Исследовательская и проектная деятельность учащихся Составитель: доцент кафедры общей биологии и методики преподавания биологии В.И.Нахаева Омск-2003.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новикова Т.Г., Прутченков А.С. 1 Исследовательская и проектная деятельность учащихся.
Advertisements

Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ Доклад подготовлен для выступления на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Метод проектов как средство формирования познавательных умений младших школьников.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Проектная и исследовательская деятельность в рамках классно-урочной формы обучения. семинар.
Транксрипт:

Исследовательская и проектная деятельность учащихся Составитель: доцент кафедры общей биологии и методики преподавания биологии В.И.Нахаева Омск-2003

«Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте их мозг. Достаточно заронить в него искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища.» А.Франс

В рамках модернизации предполагается осуществить: Совершенствование содержания и методов обучения, направленное на сохранение индивидуальности ребенка, развитие детских инициатив в различных видах учебной деятельности. Совершенствование содержания и методов обучения, направленное на сохранение индивидуальности ребенка, развитие детских инициатив в различных видах учебной деятельности. Введение профильного обучения в старших классах, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Введение профильного обучения в старших классах, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Становление отдельных ключевых компетенций школьников, обучение умению общения и сотрудничества средствами всех учебных дисциплин. Становление отдельных ключевых компетенций школьников, обучение умению общения и сотрудничества средствами всех учебных дисциплин.

Компетентность школьника? Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетентность - результат освоения четырех типов опыта (общепредметный образовательный минимум): Опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; Опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; Опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; Опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; Опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; Опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; Опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций Опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций(В.В.Краевский)

Развитие творческих способностей учащихся формируется в деятельности личность креативная социализированная компетентная

Признаки творческой личности (исследователя) Способность замечать и формулировать альтернативы; Способность замечать и формулировать альтернативы; Подвергать сомнению очевидное на первый взгляд; Подвергать сомнению очевидное на первый взгляд; Избегать поверхностных формулировок; Избегать поверхностных формулировок; Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности; Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности; Увидеть перспективу; Увидеть перспективу; Способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; Способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; Отказ от категорических суждений, деление на «белое» и «черное» ; Отказ от категорических суждений, деление на «белое» и «черное» ; Готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска. Готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Наиболее востребованные качества исследователя Обращенность в будущее; Обращенность в будущее; Умение интегрировать знания со способами их рационального получения; Умение интегрировать знания со способами их рационального получения; Усвоение системы способов исследований, применяемых в базовых науках; Усвоение системы способов исследований, применяемых в базовых науках; Освоение и применение информационных технологий в процессе исследовательской деятельности. Освоение и применение информационных технологий в процессе исследовательской деятельности.

Характеристики учителя, способствующие развитию творческой личности: Признание ценности творческого мышления; Признание ценности творческого мышления; Развитие чувствительности детей к стимулам окружения; Развитие чувствительности детей к стимулам окружения; Свободное манипулирование объектами и идеями; Свободное манипулирование объектами и идеями; Умение дать конструктивную информацию о творческом процессе; Умение дать конструктивную информацию о творческом процессе; Умение развивать конструктивную критику, но не критиканство; Умение развивать конструктивную критику, но не критиканство; Поощрять самоуважение; Поощрять самоуважение; Рассеивать чувство страха перед оценкой и т.д Рассеивать чувство страха перед оценкой и т.д

Факторы, оказывающие негативное воздействие на креативность учащихся (Р.Халман) Вынуждение к конформизму; Вынуждение к конформизму; Авторитарные установки и авторитарное поведение; Авторитарные установки и авторитарное поведение; Ригидность учителя; Ригидность учителя; Проявление сарказма и насмешек; Проявление сарказма и насмешек; Жесткое оценивание; Жесткое оценивание; Жесткая ориентация на успех; Жесткая ориентация на успех; Враждебность к личности с дивергентным мышлением и др. Враждебность к личности с дивергентным мышлением и др.

