Реализация ФГОС через содержание предметов «Русский язык» и «Литература» Лекция 3 С.Л.Каганович, д.филол.н., профессора кафедры педагогики и психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод проектов Лекция С.Л.Каганович, д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики общего образования НИРО 2012 г.
Advertisements

МЕТОД ПРОЕКТОВ Лекция С.Л.Каганович, д.филол.н. профессора кафедры педагогики и психологии ОАОУ «Н ИРО » г.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Развитие проектной деятельности учащегося в образовательном процессе В.М.Дрофа, доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ, к.п.н.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству на уроках математики Анопова Елена Ивановна, учитель математики МАОУ СОШ 28 г. Томска.
Теоретические аспекты проектной деятельности 1. История возникновения методов проектов; 2. Понятие метода проекта; 3. Цели и особенности проектного обучения;
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Развитие коммуникативных умений через разработку творческого проекта.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Методическая разработка Метод проектов (в помощь учителю)
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Технологическая карта учебный год. Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая.
Транксрипт:

Реализация ФГОС через содержание предметов «Русский язык» и «Литература» Лекция 3 С.Л.Каганович, д.филол.н., профессора кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО» 2012

Суть концептуальных изменений в образовании: переход от школы ЗУНов к школе развития

Системно-деятельностный подход – это: обучение деятельности в деятельности (обучение способам деятельности в процессе самой деятельности) Учим не знаниям, а способам познания

Реализация ФГОС на основе системно-деятельностного подхода возможна при использовании современных образовательных технологий: Развития информационно- интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Деятельностного метода обучения Проблемного обучения Развития критического мышления Метода проектов И др.

Отличие развивающих технологий от традиционного обучения

Структура учебной деятельности Компоненты деятельности Традиционный, объяснительный способ обучения Развивающий, деятельностный способ обучения цельзадается педагогомвозникает у самих учащихся в процессе проблематизации мотивывнешние (оценка и др.)внутренние: интерес средства, способы д-ти выбираются педагогом, обычно "по образцу" совместно с учащимися, разнообразны, действияинвариантные, предусмотрены учит-м вариативны, по выбору ученика результатВнешний: ЗУНывнутренние личностные изменения, УУД оценкасравнение результата с эталоном Соответствие рез-та - цели по заранее обознач. критериям рефлексия Самоконтроль на каждом этапе, самооценка

Технология проблемного (проблемно-диалогического) обучения

Алгоритм технологии (= этапы научного творчества) НазваниеСодержание этапаРезультат этапа Постановка учебной задачи 1.Постановка проблемы Возникновение проблемной ситуации, осознание ее противоречия, формулирование проблемы Проблема вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения учебные действия 2.Поиск решения Выдвижение и проверка гипотез Решение - открытие нового знания 3.Выражение решения Выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт - рукопись (книги, статьи, диссертации, доклады) 4.Реализация продукта Публичное представление продукта Реализация - публикация, выступление 5. Рефлексия Самоконтроль, самооценка

4 уровня проблемного обучения: 1. уровень несамостоятельной (обычной) активности: учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблему или проблемный вопрос, сам предлагает гипотезы и способы решения, сам проводит анализ – и сам делает вывод (в слабом классе); ученики усваивают образец умственной деятельности в условиях проблемной ситуации, воспроизводят деятельность по образцу; 2. уровень полусамостоятельной активности: учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблему или проблемный вопрос, ученики участвуют в поиске способа решения проблемы, применяя прежние знания и умения в новой ситуации 3. уровень самостоятельной активности: учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблему, ученики выполняют работы репродуктивно-поискового типа, самостоятельно работают с источниками в поисках решения, применяют имеющиеся знания в новых ситуациях, предлагают гипотезу, ход решения, сами делают анализ и выводы. 4. уровень творческой активности: учитель только создает проблемную ситуацию, ученики сами обнаруживают и формулируют проблему, предлагают гипотезы и способы ее решения, проводят сопоставительный анализ разных гипотез, выбирают верную, проводят анализ и делают выводы.

Плюсы проблемной технологии: Самостоятельный поиск решения обеспечивает более прочные и качественные знания. Развивает интеллект и творческие способности. Воспитывает коллективизм и активность. «Учение с увлечением» и интересом снижает нагрузки, способствует здоровьесбережению

Формируемые УУД личностные: - учение с интересом – внутренняя мотивация к учению, самоопределение в учении; регулятивные: - самоорганизация в постановке цели (определении темы и цели занятия, целей на каждом этапе), в планировании деятельности, контроле и коррекции на всех ее этапах, в рефлексии, самооценке деятельности и ее результатов; коммуникативные: - умение работать в группе, слушать другого, организовать сотрудничество и т.д.; - самостоятельное формулирование вопроса, гипотезы, решения – развитие речи; познавательные: – практически все

Литература Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе:М.,1977. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика.- Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех»: Баласс», М.,2006.

13 Технология развития критического мышления через чтение и письмо

14 Авторы технологии (США): Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стил и др. В России реализуется с середины 90-х годов.

15 Концептуальная основа: Диалогическая концепция культуры М.Бахтина – В.Библера. Психологические исследования Л.Выготского, Ж.Пиаже и др. Педагогика сотрудничества Ш.Амонашвили.

