Общеучебных умений и навыков как способ повышения качества обучения Формирование и развитие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конспект. Конспектирование Библиотечный урок для 9-10-х классов.
Advertisements

Общеучебные умения и навыки Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Н.В.Черноситова.
Учебник – это основное средство обучения. Дидактические функции учебника: Мотивационная Информационная Контрольно-корректирующая.
Общеучебные умения и навыки Подготовила учитель ГБОУ СОШ 402 ОКСЕНЕНКО Наталия Борисовна.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Применение опорных сигналов в начальной школе. Борисенко В.А. учитель начальных классов Старомышастовской МОУ СОШ 31.
Руководитель МО НШ Мельник Ольга Анатольевна. отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные.
Учебное занятие © Иванова И.А. Фастовский И., А 2004.
1. ВВЕДЕНИЕ Проблема работы с учебной книгой - одна из главных в современной педагогике. Это важное умение самообразования, им должен овладеть каждый ученик.
Урок в соответствии с требованиями ФГОС. Современный результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
(ИСПОЛЬЗОВАНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ С САЙТА УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ) РАБОТА С КНИГОЙ Недостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею. Цицерон.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой. Библиотечный урок для 9 класса.
Проблемно-поисковые технологии. Педагогический совет
* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
Транксрипт:

общеучебных умений и навыков как способ повышения качества обучения Формирование и развитие

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Актуализация проблемы Обобщение и структуризация работы по проблеме Пропаганда передового педагогического опыта

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: реализация компетентностного подхода в обучении переориентация на непрерывное самообразование учащихся овладение учащимися новыми информационными технологиями.

Общеучебные умения и навыки - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, «гибкие по своим свойствам, обладающие свойством широкого переноса действия». (В.В.Краевский, А.В.Усова)

УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ обеспечивают учащимся планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ обеспечивают учащимся нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач УЧЕБНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ позволяют учащимся организовывать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимание, организовывать совместную деятельность с разными людьми УЧЕБНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (УЧЕБНО-ЛОГИЧЕСКИЕ) обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.)

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОУУН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ: Диагностика уровня сформированности ОУУН; Определение единых требований к сформированности ОУУН с 1 го по 11 й класс; Методические рекомендации по формированию ОУУН.

ДИАГНОСТИКА ОУУН Методика Витцмана «Диагностика уровня общеучебных умений детей начальной школы» (1-3 классы) Тест Липпмана «Логические закономерности» (4 класс) Методика Равена «Тест возрастающей трудности» (4-5 классы) Анкета «Наши умения» (5-7 классы) Методика ШТУР «Школьный тест умственного развития» (8-9 классы) Анкета «Умеете ли Вы учиться» (8-11 классы)

СВОДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО МЕТОДИКЕ ШТУР, 8-9 классы классыобщее количество правильных ответов в % уровень сформированности основных мыслительных операций 8а 64% выше среднего 8б 45,2% средний уровень 8в 36,5% низкий уровень 9а 37% низкий уровень 9б 60% выше среднего 9в 44,4% средний уровень 9г 50,6% средний уровень

Анкета для учащихся 8-11 классов «Умеете ли Вы учиться?» умениябалл учебно-организационные умения 1 принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель 2 прогнозировать результаты работы 3 готовить рабочее место в соответствии с заданием 4 планировать ход выполнения задания 5 рационально выполнять задание 6 осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы 7 руководить работой группы или коллектива

Анкета «Умеете ли Вы учиться?» умениябалл учебно-коммуникативные умения 8высказываться устно в виде пересказа 9высказываться устно в виде рассказа 10высказываться устно в виде тематического ответа 11высказываться устно в виде характеристики 12высказываться устно в виде сообщения или доклада 13высказываться устно в виде аннотации текста 14высказываться устно в виде рецензии ответа товарища 15участвовать в учебном диалоге 16включаться в коллективное обсуждение проблем

Анкета «Умеете ли Вы учиться?» 17 понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения) учебно-информационные умения 18 находить нужную информацию в учебнике 19 самостоятельно прорабатывать пункт или параграф 20 выделять главное в тексте 21 пользоваться иллюстративным и справочным материалом 22 составить план пункта или параграфа учебника 23 представить основное содержание текста в виде тезисов 24 конспектировать текст 25 составлять вопросы по тексту 26 работать со справочной и дополнительной литературой 27 усваивать информацию со слов учителя 28 усваивать информацию с помощью диа-кинофильма 29 усваивать информацию с помощью диска или магнитофонной записи 30 усваивать информацию с помощью телепередачи 31 усваивать информацию с помощью компьютера 32 усваивать информацию с помощью видеомагнитофона