Творческая деятельность Исследовательская Теоретические исследования Теоретические исследования Эмпирические исследования Эмпирические исследованияПроектная Исследовательский проект Исследовательский проект Проекты игр Проекты игр Конструктивные проекты Конструктивные проекты Творческий проект Творческий проект Экскурсионные проекты Экскурсионные проекты Информационный проект Информационный проект

Исследования учащихся Теоретические исследования исследования Направлены на всестороннее познание объективной реальности, объяснение установленных фактов. Направлены на всестороннее познание объективной реальности, объяснение установленных фактов. Формируют теоретические знания и общеучебные умения. Формируют теоретические знания и общеучебные умения. Эмпирические исследования Эмпирические исследования Направлены на сбор эмпирической информации и познавательную активность. Направлены на сбор эмпирической информации и познавательную активность. Формируют теоретические знания, специальные умения. Формируют теоретические знания, специальные умения.

Методы исследований Теоретических: Логические – анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, сравнение, аналогия, систематизация и др. Логические – анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, сравнение, аналогия, систематизация и др. Метод формирования гипотез (выдвижение различных предположений с обоснованием их возможности). Метод формирования гипотез (выдвижение различных предположений с обоснованием их возможности). Метод продуцирования идей (формирование обобщенного принципа, объясняющего сущность явления). Метод продуцирования идей (формирование обобщенного принципа, объясняющего сущность явления). Мысленный эксперимент (построение теоретической модели тех процессов, которые в данный момент не осуществимы). Мысленный эксперимент (построение теоретической модели тех процессов, которые в данный момент не осуществимы). Эмпирических: Наблюдение Наблюдение Эксперимент (изучение явления в контролируемых и управляемых условиях). Эксперимент (изучение явления в контролируемых и управляемых условиях). Измерение (получение количественной характеристики изучаемого объекта). Измерение (получение количественной характеристики изучаемого объекта). Анкетирование. Анкетирование. Опросы. Опросы.

Исследовательская деятельность учащихся Совместная деятельность двух субъектов (ученика и научного руководителя), связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, Совместная деятельность двух субъектов (ученика и научного руководителя), связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, Это деятельность, в ходе которой осуществляется трансляция культурных ценностей, Это деятельность, в ходе которой осуществляется трансляция культурных ценностей, Это деятельность, результатом которой является формирование творческого мышления, исследовательских умений, умений самостоятельной работы, мировоззрения. Это деятельность, результатом которой является формирование творческого мышления, исследовательских умений, умений самостоятельной работы, мировоззрения.

Исследования учащихся Прикладные Прикладные Направлены на применение открытых закономерностей и законов для решения практических вопросов и внедрения результатов в практику. Направлены на применение открытых закономерностей и законов для решения практических вопросов и внедрения результатов в практику. Фундаментальные Фундаментальные Направлены на углубление научных знаний и открытие новых областей и не преследуют непосредственно практических целей. Направлены на углубление научных знаний и открытие новых областей и не преследуют непосредственно практических целей.

Исследования учащихся Научные Организуются на учебных занятиях элективных курсов, кружков, факультативов, спецкурсов, спепрактикумов. Организуются на учебных занятиях элективных курсов, кружков, факультативов, спецкурсов, спепрактикумов. Могут быть индивидуальными или групповыми. Могут быть индивидуальными или групповыми. Направлены на совершенствование мышления, самостоятельных форм работы, приобретение новой информации, фактических знаний. Направлены на совершенствование мышления, самостоятельных форм работы, приобретение новой информации, фактических знаний. Характеризуются наличием научной новизны (объективного или субъективного характера). Характеризуются наличием научной новизны (объективного или субъективного характера).Учебные Организуются на уроках систематически и непрерывно. Организуются на уроках систематически и непрерывно. Могут быть групповыми, реже индивидуальными. Могут быть групповыми, реже индивидуальными. Направлены на выявление особенностей методов научного познания, формирование и совершенствование исследовательских умений, приобретение новых фактических знаний. Направлены на выявление особенностей методов научного познания, формирование и совершенствование исследовательских умений, приобретение новых фактических знаний. Наличие научной новизны не обязательно. Наличие научной новизны не обязательно.

