Экология современного образования Августовские секции педагогических и руководящих кадров 2012 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Advertisements

Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Нормативно-правовое и методическое сопровождение профориентационной деятельности.
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ, ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ, СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Выполняем требования ФГОС.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
Горбунова Людмила Ивановна, главный специалист управления образования О введении ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях города Таганрога.
г. Метапредметные результаты освоения ООП ООО и оценка их достижения на институциональном уровне г. Руководитель семинара: Коротаева.
Транксрипт:

Экология современного образования Августовские секции педагогических и руководящих кадров 2012 год

Городская целевая программа «Развитие системы образования городского округа город Рыбинск на годы» Основные направления : укрепление материально-технической базы учреждений образования и развитие единого информационного пространства; обеспечение условий безопасного функционирования образовательных учреждений, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников; обеспечение доступности качественных образовательных услуг для выстраивания и реализации индивидуальных образовательных маршрутов субъектов муниципальной системы образования, достижения современного качества образования через совершенствование содержания образования и педагогических технологий;

Городская целевая программа «Развитие системы образования городского округа город Рыбинск на годы» повышение эффективности управления образовательными учреждениями для обеспечения инновационного развития городской системы образования; содействие формированию у субъектов образовательной практики экологической культуры как условия сбережения ресурсов человека и среды; развитие продуктивного взаимодействия системы образования города с социальными партнёрами, коммерческими и общественными структурами города как механизма обеспечения открытости системы образования города.

Городская целевая программа «Развитие системы образования городского округа город Рыбинск на годы» Направление «Содействие формированию у субъектов образовательной практики экологической культуры как условия сбережения ресурсов человека и среды» развитие кооперации как новой формы взаимодействия субъектов образования и здравоохранения, социальной защиты, культуры, внутренних дел, комитета по делам молодежи, по физическому воспитанию и спорту, других служб и ведомств, ответственных за обеспечение жизни и здоровья детей; совершенствование научно-методических основ образовательной политики по формированию здоровьесберегающего безопасного образовательного пространства; внедрение новых образовательных технологий и методик по экологизации образовательного процесса (социальной и природной);

Городская целевая программа «Развитие системы образования городского округа город Рыбинск на годы» использование в образовательной практике интегративного подхода с целью формирования экологичного образовательного пространства; императива формирования культуры здоровье сохранения и экологии жизнедеятельности; организация практической деятельности по формированию ответственности за своё здоровье и здоровье других людей как личной и общественной ценности через социальную пробу, социальную практику и социальные проекты;

Городская целевая программа «Развитие системы образования городского округа город Рыбинск на годы» обеспечение комфортных условий осуществления процесса основного и дополнительного образования на начальном этапе обучения; психологизация образовательной среды для обеспечения личностного роста и позитивной самореализации всех участников образовательного процесса; использование управленческих технологий, направленных на создание условий для формирования экожизненной позиции субъектов образовательного процесса.

Глоссарий Экология – наука о гармонии отношений человека с природой, Космосом, ноосферой, социумом, с другими людьми и самим собой, обеспечивающей ему нормальное, здоровое физическое и психическое существование, функционирование. Экология для человека – прежде всего обращение к себе, выработка в себе имунных сил, экологически направленного сознания и поведени я. Б.Т. Лихачев. Философия воспитания

Методы и формы экологического образования Школьные и внешкольные методы формирования экологического сознания и развития экологического мышления. Методы научения умениям и навыкам практической экологически направленной деятельности. Методы развития нравственно-правовой ответственности за экологическое состояние окружающей природной и социальной среды. Методы развития эстетического отношения к действительности. Методы экологического самосовершенствования.

Принципы построения экологически чистого образовательного пространства Принцип системности образования Принцип гармонизации образования Принцип гуманизации образования Принцип инструментальности образования. Принцип включённости во всеобщность. Принцип личностно–ориентированного образования Принцип опережающего развития образовательной отрасли Принцип простоты познания Принцип экономичности образования

Фазы организации научно-методической работы Актуализация проблемы Конкретизация Проблематизация Активизация Практизация Рекомендация

Планируемые результаты Формирование общественного мнения по актуальности данной проблемы; формирование экологической культуры субъектов образовательного процесса; создание и реализация проектов и программ по экологизации образовательного процесса, в том числе и в системе внутришкольного управления.