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ОУУН классуч.- организацион ные умения уч.- коммуникати вные умения уч.- информацион ные умения показатель ОУУН класса уровень сформирован ности ОУУН кл. 5б1,21,41,3 допустимый 5в1,4 1,31,4допустимый 6б1,31,41,3 допустимый 6в1,01,1 допустимый 7б1,1 1,31,2допустимый 8а1,11,01,31,2допустимый 9б1,21,31,51,3допустимый 9в1,2 1,41,3допустимый 9г1,41,31,61,4допустимый 101,2 1,41,2допустимый 11а1,31,21,51,3допустимый 11б1,21,11,41,2допустимый

ТАБЛИЦА СВОДНЫХ ДАННЫХ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЕЙ ОУУН СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ класс кол-во обслед уч-ся количество учащихся с уровнем ОУУН недопустимымкритическимдопустимымоптимальнымс навыком 5б в б в б а б в г а б всего

Диаграмма распределения уровней ОУУН среди учащихся школы

Основные требования к формированию ОУУН на уроке определение и уяснение цели и значения данного действия (умения); уяснение научных основ действия, т.е. тех знаний, на которых может быть выполнено формируемое действие; установление модели действия, определение этапов работы; первые самостоятельные опыты работы учащихся, в которых выполнение действия контролируется учителем; обучение учащихся методом самостоятельного контроля за выполнением данного действия; самостоятельное выполнение учащимися разнообразных заданий, требующих выполнение данного действия; использование сформированного умения для выполнения более сложных задач и действий.

Формирование и развитие учебно-информационных умений и навыков Умения и навыки Деятельность учителя по формированию умений и навыков Необходимая методическая помощь 1. Владение техникой чтения в соответствии с возрастом 2. Умения работать с текстом учебника 3. Умения работать со схемами, графиками, таблицами, картами 4. Умения работать с дополнительной литературой

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ Безошибоч ное чтение Сознатель ное чтение Беглое чтение Выразительн ое чтение 1-2 классы 3-4 классы

Итоги проверки техники чтения начальной школе I полугодие учебный год классы Всего – уч. Проверено – 145 уч. Скорость чтения: норма и выше ч. 91,7% ниже нормы – 12 ч. 8,3% Способ чтения: Целым словом 110 ч.75,8% Целое+слог23 ч. 15,9% Слог+целое12 ч. 8,3% Слог - -

Итоги проверки техники чтения начальной школе I полугодие учебный год классы Правильность: Без ошибок – 39 чел., 27% 1 – 2 ошибки – 74 чел., 52% 3 – 5 ошибок – 32 чел., 21% Выразительность 101 чел, 70% Невыразительно 34 чел., 30%

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ Безошибоч ное чтение Сознатель ное чтение Беглое чтение Выразительн ое чтение 1-2 классы 3-4 классы

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ТЕКСТА УЧЕБНИКА Следует правильно и достаточно глубоко понимать текст, т.е. понимать смысл всех слов, терминов, выражений; При чтении необходимо внимательно следить за логикой изложения материала; Объективно оценивать содержание текста, выделять в нем главное, пытаться формулировать его своими словами и запоминать; Устанавливать, какую новую информацию несет изучаемый текст.

Как надо читать учебную литературу? Надо сосредоточиться на том, что читаешь; Найти самое существенное в тексте и перечитать его несколько раз; Определить основную мысль текста и методы её доказательства; Представлять себя соучастником событий.

Условия успешной работы над учебной книгой Важен режим чтения; Периодические перерывы; Смена деятельности ученика (чтения, обдумывания, фиксации прочитанного) и умение сосредоточить внимание на содержание читаемого.

Формы работы с текстом учебной книгой : Ознакомление с текстом. Ученики должны: понять текст; знать значения всех слов; уметь точно и ясно определять сущность текста; кратко изложить его содержание.

Формы работы с текстом учебной книгой : Выделить смысловые части текста и связи между этими частями: А – вводная часть Б – основная часть, в которой рассматривается главный смысл текста В – обобщение изученного материала, вывод, анализ и применение данных знаний на практике.

Формы работы с текстом учебной книгой : Уметь находить главные содержательные мысли в каждой части, разрешать поставленные в них проблемные задачи.

Формы работы с текстом учебной книгой : Учащиеся должны научиться составлять план текста по выделенным частям и составлять их заголовки. План текста – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему или основную мысль. План может быть: простой; сложный.

Достоинства плана: 1)Отражает последовательность изложения материала; 2)Сосредотачивает внимание; 3)Стимулирует знания; 4)Организует самоконтроль; 5)Восстанавливает в памяти содержание текста.

Формы работы с текстом учебной книгой : Уметь составлять тезисы. Тезисы – это основные положения текста, которые доказываются, опровергаются, объясняются или поясняются в тексте.

Формы работы с текстом учебной книгой : Уметь составлять вопросы для закрепления материала текста в конце работы. Вопросы ученики могут задавать друг другу, работая в паре, в виде эстафеты и т.д.

Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания. Виды конспектов: План-конспект - сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного; Текстуальный (цитатный) - это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат ; Свободный требует серьёзных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок; Тематический – это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы ; Схематический.

Основные требования к написанию конспекта: 1. системность и логичность изложения материала; 2. краткость; 3. убедительность и доказательность.

Алгоритм написания лекции: 1. Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми ее. 2. Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать. 3. Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепенные слова, те, без которых не теряется главная мысль. 4. Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома. 5. Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту). 6. Если в лекции встречаются непонятные места – оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши. 7. Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т.д.). 8. В ближайшие дни обработай текст конспекта, выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т.д.

Этапы конспектирования: 1. Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план. 2. Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь. 3. Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста. 4. Прочитай конспект еще раз, доработай его.

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СХЕМНЫХ И ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ( В. Ф. ШАТАЛОВ )

ПРИНЦИПЫ : многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, изучение крупными блоками, применение опор; личностно-ориентированный подход; гуманизм; ученье без принуждения; бесконфликтность уч.ситуации, гласность успехов каждого; соединение обучения и воспитания.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ : Материал вводится крупными дозами; Поблочная компоновка материала; Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов.

Конспект опорных сигналов Средства выраженияТребования к оформлению Рисункибуквы Схемыцифры Графикишифры Чертежислова Цвет сл.знаки Формаразмер Лаконизм, простота, доступность понимания, оригинальность, несхожесть, доступность воспроизведения, многообразие форм, поблочная компоновка, эмоциональность ИНФОРМАЦИЯ опорный сигнал факты оболочка связи ядро единицы информации

Опора – ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка. Опорный сигнал – ассоциативный символ ( знак, слово, схема, рисунок и т. д.), заменяющий некое смысловое значение. Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

Технологическая схема системы Шаталова Блок теории Введение информации (объяснение ) проговаривание самостоятельная работа дома ЗУН III повторение – взаимоконтроль I повторение – фронтальное воспро изведение конспекта опорных сигналов Ориентировочная основа - ОС II повторение – все виды вербаль ного опроса Блок практики Практические работы (упражнения) Решение задач (упражнения) Результат: прочные системные применяе мые ЗУН и СУД

Этапы работы с опорными сигналами : 1. Изучение теории в классе; 2. Самостоятельная работа дома; 3. Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта; 4. Устное проговаривание опорного конспекта; 5. Второе повторение – обобщение и систематизация.

упругость: мяч, шины, побелка, тормоза теплопроводность: рамы, шубы, снег расширение сжатие 1 м 3 – 1300 г

Интеллектуально- графические умения. Классификация группы объектов. Способ показа классификации. Взаимосвязи объектов.

Критерии сформированности умений: Сознательность восприятия содержания задания. Адекватность отражения знаний в МГП. Самостоятельность действий ученика.

Функции МГП: Организующая; Коммуникативная; Прогнозирующая; Обобщающая.

Степень самостоятельности учащихся. Работа с МГП, составленного учителем. МГП, составленное под руководством учителя. МГП, составленное по образцу. МГП, самостоятельно составленное учащимся на основе алгоритма. МГП творческого характера.

Алгоритм составления схем, таблиц. 1. Работа с текстом, выбор главного. 2. Выбор основания для классификации. 3. Разбиение всего множества рассматриваемых объектов по выбранному основанию на группы. 4. Установление внутригрупповых связей и отношений. 5. Установление межгрупповых отношений. 6. Построение модели.

Диспропорция между умениями и знаниями заключается в том, что у школьников ещё нет умений, представляющих инструмент овладения знаниями, а ему учитель преподносит всё новые и новые знания: усваивай, не зевай. Такой ученик, - всё равно, что человек без зубов: вынужденный глотать непережёванные куски. Он сначала чувствует недомагание, а потом заболевает, ничего не может есть… Сухомлинский В.А. Сто советов учителю

Умения и навыкиДеятельность учителя по формированию умений и навыков Необходимая мет.помощь 1. Владение техникой чтения в соответствии с возрастом 1. Уделяет на уроке технике чтения. 2. Обучает различным видам чтения 3. Обучает продуктивному чтению, зависящему от целей. 2. Умения работать с текстом учебника 1. Продумывает разнообразный характер познавательной деятельности учащихся при работе с учебником. 2. Учит: составлять вопросы по тексту; делить текст на смысловые части; писать план (простой и сложный); выделять (находить) главное в тексте; составлять аннотацию письменного текста; писать конспект; писать тезисы; писать реферат. 3. Умения работать со схемами, графиками, таблицами, картами 1. «Читать» графики, схемы, таблицы, карту, диаграммы. 2. Составлять графики, схемы, таблицы, карту, диаграммы. 4. Умения работать с дополнительной литературой Учит работать с дополнительной литературой по своему предмету: справочниками; словарями; энциклопедиями; научно-популярной литературой.