В презентации использованы материалы выступлений А.М. Кондакова, материалы сайта www.edu.standart.ru www.edu.standart.ru Механизмы реализации требований.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Наша новая школа в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
Ключевые особенности ФГОС. ФГОС Совокупность трех систем требований к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
«1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2. Ввести в действие.
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС Хохлов Н.П. учитель физической культуры.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС).
«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
Формирование умения учиться Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Транксрипт:

в презентации использованы материалы выступлений А.М. Кондакова, материалы сайта Механизмы реализации требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения как инновационная деятельность образовательного учреждения 25 октября 2010

Цели презентации: - Выявить особенности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, отличающие его от ныне действующего стандарта. - Определить ожидаемые изменения в образовательной деятельности школы, внедряющий новый образовательный стандарт. - Сформулировать задачи, возникающие перед педагогом в условиях перехода на работу по новым образовательным стандартам.

Основания для анализа ФГОС начального общего образования второго поколения - В чём заключается назначение ФГОС НОО второго поколения ? Как это изменяет статус документа и способы его использования? - Какие требования предъявляет ФГОС НОО второго поколения к условиям организации образовательного процесса? Что с этой точки зрения требуется от школы? От учителя? - Какие требования предъявляет ФГОС НОО второго поколения к содержанию образовательного процесса? Как это изменит работу школы? Учителя? - Как изменились требования к образовательным результатам младших школьников и системе их оценки? Что это потребует от школы? От учителя? - Когда и как будет вводиться новый образовательный стандарт?

Что понимают под качеством образования? Качество образования - интегральная характеристика региональной системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Роль образования в меняющемся мире

Что понимают под качеством образования? Качество образования Качество образовательных результатов Качество потенциала достижения цели Качество образовательного процесса Качество информационно- методических ресурсов Качество учебно- дидактического обеспечения Качество образовательных технологий Качество образовательных программ Качество кадрового ресурса Качество материально- технических условий Качество обучающихся Качество целей Качество учебной деятельности Качество мотивации педагогов Качество отношения школьников к учебной деятельности Качество контроля и оценивания образовательного процесса Качество освоения предметных знаний и умений Качество сформированности способов деятельностей (компетентности) Качество социального опыта, самореализации и самовыражения

ФГОС второго поколения как один из механизмов обеспечени я качества образования Стандарт второго поколения «Нам нужно новое понимание стандарта, не связанное с минимумом знаний. Кто говорит про минимум знаний, тот получает минимум образования. Поэтому возникла необходимость увидеть стандарт как инструмент общественного договора» Александр Асмолов, профессор МГУ, член-корреспондент РАО Обеспечение современного качества образования через развитие личности обучающихся Стандарт первого поколения Обеспечение нормативно- правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшего в начале 1990-х гг. многообразия образовательных систем, вариативного образования. Обеспечение качества образования через сохранение единого образовательного пространства страны

ФГОС- стандарт трех Т – ориентация на обеспечение качества образования - Требования к структуре образовательной программы (нормативные сроки, трудоемкость, соотношение отдельных ее элементов, цели ступеней образования, характеристики возрастов, видов деятельности, задачи учащихся и педагогов, образовательный план, состав и характеристика образовательных областей, вид образовательной программы) - Требования к результатам освоения образовательных программ (предметные знания, ключевые компетентности, социальный опыт) - Требования к условиям реализации образовательных программ (фундаментальные ядра учебных предметов, образовательный процесс, информатизация, материально-техническое обеспечение, кадровое и финансовое)

ФГОС и понятие «качество образования» Качество образовательных результатов Качество образовательного процесса Качество образовательных технологий Качество образования Качество потенциала достижения цели Качество информационно- методических ресурсов Качество учебно- дидактического обеспечения Качество образовательных программ Качество кадрового ресурса Качество материально- технических условий Качество обучающихся Качество целей Качество учебной деятельности Качество мотивации педагогов Качество отношения школьников к учебной деятельности Качество контроля и оценивания образовательного процесса Качество освоения предметных знаний и умений Качество сформированности способов деятельностей (компетентности) Качество социального опыта, самореализации и самовыражения Требования к структуре ОПТребования к условиям реализации ОПТребования к результатам освоения ОП Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения

Что значит обеспечить качество образования? Обеспечение качества образования – планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности, необходимые для достижения уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены.