Городская целевая программа «Развитие системы образования городского округа город Рыбинск на годы» Направление «Содействие формированию у субъектов образовательной практики экологической культуры как условия сбережения ресурсов человека и среды» Цель: осуществление научно-методического и организационного сопровождения руководящих и педагогических кадров ОУ в процессе формирования экологической культуры личности как условия сбережения ресурсов человека и среды

Научно-м етодическое сопровождение Инициативный муниципальный проект «Формирование экологической культуры личности: новый смысл и цель современного образовательного процесса»

Сущность экологической культуры личности Экологически развитое сознание Экологическое эмоционально- психическое состояние Экологическая научно обоснованная волевая деятельность

Проект «Формирование экологической культуры личности: новый смысл и цель современного образовательного процесса» Проектные линии: Программа духовно-нравственного воспитания и развития школьников как средство формирования экокультуры обучающихся» (СОШ 28), Реализация модели «Школа – территория экологического комфорта» (ООШ 14), Разработка модели формирования экологической культуры личности: освоение мира и самоопределение-самореализация в нем (гимназия 8)

Проект «Формирование экологической культуры личности: новый смысл и цель современного образовательного процесса» Проектные линии: Формирование экологической культуры личности в информационно-образовательной среде ДОУ (ДОУ 99) Передвижная эколого-образовательная лаборатория как форма интеграции деятельности ОУ и ЦДЮТЭ (ЦДЮТЭ),

Проект «Формирование экологической культуры личности: новый смысл и цель современного образовательного процесса» Проект «Формирование экологической культуры личности: новый смысл и цель современного образовательного процесса» «Венгерский крест» «Экологическ ий дневник» «Аленький цветочек» Программа духовно- нравственного воспитания и развития школьников как средство формирования э кокультуры обучающихся «Живой уголок» «Тропа в гармонии с природой» «Экосад моей мечты» «Экосад моей мечты» Передвижная эколого- образовательная лаборатория как форма интеграции деятельности Центра детского и юношеского туризма и экскурсий и образовательных учреждений «Я и мой внутренний мир» «Я – человек » «Красот а и польза» «Мы за здоровый образ жизни» «Подарок любимому городу» Реализация модели «Школа – территория экологического комфорта» «Экологическ ий календарь» «оБЕРЕГАй! » «Я в мире и мир во мне» «Я в мире и мир во мне» «Экологически й театр» Разработка модели формирования экологической культуры личности: освоение мира и самоопределение- самореализация в нём «Друзья природы» «Чудеса матушки Природы» Экологический марафон «Зеленое ожерелье Рыбинска» Экологический марафон «Зеленое ожерелье Рыбинска» «Природа- источник здоровья» «Познаю мир природы» Формирование экологической культуры личности в информационно - образовательной среде ДОУ»

Научно-м етодическое сопровождение КПК «Формирование экологической культуры личности: социально-технологический аспект» Инвариантный блок Формирование экологической культуры личности: новый смысл и цель современного образовательного процесса Модули: Модуль 1 Педагогическая инновация как форма проявления нового качества педагогической реальности Модуль 2 Экологическое образование в детском саду: содержание и методика Модуль 3 Методический инструментарий презентации продуктов инновационной деятельности ОУ

Организационно-методическое сопровождение Цикл практических семинаров, включающих мастер- классы для участников проекта по освоению технологий формирования и раскрытия жизненных сил личности Разработка пакета методических материалов по реализации инфологической модели (разработка проектных матриц, экокарт, экомаршрутов, экосхем). Проведение на муниципальном уровне цикла волонтерских акций : «Подари добро по кругу», «Какие граждане – такая страна (город)», Слет волонтеров «Как построить экодом».

Организационно-методическое сопровождение Дискуссионный городской клуб «Экодиалог» (представители науки, педагоги, старшеклассники, родители). Тема позиции "Я в природе" или "Я царь природы" (экожизнь и эгожизнь) Проведение экологической сессии в Парке открытых студий Организация и проведение Интернет-форума «Экологизация образовательного процесса: состояние и перспективные пути развития» Общественная защита проекта «Формирование экологической культуры личности: новый смысл и цель современного образовательного процесса»

…Пришло время двигаться в сторону экологического города. Ю.В.Ласточкин, Глава администрации городского округа город Рыбинск

Экологическая культура личности в современных условиях является одним из ведущих компонентов в сущности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке интеллигентности и цивилизованности. Б.Т.Лихачев

«Экологические капельки» Областной педагогический эксперимент «Экологизация учебных предметов» Лебедянцев Сергей Викторович, г.Самара

Климатическая доктрина Российской Федерации (2010 г.) Современная наука предоставляет всё более веские основания в подтверждение того, что Современная наука предоставляет всё более веские основания в подтверждение того, что хозяйственная деятельность человека, связанная прежде всего с выбросами парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива, оказывает заметное влияние на климат. Изменения климата многообразны и проявляются, в частности, в изменении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений. Ожидаемые изменения климата неизбежно отразятся на жизни людей... а также воспитание у населения Российской Федерации экологической культуры. Приоритетными направлениями... являются объективное информационное освещение проблем,... а также воспитание у населения Российской Федерации экологической культуры. Президент РФ Д.А. Медведев

Федеральный уровень ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (в ред. Федеральных законов от N 118-ФЗ) (в ред. Федеральных законов от N 118-ФЗ)N 118-ФЗN 118-ФЗ Глава XIII. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Глава XIII. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях 1. В....общеобразовательных учреждениях.....осуществляется преподавание основ экологических знаний. 1. В....общеобразовательных учреждениях.....осуществляется преподавание основ экологических знаний. Президент России. 7 июня 2010 года. Утверждён перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета Президент России. 7 июня 2010 года. Утверждён перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета 11. Правительству Российской Федерации: н) провести анализ выполнения Министерством образования и науки Российской Федерации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, связанных с развитием экологического образования и просвещения, принять меры по повышению эффективности деятельности в этой сфере, в том числе по включению экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования, предусмотрев разработку соответствующих государственных образовательных стандартов и учебно-методических пособий. Ответственный: Путин В.В. 11. Правительству Российской Федерации: н) провести анализ выполнения Министерством образования и науки Российской Федерации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, связанных с развитием экологического образования и просвещения, принять меры по повышению эффективности деятельности в этой сфере, в том числе по включению экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования, предусмотрев разработку соответствующих государственных образовательных стандартов и учебно-методических пособий. Ответственный: Путин В.В.

Всего: «Экология» 117 раз «Природа» 189 раз В «Основном содержании» учебных предметов: Алгебра 0 Физика 2 Химия 0 География 4 История 0 Обществознание 0 Русский и иностранные языки 0 ФГОС 2010 г для основной школы (Примерные программы)

Экономия и эффективное использование ресурсов; Экономия и эффективное использование ресурсов; Возобновляемые источники энергии; Возобновляемые источники энергии; Изменение состава атмосферы: СО 2, СН 4, NO n, озон; Изменение состава атмосферы: СО 2, СН 4, NO n, озон; Многократно возросшее воздействие человека на планету; Многократно возросшее воздействие человека на планету; Любовь к природе, бережное к ней отношение; Любовь к природе, бережное к ней отношение; Влияние природы на жизнь отдельного человека и целых народов; Влияние природы на жизнь отдельного человека и целых народов; Изменение климата и его последствия; Изменение климата и его последствия; Загрязнения, их опасность и способы защиты; Загрязнения, их опасность и способы защиты; Роль лесов и их уничтожение; Роль лесов и их уничтожение; Правовые, нравственные, экономические аспекты охраны природы и условий жизни людей; Правовые, нравственные, экономические аспекты охраны природы и условий жизни людей; Примеры «зеленых» технологий и поведения; Примеры «зеленых» технологий и поведения; Исчезновение видов животных и растений; Исчезновение видов животных и растений; Здоровьесбережение. Здоровьесбережение. Алгебра Физика Химия География История Общество- знание Русский и иностран- ные языки Содержание сборников заданий «Экологические капельки»

Д.МЕДВЕДЕВ: Очень важным является отношение каждого человека к окружающей среде, к нашей природе....всё это во многом является отражением именно культуры. Каким образом сделать так, чтобы с младых ногтей это можно было привить большинству наших людей? С.СИМАК: Понятно, есть проблемы часов, есть проблемы нагрузок, есть проблемы учителей, учебников и так далее. Мы придумали то, что может это обойти: комплекс задач, заданий и упражнений для каждого урока, каждого предмета, в рамках плановой темы этого урока сделали, издали, внедряем для седьмых, восьмых, девятых классов, Д.МЕДВЕДЕВ: В чём специфика такого рода методик? С.СИМАК:... мы уходим от проблемы учителей. Ученик сам доходит до того, что надо. Он сам, решая задачку по математике, приходит к выводу о том... Д.МЕДВЕДЕВ:...внедрение методик, именно начиная со школы, – это очень важно, надо только понять, каким образом всё-таки побудить Министерство образования это сделать Встреча Президента России Д.А.Медведева с экологами 8 июня 2011 г., Москва

Д.МЕДВЕДЕВ: Важным аспектом является экологическое просвещение. Оно ведётся во всех регионах – где-то лучше, где-то хуже. В любом случае инициативы такого рода, мне кажется, нужно поддерживать. Д.МЕДВЕДЕВ: Важным аспектом является экологическое просвещение. Оно ведётся во всех регионах – где-то лучше, где-то хуже. В любом случае инициативы такого рода, мне кажется, нужно поддерживать. Совет по развитию гражданского общества при Президенте России, 15 марта 2012 г., Новокуйбышевск С.СИМАК: Одним из таких инструментов является комплекс «Экологические капельки», который я уже показывал в июне. Сегодня этот комплекс внедряется в инициативных школах,...в Самарской области готовится педагогический эксперимент по внедрению этого комплекса. Так что Самарская область при желании, в том числе федерального министерства, может стать опорной экспериментальной площадкой для внедрения этого комплекса... Д.МЕДВЕДЕВ: Поэтому мы должны сделать всё для того, чтобы экологическое мышление, экологическое восприятие самых разных проблем с молоком матери впиталось в голову, если хотите, в быт, в жизнь каждого гражданина нашей страны. Надеюсь, что и эту просветительскую миссию вы разделите вместе с властями, потому что, на мой взгляд, за общее состояние жизни в нашей стране все мы ответственны в равной степени как граждане нашего государства.

Я жалею, что таких книг не было, когда я сам учился в школе, когда учились мои дети и мои внуки. Идея, которая пришла в голову авторам этих замечательных книг, простая и важная: на примерах и упражнениях – от географии до русского языка – давать конкретные экологические знания. Прекрасно, что ничего не надо заучивать - само при случае вспомнится. У этой идеи большое будущее. Алексей Владимирович ЯБЛОКОВ, Академик РАН РФ Общественная Палата Российской Федерации одобряет и поддерживает проект «Сборники поурочных экологических заданий по основным учебным предметам» и предлагает рассмотреть возможность участия в нем вашего региона. Председатель комитета по экологии Общественной палаты РФ, Е.Е. Ачкасов

Экологизация учебных предметов и результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Метапредметные результаты Лебедянцев С.В., СГОАН

Сборник заданий «Экологические капельки» умение самостоятельно определять цели своего обучения (применимость изученного), ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности («открытые» вопросы), развивать мотивы (здоровье, выгода, будущее) и интересы (актуальность, соразмерность, практичность) своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные (знакомство с альтернативами), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (запланированное обсуждение эффективности); умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (возвращение к ранее выполнявшимся заданиям на новом уровне, сравнение с собой «вчерашним»);

Сборник заданий «Экологические капельки» умение соотносить свои действия с планируемыми результатами (примеры таких действий), осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Сборник заданий «Экологические капельки» умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; (обсуждения на гуманитарных уроках проходят на основе информации, полученной на естественнонаучных) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Единственная «отчетность» по проекту – 1 строчка в журнале для учителя Дата Номер задания Время выполнени я СложностьИнтерес Примечания, заметки, пожелания ОбСлНСрП 1 2 сент мин VV П 3 – не делали 2 5 сент -- 3 Журнал учителя Физики, страница 8Б класса Тема 14. Скорость Скорость сползания в океан самого «быстрого» ледника Гренландии (ледник Якобсхавн) постоянно увеличивается из-за глобального потепления. В гг. он проходил по 5,7 км/год, в 2000-м г. – 9400 м/год, в 2003-м г. – 12,6 км/год Выразите эти скорости в м/с Можно ли заметить это движение без специальных приборов? Подберите другие примеры движения с такими скоростями.

Самое главное – чаще! Вместо ежегодного «Экологического марафона» - ежедневная «экологическая прогулка» Вместо ежегодного «Экологического марафона» - ежедневная «экологическая прогулка» Чем проще – тем лучше! Чем проще – тем лучше! Правильных ответов несколько, споры – пустая трата времени. Правильных ответов несколько, споры – пустая трата времени. Результаты будут не сразу, но зато они будут! Результаты будут не сразу, но зато они будут! Заменим экологические «праздники» экологическими «буднями»! Заменим экологические «праздники» экологическими «буднями»! Вы не можете знать все ответы, а ваши ученики – могут, если захотят. Вы не можете знать все ответы, а ваши ученики – могут, если захотят.

В чем же суть эксперимента? Замените на уроке одно неинтересное упражнение на интересное... Замените на уроке одно неинтересное упражнение на интересное и запишите его номер в журнал!... и запишите его номер в журнал! Разве может хороший учитель пропустить интересную задачу?

Приглашаю к сотрудничеству! Лебедянцев Сергей Викторович, г.Самара