Я познание сделал своим ремеслом… Автор: Обносова Ольга Ивановна, учитель физики МОУ СОШ с.Барки Балашовского района МОУ СОШ с.Барки Балашовского района.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основоположником современного метода познания нужно считать Г. Галилея который выделял в нем четыре фазы: 1) чувственный опыт; 2) выдвижение гипотезы.
Advertisements

Что такое физика?
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Чувственное познание Зрение Обоняние Обоняние Осязание Осязание Слух Слух Вкус Вкус.
Колесо истории. Этот древнегреческий ученый жил в четвертом веке до нашей эры, учился в академии Платона в Афинах; был воспитателем Александра Македонского.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Познание. Занятие 7. Истина и ее критерии.. В прошлый раз Система наук выстраивается в соответствии с делением на отрасли по критерию предмета и метода.
Доктор биологических наук, кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры ТООП ТЭИ Сибирского федерального университета Первышина Галина Григорьевна.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Методы, применяемые в естествознании
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Свободное падение Свободное падение Автор проекта учитель физики школы 146 г.Казани Талманов Лев Николаевич.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Что такое научное исследование?. Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая.
«А все- таки она вертится». Тема урока «Рождение новой «Рождение новой европейской науки» европейской науки»
Наука как особый вид познавательной деятельности человека Модуль « Основы научных исследований в области образования » ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Познавательная деятельность. Знание – результат особого процесса – познавательной деятельности людей.
Ученые и мыслителиСтрана Основные идеи, открытия Влияние на формирование взглядов Николай Коперник ( ) Джордано Бруно ( ) Галилео Галилей.
Транксрипт:

Я познание сделал своим ремеслом… Автор: Обносова Ольга Ивановна, учитель физики МОУ СОШ с.Барки Балашовского района МОУ СОШ с.Барки Балашовского района Саратовской области Саратовской области (из Омара Хайяма) Конкурс «Моя физика», 2012 г., номинация «Моя лучшая презентация» 2006г. Презентация для уроков физики в любом классе по теме «Методы познания природы» и элективного курса для 9 класса «Семь раз отмерь – один раз отрежь или методы научного познания» Деревянко Е.Н.

Наука и искусство – два метода познания природы Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда- нибудь на вершине. Г.Флобер

Леонардо да Винчи Создал проекты: -металлургических печей и прокатных станов, -ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих машин, -подводной лодки, танка, -летательных аппаратов, парашюта

М.В.Ломоносов Он был учёный и поэт. Он размышлял про тьму и свет, В чём сходство стужи и тепла? Что можно сделать из стекла? Как получается фарфор? А что таится в недрах гор? Был в красноречии силён. Историк он, географ он. И как сказал о нём поэт: «Он сам был – университет!» Е.Ефимовский

А.Л.Чижевский В науке я прослыл поэтом, Среди поэтов - я учёный, Увы, не верю я при этом Моей фортуне золочёной основоположник космической биологии и медицины, аэроионологии; создатель математической теории электродинамики крови; изобретатель

Устное народное творчество загадки о природе; пословицы и поговорки; «погодные» приметы; поэзия «Поэзия есть одна из форм познания при помощи слова» А.А.Потебль

Научные методы получения знаний Экспериментальный наблюдения опыты измерения Теоретический гипотезы идеи моделирование

Этапы познания Ступень III Практика Проверочный эксперимент Рассуждение НаблюдениеЭксперимент Ступень II Абстрактное мышление Ступень I Живое созерцание Знакомство с новым явлением Изучение свойств и связей явлений Объяснение причин явления, его сути, закономерностей. Вывод следствий Опытная проверка выведенных следствий

Наблюдение Окно в мир: зрение слух осязание обоняние вкус «Доверять неразумным ощущениям – свойство грубых душ» Гераклит План наблюдений: какие сведения нужно собрать, чтобы решить задачу исследования; каков наиболее простой способ сбора этих сведений?

