Думать – самая трудная работа; вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие. Г. Форд
Я
Структура проведения «Мастер-класса »: 1. Презентация педагогического опыта Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем 2. Представление элементов практического применения теории в системе уроков ( занятий ) Определение основных приемов, способов и методов работы 3. Имитационная игра с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися 4. Моделирование самостоятельная работа слушателей по разработке приёмов в режиме продемонстрированной педагогической технологии. 5. Рефлексия
1.Разработан комплекс методических приёмов,приемлемых для работы с детьми с нарушением интеллекта. 2.Оригинальные приёмы и способы работы взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно- воспитательных задач Система работы
русский язык математика биология развитие речи Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи ". Ян Амос Коменский
«Так могут ли умственно отсталые дети научиться мыслить?»
Важным условием совершенствования педагогической деятельности учителя является активизация мыслительной деятельности школьников, которая достигается посредством соответсвующих приёмов обучения. Отсюда следует, что пассивная мыслительная деятельность учащихся в определенной степени зависит от учителя, который, порой слабо формирует мотивы учения, недостаточно организует работу учеников и не использует эффективные формы контроля.
Теоретическое обоснование опыта работы Уровни усвоения изучаемого материала Узнавать и выделять Репродуктив ный Оперировать знаниями Выполнять сложные мыслительные операции
Виды приёмов Click to add Title 1 сравнение - сопоставление объектов с целью нахождения сходства и различия между ними ; 1 Click to add Title анализ - мысленное расчленение предметов на части ; синтез - мысленное соединение отдельных элементов или частей в единое целое. абстракция - мысленное выделение существенных свойств и признаков объекта обобщение
Приём в виде образца, алгоритма, правила должен входить в содержание знаний и описываться в учебнике или задаваться учителем. Способ – это открытие самого ученика;это устойчивое индивидуальное образование, включающее в себя мотивационную и операционную сторону познавательной деятельности, – характеризует индивидуальные способности ученика к проработке учебного материала разного содержания, вида и формы, продуктивность использования знаний. ПРИЁМ СПОСОБ
Приёмы учебной деятельности как основа способов решения учебных задач должны включаться в содержание учебного предмета способы задачи приёмы
Для успешного изучения школьниками основ наук большое значение имеет выработка у них умения наблюдать. Наблюдение направлено на накопление знания фактического материала, на формирование представлений об объектах окружающего мира. Процесс наблюдения включает умение сравнивать, группировать факты и явления, свойства и т. п. Наблюдение может быть основой для постановки познавательных задач, различного рода проблем, решение которых потребует теоретического осмысления наблюдаемого, выдвижения гипотезы и проведения новых наблюдений.
Приёмы, способствующие развитию познавательного интереса на этапе восприятия знаний 1 приём новизны 23 приём значимости изучаемого материала приём семантизации
Приёмы развития познавательного интереса, используемые на этапе осмысления изучаемого материала 1 Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации. 2 Исследовате льский 3 Эвристическ ий 4 Спора.
На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приемы : 123 Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся. Моделирова ния. Составление схем, таблиц. 4 Использован ие символов для выполнения заданий.
Способы создания проблемной ситуации на уроке. 451 Индуктивный, аналитико - синтетический способ. 211 Отыскание причин, обусловливающих изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала. 3 Способ аналогий.. Выдвижение проблемного вопроса. Сообщение парадоксального факта
Задачи способствующие развитию исследовательских навыков. 4 Задачи на воспроизведение имеющихся знаний. 12 Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы. 3 Задачи, связанные с самонаблюдением. 5 Основным структурным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Задачи на распознавание натуральных объектов.
Применение элементов образовательных технологий Активизация мышления КСОИгровая
Методика КСО ( коллективных средств обучения ) Ученик работает в парах постоянного и сменного составов, в группах и микрогруппах. Учитель разрабатывает листок учителя ; отмечает тексты для учеников; готовит средства наглядности и необходимых пособий.. -
Б Б А Варианты работы учеников в парах А ) А И В ОТБИРАЮТ МАТЕРИАЛ, МОЛЧА ЧИТАЮТ ОДИН И ТОТ ЖЕ ТЕКСТ, ИЛИ ОДИН ЧИТАЕТ ВСЛУХ, ДРУГОЙ СЛУШАЕТ. Б ) А И В ОТБИРАЮТ МАТЕРИАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНО, А ИТОГ РАБОТЫ ПОДВОДЯТ ВМЕСТЕ. В ) А И В ДЕЛЯТ МАТЕРИАЛ ПОРОВНУ, ЧИТАЮТ ЕГО И КРАТКО РАССКАЗЫВАЮТ ДРУГ ДРУГУ, А ЗАТЕМ СОВМЕСТНО ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДИ.
Контроль осуществляется как просмотр работы ученика на разных этапах работы ; применение итогового контроля в конце изучения темы. - - выступление перед группой и отметка группы ;
Познавательные игры Игра - упражнение. 1 Игра - поиск. 2 Игра - соревнование 3 Сюжетно - ролевыеигры. 4 Познавательные игры - путешествия. 5
Изучение уровня активности мыслительных процессов Исходный уровень подготовленности 1 Текущий анализ по четвертям 2 Итоговый уровень 3
Методики исследования мыслительной деятельности Методика " последовательности событий " Методика " последовательности событий " Методика выявления у учащихся уровня развития умения сравнивать. ( методика Бехтерева ) Методика выявления у учащихся уровня развития умения сравнивать. ( методика Бехтерева ) Методика на определение сформированности умений анализировать и обобщать Методика на определение сформированности умений анализировать и обобщать Выявление умений анализировать и выделять главное ; навыков самостоятельности ; перенос знаний на сходное задание. Выявление умений анализировать и выделять главное ; навыков самостоятельности ; перенос знаний на сходное задание.
Предлагаю придумать задания по своему предмету,учитывая приём создания проблемной ситуации,
Я радуюсь спокоен огорчен