Научно-методическое сопровождение коррекционно-развивающей деятельности учителей ГС(к)ОУ школы-интерната с. Старый Буян по формированию у младших школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация учебно- методического пособия. Содержание Общая характеристика мыслительных операций Роль и назначение мыслительных операций в учебной деятельности.
Advertisements

Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Методическая работа Мастерство учителя- это специальность, которой надо учиться А.С. Макаренко.
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
Рубрикатор оценивания в программе МУР. Система оценивания в программе МУР Стимулирующий и корректирующий фактор достижений учащихся Стимулирующий и корректирующий.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Региональный проект «Комплексно-тематическое планирование в дошкольном образовательном учреждении по программе «Детство» Муниципальное бюджетное дошкольное.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
«Развитие глагольного словаря у детей с ОНР в процессе коррекционно- логопедической работы» (из опыта работы) Составитель: учитель-логопед МБДОУ 385 Мазанова.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Технологическая карта урока. 2. Понятие Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
АНАЛИЗ РАБОТЫ заместителя директора по коррекционной работе Козловой Е.В. за учебный год Структурное подразделение: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.
Тема Развитие мыслительных способностей учащихся с проблемами в умственном развитии как фактор успешности их учебной деятельности.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Транксрипт:

Научно-методическое сопровождение коррекционно-развивающей деятельности учителей ГС(к)ОУ школы-интерната с. Старый Буян по формированию у младших школьников с нарушением интеллекта базовых мыслительных операций

Использование учителями коррекционно-развивающих технологий в организации учебного процесса базируется чаще всего на собственном педагогическом опыте учителя, на его интуитивном подходе к пониманию способов, приемов и методов коррекции и компенсации дефекта интеллектуального развития учащегося Актуальность организации научно-методического сопровождения деятельности учителей СКОУ по проблеме коррекции и развития у младших школьников с нарушением интеллекта базовых мыслительных операций Для учителя: -дополнительные затраты времени на подготовку к урокам -усложнение содержания коррекци- онно-развивающих программ -недостаточная эффективность коррекционно-развивающей работы по коррекции и компенсации дефекта интеллектуального развития ребенка с ОВЗ -неудовлетворенность результатами педагогической деятельности Для воспитателя: - Много времени на выполнение самоподготовки -Трудности в оказании помощи в самостоятельной работе учащихся с ОВЗ -Неудовлетворенность качеством самоподготовки Для учащегося с ОВЗ -Перегрузка во время урока за счет большого объема информации -Большие трудности в самоподготовке (дома и в школе) -Неуспешность в учебной деятельности -Недостаточное умение ориентироваться в учебном задании -Снижение учебной мотивации Для администрации Отсутствие объективной информации об уровне индивидуальных образовательных достижений обучающихся с нарушением интеллекта Трудности в осуществлении контроля над эффективностью коррекционно- развивающей работы учителей в ГС(к)ОУ

Методическая проблема педагогического коллектива ГС(к)ОУ школы-интерната Отсутствие системного подхода в коррекционно-развивающей деятельности педагога, направленной на преодоление и компенсацию интеллектуального развития детей с ОВЗ, как основного дефекта, влияющего не только образовательные результаты, но и на последующую социально-трудовую адаптацию

Цель научно-методической работы педагогов ГС(к)ОУ школы-интерната с. Старый Буян Использование учителями начальных классов ГС(к)ОУ системного подхода в коррекционно-развивающей работе по формированию приемов интеллектуальной деятельности на основе формирования базовых мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), позволяющего обеспечить эффективность коррекционной работы на уроке

Внешние ресурсы Научно-методическое сопровождение в ГС(к)ОУ рассматриваем как комплексную совместную деятельность методических служб района, области, научных центров и методических служб школы-интерната, осуществляемую в совокупности последовательных этапов, способствующих эффективной организации деятельности педагогов ОУ, направленной на разработку системного подхода коррекции и развитию базовых мыслительных операций Внутренние ресурсы - Организационно-методический центр - Школьное ПМПк - Школьные методические объединения - Творческие группы - Методические совещания - Педагогические советы Научно-методическое сопровождение учителей в ГС(к)ОУ - Институт коррекционной педагогики РАО, - СИПКРО -Центр дистанционного образования, -ФКП ПГС Г А, -ПМПК С-ЗУ МОН Самарской обл., -Ресурсный центр, -Психологический центр

