Педагогический проект Роль дидактической игры в формировании в формировании учебно-познавательной учебно-познавательной компетенции компетенции младших.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Advertisements

« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Проблема развития познавательной активности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым.
Опыт использования игр в младших классах как средства оптимизации учебно - воспитательного процесса Морошкина Н.А. учитель начальных классов МОУ «Гимназия.
ВЕРХОГЛЯД Т.В. заместитель директора по учебной работе МБОУ Остерской средней школы 8 ноября 2013 года «КОМПЕТЕНТНОСТЬ - РЕСУРС КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Урок- игра как форма и средство повышения мотивации учащихся Учитель географии МБОУ Школа 90 Бурмакина Евгения Петровна.
Ситуативный подход при обучении на иностранном языке дошкольного и младшего школьного возраста.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Синергетический подход при преподавании учебной дисциплины физика и мониторинга уровня развития учебно-интеллектуальных умений учащихся. Богданова С.А.,
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-4 кл.) «Светлячок»
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Солнечный город. Цель воспитательной системы Развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, которые способствуют становлению.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Транксрипт:

Педагогический проект Роль дидактической игры в формировании в формировании учебно-познавательной учебно-познавательной компетенции компетенции младших школьников младших школьников. Авторы: Тарабрина Нелли Александровна, воспитатель группы продленного дня; Наумова Маргарита Александровна, учитель музыки. (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оборонинская средняя общеобразовательная школа» р. п. Мордово Мордовского района Тамбовской области)

Важно не то, во что играть, а как и что при этом чувствовать. Я. Корчак

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. А.В. Хуторский А.В. Хуторский

Учебно-познавательная компетенция это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания. совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

Познавательный интерес Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая -направленность личности на осознание целей деятельности; -способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Познавательная деятельность Познавательная деятельность -овладение содержанием учебных предметов; -необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. при помощи которых ученик получает образование. Познавательная активность – Познавательная активность – качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению, которые проявляются и развиваются в деятельности. качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению, которые проявляются и развиваются в деятельности.

Самостоятельная познавательная деятельность умение получать знания; умение получать знания; умение сравнивать, анализировать; умение сравнивать, анализировать; умение обобщать и систематизировать; умение обобщать и систематизировать; умение учиться всю жизнь (ориентация на развитие и саморазвитие); умение учиться всю жизнь (ориентация на развитие и саморазвитие); умение получать знания из различных источников информации; умение получать знания из различных источников информации; умение выделять главное из потока информации; умение выделять главное из потока информации; умение организовать «презентацию» информации. умение организовать «презентацию» информации.

Актуальность проекта Реализация компетентностного подхода в рамках модернизации образования. Реализация компетентностного подхода в рамках модернизации образования. Гуманизация образования на современном этапе в формировании ценностных ориентиров. Гуманизация образования на современном этапе в формировании ценностных ориентиров. Востребованность современным обществом личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Востребованность современным обществом личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Противоречия между старой методикой преподавания, рассчитанной на репродуктивное восприятие материала, и новыми методическими подходами, способствующими творческому усвоению знаний; между старой методикой преподавания, рассчитанной на репродуктивное восприятие материала, и новыми методическими подходами, способствующими творческому усвоению знаний; между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным учебно-тематическим планом и режимом общеобразовательной школы; между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным учебно-тематическим планом и режимом общеобразовательной школы; между воздействием на учащихся агрессивного языка современной «информационной среды» и необходимостью сохранения точности и выразительности речи. между воздействием на учащихся агрессивного языка современной «информационной среды» и необходимостью сохранения точности и выразительности речи.

Цель проекта - формирование потребности в образовании и развитии детского интеллекта; - формирование потребности в образовании и развитии детского интеллекта; - расширение кругозора, любознательности младших школьников; - расширение кругозора, любознательности младших школьников; - развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. - развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

Задачи проекта изучить и систематизировать психолого- педагогическую и методическую литературу; изучить и систематизировать психолого- педагогическую и методическую литературу; спрогнозировать развитие учебно- познавательной компетенции у обучающихся; спрогнозировать развитие учебно- познавательной компетенции у обучающихся; смоделировать и апробировать структуру занятий с использованием игровых технологий; смоделировать и апробировать структуру занятий с использованием игровых технологий; проанализировать эффективность использования дидактических игр; проанализировать эффективность использования дидактических игр; создать условия для оптимального развития личности каждого ученика путем включения его в учебно-познавательную деятельность творческого характера; создать условия для оптимального развития личности каждого ученика путем включения его в учебно-познавательную деятельность творческого характера; развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей; развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей; воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни (соблюдение гигиенических норм, режима дня). воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни (соблюдение гигиенических норм, режима дня).

Гипотеза Формирование Формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников возможно средством использования дидактической игры

Этапы и сроки реализации проекта СрокиЭтапы Подготовительный Создание методико-педагогической основы проекта: изучение возможностей использования современных педагогических технологий средствами внеклассных мероприятий, формирование пакета игрового материала.Основной Проведение внеклассных мероприятий с использованием современных педагогических технологий, игровых ситуаций и различных игр, нестандартных форм занятий. Заключительный Подведение итогов, анализ результатов. Подведение итогов, анализ результатов.

Планируемые результаты: повышение результативности обучения; повышение результативности обучения; формирование положительной мотивации младших школьников к изучаемым предметам; формирование положительной мотивации младших школьников к изучаемым предметам; формирование устойчивой учебно- познавательной компетенции младших школьников; формирование устойчивой учебно- познавательной компетенции младших школьников; укрепление психологического здоровья учащихся. укрепление психологического здоровья учащихся.

Методы исследования изучение и анализ психолого- педагогической, методической литературы; изучение и анализ психолого- педагогической, методической литературы; проектирование педагогического эксперимента; проектирование педагогического эксперимента; проведение работы по проекту; проведение работы по проекту; наблюдение, сравнение, обобщение; наблюдение, сравнение, обобщение; подведение итогов проекта. подведение итогов проекта.

Дидактическая игра - является одним из источников речевого и умственного развития детей; - является одним из источников речевого и умственного развития детей; - способствует закреплению знаний; - способствует закреплению знаний; - пробуждает интерес к познанию нового; - пробуждает интерес к познанию нового; - развивает любознательность. - развивает любознательность. Роль дидактической игры - в воспитании детей; - в воспитании детей; - в расширении кругозора об окружающем мире; - в расширении кругозора об окружающем мире; - привитии любви к чтению книг; - привитии любви к чтению книг; - развитии интереса к учёбе. - развитии интереса к учёбе.

Развитие формы «Игровая программа» – е годы: истоки, возникновение предпосылок; – е годы: истоки, возникновение предпосылок; е годы: активизация игровых технологий, поиск, формирование новых подходов к разным вариантам игровых взаимодействий; е годы: активизация игровых технологий, поиск, формирование новых подходов к разным вариантам игровых взаимодействий; е годы: рождение, развитие, становление некоторых видов игровых программ, в том числе сюжетных; е годы: рождение, развитие, становление некоторых видов игровых программ, в том числе сюжетных; е годы: формирование педагогических взглядов на новый тип игры, поиск педагогической эффективности данной формы через организацию конкурсов, семинаров, конференций; е годы: формирование педагогических взглядов на новый тип игры, поиск педагогической эффективности данной формы через организацию конкурсов, семинаров, конференций; 2000 год и по настоящее время: осмысление и утверждение формы «игровой программы» как системы педагогического взаимодействия год и по настоящее время: осмысление и утверждение формы «игровой программы» как системы педагогического взаимодействия.

Отличительные черты формы «Игровая программа» многообразие используемых игровых форм деятельности, через которые реализуется комплекс воспитательных задач; многообразие используемых игровых форм деятельности, через которые реализуется комплекс воспитательных задач; сюжетность; сюжетность; целенаправленность; целенаправленность; активизация; активизация; включенность участников в события программы; включенность участников в события программы; зрелищность и сотворчество организаторов и участников. зрелищность и сотворчество организаторов и участников.

Игра- форма комфортного общения Требования современной педагогики Требования современной педагогики к цели игры: к цели игры: - полнота; - полнота; - точность; - точность; - конкретность - конкретность - достижимость; - достижимость; - побудительность. - побудительность.

Принципы деятельности учащихся в игре Принцип открытости. Необходимо прислушиваться к мнению детей, планируя проведение игры. Принцип открытости. Необходимо прислушиваться к мнению детей, планируя проведение игры. Принцип привлекательности будущего дела. Учащиеся должны видеть конечный результат выполняемого ими дела. Принцип привлекательности будущего дела. Учащиеся должны видеть конечный результат выполняемого ими дела. Принцип деятельности. Предлагать учащимся разнообразные внеклассные мероприятия: конкурсы, праздники, соревнования. Принцип деятельности. Предлагать учащимся разнообразные внеклассные мероприятия: конкурсы, праздники, соревнования. Принцип свободы учащихся. У учащихся должна быть возможность выбора задания с учетом своих интересов и возможностей. Принцип свободы учащихся. У учащихся должна быть возможность выбора задания с учетом своих интересов и возможностей. Принцип обратной связи. Каждое игра должна заканчиваться рефлексией. Необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, что не получилось, изучать мнение детей, настроение. Принцип обратной связи. Каждое игра должна заканчиваться рефлексией. Необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, что не получилось, изучать мнение детей, настроение. Принцип успешности. Необходимо видеть участие каждого ребенка в проводимой работе и по достоинству ее оценивать. Принцип успешности. Необходимо видеть участие каждого ребенка в проводимой работе и по достоинству ее оценивать.

Условия для организации систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей младших школьников в игре прогулки; прогулки; экскурсии; экскурсии; спортивные часы; спортивные часы; кружковая работа; кружковая работа; клубные часы; клубные часы; время самоподготовки; время самоподготовки; моделирование и апробация занятием с применением дидактических игр. моделирование и апробация занятием с применением дидактических игр.

Функции игры Обучающая – развитие общеучебных умений и навыков. Обучающая – развитие общеучебных умений и навыков. Развлекательная – создание благоприятной атмосферы. Развлекательная – создание благоприятной атмосферы. Коммуникативная – объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов. Коммуникативная – объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов. Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении. Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении. Психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации. Психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации. Развивающая – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей. Развивающая – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей. Воспитательная – психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций. Воспитательная – психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.

Игры на различных этапах занятий: - организационный момент, сообщение темы и целей занятий (кроссворды, загадки, ребусы); - при проверке домашнего задания (игра-лото, графический диктант или тестовые задания); - при проверке домашнего задания (игра-лото, графический диктант или тестовые задания); - изучение нового материала (игры-предположения); - изучение нового материала (игры-предположения); - физкультминутка (имитация движения того или иного животного); - физкультминутка (имитация движения того или иного животного); - закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски). - закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски). Основная форма работа во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией учителя.

Игра как дидактический приём с большой долей наглядности игры-загадки; игры-загадки; игры-поиски; игры-поиски; игры-поручения; игры-поручения; игры-сказки; игры-сказки; анимированные кроссворды и другие. анимированные кроссворды и другие.

Дидактическая игра как один из способов формирования учебно- познавательной компетенции Структурные компоненты дидактической игры: дидактическая задача; дидактическая задача; игровая задача; игровая задача; игровые действия и правила; игровые действия и правила; результат. результат.

Преимущества использования дидактических игр Игра – средство познания действительности. Игра – средство познания действительности. Игра формирует учебно-познавательную компетенцию. Игра формирует учебно-познавательную компетенцию. Игра – школа социальных отношений. Игра – школа социальных отношений. Игра обеспечивает межличностное общение. Игра обеспечивает межличностное общение.Недостатки: Трудно оценить работу каждого ученика во время дидактической игры. Трудно оценить работу каждого ученика во время дидактической игры. Много времени уходит на подготовку дидактической игры. Много времени уходит на подготовку дидактической игры.

С каким настроением учащиеся идут на игру

Тематика дидактических игр Игра-сказка «В стране сказочных животных»; Игра-сказка «В стране сказочных животных»; Экологический марафон; Экологический марафон; Игра-поручение «Экскурсия по цветочной галерее»; Игра-поручение «Экскурсия по цветочной галерее»; «Соблюдай правила дорожного движения»; «Соблюдай правила дорожного движения»; Игра-поиск «Каким я вижу мир, в котором я живу»; Игра-поиск «Каким я вижу мир, в котором я живу»; «Легенды и предания о возникновении мира»; «Легенды и предания о возникновении мира»; Игра-загадка «Крестики-нолики»; Игра-загадка «Крестики-нолики»; Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля»; Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля»; Игра-поиск «Тайны осеннего леса» ; Игра-поиск «Тайны осеннего леса» ; Игра-поиск «Зимний лес и его тайны»; Игра-поиск «Зимний лес и его тайны»; Игра-загадка « Что растёт вокруг нас?» Игра-загадка « Что растёт вокруг нас?» Викторина «Что такое»? Викторина «Что такое»? Игра-загадка «Почемучкин тупик». (Вечер вопросов и ответов). Игра-загадка «Почемучкин тупик». (Вечер вопросов и ответов). Анимированные кроссворды « Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать». Анимированные кроссворды « Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать». Звездный час по теме «Природные зоны нашей Родины». Звездный час по теме «Природные зоны нашей Родины».

Тип проекта Проект является инновационным на технологическом уровне. Проект является инновационным на технологическом уровне. Реализация проекта находится на стадии моделирования и апробации. Реализация проекта находится на стадии моделирования и апробации. Промежуточное подведение итогов позволяет говорить о некоторых результатах. Промежуточное подведение итогов позволяет говорить о некоторых результатах. Состояние познавательной активности по результатам диагностики: Состояние познавательной активности по результатам диагностики: учебный год – 1 класс – учебный год – 1 класс – высокий уровень - 5 человек; высокий уровень - 5 человек; средний уровень - 10 человек; средний уровень - 10 человек; низкий уровень – 6 человек. низкий уровень – 6 человек.

Выводы Промежуточное подведение итогов. Промежуточное подведение итогов. Проект способствует: формированию положительной мотивации к обучению младших школьников ; формированию положительной мотивации к обучению младших школьников ; развитию учебно-познавательной компетенции младших школьников; развитию учебно-познавательной компетенции младших школьников; раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся; раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развитию интереса к изучаемым предметам; развитию интереса к изучаемым предметам; повышению качества знаний. повышению качества знаний. Проект может быть использован учителями других школ

Сравнение с гипотезой Наша гипотеза гипотезаподтвердилась

Информационные источники 1. Карелова И. М. «Игровая досуговая программа: думаем, проектируем, воплощаем». Журнал «Воспитание школьников», 3, Лингвистический энциклопедический словарь. – М., Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, – 576 с. 4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования – 222 с. 5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, с. 6. «Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами», опубликованном в журнале «Стандарты и мониторинг в образовании». 7. Философский энциклопедический словарь. – М., Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, с.- (Педагогика. Психология. Управление).