активность участия родителей в экологических мероприятиях 2 этап Средняя группа Интегрированн ый подход к развитию речи и экологических представлений: « Развитие речи + экология » 1) Интегрированный подход к проведению занятий по экологии и развитию речи нашел отклик в деятельности и полноправном сотрудничестве детей и родителей. Содержательная сторона совместной деятельности помогает осуществить поставленные цели и задачи по 2-му этапу уже в первой половине года. Совместно с родителями были созданы: - макет « Дары реки Обь » - сборник экологических сказок - годовой проект « Экологическая почта » - макет « Веселый поезд » в уголке экспериментирования - видеотека « Любимые питомцы » - уголок « Времена года » - дидактическая игра « Волшебный зонт » - книжки – малышки: « Веселая почемучка », « Экологическая почемучка »

3 этап Старшая группа Интегрирова нный подход к развитию двигательны х навыков и экологически х представлен ий « Природа + движение ». 1) В помощь педагогу и в рамках обмена опытом созданы: - сборник интегрированных занятий « Экология + движение » - сборник развлечений « Путешествия по экологии » 2) Для усовершенствования предметно-развивающей среды и включение здоровьесберегающих технологий в процесс работы созданы: - дорожки здоровья - картотека физминуток, динамических пауз - пособие « Экран настроения »

4 этап Подготовите льная группа Старшие дошкольники – исследователи и защитники природы. 1) В помощь педагогу для работы с детьми на занятии был создан сборник « Экологические сказки » 2) В ходе работы по самообразованию были созданы: - авторская игра « Удивительный круг » ; - « Полезные советы для детей и взрослых » ; - книжка – малышка авторских стихов « Загляни в прекрасное » ; 3) Для усовершенствования предметно-развивающей среды расширен и реконструирован - Уголок экспериментирования в группе 4) Для активного включения родителей в воспитательно- образовательный процесс было реализовано несколько совместных детско-родительских проектов: Проект « Экологическая почта » Проект « Экологические сказки » Проект « Красная книга Югории » Проект « Красота вокруг нас » Проект « Экологический календарь » Проведена акция « Твой рисунок – на календарь » А также выпускалась газета для родителей « Экологический альманах »

Пропаганда педагогического опыта по теме Мероприятия по обмену опытом: Творческие отчеты Мастер-классы Открытые занятия Внедрение передового опыта в работу других воспитателей Проведение конкурса уголков экспериментирования в группах Создание авторских дидактических пособий другими членами творческой группы Увеличение количества наглядных пособий Создание творческой атмосферы Педагогический поиск Повышение профессионализма педагогов в вопросах воспитания экологической культуры дошкольника: освоение новых технологий экологического образования

Обобщение и распространение данный проект по экологическому воспитанию в ДОУ уже получил как на муниципальном, так и региональном и всероссийском уровне. Он был представлен: на муниципальном уровне: - на сайте виртуального методического объединения по дошкольному образованию на региональном уровне: - на региональном совещании-семинаре «Организация и проведение экспертной деятельности в ходе аттестации педагогических работников образовательных учреждений» на всероссийском уровне: - на общероссийском педагогическом сайте «Фестиваль педагогических идей», в разделе «работа с дошкольниками» ( - на V Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» (г. Нижневартовск, 2010)