"Конструирование урока в свете ФГОС второго поколения. " ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ УЧИТЕЛЕЙ ЦПШ «КОСИНСКАЯ» 2012 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Объекты нормирования Портрет выпускника начальной школы Ведущие целевые установки изучения отдельных предметов Требования к результатам освоения основных.
Advertisements

Система оценки достижений. оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты;
Образовательное пространство. Проблемы… Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления У многих имеется высокий потенциал к развитию.
Г. Асбест, г.. Главные вопросы стратегии развития образования 1. Достижение нового качества образования 2. Создание новой модели школы.
Интерактивное обучение: процессы, условия обеспечения Интерактивное обучение: процессы, условия обеспечения.
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
Модели информационно - образовательной среды начальной школы Шигаева Любовь Михайловна МОУ СОШ 28 г. Ульяновска.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
Системно – деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения Селезнева В.И., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 г. Рассказово.
Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС).
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
Современная школа должна ребенка: - научить учиться, - научить жить, - научить жить вместе, - научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое.
Основные принципы успешности урока Если ты что-нибудь делаешь – делай это хорошо. Л.Н. Толстой.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования Программы отдельных учебных предметов и курсов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования. Инструментарий для оценки планируемых.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Деятельностный метод и ИКТ на уроках математики в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Стандарты и образовательный процесс.
Учить трудиться, думать смело, Нет в мире радостнее дела, Чем воспитание души! Наставникам стихи и песни, Сверканье вдохновенных строк, Мудрейшей изо всех.
Транксрипт:

"Конструирование урока в свете ФГОС второго поколения. " ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ УЧИТЕЛЕЙ ЦПШ «КОСИНСКАЯ» 2012 год

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?

СЕГОДНЯ ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ XXI ВЕКА ДОЛЖЕН: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути решения проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Новый механизм развития образования

Сравнительный анализ ФК ГОС (2004 год) ФГОС второго поколения (2009 год)

15 Фундаменталь- ное ядро содер- жания образо- вания Примерная образовательная программа ОУ Образовательный процесс Концепция духовно- нравственного воспитания Запросы семьи, общества, государства ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Поясни- тельная записка Плани- руемые резуль- таты Система оценки СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ форми- рования УУД учеб- ные духовно нравст- венного развития коррек- ционной работы ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Учебный план Система условий реализа- ции ООП Автор -ские прог- раммы и УМК Внеш- няя оцен- ка Образовательная программа ОУ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Программы: формиро- вания куль- туры здоро- вого и безо- пасного об- раза жизни

В чем принципиальная новизна в структуре ФГОС второго поколения?

1. Содержание образования БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Организация и содержание образовательного процесса ориентированы на - деятельностный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности учащегося. - формирование универсальные учебные -действия (УУД). - формирование способности грамотно применять информационные и коммуникационные технологии (ИКТ-компетентность).

Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Три основные группы результатов: Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Три основные группы результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

3. Организация образовательного процесса 2. Урочная деятельность Внеурочная деятельность Системно- деятельностный подход

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС второго поколения

Технология системно-деятельностного метода обучения. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»; Организация работы учащихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности; Оценочная деятельность Учитель школы

Как организовать процесс обучения, чтобы ученик в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов? Учитель Создание проблемной ситуации Выявление проблемы Управление поисковой деятельностью Обсуждение результатов Ученик Принятие проблемной ситуации Выявление проблемы Самостоятельный поиск решения Обсуждение результатов Структура урока

Функции педагога Традиционная классификация: - источник знаний -образец -плановик -контролер -судья Системно- деятельностая классификация: -организатор -дирижер -участник -помощник -стимулятор -товарищ

Ставит цель Делает Планирует Проверяет Оценивает Сотруд ничество Подают пример Поощряют, наказывают Контроли руют Консультир уют Создают условия Учит -ставить цель -планировать -делать -проверять -оценивать Оценивает Контролирует Консультирует

МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКА С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 1.Самоопределение к деятельности начинается с мотивации. 2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля. 3. Совместная с учащимися постановка цели. 4. Проект выхода из проблемной ситуации (совместный поиск путей решения проблемы). 5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения). 6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой. 7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта). 8. Рефлексия.

Уровни применения деятельностных методов обучения Высокий - речь/деятельность учителя на уроке менее 40%; - речь/деятельность учащихся более 60%. Продуктивный - речь/деятельность учителя на уроке 50%; - речь/деятельность учащихся 50%. Средний - речь/деятельность учителя на уроке 60% - речь/деятельность учащихся более 40%. Низкий - речь/деятельность учителя на уроке более 70%; - речь/деятельность учащихся менее 30%.

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Рефлексивная Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие". Деятельностная Психологическая (самоопределен- ческая) Т Е Х Н О Л О Г И И Имитационного моделирования (игровая) Исследовательская (проблемно- поисковая)

Планирование и поиск информации Поиск в электронных словарях, поисковых системах Преобразование информации Извлечение информации Мультимедийные справочники Электронные учебники Интернет-ресурсы Обработка информации Создание презентации Обработка графической информации

Русский язык Литетатурное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физкультура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав портфолио 1.Выборки детских работ 2.Результаты стартовой диагностики 3.Материалы текущей оценки: листы наблюде-листы наблюде- ний ний, оценочные листы 4.Результаты и материалы тематических работ 5.Результаты и матери- алы итогового контроля 6.Достижения во внеучеб- ной деятельности Система оценки: портфолио

4. Контроль достижения результата Комплексный интегрированный контроль Мониторинг личностного развития Промежуточный и итоговый контроль в школе 1 2 3

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС2 1.отсутствия (недостаточности) обеспечения ОУ учебниками и учебными пособиями, соответствующими требованиям ФГОС 2.недостаточности технического оснащения 3.неясности организации внеурочной деятельности и режима дня учащихся 4.составления внутришкольного мониторинга с учетом требований ФГОС

Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. 5

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога«Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия авторитарностьдемократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных технологий 6

«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных технологий 7. Иллюстративно- объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания 7

Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных технологий 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность,Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию,

Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. Школа "памяти" строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно- объяснительном методе преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках 9

Здоровьесберегающие технологии: опережающее обучение; уровневая дифференциация; подача материала крупными блоками; отслеживание соответствующих норм домашнего задания в соответствии с требованиями.

«Мозговой штурм» В нем существуют определенные плавила: правило поднятой руки высказываются любые идеи, чем больше предложений, тем лучше высказывания не обсуждаются и не критикуются, поощряется развитие других идей продолжайте думать, даже когда считаете, что ваша фантазия истощилась.

Работа в группах. Педагогические ситуации 1. Ученик срывает урок. На Ваши замечания он отвечает Вам в грубой форме. Как предотвратить это? Если же такая ситуация произошла - Ваша реакция?. Я обратила внимание, что на моих уроках ученики очень нервничают, отвечая устно у доски.. Я обратила внимание, что на моих уроках дети не слушают объяснение нового материала, но могут вспомнить, что было задано на дом.. Ученик в резкой форме выразил недовольство поставленной учителем оценкой..

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ 8. Я обратила внимание, что на моих уроках дети не слушают объяснение нового материала, но могут вспомнить, что было задано на дом. 10. Ученик в резкой форме выразил недовольство поставленной учителем оценкой.

Спасибо за сотрудничество!