Основные этапы эмпирического исследования Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения. Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения. Выбор темы исследования. Выбор темы исследования. Выбор объекта, предмета и цели исследования. Выбор объекта, предмета и цели исследования. Формулировка рабочей гипотезы. Формулировка рабочей гипотезы. Определение задач по достижению цели. Определение задач по достижению цели. Определение методов исследования. Определение методов исследования. Сбор собственного материала и статистическая обработка, полученных данных. Сбор собственного материала и статистическая обработка, полученных данных. Анализ и обобщение собранного материала. Анализ и обобщение собранного материала. Собственные выводы, практические рекомендации. Собственные выводы, практические рекомендации.

Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения. Проблема исследования – нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности. Проблема исследования – нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности. Что надо изучить? Что надо выявить? Что надо установить, чтобы ответить на вопрос? ? ? ?

Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения. Проблема – это следствие возникшего противоречия, которое необходимо разрешить. Проблема – это следствие возникшего противоречия, которое необходимо разрешить. Противоречия: Противоречия: Между знанием и незнанием; Между знанием и незнанием; Несоответствие между явлениями внутри объекта; Несоответствие между явлениями внутри объекта; Социально-экономические. Социально-экономические. Проблема должна быть актуальной, значит: Проблема должна быть актуальной, значит: Отвечает научной потребности практики; Отвечает научной потребности практики; Не имеет соответствующего готового научного решения. Не имеет соответствующего готового научного решения.

Выбор темы исследования Должна быть: Корректно сформулирована; Соответствовать заявленной проблеме; Отражать соотношение нового и старого; Включать название региона, если исследование направлено на решение актуальной проблемы для данного региона.

Выбор объекта, предмета и цели исследования. Объект исследования – это то, что рассматривается. Объект исследования – это то, что рассматривается. Предмет исследования – это представление о том, как (с какой стороны, какие аспекты и т.п.) рассматривается объект, это, в определенной степени, составная часть объекта. Предмет исследования – это представление о том, как (с какой стороны, какие аспекты и т.п.) рассматривается объект, это, в определенной степени, составная часть объекта. Цель – это представление автора о будущем результате, которая может трактоваться следующим образом – разработка, выявление, установление, обоснование и т.п. Цель – это представление автора о будущем результате, которая может трактоваться следующим образом – разработка, выявление, установление, обоснование и т.п.

Формулировка рабочей гипотезы Гипотеза – это научная идея, высказанная исследователем в виде предположения, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза – это научная идея, высказанная исследователем в виде предположения, истинное значение которого неопределенно. Может быть подтверждена в ходе исследования и тогда она становится новым приобретенным научным знанием, может быть отвергнута и тогда организуется поиск новых гипотез решения проблемы. Может быть подтверждена в ходе исследования и тогда она становится новым приобретенным научным знанием, может быть отвергнута и тогда организуется поиск новых гипотез решения проблемы. Не может являться очевидным фактом, не требующим проверки и доказательства. Не может являться очевидным фактом, не требующим проверки и доказательства. Гипотеза - это утверждение автора о необходимых и достаточных условиях протекания процесса. Гипотеза - это утверждение автора о необходимых и достаточных условиях протекания процесса. Строится по схеме – если…, то…, так как…

Формулировка рабочей гипотезы Теоретическое исследование Обзор литературы по проблеме исследования

Обзор литературы по проблеме исследования Техника работы с литературой Техника работы с литературой Обратитесь к библиотечным каталогам и указателям, к реферативным журналам и периодической литературе, выпишите источники и составьте картотеку по проблеме исследования, организовывая поиск через предмет или объект Вашего исследования. Обратитесь к библиотечным каталогам и указателям, к реферативным журналам и периодической литературе, выпишите источники и составьте картотеку по проблеме исследования, организовывая поиск через предмет или объект Вашего исследования. Начните анализ литературы с монографий, затем приступите к анализу периодических изданий, выписывая из списков литературы всех монографий и статей дополнительные источники для дальнейшей работы. Начните анализ литературы с монографий, затем приступите к анализу периодических изданий, выписывая из списков литературы всех монографий и статей дополнительные источники для дальнейшей работы. Проведите анализ источника - внимательно прочитайте текс и определите суть работы и ее результат (выводы), а также методы с помощью которых были получены результаты. Проведите анализ источника - внимательно прочитайте текс и определите суть работы и ее результат (выводы), а также методы с помощью которых были получены результаты. Выпишите полные выходные данные источника – автор, название, место и издательство, год, количество страниц или номера страниц. Выпишите полные выходные данные источника – автор, название, место и издательство, год, количество страниц или номера страниц. Запишите кратко в виде тезисов или аннотации содержание источника, сопровождая фактами, цитатами и собственным мнением (на полях, в скобках, другим цветом). Запишите кратко в виде тезисов или аннотации содержание источника, сопровождая фактами, цитатами и собственным мнением (на полях, в скобках, другим цветом).

