Егорова Ольга, МБОУ «Кугесьская СОШ 1» Чебоксарского района, 8В класс Научный руководитель: Пименова Нина Гурьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кугесьская СОШ 1» Чебоксарского района
«Опыт областного великорусского словаря» (1852). «Дополнение к Опыту областного великорусского словаря» (1858). «Словарь живого великорусского языка».
Разработка лингвистического материала для кружковой работы в школе по теме «Диалектная лексика».
1) изучить литературу о диалектной лексике; 2) подобрать материал по теме «природа».
библиографический анализ, опрос, метод беседы, наблюдение, структурирование и анализ накопленных материалов.
диалектная лексика по теме «природа».
названия, признаки и действия диалектных слов по указанной теме.
Название темыКоличество желающих получить ответ на данную тему Природа16 Животный мир2 Человек и семья1 Полевые работы, уход за животными 1 Жилище2 Одежда и обувь1 Пища1
1)ясная, солнечная погода: ведрие, ведре, ведрецо, ведрушко, година, запогодь, тепелок, сугрево. 2)жаркая погода, жара, зной: жарина, жариха, жарище, жарковье, жарота, жаруха, жарюга, духонь. 3)засушливая погода, засуха: бездожница, бездожье, бездожь. 4) пасмурная погода:бухмара, бухмарь, наволок,наволока, наволочь, облочь. 5) сильный мороз:заверняй, завертель, замороз, трескун, трескунина.
1)ясный, солнечный: басенький, баский, баской, ведрешний, ведровый, ведринный, ведрый, ведряный. 2)засушливый:бездождинный, ведрый. 3) пасмурный:басмурный, бахмурный, бухманный, бусенький. 4)вьюжный:вьюжий, заносливый, заметелистый, кутливый. 5)сильный мороз:жаркий, клящий.
1) становиться пасмурным, хмурым: балчиться, бахмуриться, бухмарить гмыриться, запасмурнеть. 2) начинаться ненастью:жиделеть. замокропогодиться, занегодиться, заненастить, заненащиваться, мокривиться. 3) холодать:замолаживать; похолодать: засевереть, засеверить, посиверить, заняло холод; усиливаться (о стуже, морозе): загибаться, забирать. 4) теплеть, потеплеть:бухонить, заминаться, замяться.
Итогом работы стало изучение литературы по теме, что расширило знания учащихся в области родного языка, развивало в них наблюдательность, находчивость, инициативность, способность анализировать окружающие явления, замечать, чем одно отличается от другого, умение четко формулировать мысли, получили навыки работы с научными источниками, пополняя свой лингвистический багаж, повышая культуру речи. 2. Подобран полноценный материал для кружковой работы по теме «природа».