Обеспечение условий научно-методического сопровождения учителей Ресурсное обеспечение Реализация в ГС(к)ОУ школе-интернате Материально- техническое обеспечение организация эффективного взаимодействие с ФКП ПГСГА г. Самары, с СИПКРО, с учреждениями Северо-Западного образовательного округаорганизация эффективного взаимодействие с ФКП ПГСГА г. Самары, с СИПКРО, с учреждениями Северо-Западного образовательного округа реализация плана курсовой и профессиональной подготовки учителей на базе СИПКРО, ресурсного центра, ВУЗов реализация плана курсовой и профессиональной подготовки учителей на базе СИПКРО, ресурсного центра, ВУЗов Осуществляется обеспечение образовательного процесса современными информационно-коммуникационным ресурсами Осуществляется обеспечение образовательного процесса современными информационно-коммуникационным ресурсами система материального стимулирования педагогов, активно участвующих в научно- методической работесистема материального стимулирования педагогов, активно участвующих в научно- методической работе Пополнение библиотечного фонда научно-методической литературой (за 3 года на 10%)Пополнение библиотечного фонда научно-методической литературой (за 3 года на 10%) Информационно- коммуникационное обеспечение Создание тематической электронной библиотеки, включающей в себя систематизированный научно-методический материал по онтогенезу формирования м/о, особенностям их протекания у школьников с ОВЗ, диагностический и практический материал для использования в коррекционно-развивающем ОП детей с ОВЗ Кадровый ресурс Повышение квалификации учителей (40% с высшей категорией)Повышение квалификации учителей (40% с высшей категорией) Увеличение количества педагогов, прошедших курсовую подготовку за 3 года (50% прошли курсы по проблеме инновационных технологий в ОП детей с ОВЗ)Увеличение количества педагогов, прошедших курсовую подготовку за 3 года (50% прошли курсы по проблеме инновационных технологий в ОП детей с ОВЗ) Инновационный ресурс Мероприятия по распространению передового педагогического опыта направленного на формирование базовых мыслительных операций Мероприятия по мотивации кадров на научно-методическую деятельность Система организации повышения квалификации педагогов Технический ресурс Обеспечение образовательного процесса современными техническими средствами

Обеспечение условий научно-методического сопровождения учителей Система документи- рования Реализация в ГС(к)ОУ школе-интернате Реализация в ГС(к)ОУ школе-интернате Локальные акты Положение о методическом совете образовательного учреждения Положение о методическом объединении педагогов Положение о методическом объединении воспитателей Положение о проведении круглого стола Положение о повышении квалификации Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ГС(к)ОУ школы- интерната Программа развития ГС(к)ОУ школы-интерната до 2014года Образовательная программа школы Положение о системе оценивания учебных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГС(к)ОУ школе-интернате Учебно- методическ ий комплекс Образовательные программы по предметам учебного плана Календарно-тематическое планирование уроков Технологическая карта урока Программы формирования приемов мыслительной деятельности на роках Индивидуальный образовательный маршрут Листы оценивания сформированности мыслительных операций на уроках

Обеспечение условий научно-методического сопровождения учителей Система мониторинга Реализация в ГС(к)ОУ школе-интернате Работа ПМПк -Контроль динамики сформированности базовых мыслительных операций у обучающихся начальных классов с ОВЗ в ходе освоения содержания образования -Корректировка программ индивидуального развития детей с ОВЗ Система ВШК над эффективностью деятельности педагогов по коррекции и развитию базовых мыслительных операций -Административный контроль реализации технологий формирования приемов интеллектуальной деятельности у обучающихся с ОВЗ в начальных классах - контроль эффективности деятельности педагога по формированию базовых мыслительных операций у обучающихся с ОВЗ в начальных классах Рефлексия педагогической деятельности -Самоанализ результативности коррекционной работы по формированию базовых мыслительных операций при подготовке отчетной документации, на заседаниях ШМО, ПМПк - Осуществление оценки индивидуальных учебных достижений обучающихся с ОВЗ на основе сформированности базовых мыслительных операций Корректировка деятельности педагогов по организации ОП - Внесение корректировок в программу индивидуального развития: формирование базовых мыслительных операций в соответствии с этапом сформированности данной операции у обучающихся

Осуществление административного контроля эффективности коррекционно- развивающей деятельности педагога по формированию базовых мыслительных операций Реализация коррекционно-развивающего направлений обучения посредством технологии формирования базовых мыслительных операций у обучающихся с ОВЗ в С(к)ОУ Осуществление учителем контроля сформированности базовых мыслительных операций у обучающихся посредством системы оценивания индивидуальных учебных достижений на основе сформированности базовых мыслительных операций Формирование базовых мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) на уроках в начальных классах С(к)ОУ

Систематизация и отбор методического материала по коррекции и развитию базовых мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) Систематизация и отбор методического материала по коррекции и развитию базовых мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) Реализация технологии формирования мыслительных операций на уроках в С(к)ОУ -Оценка сформированности мыслительных операций у обучающихся с ОВЗ на уроках, - рефлексия, - корректировка деятельности -Оценка сформированности мыслительных операций у обучающихся с ОВЗ на уроках, - рефлексия, - корректировка деятельности Фиксация в программах, кал. планах конкретных образовательных результатов сформированности мыслительных операций на уроках с учетом особенностей формирования их в онтогенезе и особенностей инд. развития учащихся с ОВЗ Деятельность учителя по обеспечению эффективной коррекционно- развивающей работы - Отбор методи к формирования мыслительных операций в ходе освоения содержания образования на заданных этапах обучения -Разработка технологической карты урока - Отбор методи к формирования мыслительных операций в ходе освоения содержания образования на заданных этапах обучения -Разработка технологической карты урока

Анализ Бедность Непоследовательность Фрагментарность Не выделяют существенное Легче выделяют детали, резко выступающие за контуры фигур Поверхностный анализ При анализе не придерживаются порядка Синтез Бедность Непоследовательность Фрагментарность Застревание на деталях Несформированность Многоступенчатого, последовательного объединения частей в целое Поверхностный синтез При синтезе не придерживаются порядка Сравнение Сопоставляют несравнимые признаки Легче обнаруживают различия Подменяют сравнение описанием Не отличают существенные признаки от несущественных Сравнение проводят по примитивным линиям (с опорой на житейский опыт) Обобщение Осуществляют группировку с опорой на случайные признаки Слабость абстрагирования Искажение процесса обобщения Ситуативный принцип объединения Не производят обобщение на малознакомом материале Классификация Не оперируют в уме сложными представлениями Отсутствует этап осмысления ситуации Недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением Чрезмерное расширение или сужение оснований для обозначения Слабая дифференциация в объекте Неспособность воспринимать объекты и отношения целостно Особенности формирования мыслительных операций у обучающихся с нарушением интеллекта

Этапы Выделенные свойства Итог анализа и синтеза Первич-ный анализ и синтез анализируется состав картинки, характеризуются объекты, персонажи, действия Последовательное выделение(соединение) частей объекта, свойств частей и свойств целого объекта без существенной детализации устанавливаются связи и взаимодействия между объектами, персонажами, появляется представление о предметно- действенной ситуации Вторич-ный анализ и синтез устанавливаются пространственно-временные характеристики Многоступенчатый анализ и синтез выявление самых общих и своеобразных черт объектов: совокупность более общих, родовых признаков; совокупность более общих, родовых признаков; -совокупность более своеобразных, видовых признаков; -индивидуальные признаки выделенные признаки соединяют в определенную совокупность и появляется представление о месте и времени действия Этапы формирования разностороннего анализа и синтеза Этапы формирования разностороннего анализа и синтеза

I.Понятие о сравнении. Определение общих и отличительных признаков. II.Определение принципа сравнения и осуществление самого сравнения. III. Осуществление обучения сравнению действий, функциональных свойств объектов, закрепление выработанных умений с учетом поэтапности формирования умственного действия (по Гальперину). IV.Обучение сравнению объектов по представлению. Этапы обучения сравнению

1. Формирование сенсорных эталонов различных признаков предметов 3. Практическая деятельность (закрепление знаний о предмете в процессе выполнения заданий) 2. Первичное ознакомление с предметами 5. Увеличение набора выделяемых качеств и свойств 6. Углубление знаний о предметах, их качествах и свойствах в процессе обучения сравнению 4. Ознакомление со свойствами и качествами с целью углубления знаний ребенка о предмете Этапы формирования видовых обобщений

1. Выделение всего набора уже известных детям признаков предметов 3. Практическая деятельность ( упражнение в подведении видов предметов под понятия на основе существенных признаков) 2. Работа над понятием (отделение существенных для обобщения от несущественных признаков) 4. Дифференциация понятий Этапы формирования родовых обобщений

Стадии формирования мыслительной операции классификации Этапы формирования мыслительной операции классификации 1 стад. Практическое обобщение 1 Материальная форма – освоение действий с натуральными предметами 2 Материализованная форма действий – операция выполняется руками не с предметами, а их заместителями (моделями) 2 стад. Констатирующее наглядное обобщение 3 Перцептивная форма действий – операция выполняется не руками, а глазом 3 стад. Констатирующее словесное обобщение 4 Внешняя речевая форма действий – операция выполняется с ориентировкой на предметное содержание и словесное выражение этого содержания 4 стад. Опережающее наглядное обобщение. Называние группы предшествует развернутой классификации 5 стад. Опережающее словесное обобщение 5 Умственная форма действия – осуществляется оперирование образами объектов Сравнительная характеристика этапов и стадий формирования мыслительной операции классификации

Технологическая карта организационно-педагогического сопровождения учащихся ____ класса на уроке ____________________ Дата: _______________ Тема урока:содержание задания сред- ства уча- щиеся планир уемый результ ат фактич ес-кий ре- зуль- тат Цель: ЭтапЗадачи урока образо ва- тельна я коррекц ии- онная воспита- тельная формы работы Организационный момент Актуализация опорных знаний Работа над новым Закрепление Самостоятельная работа Д/з Итог

п/ п Фамилия имя Оценка сформированности мыслительных операций Отметка баллы приложение к технологической карте урока КАРТА оценивания сформированности мыслительной операции сравнение у обучающихся 4 класса на уроке математики тема урока: Сравнение составных арифметических задач

признаки сравнения1 задача2 задачасходство или отличие О чем задача Что известно в задаче Что известно про Главный вопрос задачи Краткая запись задачи 1 действие 2 действие Ответ задачи Сравнение задач

критериибаллыотметка Задание не выполнено 01 Написанное не имеет никакого отношения к заданию, попытка (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) даже не предпринималась. 1 Сделана попытка (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), допущены серьезные ошибки логического и фактического характера, выводы отсутствуют. 22 Задание выполнено отчасти, выделены одна - две линии (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) (их количество зависит от доступного материала и возраста), которые дают некоторое представление об изучаемом явлении или объекте, но допущены ошибки логического или фактического характера, предпринята попытка сформулировать выводы. 33 Задание в целом выполнено, выделено две-три линии (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), которые дают представление об изучаемом явлении или объекте, но допущены одна - две незначительных ошибки логического или фактического характера, сделаны выводы. 44 Задание выполнено, выделено три или более линии (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), которые дают сравнительно полное представление об изучаемом явлении или объекте, возможны незначительные неточности логического или фактического характера, сделаны в целом корректные выводы. 55 Задание выполнено безупречно, выделено четыре или более линии (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), которые дают полное представление об изучаемом явлении или объекте, сделаны детальные конкретные выводы. 6 Критериальная таблица оценки сформированности мыслительных операций. Перевод в традиционную отметку

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с. Старый Буян 15 декабря 2010г.