Определение задач по достижению цели. Задачи – это частные самостоятельные «подцели», решение которых в совокупности должно обеспечивать достижение общей цели. Задачи – это частные самостоятельные «подцели», решение которых в совокупности должно обеспечивать достижение общей цели. Задачи могут формулироваться, как этапы исследования, выполнение которых планируется поочередно, или как части исследования, выполнение которых можно организовывать одновременно. Задачи могут формулироваться, как этапы исследования, выполнение которых планируется поочередно, или как части исследования, выполнение которых можно организовывать одновременно.

Определение методов эмпирического исследования Эксперимент Эксперимент Наблюдения Наблюдения Анкетирование Анкетирование Интервьюирование Интервьюирование этапыфункции Подготовительный Диагностическая, организаторская, проектировачная Практический, статистическая обработка Исполнительская Обобщающая Аналитическая, коррекционная ВнедренческаяСоциализация

Формы отчетов: Структура работы: Статья; Дипломная работа; Выпускная работа; Диссертация. Введение (актуальность темы, объект, предмет, цель и задачи). Введение (актуальность темы, объект, предмет, цель и задачи). Теоретическая часть (обзор литературы, рабочая гипотеза). Теоретическая часть (обзор литературы, рабочая гипотеза). Практическая часть (методика эксперимента, собственные результаты исследования и их обсуждение). Практическая часть (методика эксперимента, собственные результаты исследования и их обсуждение). Выводы. Выводы. Практические рекомендации. Практические рекомендации. Список используемой литературы. Список используемой литературы. Приложения. Приложения.

Основные этапы организации исследовательской деятельности Мотивация учащихся – создание условий, при которых возможно определение каждым учеником необходимости участия в этом виде деятельности, поиск моральной выгоды (я делаю это впервые, это имеет значение, я буду это знать, мне это пригодится и т.д.) и материальных стимулов (баллы в портфолио, оценка на уроке, более качественная подготовка к ЕГЭ, преимущества для поступления в ВУЗ).

Основные этапы организации исследовательской деятельности Выбор направления исследования учеником. О Организация дискуссии, содержание которой определяется специализацией научного руководителя и зависит от его компетентности, в ходе которой каждый ученик сможет выбрать направление индивидуального или группового исследования. В Выбор осуществляется по двум критериям: субъективный – интерес исполнителя, объективный – актуальность направления, т.е. недостаточность изученности, важность в научном и практическом отношениях. Результат - выбор темы, установление научной новизны и практической значимости.

Основные этапы организации исследовательской деятельности Постановка цели и задач исследования, планирование эксперимента Разработка задания для самостоятельной работы ученика -написание реферата (обзора литературы по 5-7 источникам, рекомендуемых руководителем) по выбранной теме исследования. Обсуждение продукта (реферата) с руководителем, на основании чего в беседе определяется объект и предмет, формулируются цель и задачи. Планирование дополнительного теоретического исследования (работа с литературой) и эксперимента, выделение этапов, задач каждого этапа, выбор техник исполнения (методик), методов обработки полученных данных и их регистрации, составление календарного плана.

