11 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Определяет: Систему базовых национальных ценностей Современный национальный воспитательный идеал Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности
22 Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество
33 Просветительская работа с родителями Создание здоровье- сберегающей инфраструктуры Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Эффективная организация физкультурно- оздоровительной работы Рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихсяРеализациямодульныхобразовательныхпрограмм
Инновационность стандартов Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании») Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования
Т ребования к с труктуре основных образовательных программ Т ребования к р езультатам освоения основных образовательных программ Т ребования к у словиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов Т ребования к р езультатам освоения основных образовательных программ
Заказчики проекта Российскаяакадемияобразования Росспорт Министерство образования и науки Российской Федерации МЧС МинобороныРоссии МинсельхозРоссии МинкультурыРоссии
8 Разработчики проекта Российская академия образования Российская академия наук Российскаяакадемия медицинских наук МГУ РАПКРО ИнститутразвитияобразованияТатарстана ФИРО ВШЭ
Разработка федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Федеральное агентство по образованию Конкурс Ф-20 Российская академия образования Внутренние конкурсы И с п о л н и т е л и 28 лотов
10 Этапы разработки ФГОС Концептуальные и методологические основы Концептуальные и методологические основы Проекты нормативно- методического сопровождения стандартов Проекты нормативно- методического сопровождения стандартов Апробация в начальной школе Апробация в начальной школе Апробация в основной школе Апробация в основной школе Апробация в старшей школе Апробация в старшей школе 2006 год годы годы годы годы
Разработчики – участники апробации – органы управления образованием и образовательные учреждения Российская академия образования Московская область Ярославская область Ленинградская область Челябинская область Республика Саха (Якутия) Новосибирская область Омская область Ямало-Ненецкий АО Оренбургская область Республика Татарстан Ростовская область Республика Дагестан Калининградская область Ставропольский край
Инновационность организации работы над стандартами Междисциплинарный характер разработки стандартов Междисциплинарный характер разработки стандартов Сопряжение процессов разработки и апробации Сопряжение процессов разработки и апробации Широкое профессиональное и общественное обсуждение Широкое профессиональное и общественное обсуждение
13 Разработка Российской академией образования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Президент РАО Н.Д. Никандров Вице-президент РАН В.В. Козлов Вице-президент РАО А.А. Кузнецов Член-корреспондент РАО А.М. Кондаков Академик РАО М.В. Рыжаков В.Р. Кучма, РАМН Академик РАО В.Д. Шадриков
standart.edu.ru 14 Yandex ФГОС или ФГОС – Начальная школа
Из глоссария ФГОС: Компетентность - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социально-трудовую, информационную, коммуникативную и др.
Материалы концепции ФГОС Раздел I. Общие положения концепции государственных Стандартов общего образования 1.1. Стандарты как общественный договор 1.2. Назначение и функции государственных образовательных Стандартов нового поколения 1.3. Деятельностный подход к построению образовательного стандарта 1.4. Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования 1.5. Статус государственного стандарта общего образования
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 17 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность Из презентации РАО
Новый стандарт – это... инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации инструмент реализации государственной политики в сфере образования инструмент реализации государственной политики в сфере образования Форма общественного договора
Материалы концепции ФГОС Раздел I. Общие положения концепции государственных Стандартов общего образования 1.1. Стандарты как общественный договор 1.2. Назначение и функции государственных образовательных Стандартов нового поколения 1.3. Деятельностный подход к построению образовательного стандарта 1.4. Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования 1.5. Статус государственного стандарта общего образования
Универсальные учебные действия (УУД): совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Т ребования к р езультатам освоения основных образовательных программ
Виды УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
Коммуникативные действия планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Личностные универсальные учебные действия: самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическое ориентирование.
Регулятивные действия: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.
Познавательные универсальные действия: общеучебные; логические; действия постановки и решения проблемы.
Сравнительный анализ подходов к стандарту о бщего образования Определение стандарта Субъект заказа Цели и смысл образования Форма отражения целевых установок Понимание результата образования Сфера регулирования Предмет регулирования «Ответственный Исполнитель» Способы контроля исполнения стандарта
Т ребования к с труктуре основных образовательных программ Т ребования к р езультатам освоения основных образовательных программ Т ребования к у словиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов ПОВТОР
28 Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих Требования к результатам освоения основной образовательной программы
29 Выпускник основной школы Познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый Умеющий учиться, подготовленный к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на основе избирательности интересов Принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства) Умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли Умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером Инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды
30 Выпускник школы Осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни Готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов Способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата
31 Метапредметные ПредметныеЛичностные Требования к результатам освоения основной образовательной программы Результаты образования Развитие «компетентности к обновлению компетенций»
32 Стандарт общего образования Новая цель образования Новые средства обучения Новое содержание образования Новые технологии обучения Новые требования к подготовке учителя Новое целеполагание для учителей и обучающихся
33 Исполнение стандарта Примерная основная образовательная программа начального общего образования Образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно с учетом типа и вида ОУ Локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом ОУОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщего образования ОУ