В чём заключается назначение ФГОС НОО второго поколения ? В настоящее время в РФ действуют два стандарта общего образования: - «переходный» (под ред. Э.Д.Днепрова), утвержденный приказом МО РФ от «ФГОС второго поколения» (руководитель проектной группы - А.М. Кондаков), утверждённый приказом МО РФ от

Для чего разрабатывались образовательные стандарты? Стандарт первого поколения - формирование у учащихся ЗУНов в их традиционном понимании: освоение сведений, правил, частных приемов, технических умений, - упрочнение классно- урочной системы, - консервация существующего методического арсенала - консервация существующего способа управления образовательными институтами Стандарт второго поколения «Нам нужно новое понимание стандарта, не связанное с минимумом знаний. Кто говорит про минимум знаний, тот получает минимум образования. Поэтому возникла необходимость увидеть стандарт как инструмент общественного договора» Александр Асмолов, профессор МГУ, член-корреспондент РАО Обеспечение современного качества образования

В чём заключаются особенности ФГОС НОО второго поколения? - Стандарт задает ориентиры развития системы образования. - Стандарт – совокупность трех систем требований. - Стандарт как общественный договор.

Образовательный стандарт второго поколения как общественный договор СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояни е ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Чем отличаются образовательные стандарты первого и второго поколений ? Стандарт первого поколения - общие положения (характеристика ступени общего образования, ее основные цели, учебные предметы федерального компонента, особенности их изучения); - общие учебные умения, навыки и способы деятельности; -цели изучения; -обязательный минимум основных образовательных программ; -требования к уровню подготовки выпускников. Стандарт второго поколения - требования к структуре основных общеобразовательных программ; - требования к результатам общего образования (к результатам освоения основных общеобразовательных программ); - требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ; - характеристика фундаментального ядра содержания общего среднего образования; - модель системы оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ; - модель системы социализации и воспитания обучающихся; - физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса; - требования к учебно-материальной базе школы, квалификации педагогических работников, системе информационно- методической поддержки образовательного процесса и другим инфраструктурам системы образования.

Какие требования ФГОС НОО предъявляет к условиям организации образовательного процесса? - кадровое обеспечение; - учебно-методическое и информационное обеспечение; - материально-техническое обеспечение

Какие требования ФГОС НОО предъявляет к кадровому обеспечению образовательного процесса. Что с этой точки зрения потребуется от школы и от учителя? - Сертификация специалистов; - стимулирование инновационной деятельности учителей; - создание профессиональных сообществ педагогов; - постоянное повышение квалификации и рост самообразования; - наличие базового образования; - научно-методическая деятельность педагогов. Учитель – активный субъект своего профессионального развития. Школа разрабатывает политику развития кадрового потенциала.

Учитель начальной школы Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала иницдемонстрирует культурные образцы действий иирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать

Учитель начальной школы Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»; Организация работы учащихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности; Оценочная деятельность

Учитель начальной школы ИКТ-компетентность Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет ИКТ-средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование

Какие требования ФГОС НОО предъявляет к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса. Что с этой точки зрения потребуется от школы и от учителя? - Обеспечение современным лабораторным оборудованием; - обеспечение современной компьютерной техникой (оптимальное количество компьютеров, ИД, МП); - доступ к базам данных сети Интернет; - обеспечение современной методической литературой, УМК нового поколения, качественными электронными ресурсами. Учитель осваивает современную технику и современные (в том числе ИКТ) технологии, анализ УМК. Школа – обеспечивает развивающую информационную среду.

Какие требования ФГОС НОО предъявляет к материально-техническому обеспечению образовательного процесса. Что с этой точки зрения потребуется от школы и от учителя? - Инфраструктура социальной мобильности; - пожарная сигнализация; - санитарно-гигиенические и бытовые нормы; - эстетическое оформление кабинетов и пришкольного участка. Учитель использует все возможности МТБ. Школа обеспечивает соответствующие условия.

Какие требования предъявляет ФГОС НОО к содержанию образовательного процесса? - особенности содержания; - требования к используемым технологиям; - требования к образовательным программам.