Основные этапы организации исследовательской деятельности Проведение эксперимента. Организация необходимых условий для проведения эксперимента. Организация необходимых условий для проведения эксперимента. Техническое оснащение эксперимента. Техническое оснащение эксперимента. Освоение методик эксперимента. Освоение методик эксперимента. Выполнение практической части эксперимента, наблюдения, фиксация результатов наблюдения, сбор данных, измерения. Выполнение практической части эксперимента, наблюдения, фиксация результатов наблюдения, сбор данных, измерения. Анализ полученных данных, статистическая обработка их, сопоставление полученного результата с опубликованными ранее в других работах, определение соответствия полученного продукта рабочей гипотезе. Анализ полученных данных, статистическая обработка их, сопоставление полученного результата с опубликованными ранее в других работах, определение соответствия полученного продукта рабочей гипотезе. Оформление анализа полученных данных (текст, сводные таблицы, графики, диаграммы и пр.). Оформление анализа полученных данных (текст, сводные таблицы, графики, диаграммы и пр.). Формулировка выводов – тезисное изложение результатов эксперимента, как следствие решения поставленных задач. Формулировка выводов – тезисное изложение результатов эксперимента, как следствие решения поставленных задач.

Основные этапы организации исследовательской деятельности Оформление результатов работы в виде отчета и обсуждение их в коллективе. Оформление результатов работы в виде отчета и обсуждение их в коллективе. Рецензирование работы (экспертиза). Рецензирование работы (экспертиза). Публичная защита. Публичная защита.

Механизмы развития исследовательской деятельности в образовательном учреждении Создание творческой атмосферы, мотивации, интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности; Создание творческой атмосферы, мотивации, интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности; Инициирование и всесторонняя поддержка, стимулирование поисковой, исследовательской, проектной деятельности; Инициирование и всесторонняя поддержка, стимулирование поисковой, исследовательской, проектной деятельности; Сопровождение исследовательской и проектной деятельности; Сопровождение исследовательской и проектной деятельности; Создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности. Создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.

Успех исследовательской деятельности определяется предварительной подготовкой ученика по методике исследовательской деятельности; предварительной подготовкой ученика по методике исследовательской деятельности; качественным сопровождением (руководством) работы ученика профессионально подготовленным педагогом-консультантом (научным руководителем, тьютором); качественным сопровождением (руководством) работы ученика профессионально подготовленным педагогом-консультантом (научным руководителем, тьютором); создании условий для проведения и реализации исследования; создании условий для проведения и реализации исследования; наличием качественной системы оценивания и материального поощрения; наличием качественной системы оценивания и материального поощрения; возможностью проведения независимой квалифицированной экспертизы, как самой работы, так и ее защиты. возможностью проведения независимой квалифицированной экспертизы, как самой работы, так и ее защиты.

Проектная деятельность Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Вовлеки меня – и я научусь. Китайская пословица Китайская пословица

Проектная деятельность Отсутствие доминирующей роли учителя. Учитель – консультант, тьютор, координатор. Учащиеся – проектанты. Личностно- ориентированное обучение Современные педагогические технологии

Проект – лат. «брошенная вперед» Проектировать – вид интеллектуальной деятельности составлять проект, составлять проект, предполагать сделать что-либо, предполагать сделать что-либо, намечать план. намечать план. Проектирование в образовании – целесообразная деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей, решение реально существующей проблемы взятой из жизни Проектирование в образовании – целесообразная деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей, решение реально существующей проблемы взятой из жизни

Проектирование результат Внешний: Презентация проекта. Рекомендации по применению продукта. Результаты применения продукта. Внутренний: Формирование личностных качеств. Рефлексия и самооценка. Осмысление результатов собственной деятельности. Обучение выбору и осмыслению последствий выбора. Опыт деятельности, как достояние учащегося. Компетенции.

Проекты Персональные. Преимущества: Максимальная точность планирования и выполнения, Максимальная точность планирования и выполнения, Максимальная ответственность (выполнение зависит только от одного человека), Максимальная ответственность (выполнение зависит только от одного человека), Приобретение опыта на всех этапах проектирования, Приобретение опыта на всех этапах проектирования, Формирование необходимых, значимых общеучебных и специальных умений. Формирование необходимых, значимых общеучебных и специальных умений.Групповые. Преимущества: Больший охват аспектов проблемы, Больший охват аспектов проблемы, Развитие личностного качества – лидерство (лидер генератор идей, лидер исследователь, лидер режиссер презентации и т.д.), Развитие личностного качества – лидерство (лидер генератор идей, лидер исследователь, лидер режиссер презентации и т.д.), Формирование умений работы в группе, сотрудничества, Формирование умений работы в группе, сотрудничества, Повышение мотивации, как следствия соревнования между исполнителями. Повышение мотивации, как следствия соревнования между исполнителями.

