Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и во внеклассной работе как условие повышения качества образования Учитель информатики МОУ СОШ 155 г. Уфы Чернова Галия Камилевна Инновационный проект
Сумма человеческих знаний к 1800 году удваивалась каждые 50 лет; к 1950 удваивалась каждые 10 лет; к 1970 году удваивалась каждые 5 лет; в настоящее время удваивается каждые 2-3 года
Трудности педагогической практики (что не устраивало как профессионала) снижение интереса к учению, творчеству и познанию у учащихся; слабая практическая направленность сферы применения полученных знаний и навыков; большой объем материала для усвоения обучающихся.
Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект Как сформировать потребность личности в саморазвитии и самореализации и каким образом следует модернизировать образовательный процесс для реализации этой потребности?
Стратегия модернизации российского образования на период до 2010 года и Федеральная целевая программа развития образования на годы определили для общеобразовательного учреждения новые ориентиры, которые сводятся к следующему: развитие современной системы непрерывного образования; развитие профилизации обучения; совершенствование информатизации системы образования; внедрение единого государственного экзамена; обеспечение доступности качественного общего образования; формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования.
Модель желаемого состояния (что должно быть) Непрерывное обучение предмету информатика со 2 по 11 класс. Обязательное деление класса на подгруппы. В компьютерном классе на каждого обучающегося - современный персональный компьютер и учебно- методический комплект. Каждой школе - разнообразные комплекты обучающих, тестирующих, развивающих цифровых образовательных ресурсов. Больше соревновательных и познавательных конкурсов, конференций для учащихся, участие в которых бесплатно. Для учителя возможность ежегодно повышать свою квалификацию с отрывом от производства с целью своевременного применения современных технологий и методов обучения в своей практике.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию как «умение учиться»
Цель проекта: повысить качество образования учащихся. Для достижения поставленной цели определены задачи: формировать учебную мотивацию; создавать учебно-информационную среду на уроках и во внеурочной деятельности; формировать информационную компетентность обучающихся; создавать условия для самореализации учащихся.
Объект исследования: познавательная деятельности учащихся 2-7 классов. Предмет исследования: активизация познавательной деятельности. Гипотеза: познавательная деятельность активизируется, если использовать активные методы обучения; создавать условия для самореализации личности.
Выбор методов исследования определялся целью и задачами исследования. Применялся теоретико-методологический анализ литературных источников. Использовались эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование), и статистические методы обработки данных. Анализировались результаты деятельности учащихся. Практическая значимость определяется возможностью использования учителями информатики и учителями начальных классов учебно-методических рекомендаций по дополнению содержания и обновлению методов и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников и подростков как условия повышения качества образования.
Ресурсное обеспечение выполнения проекта Организационное: организовать творческую группу для реализации проекта. Программно–методическое: пополнение фондов библиотеки и медиатеки обучающими и развивающими образовательными ресурсами, формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение; разработка рекомендаций по технологиям обучения информатике в начальной школе. Мотивационное: усилить мотивационную работу среди учителей, родителей и учащихся. Материально–техническое: создание третьего кабинета информатики и пополнение парка современной компьютерной техники и ТСО в школе.
Сроки и этапы реализации проекта I. Мотивационный и планирующий этап: 2003/2004 учебный год Задачи этапа: 1. Изучить состояние проблемы в литературных источниках. 2. Проанализировать методики преподавания информатики. 3. Определить методические требования к организации учебно- информационной среды. II. Основной и обучающий этап: 2005/2008 учебные годы Задачи этапа: 1. Определить условия активизации познавательной деятельности учащихся. 2. Апробировать гипотезу исследования об активизации учебно-познавательной деятельности на уроках информатики и во внеклассной работе. 3. Разработать рекомендации, практические советы, методические приемы, призванные активизировать познавательную деятельность учащихся. III. Обобщающий этап: 2008/2011 учебные годы Задачи этапа: 1. Провести теоретическое обобщение результатов, полученных в ходе предыдущих этапов. 2. Сформулировать рекомендации, практические советы, методические приемы по организации и проведению курса информатики на уроках и во внеклассной работе.
