Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и во внеклассной работе как условие повышения качества образования Учитель информатики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города.
Advertisements

«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Комплексно-целевая программа Дата утверждения: решение педагогического совета от 30 ноября 2007 года Муниципальная общеобразовательная средняя школа 17.
Создана команда по информатизации школы Учитель информатики Кузин И.В. Директор школы Климечук Н.Г. ЗУР Бабенко Т.М. Учитель начальных классов Веселова.
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Основные задачи программы Сроки реализации программы Основные этапы программы Результаты Основания для разработки Основная цель программы Анализ деятельности.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Результаты реализации программы инновационного развития МБОУ «Гимназия 1»ЕМР
Выпускная работа Тема: Дидактические возможности использования ИКТ на уроках технического труда с целью реализации личностно - ориентированного подхода.
Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса Подготовила: Санина З.А., зам.директора по НМР.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Клубное объединение педагогов как средство формирования ИКТ компетентностей Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Программа информатизации МОУ- Раздольненской средней общеобразовательной школы 19 на год.
Методическое объединение учителей начальных классов МОУ СОШ 2 : Опарина Е.В., Смирнова М.А., Ветрова Г. П., Краскина Н. А..
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Учитель информатики МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Кириченко Наталья Евгеньевна г.
Ресурсное обеспечение образовательной среды профильного обучения Давыдов О.М., директор МОУ СОШ 41 г.о.Тольятти Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Талалихинская основная общеобразовательная школа.
Транксрипт:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и во внеклассной работе как условие повышения качества образования Учитель информатики МОУ СОШ 155 г. Уфы Чернова Галия Камилевна Инновационный проект

Сумма человеческих знаний к 1800 году удваивалась каждые 50 лет; к 1950 удваивалась каждые 10 лет; к 1970 году удваивалась каждые 5 лет; в настоящее время удваивается каждые 2-3 года

Трудности педагогической практики (что не устраивало как профессионала) снижение интереса к учению, творчеству и познанию у учащихся; слабая практическая направленность сферы применения полученных знаний и навыков; большой объем материала для усвоения обучающихся.

Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект Как сформировать потребность личности в саморазвитии и самореализации и каким образом следует модернизировать образовательный процесс для реализации этой потребности?

Стратегия модернизации российского образования на период до 2010 года и Федеральная целевая программа развития образования на годы определили для общеобразовательного учреждения новые ориентиры, которые сводятся к следующему: развитие современной системы непрерывного образования; развитие профилизации обучения; совершенствование информатизации системы образования; внедрение единого государственного экзамена; обеспечение доступности качественного общего образования; формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования.

Модель желаемого состояния (что должно быть) Непрерывное обучение предмету информатика со 2 по 11 класс. Обязательное деление класса на подгруппы. В компьютерном классе на каждого обучающегося - современный персональный компьютер и учебно- методический комплект. Каждой школе - разнообразные комплекты обучающих, тестирующих, развивающих цифровых образовательных ресурсов. Больше соревновательных и познавательных конкурсов, конференций для учащихся, участие в которых бесплатно. Для учителя возможность ежегодно повышать свою квалификацию с отрывом от производства с целью своевременного применения современных технологий и методов обучения в своей практике.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию как «умение учиться»

Цель проекта: повысить качество образования учащихся. Для достижения поставленной цели определены задачи: формировать учебную мотивацию; создавать учебно-информационную среду на уроках и во внеурочной деятельности; формировать информационную компетентность обучающихся; создавать условия для самореализации учащихся.

Объект исследования: познавательная деятельности учащихся 2-7 классов. Предмет исследования: активизация познавательной деятельности. Гипотеза: познавательная деятельность активизируется, если использовать активные методы обучения; создавать условия для самореализации личности.

Выбор методов исследования определялся целью и задачами исследования. Применялся теоретико-методологический анализ литературных источников. Использовались эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование), и статистические методы обработки данных. Анализировались результаты деятельности учащихся. Практическая значимость определяется возможностью использования учителями информатики и учителями начальных классов учебно-методических рекомендаций по дополнению содержания и обновлению методов и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников и подростков как условия повышения качества образования.