Проекты п о комплексности Монопроекты, Монопроекты, выполняются в рамках одного учебного предмета или одной области знаний, чаще всего в рамках классно- урочной системы, возможно использование информации из других предметов и областей, тогда учитель- предметник – руководитель, другой учитель – консультант. выполняются в рамках одного учебного предмета или одной области знаний, чаще всего в рамках классно- урочной системы, возможно использование информации из других предметов и областей, тогда учитель- предметник – руководитель, другой учитель – консультант. Межпредметные проекты, Межпредметные проекты, выполняются исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях, требуют глубокой, содержательной интеграции. выполняются исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях, требуют глубокой, содержательной интеграции.

Проекты по характеру контактов Внутриклассные, Внутриклассные, Внутришкольные, Внутришкольные, Региональные, Региональные, Международные. Международные.

Проекты по продолжительности Мини-проекты, могут укладываться в один-два урока, например: «Культурные растения семейства бобовые», Мини-проекты, могут укладываться в один-два урока, например: «Культурные растения семейства бобовые», Краткосрочные проекты, требуют время 5-6 уроков, включают самостоятельную работу учащихся в рамках внеклассной деятельности, например: «Происхождение жизни на Земле», Краткосрочные проекты, требуют время 5-6 уроков, включают самостоятельную работу учащихся в рамках внеклассной деятельности, например: «Происхождение жизни на Земле», Недельные проекты, выполняются в группах в ходе проектной недели (30-40 часов) при сочетании классных форм работы с внеклассными (мастерские, экскурсии, экспедиции и др.), Недельные проекты, выполняются в группах в ходе проектной недели (30-40 часов) при сочетании классных форм работы с внеклассными (мастерские, экскурсии, экспедиции и др.), Долгосрочные проекты, могут выполняться в группах и индивидуально в рамках ученических научных обществ, выполняется во внеурочное время, например: «Изучение токсичности и мутагенности тяжелого металла - кадмия». Долгосрочные проекты, могут выполняться в группах и индивидуально в рамках ученических научных обществ, выполняется во внеурочное время, например: «Изучение токсичности и мутагенности тяжелого металла - кадмия».

Проекты по включенности в учебные планы Текущий, когда на проектную деятельность выносится часть содержания из учебного курса, например: «Проблемы использования биотехнологии и генной инженерии в фармакологии» Текущий, когда на проектную деятельность выносится часть содержания из учебного курса, например: «Проблемы использования биотехнологии и генной инженерии в фармакологии» Итоговый, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного материала, например: «Экологические проблемы современности» Итоговый, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного материала, например: «Экологические проблемы современности»

Проекты Заказные Заказные Инициативные, Инициативные, разрабатывается группой лиц, лично заинтересованных в решении проектной проблемы, например, членами молодежной общественной организации, ученическим научным обществом и т.д. Инициаторы проекта сами: выявляют проблему; формулируют цель и задачи проекта; проводят первичную разработку проекта; завершают разработку проекта; обращаются в заинтересованные организации с просьбой провести экспертизу и/или поддержать проект; реализуют свой проект.

Технология проектного обучения Этапы проектной деятельности: Этапы проектной деятельности: Подготовительный Подготовительный Совместная деятельность учителя и учащихся. Учитель – выбор темы/м, раздела/ов для проектирования, дифференциация по сложности, формулировка тем на класс, как индивидуальных, так и групповых, мотивация учащихся. Учитель – выбор темы/м, раздела/ов для проектирования, дифференциация по сложности, формулировка тем на класс, как индивидуальных, так и групповых, мотивация учащихся. Учащиеся – обсуждают, определяются в выборе теме по интересам и возможностям их выполнения. Учащиеся – обсуждают, определяются в выборе теме по интересам и возможностям их выполнения.