Ожидаемые результаты Увеличение на 50% числа учащихся начальной школы, изучающих информатику. Повышение на 20% учебной мотивации обучающихся и степени удовлетворенности жизнедеятельностью в школе. Все учащиеся классов будут охвачены профильным и углубленным изучением отдельных предметов, а 40% учащихся 8-9 классов охвачены предпрофильной подготовкой. В два раза увеличится количество детей, принимающих участие в предметных олимпиадах, конкурсах и научно- практических конференциях. Будет создан третий кабинет информатики. На 30% вырастет число кабинетов школы, оборудованных ТСО.
Параметры и критерии оценки результативности проекта рост численности учащихся начальной школы, изучающих предмет информатика; степень удовлетворенности учащихся организацией жизнедеятельности в школе; доля учащихся, охваченных предпрофильной подготовкой, углубленным изучением предметов по информационно- технологическому профилю в старших классах; доля учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий; доля учащихся, поступивших в технические учебные заведения по результатам ЕГЭ по информатике; рост численности детей, охваченных дополнительным образованием; рост учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях; рост численности кабинетов, оборудованных компьютерами и другими ТСО.
Анализ внутренних факторов К числу сильных сторон школы 155 следует отнести: достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в образовательном процессе; благоприятный психологический климат в ученическом и учительском коллективах.
В 2003 году анализ внутренних факторов позволил выявить недостатки в работе коллектива школы и их причины Недостаточная мотивация учащихся к творческой деятельности. Малое количество учащихся, участвующих в олимпиадах по информатике и предметных конкурсах и конференциях. Недостаточными темпами идет информатизация образовательного процесса в школе. Это связано с недостаточной материально- технической базой. В библиотеке и медиатеке школы не хватает источников для полноценного применения информационных технологий. Учителя начальных классов практически не используют ИКТ в учебном процессе.
Использование активных методов обучения и информационно- коммуникационных технологий способствуют активизации познавательной деятельности, интеллектуальному развитию учащихся, повышению качества образования Основная идея, на реализацию которой направлена деятельность
Методы активного обучения Совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Практический эксперимент; Метод проектов; Групповые обсуждения; Деловые игры; Ролевые игры; Метод обучения на основе имитации ситуаций. Обучение с использованием компьютерных обучающих программ; Анализ практических ситуаций (case-study). Распространенные активные методы обучения:
Обучение наиболее эффективно, когда оно доставляет радость. Питер Клайн Деятельностный подход к обучению 1. Повышение учебной мотивации 6. Формирование коммуникативных навыков 5. Корректировка самооценки учащихся 4. Выработка навыков работы в коллективе 3. Развитие самостоя- тельности 2. Рост познавательной активности
Экспериментальные данные ученых При лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой до 50%, при проговаривании до 70% информации, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) до 90% информации.
Командная игра – педагогический прием, активизирующий работу на уроке Практическая работа за компьютером – закрепление изученного Экспериментальная часть урока 1 опыт - «Определи на вкус», 2 опыт - «Узнай по запаху», 3 опыт - «Черный ящик»
1 этап эксперимента Организационная работа заказаны необходимые учебники через школьный библиотечный фонд; приобретены учащимися Рабочие тетради; установлены на школьные компьютеры цифровые образовательные ресурсы (мультимедийные презентации, интерактивные тесты, практикумы, тренажеры, логические игры); оформлены наглядные средства обучения (плакаты, дидактические материалы, стенды «Сегодня на уроке», «Это интересно»).