В чём заключаются особенности содержания образования с точки зрения требований ФГОС НОО второго поколения? Как это изменит работу школы и учителя? - Вариативность образования; - выявление и поддержка одарённых детей; - социализация детей с особыми образовательными потребностями; - подготовка к школе; - развитие дополнительного образования; - укрепление физического и психического здоровья детей; - развитие желания и умения учиться; - развитие инициативы и навыков сотрудничества; - создание пространства для социальных практик детей. - Использование вариативных УМК, соответствующих требованиям нового образовательного стандарта. - Развитие конкурсного и олимпиадного движения. - Организация предшкольной подготовки детей, направленной на формирование предпосылок учебной деятельности. - Организация внеурочной деятельности детей. - Включение детей в реализацию социальных проектов.

В чём заключаются особенности используемых технологий с точки зрения требований ФГОС НОО второго поколения? Как это изменит работу школы и учителя? - Индивидуальный подход; - системно- деятельностный подход (компетентностный подход + фундаментальность предметных знаний); - использование ИКТ; - реализация здоровьесберегающих технологий. Освоение современных образовательных технологий.

Основной результат – развитие личности на основе деятельности по преобразованию внешней предметной деятельности во внутреннюю. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих ученическое действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта

Место и назначение Фундаментального ядра в системе нормативного обеспечения стандартов ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Базисный учебный план Планируемые результаты обучения ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО Программа формирования универсальных учебных действий ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

В чём заключаются особенности образовательной программы с точки зрения требований ФГОС НОО второго поколения? Как это изменит работу школы и учителя? Только для школ, переходящих на работу по новым образовательным стандартам! - Пояснительная записка. -Планируемые образовательные результаты. -Образовательный (учебный) план. -Рабочие программы по предметам. -Программа развития универсальных учебных действий. -Программы организации внеурочной образовательной деятельности. -Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. -Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. -Программа коррекционной работы (если это необходимо). -Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Постепенная разработка рабочих программ учебных предметов, программ внеурочной образовательной деятельности и пр., участие в проектировании образовательной программы для ступени.

В чём отличие структуры базисного образовательного плана? Базисный образовательный план Вариативная аудиторная часть Вариативная внеучебная часть Инвариантная часть Обеспечивает освоение «стандартного» содержания образования. Обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Учитывает особенности, образовательные потребности и интересы Учащихся.

БОП 2009 (вариант 1)

БОП 2009 (вариант 2)

БОП 2009 Внеурочная работа Направления 1 класс2 класс3 класс4 классВсего Спортивно- оздоровительное Художественно- эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Итого 10 40

В чём заключаются особенности подхода к организации внеурочной деятельности в Стандарте 2009? - Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. - Направления внеурочной деятельности определяются ценностно-целевыми ориентирами образовательной программы. - Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ. - В 1 классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная аудиторная часть отсутствует.

В чём заключаются особенности подхода к организации внеурочной деятельности в Стандарте 2009? - За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. - Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. - Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. - Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Как изменились требования к образовательным результатам младших школьников? Что это потребует от школы, от учителя? Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: начальная школа ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Как изменились требования к оценке образовательных результатов младших школьников? Что это потребует от школы, от учителя? К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие: К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие: - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) ; - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности. Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых, социологических и других исследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Как изменились требования к оценке образовательных результатов младших школьников? Что это потребует от школы, от учителя? К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся следующие: К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся следующие: - научные знания и представления о природе, обществе, - научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; человеке, знаковых и информационных системах; - умения учебно-познавательной, исследовательской, - умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; практической деятельности, обобщенные способы деятельности; - коммуникативные и информационные умения; - коммуникативные и информационные умения; - умение оценивать объекты окружающей действительности - умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; с определенных позиций; - способность к контролю и самоконтролю; - способность к контролю и самоконтролю; - способность к творческому решению учебных и практических - способность к творческому решению учебных и практических задач. задач. Школа разрабатывает внутришкольную систему оценки образовательных достижений школьников. Учитель – осваивает процедуры оценки разных групп образовательных результатов.

Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный, проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ избирательность интересов умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору

Когда и как будет вводиться новый образовательный стандарт? - Консультирование всех участников введения нового образовательного стандарта. - Разъяснительная работа об особенностях организации образовательного процесса с точки зрения требований, предъявляемых новым образовательным стандартом. - Обучение работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением нового образовательного стандарта. ФГОС вводится в систему образования РФ в обязательном порядке с 1 января 2011 года по мере готовности ОУ.

40 Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта

Благодарю за внимание! КГОУ ДПО Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования Адрес: г. Барнаул, пр. Социалистический, 60. Тел.: (3852) Тел./факс: (3852) Наш адрес в Интернете: