Организация внеурочной деятельности в начальной школе при переходе на ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Advertisements

Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Организация внеучебной деятельности в начальной школе.
Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы Выступление учителя начальных классов Рябовой Е.С.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Внеурочная деятельность школьников. Разработчики Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и.
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС.
Воспитание в ФГОС Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Понятие, виды и направления внеурочной деятельности школьников.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ежова Н.В., зам.директора по ВР МБОУ СОШ с.Троекурово.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Восканова Е.М., зав. научно-методическим отделом Городского методического центра.
LOGO Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Транксрипт:

Организация внеурочной деятельности в начальной школе при переходе на ФГОС

Инвариантная часть Вариативная часть Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность - совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Общие задачи воспитания: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). («Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» )

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации Примерные виды и формы деятельности Примерные результаты воспитания и социализации Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека : получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение ( на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана ); ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина ( в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно - ролевых игр гражданского и историко - патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин ); ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России ( в процессе бесед, сюжетно - ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско - краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин ); Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека : ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно - историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям ; к Конституции и законам Российской Федерации ; к старшему поколению ; элементарные представления : об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества ; о наиболее значимых страницах истории страны ; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины ; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга ; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры ; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции ; опыт социальной и межкультурной коммуникации ; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации Примерные виды и формы деятельности Примерные результаты воспитания и социализации знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам); знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями); участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников); участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации Примерные виды и формы деятельности Примерные результаты воспитания и социализации Воспитание нравственных чувств и этического сознания: получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно- музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России); получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», дисциплин, отражающих историю и культурологические основы других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России); Воспитание нравственных чувств и этического сознания: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; §нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным российским религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации Примерные виды и формы деятельности Примерные результаты воспитания и социализации ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями); участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей); усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности; посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе; получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях); расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации Примерные виды и формы деятельности Примерные результаты воспитания и социализации Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества: участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий; узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»; получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности; Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества; ценностное и творческое отношение к учебному труду; трудолюбие; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации Примерные виды и формы деятельностиПримерные результаты воспитания и социализации приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде); учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участия в разработке и реализации различных проектов); приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время); приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации Примерные виды и формы деятельностиПримерные результаты воспитания и социализации Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью); участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований); Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации Примерные виды и формы деятельностиПримерные результаты воспитания и социализации составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений); получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями; получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации Примерные виды и формы деятельностиПримерные результаты воспитания и социализации Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов); получение первоначального опыта эмоционально- чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю); получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов, Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально- нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно- этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации Примерные виды и формы деятельностиПримерные результаты воспитания и социализации посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций; усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации Примерные виды и формы деятельностиПримерные результаты воспитания и социализации Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам); ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок); Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации Примерные виды и формы деятельностиПримерные результаты воспитания и социализации обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного); получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования); участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ; получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека; участие в художественном оформлении помещений.

ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основные направленияВиды деятельности 1. Спортивно- оздоровительное 2. Художественно- эстетическое 3. Научно-познавательное 4. Военно-патриотическое 5. Общественно-полезная деятельность 6. Проектная деятельность 1. Игровая; 2. Познавательная; 3. Проблемно-ценностное общение; 4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5. Художественное творчество; 6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); 7. Техническое творчество 8. Трудовая (производственная) деятельность; 9. Спортивно-оздоровительная деятельность; 10. Туристско-краеведческая деятельность.