Ресурсное обеспечение выполнения проекта Организационное: организовать творческую группу для реализации проекта. Программно–методическое: пополнение фондов библиотеки и медиатеки обучающими и развивающими образовательными ресурсами, формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение; разработка рекомендаций по технологиям обучения информатике в начальной школе. Мотивационное: усилить мотивационную работу среди учителей, родителей и учащихся. Материально–техническое: создание третьего кабинета информатики и пополнение парка современной компьютерной техники и ТСО в школе.

Сроки и этапы реализации проекта I. Мотивационный и планирующий этап: 2003/2004 учебный год Задачи этапа: 1. Изучить состояние проблемы в литературных источниках. 2. Проанализировать методики преподавания информатики. 3. Определить методические требования к организации учебно- информационной среды. II. Основной и обучающий этап: 2005/2008 учебные годы Задачи этапа: 1. Определить условия активизации познавательной деятельности учащихся. 2. Апробировать гипотезу исследования об активизации учебно-познавательной деятельности на уроках информатики и во внеклассной работе. 3. Разработать рекомендации, практические советы, методические приемы, призванные активизировать познавательную деятельность учащихся. III. Обобщающий этап: 2008/2011 учебные годы Задачи этапа: 1. Провести теоретическое обобщение результатов, полученных в ходе предыдущих этапов. 2. Сформулировать рекомендации, практические советы, методические приемы по организации и проведению курса информатики на уроках и во внеклассной работе.

Ожидаемые результаты Увеличение на 50% числа учащихся начальной школы, изучающих информатику. Повышение на 20% учебной мотивации обучающихся и степени удовлетворенности жизнедеятельностью в школе. Все учащиеся классов будут охвачены профильным и углубленным изучением отдельных предметов, а 40% учащихся 8-9 классов охвачены предпрофильной подготовкой. В два раза увеличится количество детей, принимающих участие в предметных олимпиадах, конкурсах и научно- практических конференциях. Будет создан третий кабинет информатики. На 30% вырастет число кабинетов школы, оборудованных ТСО.

Параметры и критерии оценки результативности проекта рост численности учащихся начальной школы, изучающих предмет информатика; степень удовлетворенности учащихся организацией жизнедеятельности в школе; доля учащихся, охваченных предпрофильной подготовкой, углубленным изучением предметов по информационно- технологическому профилю в старших классах; доля учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий; доля учащихся, поступивших в технические учебные заведения по результатам ЕГЭ по информатике; рост численности детей, охваченных дополнительным образованием; рост учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях; рост численности кабинетов, оборудованных компьютерами и другими ТСО.

Анализ внутренних факторов К числу сильных сторон школы 155 следует отнести: достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в образовательном процессе; благоприятный психологический климат в ученическом и учительском коллективах.

В 2003 году анализ внутренних факторов позволил выявить недостатки в работе коллектива школы и их причины Недостаточная мотивация учащихся к творческой деятельности. Малое количество учащихся, участвующих в олимпиадах по информатике и предметных конкурсах и конференциях. Недостаточными темпами идет информатизация образовательного процесса в школе. Это связано с недостаточной материально- технической базой. В библиотеке и медиатеке школы не хватает источников для полноценного применения информационных технологий. Учителя начальных классов практически не используют ИКТ в учебном процессе.

Использование активных методов обучения и информационно- коммуникационных технологий способствуют активизации познавательной деятельности, интеллектуальному развитию учащихся, повышению качества образования Основная идея, на реализацию которой направлена деятельность

Методы активного обучения Совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Практический эксперимент; Метод проектов; Групповые обсуждения; Деловые игры; Ролевые игры; Метод обучения на основе имитации ситуаций. Обучение с использованием компьютерных обучающих программ; Анализ практических ситуаций (case-study). Распространенные активные методы обучения:

Обучение наиболее эффективно, когда оно доставляет радость. Питер Клайн Деятельностный подход к обучению 1. Повышение учебной мотивации 6. Формирование коммуникативных навыков 5. Корректировка самооценки учащихся 4. Выработка навыков работы в коллективе 3. Развитие самостоя- тельности 2. Рост познавательной активности

Экспериментальные данные ученых При лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой до 50%, при проговаривании до 70% информации, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) до 90% информации.