Технология проектного обучения Этапы проектной деятельности: планирование планирование Совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ проблемы, выявление причин и следствий, вытекаемых из причин. Анализ проблемы, выявление причин и следствий, вытекаемых из причин. Постановка цели и задач. Постановка цели и задач. Определение источников сбора информации, способов ее анализа, представления. Определение источников сбора информации, способов ее анализа, представления. Установление критериев оценки продукта и процесса его создания. Установление критериев оценки продукта и процесса его создания.

Технология проектного обучения Этапы проектной деятельности: Этапы проектной деятельности: Выполнение. Выполнение. Совместная деятельность учителя и учащихся. Совместная деятельность учителя и учащихся. Ученики. Ученики. Работа над проектом – работа с литературой, наблюдения, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др. методы. Работа над проектом – работа с литературой, наблюдения, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др. методы. Оформление проекта. Оформление проекта. Учитель. Учитель. Координирует, Координирует, Консультирует, Консультирует, Наблюдает. Наблюдает.

Технология проектного обучения Этапы проектной деятельности: Этапы проектной деятельности: Проверка и оценка результатов. Проверка и оценка результатов. Совместная деятельность учителя и учащихся. Ученики. Ученики. Анализ выполнения проекта. Анализ выполнения проекта. Формулирование выводов. Формулирование выводов. Выяснение причин удач и неудач. Выяснение причин удач и неудач. Учитель. Учитель. Координирует. Координирует. Корректирует. Корректирует.

Технология проектного обучения Этапы проектной деятельности: Этапы проектной деятельности: Защита. Защита. Совместная деятельность учителя и учащихся. Подготовка презентации. Подготовка презентации. Обоснование процесса проектирования. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Объяснение полученных результатов. Коллективный анализ деятельности. Коллективный анализ деятельности. Оценка. Оценка.

Структура проекта Введение – определение и обоснование проблемы, цель и задачи проектирования. Введение – определение и обоснование проблемы, цель и задачи проектирования. Концепция проекта (теоретическое обоснование способов решения проблемы). Концепция проекта (теоретическое обоснование способов решения проблемы). Технологическое (пошаговое) описание способов реализации проекта. Технологическое (пошаговое) описание способов реализации проекта. Критерии и методы диагностики результатов. Критерии и методы диагностики результатов. Описание продукта. Описание продукта. Резюме – анализ положительных и негативных последствий, формулировка новых проблем, возникших при реализации проекта. Резюме – анализ положительных и негативных последствий, формулировка новых проблем, возникших при реализации проекта.

Критерии оценки проекта (в баллах, до 20): Актуальность, новизна и оригинальность предлагаемых решений, сложность темы. Актуальность, новизна и оригинальность предлагаемых решений, сложность темы. Объем разработок и количество предлагаемых решений. Объем разработок и количество предлагаемых решений. Реальность и практическая значимость. Реальность и практическая значимость. Уровень самостоятельности. Уровень самостоятельности. Качество оформления. Качество оформления. Оценка рецензентом. Оценка рецензентом. Качество доклада (артистизм, выразительность, убедительность, наглядность). Качество доклада (артистизм, выразительность, убедительность, наглядность). Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме и предмету. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме и предмету. Ответы на вопросы учащихся. Ответы на вопросы учащихся. Оценка творческих способностей докладчика. Оценка творческих способностей докладчика. Субъективная оценка деловых качеств докладчика. Субъективная оценка деловых качеств докладчика.

Система «конвертирования» баллов: – отлично, – отлично, – хорошо, – хорошо, – удовлетворительно, – удовлетворительно, Меньше 50 – неудовлетворительно. Меньше 50 – неудовлетворительно. Нет систем оценки и поддержки нет и энтузиастов. Нет энтузиастов нет успехов. Т. Питерс, менеджер

Желаю успехов в Вашей проектной, исследовательской, педагогической деятельности Только признание порождает ощущение успеха. Ж. Лабрюйер