Наблюдение Созерцание без мышления утомляет… В.Гёте Вот ложку бросишь – упадёт. Ударишь мяч – скакать начнёт! А стрелка в компасе – сама! вот где загадка для ума! Ответ упрятан далеко, найти, наверно, нелегко разгадки чудесам… Так он учился наблюдать, Так он учился размышлять, Е.Ефимовский Искать ответы – сам! Е.Ефимовский Альберт Эйнштейн

Опыт Вопрос природе на её языке вещей и событий «Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением» М.В.Ломоносов Этапы проведения эксперимента: уточнение задачи исследования; планирование эксперимента; работа с экспериментальной установкой

Опыт Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта Д.И.Писарев Ломоносов подал Репорт: Мне потребно десять реторт, Соли пуд, купоросу, угля – Всё химических опытов для. И дубовых досок для полов. Отпустили 15 рублёв. А профессор работал – как чёрт! И вставал он ни свет ни заря – Ни минуты, потраченной зря! Только опыты, точный расчёт.. В канцелярию подан отчёт. Что потратил – в отчёте есть А что сделал – потомкам не счесть!Е.Ефимовский М.В.Ломоносов

Измерительные приборы- оружие физика «Наука начинается там, где начинают измерять» Д.И.Менделеев Абсолютная погрешность: ΔA = Δ и A +Δ о A, где Δ и A – инструментальная погрешность измерения; Δ о A =1/2 цены деления – погрешность отсчёта Относительная погрешность: ε=ΔА/А Запись результата: А=А+ΔА, A=A- Δ A

Мышление гипотеза догадка фантазия мечта интуиция «Наука – это неустанная многовековая работа мысли свести вместе посредством системы все познаваемые явления нашего мира» А.Эйнштейн Этапы построения теории: объяснение наблюдаемых явлений; выдвижение гипотезы; вывод следствия Основные мыслительные операции: анализ систематизация синтез абстрагирование сравнение конкретизация индукция классификация дедукция обобщение

Идея Когда у меня нет всё новых и новых идей для обработки, я точно больной. В. Гёте Ньютон под яблоней сидел – Вот-вот должна прийти идея… А плод над ним уже созрел, К земле всей массой тяготеяЕ.Ефимовский Исаак Ньютон

Гений В науке, как и в истории, определённый этап развития требует своего гения. П.Л.Капица Мир сложен. Он полон событий, сомнений и тайн бесконечных, и смелых догадок. Но чудо Природы является – Гений – и в хаосе этом наводит порядок. Найдётся ль правило? Простое, что целый мир объединит?! Таблицу Менделеев строит: природы ищет алфавитЕ.Ефимовский Д.И.Менделеев

Истина Нет радостей выше тех, которые нам доставляет…изучение истин. Бекон Френсис Печаль мою душу тревожит. Сумеют ли люди понять: моё отречение – ложно?! Зато я успел рассказать: тяжёлого камня паденье – паренью пушинки сродни! Чтоб следом явилось ученье… Чтоб кто-то земное вращенье с падением яблок сравнил. Чтоб разум над страхом поднялся! Чтоб новый приблизился век… Ведь я отступал, отрекался, Чтоб к истине шёл человек!Е.Ефимовский Галилео Галилей

Вдохновение Вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии. А.С.Пушкин В любом труде, в любом творенье необходимо вдохновенье! И озарения момент – наиважнейший Е.Ефимовский элемент! Е.Ефимовский А.С.Пушкин Евклид Н.И.Лобачевский

Проверочный эксперимент – «критерий истины» «Верховным судьёй всякой физической теории является опыт» Л.Д.Ландау

Цикл научного познания Исходные факты Модель(гипотеза) Теоретические следствия Эксперимент: подтверждает ли он гипотезу Модель перерастает в теорию Модель нужно развивать или отказаться да нет

Источники информации: Ефимовский Е.С. Мудрые науки – без назидания и скуки: След колесницы. – СПб.: ТИТ «Комета», – 160 с. Ефимовский Е.С. Мудрые науки – без назидания и скуки: След колесницы. – СПб.: ТИТ «Комета», – 160 с. Балашов М.М. О природе. Кн. для учащихся 7 кл – М.: Просвещение, 1991г. Балашов М.М. О природе. Кн. для учащихся 7 кл – М.: Просвещение, 1991г.