Командная игра – педагогический прием, активизирующий работу на уроке Практическая работа за компьютером – закрепление изученного Экспериментальная часть урока 1 опыт - «Определи на вкус», 2 опыт - «Узнай по запаху», 3 опыт - «Черный ящик»

1 этап эксперимента Организационная работа заказаны необходимые учебники через школьный библиотечный фонд; приобретены учащимися Рабочие тетради; установлены на школьные компьютеры цифровые образовательные ресурсы (мультимедийные презентации, интерактивные тесты, практикумы, тренажеры, логические игры); оформлены наглядные средства обучения (плакаты, дидактические материалы, стенды «Сегодня на уроке», «Это интересно»).

Сколько мы запоминаем? 10% того, что мы читаем 15% того, что мы слышим 25% того, что мы видим до 65% того, что мы видим и слышим

натурные печатныеэлектронные

Констатирующий эксперимент Проведен 29 сентября 2003 года с учащимися 2Б и 2В классов МОУ СОШ 155 Октябрьского района г. Уфы. Таблица 1. Результаты тестирования учащихся 2-х классов по методике «Словесный тест» Кол-во учащи хся Результаты контрольного тестирования Результаты повторного тестирования 2Б2819 человек - на 50%, 8 человек - на 40%, 1 человек - на 20%. 12 человек - на 80%, 6 человек - на 65%, 7человек – на 60%, 3 человека - на 55%. 2В2612 человек - на 55%, 10 человек – на 50%, 4 человек - на 40%. 3 человек - на 85%, 3 человека - на 80%, 12 человек - на 65%, 8 человек - на 60%. Класс

II. Основной обучающий этап 2005/2008 учебные годы Задачи этапа: 1. Определить условия активизации познавательной деятельности учащихся. 2. Апробировать гипотезу исследования об активизации учебно-познавательной деятельности на уроках информатики и во внеклассной работе. 3. Разработать рекомендации, практические советы, методические приемы, призванные активизировать познавательную деятельность учащихся.

Дата оценивания: 14 октября 2009 года. Ситуация оценивания: урок информатики. Тема урока: Метод половинного деления. Практическая работа с исполнителем «Угадай-ка» из УМК «Роботландия». Учитель информатики: Чернова Галия Камилевна. Опросник заполнила: кл.руководитель 3Б класса Юнусова Л.А. Во время уроков информатики класс общей численностью 27 человек делится на две подгруппы. Входной контроль Итоги определения уровня сформированности учебно- познавательного интереса у учащихся 3Б класса по методике «Шкала выраженности познавательного интереса» Результаты первой группыРезультаты второй группы

Интерпретация полученных данных в соответствии со «Шкалой выраженности учебно-познавательного интереса» 1 группа учащихся Уровни познав. интереса Квалификация сформированности уровня интереса Количество учащихся 1несформированность низкий1 4удовлетворительный5 5высокий5 6очень высокий2 2 группа учащихся Уровни познав. интереса Квалификация сформированности уровня интереса Количество учащихся 1несформированность низкий6 4удовлетворительный4 5высокий3 6очень высокий1 Вывод: Необходимы АМО и дифференцированный подход

Фотографии с урока во 2-ом классе Проблемный подход. Опыт с морской свинкой.

Фотографии с урока во 2-ом классе Ролевая игра на уроке. Разыгрывается решение задачи «Волк, коза, капуста». Проблемный подход. Опыт с лампочкой

Цели организации компьютерного практикума: Сформировать у обучающихся достаточный спектр пользовательских навыков, позволяющий им эффективно применять ИКТ в своей информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития; Вооружить учащихся способами и методами освоения новых инструментальных средств; Сформировать у учащихся ИКТ компетенции

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму. Китайская мудрость доступность межпредметность концентричность многофункциональность самостоятельность практичность Принципы организации практикума

Урок по КБ с компьютерной поддержкой. Республиканский семинар руководителей школ, слушателей курсов повышения квалификации «Аспекты преподавания и использования ИКТ»14 ноября 2007 года

Учебный годСредний балл , , , (I четверть) 4,48 Динамика уровня обученности по информатике учащихся с 5 по 11 класс

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Выдели в кружок выбранный тобой вариант или допиши предложение 1. Утром я просыпаюсь с мыслью: А) «Ура! Сегодня будет __________________________________________ Б) Сегодня можно не присутствовать на ______________________________ В) Я болею и не пойду в школу, а это значит я не получу плохую отметку по _______________ 2. Я прихожу в школу для того, чтобы… А) … узнать, что-то новое, интересное. Б) … заниматься такими интересными предметами, как ______________ В) … встретиться с такими хорошими учителями, как __________________ Г) … пообщаться с друзьями ______________________________________ Д) … весело провести время. Е) … не огорчать родителей. 3. Домашнее задание я делаю так: А) совершенно самостоятельно. Б) обращаюсь за помощью к взрослым. В) под контролем родителей. Г) от случая к случаю (не всегда). Д) не делаю никогда. 4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно… А) … иметь интерес к предмету. Б) …иметь способность к предмету. В) … хорошо работать на уроке. Г) … иметь хорошие отношения с педагогом. Д) … уметь списывать. 5. Когда я получаю плохую отметку, то… А) … стараюсь тут же ее исправить. Б) … стараюсь исправить ее на следующем уроке. В) … стараюсь исправить в ближайшее время. Г) … ничего не пытаюсь делать.

Сравнение степени активности учащихся на разных по видам занятиях в 6-7 классах ЛекцияПрактическое занятие ДискуссияДеловая игра Мышление ++++ Речь ++ Действие +++ Эмоционально- личностное восприятие информации +++

Исследовательская деятельность вырабатывать гипотезы видеть проблемы давать определения понятиям наблюдать проводить эксперименты

В исследовательской работе участвуют не только учащиеся старших классов, а и ученики 2-7 классов

УчастникиПредметДостижение Команда 9-х классов «Интегральчики» МатематикаДиплом II степени Команда 10-х классов «Партия классных» ОбществознаниеДиплом II степени Команда 9-х классов «Энергия» БиологияДиплом III степени Победы во Всероссийских телекоммуникационных викторинах

Позитивная динамика роста количества участников предметных конкурсов и НПК

Учебны й год Районные конкурсы Городские конкурсы Республикански е конкурсы Участ- ников ПризеровУчаст- ников ПризеровУчаст- ников Призеров Позитивная динамика роста количества призеров в предметных конкурсах и НПК и качества работ

Распределение призовых мест на конкурсах и научно-практических конференциях кол-во участников первых мест вторых мест третьих мест

Промежуточные результаты Увеличилось с 4 до 10 количество групп учащихся начальной школы, изучающих информатику. По результатам методики шкалирования повысилась на 20% учебная мотивация обучающихся 6-7 классов, и степени удовлетворенности жизнедеятельностью в школе (анкетирование). Все учащиеся классов охвачены профильным и углубленным изучением отдельных предметов, а 40% учащихся 8-9 классов охвачены предпрофильной подготовкой. В 3 раза увеличилось количество детей, принимающих участие в предметных олимпиадах, в 1,7 раза увеличилось количество участников конкурсов и научно-практических конференций. В 2006 году создан третий кабинет информатики. В 3,3 раза выросло количество компьютеров в школе (с 12 до 38), используемых учителями-предметниками в обучении. Закуплена оргтехника, средства ТСО: три сканеры, 7 медиапроекторов, 4 интерактивные доски.

Результаты компьютерного тестирования с элементами педагогической технологии «РОСТ» учащихся 11классов в 2009 году

Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся способствуют формированию информационных компетенций учащихся, определяющих современное качество содержания образования. Промежуточные выводы

Приложения к проекту Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и во внеклассной работе как условие повышения качества образования

Основа понятия «компетентность» способность применять полученные знания на практике; проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении; брать на себя ответственность при решении возникающих проблем.

В марте 2008 года учащиеся 4 класса Ямалетдинова Диана, Шайхулова Диана, Кузнецова Яна успешно представили свои проекты на Седьмой Московской городской конференции «Открытие» учащихся и были удостоены сертификатов участника.

«Шаг в будущее» Республиканская НПК «Ломаносовские чтения»

Участники Всероссийской игры- конкурса по информатике

Обобщение и распространение опыта

Конкурсная работа представлена в номинации «Организация научной и творческой деятельности педагогов и учащихся. Воспитание в учебной деятельности» Обобщение и распространение опыта

Конкурс лучших учителей Российской Федерации, проводимый в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 году Обобщение и распространение опыта

Публикации по теме опыта