Соотношение обязательной части, части, формируемой участниками образовательного процесса, и внеурочной деятельности за 4 учебных года Количество Учебных занятий (часов) Количество учебных занятий в обязательной части Количество учебных занятий в части, формируемой участниками образовательного процесса Количество учебных занятий во внеурочной деятельности Всего количество учебных занятий 5-дневная учебная неделя (10 часов/неделя) дневная учебная неделя (10 часов/неделя) 4560

Разделы внеурочной деятельности школа 1 ступени 1 класс УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 20 ЧАСОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10 ЧАСОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛА НАПРАВЛЕНИЯ: художественно-эстетическое, патриотическое ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЮСШ НАПРАВЛЕНИЕ: Спортивно-оздоровительное ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ ТЕАТР 2 ЧАСА РИТМОПЛАСТИКА 2 ЧАСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 2 ЧАСА МУЗЫКА 2 ЧАСА СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ 2 ЧАСА

Разделы внеурочной деятельности школа 1 ступени 2 класс УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 22 ЧАСА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10 ЧАСОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛА НАПРАВЛЕНИЯ: художественно-эстетическое, патриотическое научно-познавательное общественно-полезная деятельность ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЮСШ НАПРАВЛЕНИЕ: Спортивно-оздоровительное ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ ТЕАТР 2 ЧАСА РИТМОПЛАСТИКА 2 ЧАСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 ЧАС МУЗЫКА 1 ЧАС СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ 2 ЧАСА КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ 2 ЧАСА ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 ЧАС

Разделы внеурочной деятельности школа 1 ступени 3-4 классы УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 22 ЧАСА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10 ЧАСОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛА НАПРАВЛЕНИЯ: художественно-эстетическое, патриотическое научно-познавательное общественно-полезная деятельность ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ ПОДРОСТКОВЫЕ КЛУБЫ ДЮСШ НАПРАВЛЕНИЯ: патриотическое научно-познавательное общественно-полезная деятельность спортивно-оздоровительное ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ ТЕАТР 2 ЧАСА РИТМОПЛАСТИКА МУЗЫКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 2 ЧАСА СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ 2 ЧАСА КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ 2 ЧАСА ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2 ЧАСА

растим патриотов предметные кружки музыкальная студия спортивные кружки секции социальная работа учителя начальной школы учителя-предметники педагоги дополнительного образования театральная студия тренеры- преподаватели проектная деятельность

Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет: в 1 классе один час занятий 35 минут, если занятия спаренные – 70 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений; во 24 классах 45 минут, если занятия спаренные – 90 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебные недели.

Банк образовательных программ внеурочной деятельности примерные программы внеурочной деятельности, серия «Стандарты второго поколения» типовые программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ авторские образовательные программы

Пример построения внеурочной деятельности Учебные предметы, классыКоличество часов в неделюВсего IIIIIIIV Внеурочная деятельность10 40 Спортивные кружки, секции22228 Растим патриотов22228 Предметные кружки22228 Музыкальные кружки, театральная студия Социальная работа11114 Проектная деятельность11114

Оплата за внеурочную деятельность Часы внеурочной деятельности могут оплачиваться в соответствии с рассчитанной стоимостью педагогической услуги за аудиторные часы. где: Двн = Стп*Ук*Ч, Двн – доплата за внеурочную деятельность; Стп – стоимость педагогической услуги; Ук - количество учащихся в классе (группе); Ч - количество часов работы в месяц по направлениям, отведенным на внеурочную деятельность в соответствии с ФГОС (до 10 недельных часов).

Оплата за внеурочную деятельность Стоимость педагогической услуги (стоимость 1 ученико-часа) учителя по следующей формуле: Стп – стоимость педагогической услуги; 365 – количество дней в году; 245 – среднее расчетное количество дней в учебном году; ФОТп(б) –базовая часть фонда оплаты труда педагогических работников; НВ – сумма доплат за виды внеурочной деятельности; а1, а2, … а11 – количество учащихся в 1-11 классах; в1, в2, в3 … в11 – годовое количество часов по учебному плану в 1-11 кл.;

Оплата за внеурочную деятельность Дополнительный годовой фонд оплаты труда образовательного учреждения (далее – ОУ), за внеурочную деятельность в первых классах где: ФОТвн(D) = (Стп*Ук*10ч.*33уч.н.)*365к.дн./245раб.дн. ФОТвн(D) – дополнительный годовой фонд оплаты труда ОУ учителей, направляемый на оплату внеурочной деятельности в первых классах; Стп – стоимость педагогической услуги; Ук - количество учащихся 1-х классов; 10ч. – количество часов работы в неделю по направлениям, отведенным на внеурочную деятельность в соответствии с ФГОС; 33уч.н. – количество учебных недель в учебном году в 1 классах в соответствии с базисным учебным планом 365 – количество дней в году; 245 – среднее расчетное количество дней в учебном году;