Сколько мы запоминаем? 10% того, что мы читаем 15% того, что мы слышим 25% того, что мы видим до 65% того, что мы видим и слышим
натурные печатныеэлектронные
Констатирующий эксперимент Проведен 29 сентября 2003 года с учащимися 2Б и 2В классов МОУ СОШ 155 Октябрьского района г. Уфы. Таблица 1. Результаты тестирования учащихся 2-х классов по методике «Словесный тест» Кол-во учащи хся Результаты контрольного тестирования Результаты повторного тестирования 2Б2819 человек - на 50%, 8 человек - на 40%, 1 человек - на 20%. 12 человек - на 80%, 6 человек - на 65%, 7человек – на 60%, 3 человека - на 55%. 2В2612 человек - на 55%, 10 человек – на 50%, 4 человек - на 40%. 3 человек - на 85%, 3 человека - на 80%, 12 человек - на 65%, 8 человек - на 60%. Класс
II. Основной обучающий этап 2005/2008 учебные годы Задачи этапа: 1. Определить условия активизации познавательной деятельности учащихся. 2. Апробировать гипотезу исследования об активизации учебно-познавательной деятельности на уроках информатики и во внеклассной работе. 3. Разработать рекомендации, практические советы, методические приемы, призванные активизировать познавательную деятельность учащихся.
Дата оценивания: 14 октября 2009 года. Ситуация оценивания: урок информатики. Тема урока: Метод половинного деления. Практическая работа с исполнителем «Угадай-ка» из УМК «Роботландия». Учитель информатики: Чернова Галия Камилевна. Опросник заполнила: кл.руководитель 3Б класса Юнусова Л.А. Во время уроков информатики класс общей численностью 27 человек делится на две подгруппы. Входной контроль Итоги определения уровня сформированности учебно- познавательного интереса у учащихся 3Б класса по методике «Шкала выраженности познавательного интереса» Результаты первой группыРезультаты второй группы
Интерпретация полученных данных в соответствии со «Шкалой выраженности учебно-познавательного интереса» 1 группа учащихся Уровни познав. интереса Квалификация сформированности уровня интереса Количество учащихся 1несформированность низкий1 4удовлетворительный5 5высокий5 6очень высокий2 2 группа учащихся Уровни познав. интереса Квалификация сформированности уровня интереса Количество учащихся 1несформированность низкий6 4удовлетворительный4 5высокий3 6очень высокий1 Вывод: Необходимы АМО и дифференцированный подход
Фотографии с урока во 2-ом классе Проблемный подход. Опыт с морской свинкой.
Фотографии с урока во 2-ом классе Ролевая игра на уроке. Разыгрывается решение задачи «Волк, коза, капуста». Проблемный подход. Опыт с лампочкой
Цели организации компьютерного практикума: Сформировать у обучающихся достаточный спектр пользовательских навыков, позволяющий им эффективно применять ИКТ в своей информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития; Вооружить учащихся способами и методами освоения новых инструментальных средств; Сформировать у учащихся ИКТ компетенции
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму. Китайская мудрость доступность межпредметность концентричность многофункциональность самостоятельность практичность Принципы организации практикума
Урок по КБ с компьютерной поддержкой. Республиканский семинар руководителей школ, слушателей курсов повышения квалификации «Аспекты преподавания и использования ИКТ»14 ноября 2007 года
Учебный годСредний балл , , , (I четверть) 4,48 Динамика уровня обученности по информатике учащихся с 5 по 11 класс
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Выдели в кружок выбранный тобой вариант или допиши предложение 1. Утром я просыпаюсь с мыслью: А) «Ура! Сегодня будет __________________________________________ Б) Сегодня можно не присутствовать на ______________________________ В) Я болею и не пойду в школу, а это значит я не получу плохую отметку по _______________ 2. Я прихожу в школу для того, чтобы… А) … узнать, что-то новое, интересное. Б) … заниматься такими интересными предметами, как ______________ В) … встретиться с такими хорошими учителями, как __________________ Г) … пообщаться с друзьями ______________________________________ Д) … весело провести время. Е) … не огорчать родителей. 3. Домашнее задание я делаю так: А) совершенно самостоятельно. Б) обращаюсь за помощью к взрослым. В) под контролем родителей. Г) от случая к случаю (не всегда). Д) не делаю никогда. 4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно… А) … иметь интерес к предмету. Б) …иметь способность к предмету. В) … хорошо работать на уроке. Г) … иметь хорошие отношения с педагогом. Д) … уметь списывать. 5. Когда я получаю плохую отметку, то… А) … стараюсь тут же ее исправить. Б) … стараюсь исправить ее на следующем уроке. В) … стараюсь исправить в ближайшее время. Г) … ничего не пытаюсь делать.