Оплата за внеурочную деятельность Фонд оплаты труда ФОТо = ФОТп + ФОТпр, где: ФОТо – фонд оплаты труда ОУ; ФОТп – фонд оплаты труда учителей, осуществляющих учебный процесс; ФОТпр – фонд оплаты труда прочего персонала, не связанного с учебным процессом. Фонд оплаты труда учителей ФОТп = ФОТп(б) + ФОТп(с) + КВ, 70% 25% 5% где: ФОТп – фонд оплаты труда учителей; ФОТп(б) – базовая часть ФОТп; ФОТп(с) – стимулирующая часть ФОТп. КВ – выплаты компенсационного характера, осуществляемые в соответствии с трудовым законодательством.

Оплата за внеурочную деятельность Распределение фонда оплаты труда: ФОТп(б) = ФОТп(аз) + НВ где: 85% 15% ФОТп(б) – базовая часть ФОТп; ФОТп(аз) – фонд оплаты труда, обеспечивающий оплату аудиторной занятости (проведение уроков); НВ – сумма доплат за виды внеурочной деятельности учителя. ФОТп(б) = ФОТп(аз) + НВ + ФОТвн(D), 80% 15% 5% где: ФОТп(б) – базовая часть ФОТп; ФОТп(аз) – фонд оплаты труда, обеспечивающий оплату аудиторной занятости (проведение уроков); НВ – сумма доплат за виды внеурочной деятельности учителя. ФОТвн(D) – дополнительный годовой фонд оплаты труда учителей, направляемый на оплату внеурочной деятельности.

Примерные требования к оформлению и содержанию образовательных программ внеурочной деятельности: 1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработки примерных образовательных программ. 2. Разрабатываемые программы должны быть расчитаны на школьников определенной возрастной группы ( младшие школьники (1 – 4 классы), младшие подростки (5 – 6 классы), старшие подростки (7 – 9 классы), старшеклассники (10 – 11 классы). 3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности Образовательная программа внеурочной деятельности разрабатывается в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей и утверждается директором образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработки примерных образовательных программ. Разрабатываемые программы должны быть расчитаны на школьников определенной возрастной группы ( младшие школьники (1 – 4 классы ), младшие подростки (5 – 6 классы ), старшие подростки (7 – 9 классы ), старшеклассники (10 – 11 классы ). В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Структурные элементы дополнительных образовательных программ Титульный лист. Пояснительную записку. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение. Список литературы. [1] [1] [1] См. Примерные требования к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от ).

Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности п/п Структура программы Содержание структурных компонентов программы 1. Титульный лист - Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения. - Дата и протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации. - Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). - Возраст детей, на который рассчитана программа. Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана). - Автор программы (Ф.И.О, занимаемая долж­ность). - Название города. - Год создания программы.

Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности п/пп/п Структура программы Содержание структурных компонентов программы 1 Пояснительная записка Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы. 1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс: актуальность; практическая значимость; связь с уже существующими по данному направлению программами; вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа); новизна (для претендующих на авторство).

Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности п/пп/п Структура программы Содержание структурных компонентов программы 1 Пояснительная записка 2. Цель и задачи программы. Цель предполагаемый результат образова­ тельного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «все­стороннее развитие личности», «создание воз­можностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребно­стей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе. Цель должна быть связана с названием про­граммы, отражать ее основную направленность-Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают: обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познава­тельную деятельность, приобретение опреде­ленных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятель­ности и т.д.; воспитательные - формирование общест­венной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.; развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственно­ сти, активности, аккуратности и т.д.; фор­мирование потребности в самопознании, саморазвитии. Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности п/пп/п Структура программы Содержание структурных компонентов программы 1 Пояснительная записка 3. Отличительные особенности программы: базовые теоретические идеи; ключевые понятия; этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. 4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа: - возраст детей и их психологические особен­ности; -особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.); число обучающихся по годам обучения (обосновать); - режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий. - прогнозируемые результаты и способы их проверки

Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности п/п Структура программы Содержание структурных компонентов программы 1 Пояснительная записка 5. Уровень результатов работы по программе: Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом. Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. 6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).

Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности п/пп/п Структура программы Содержание структурных компонентов программы 2 Учебно- тематический план (календарно- тематический план) (если программа на 2 и более, то желательно представить по годам) Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, соотношение времени теоретических и практических занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

Варианты оформления учебно-тематического (календарно-тематического) плана Вариант 1. Традиционный подходит для тех видов внеурочной деятельности, в которых все обозначенные в образовательной программе учебные темы изучаются последовательно (изобразительного, декоративно-прикладного, эколого- биологического, культурологического направления и технического творчества)

Традиционный вариант оформления учебно- тематического (календарно-тематического) плана п/п ДатаТема учебного занятия Всего часов Содержание деятельностиВоспитательн ая работа Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности Практическая часть занятия /форма организации деятельности составляются на основании образовательной программы, на базе которой разрабатывается отражается содержание воспитывающе й деятельности как необходимой составляющей учебных занятий, т.е. текущая воспитательна я работа с детьми.

Варианты оформления учебно-тематического (календарно-тематического) плана Вариант 2 для тех видов внеурочной деятельности (музыкальные, спортивные, хореографические), в которых все обозначенные в образовательной программе учебные темы изучаются не последовательно, а параллельно.

Оформление учебно-тематического (календарно-тематического) плана Название темы Всего часов Содержание деятельност и СентябрьОктябрьНоябрь…….. Выписываются все темы в соответствии с образовательно й программой Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности отражается изучение каждой темы в течение учебного года Практическая часть занятия /форма организации деятельности краткое описание каждой темы учебного занятия согласно нумерации в календарно-тематическом плане (3-4 предложения).

Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности п/п Структура программы Содержание структурных компонентов программы 3. Содержание программы Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает: ее название; основные узловые моменты; формы организации образовательного процесса (теоретические, практические). Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема - введение в программу.

Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности п/п Структура программы Содержание структурных компонентов программы 4. Методическое обеспечение программы Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкрет­ных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий. Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса. Перечень дидактических материалов. Краткая характеристика средств, необходи­мых для реализации программы: кадровых перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалифи­кацию, критерии отбора; материально- технических дать краткий перечень оборудования, инструментов и мате­риалов (в расчете на число обучающихся).

Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности п/п Структура программы Содержание структурных компонентов программы 4. Список литературы Приводятся два списка литературы: - используемая педагогом для разработки; программы и организации образовательного процесса; - рекомендуемая для детей и родителей.

Типы образовательных программ внеурочной деятельности 1. Комплексные образовательные программы Предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. 2. Тематические образовательные программы Направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности. 3. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня ( первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.) Могут иметь возрастную привязку, например: 1-й класс первый уровень, 2-3-й классы второй уровень, 4-й класс третий уровень и др. 4. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности Игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др. 5. Возрастные образовательные программы Могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников, для старшеклассников и др. 6. Индивидуальные образовательные программы для учащихся Программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здаровья, развития.

Комплексные образовательные программы Вариант А Вариант Б - все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению ( художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», фольклорный кружок, театральная студия и др.). Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные кадры для организации этого вида деятельности. когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям, например, спортивно- оздоровительному, художественно- эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому. Данный вариант может найти применение в сельских школах, где недостаточно специалистов реализующих лишь направление.

Варианты взаимодействия общеобразовательных учреждений с УДОД, с учреждениями культуры, спорта, молодежной политики 1. Организация внеурочной деятельности на базе общеобразовательных учреждений 2. Организация внеурочной деятельности на базе учреждений дополнительного образования детей. 3. Организация внеурочной деятельности с использованием «смешанной модели», когда применяются организационно-управленческие решения из первых двух вариантов. 4. Стационарное соединение учреждений основного и дополнительного образования (УВК)

Особенности УВК 1. Единый план 2. Включены учителя, работники культуры, специалисты по дополнительному образованию. 3. Образование стоят не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. 4. Особенности дополнительных образовательных программ: - углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам; - стимулируют учебно-исследовательскую деятельность школьников, - повышают мотивацию к обучению, - делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся)

Проблемы при взаимодействии школы и УДОД - учреждения дополнительного образования детей находятся вне ФГОСа; - у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников и «взять» больше они не могут; - подразделяются на различные виды (станция – может работать только по одному направлению, Центр по четырем направлениям, Дом по пяти направлениям, Дворец по десяти направлениям. Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям; - УДО находятся в различных ведомствах Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности Эффект – это последствие результата Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка ( последствие результата ).

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) Достигается в дружественной детской среде (коллективе, взаимодействие между собой)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Уровень результатов Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Виды (направления) внеурочной деятельности ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - развлекательные игры, организуемые педагогом; - интеллектуальные игры, организуемые педагогом; - ролевые игры, организуемые педагогом деловые игры, организуемые педагогом; - развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД - социально моделирующие игры, организуемые педагогом; - развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума. Фрагмент

Уровень результатов Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Виды (направления) внеурочной деятельности Познавательная деятельность (предметные кружки) Познавательные беседы, предметные факультативы, кружки, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции, интеллектуальные марафоны и др.), школьный музей МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Уровень результатов Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Виды (направления) внеурочной деятельности Спортивно- оздоровительная деятельность Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ Уровень результатов Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Виды (направления) внеурочной деятельности Художественное творчество (музыкальные кружки, театральная студия) Занятия детских объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Уровень результатов Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Виды (направления) внеурочной деятельности Проблемно- ценностное общение - индивидуальные и групповые беседы об обществе, культуре, нравственности, поведении, морально- этических, правовых нормах и т.п.; - тренинги формирования социальных навыков. тренинги личностного роста; - дебаты по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей; - свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии). -проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов; - беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения. Фрагмент

Уровень результатов Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Виды (направления) внеурочной деятельности ДОСУГОВО- РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -культпоходы в кино, театры, концертные залы, выставки и т.п.; - досугово- развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), организуемые педагогом. досугово- развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД. досугово- развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; в окружающем школу социуме. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Уровень результатов Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Виды (направления) внеурочной деятельности СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми) социально- ориентированные коллективные творческие дела – КТД -социальные проекты; - волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом). МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Уровень результатов Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Виды (направления) внеурочной деятельности ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений в конструировании, техническом творчестве, ремесле и т.п. -трудовые акции, трудовые десанты, организуемые педагогом; - трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел - – КТД; - сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика», «Детская железная дорога» и т.п.); - детская производственная бригада под руководством взрослого. трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме; - детско-взрослое образовательное производство. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Уровень результатов Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Виды (направления) внеурочной деятельности ТУРИС ТСКО- КРАЕВЕДЧЕСКАЯ -кружковые, факультативные, секционные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений; - краеведческие экскурсии; - туристические поездки -походы выходного дня; - туристские многодневные походы; - спортивные туристские походы. туристско-краеведческие экспедиции; - поисково-краеведческие экспедиции; - природоохранные и природовосстановительные экспедиции МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Уровень результатов Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Виды (направления) внеурочной деятельности МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников Цели диагностики: 1. Изучение того, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. 2. Изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников Личность ученика В каком направлении происходит развитие личности ученика На какие ценности он ориентируется Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников детский коллектив характер взаимоотноше ний школьников в детском коллективе методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников профессиона льная позиция педагога является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязан­ность, т. е. попросту отбывает повинность); какие професси­ональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою ра­боту формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у вос­питателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов? Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.