Сравнение степени активности учащихся на разных по видам занятиях в 6-7 классах ЛекцияПрактическое занятие ДискуссияДеловая игра Мышление ++++ Речь ++ Действие +++ Эмоционально- личностное восприятие информации +++
Исследовательская деятельность вырабатывать гипотезы видеть проблемы давать определения понятиям наблюдать проводить эксперименты
В исследовательской работе участвуют не только учащиеся старших классов, а и ученики 2-7 классов
УчастникиПредметДостижение Команда 9-х классов «Интегральчики» МатематикаДиплом II степени Команда 10-х классов «Партия классных» ОбществознаниеДиплом II степени Команда 9-х классов «Энергия» БиологияДиплом III степени Победы во Всероссийских телекоммуникационных викторинах
Позитивная динамика роста количества участников предметных конкурсов и НПК
Учебны й год Районные конкурсы Городские конкурсы Республикански е конкурсы Участ- ников ПризеровУчаст- ников ПризеровУчаст- ников Призеров Позитивная динамика роста количества призеров в предметных конкурсах и НПК и качества работ
Распределение призовых мест на конкурсах и научно-практических конференциях кол-во участников первых мест вторых мест третьих мест
Промежуточные результаты Увеличилось с 4 до 10 количество групп учащихся начальной школы, изучающих информатику. По результатам методики шкалирования повысилась на 20% учебная мотивация обучающихся 6-7 классов, и степени удовлетворенности жизнедеятельностью в школе (анкетирование). Все учащиеся классов охвачены профильным и углубленным изучением отдельных предметов, а 40% учащихся 8-9 классов охвачены предпрофильной подготовкой. В 3 раза увеличилось количество детей, принимающих участие в предметных олимпиадах, в 1,7 раза увеличилось количество участников конкурсов и научно-практических конференций. В 2006 году создан третий кабинет информатики. В 3,3 раза выросло количество компьютеров в школе (с 12 до 38), используемых учителями-предметниками в обучении. Закуплена оргтехника, средства ТСО: три сканеры, 7 медиапроекторов, 4 интерактивные доски.
Результаты компьютерного тестирования с элементами педагогической технологии «РОСТ» учащихся 11классов в 2009 году
Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся способствуют формированию информационных компетенций учащихся, определяющих современное качество содержания образования. Промежуточные выводы
Приложения к проекту Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и во внеклассной работе как условие повышения качества образования
Основа понятия «компетентность» способность применять полученные знания на практике; проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении; брать на себя ответственность при решении возникающих проблем.
В марте 2008 года учащиеся 4 класса Ямалетдинова Диана, Шайхулова Диана, Кузнецова Яна успешно представили свои проекты на Седьмой Московской городской конференции «Открытие» учащихся и были удостоены сертификатов участника.
«Шаг в будущее» Республиканская НПК «Ломаносовские чтения»
Участники Всероссийской игры- конкурса по информатике
Обобщение и распространение опыта
Конкурсная работа представлена в номинации «Организация научной и творческой деятельности педагогов и учащихся. Воспитание в учебной деятельности» Обобщение и распространение опыта
Конкурс лучших учителей Российской Федерации, проводимый в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 году Обобщение и распространение опыта
Публикации по теме опыта