16 Универсальная, метапредметная технология. Интегрирует и систематизирует подходы, приемы и техники технологий проблемного обучения, метода проектов и др. Может использоваться в разных предметных областях.

17 Что такое «критическое мышление»? Это мышление: свободное, независимое, рефлексивное, оценочное, аналитическое.

18 Алгоритм технологии развития критического мышления (ТРКМ): Фаза вызова (постановка учебной задачи) Фаза осмысления новой информации (учебная деятельность) Фаза рефлексии (самоконтроль, самооценка)

19 Содержание каждой фазы

20 вызов /Постановка учебной задачи/ Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов и цели деятельности. Мотивация, пробуждение интереса к теме, побуждение к работе с новой информацией. Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.

21 осмысление /Учебные действия/ Знакомство с новой информацией. Ее систематизация, соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы. /Самоконтроль, самооценка/ Выявление затруднений и противоречий, корректировка целей. Работа ведется индивидуально или в парах.

22 рефлексия /Учебные действия/ Анализ, интерпретация, творческая переработка новой информации. Рождение нового знания. /Самоанализ, самооценка/ Анализ и оценка собственной деятельности в процессе занятия. Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.

23 Приемы технологии РКМ

24 «Инвентаризация» - составление списка известной информации Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.

25 «Верите ли вы…?» - верные и неверные утверждения На стадии вызова учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). На стадии осмысления и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяют правильность первоначального выбора.

26 Прием «ИНСЕРТ» I - interactive N - noting S - system E - effective R - reading and T - thinking (самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления)

27 Содержание приема: 1. Чтение текста с маркировкой: " V " - уже знал " + " - новое " - " - думаю иначе, не согласен " ? " - не понял, есть вопросы 2. Заполнение таблицы

28 Таблица «ИНСЕРТ» y+-? Я это знал новое ! Конспект нового материала Я думал иначе Непонятно, нужно разобраться

29 Концептуальная таблица Компоненты деятельности Традиционный, объяснительный способ обучения Развивающий, деятельностный способ обучения цельзадается педагогомвозникает у самих учащихся в процессе проблематизации мотивывнешние (оценка и др.)внутренние: интерес средства, способы д-ти выбираются педагогом, обычно "по образцу" совместно с учащимися, разнообразны, действияинвариантные, предусмотрены учит-м вариативны, по выбору ученика результатВнешний: ЗУНывнутренние личностные изменения (процесс важнее результата) оценкасравнение рез-та с эталоном сравнение с прежними результатами данного уч-ка рефлексия контроль, самооценка

30 Сводная таблица Тема 1Тема 2Линия сравн. Тема 3Тема 4Тема 5 Существ.. Прилаг. Глагол Причаст.Дееприч. ++ РодВ прош.вр Число Падеж Время Лицо Вид +++

31 Зигзаг (групповая работа с текстом) использована схема Н.П.Даньшиной, Оренбургская обл. 1 Рабочая группа 1 Экспертная группа 2 Экспертная группа 3 Экспертная группа 4 Экспертная группа

32 «Тонкие» и «толстые» (проблемные) вопросы Толстые ?Тонкие ? Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если... ? Кто ? Что ? Когда ? Где? Согласны ли Вы...? Верно ли...?

33 Ключевые слова Чтение с остановками (работа с художественным текстом) Эффективная лекция Дискуссия

34 Кластер (русский язык) предло- жение простое Двусо- ставное Односо- ставное безличное неопред -личное опред. личное Назывное сложное

35 Синквейн 11 словоТема (предмет, герой)Существительное 22 словаОписаниеПрилагательные, причастия 33 словаДействияГлаголы 44 словаХарактеристика, отношение к теме 1 предложение 51 словоСущность темы – образный синоним 1-го Существительное

36 Синквейн УЧИТЕЛЬ Добрый, знающий. Учит, воспитывает, помогает. Много идей – мало времени! Призвание. УЧИТЕЛЬ Суетливый, крикливый. Объясняет, вдалбливает, ждет, когда окончится эта пытка? Бедолага!

37 Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма

38 Стадия вызова «Инвентаризация» «Верите ли вы…» «Ключевые слова» «Тонкие» и «толстые» вопросы Кластер, таблица, синквейн, чтение с остановками – с возвращением на 3-й стадии

39 Стадия осмысления ИНСЕРТ (чтение с маркировкой) Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др. Зигзаг Лекция Поиск в тексте ответов на вопросы

40 Стадия рефлексии Ответы на вопросы Кластер Синквейн Проверка и обсуждение таблиц Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы

41 Литература: Загашев И.О.,Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.СПб Загашев И.О.,Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.СПб Кулюткин Ю.Н.,Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия.СПб сайт Центра развития критического мышления СПб.

Метод проектов

Проектная деятельность это «особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности» /ФГОС основной школы/

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» «Основы смыслового чтения и работа с текстом» /Примерная основная образовательная программа ОУ/

Работая над проектом, выпускник научится: планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Концепция метода разработана американскими учеными Дж.Дьюи и В.Х.Килпатриком. В основе – деятельностный подход, целесообразная деятельность ученика, проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка

Цель проектной деятельности: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов предусматривает: реализацию разнообразных видов деятельности: изучение дополнительной литературы, сбор данных из различных источников информации, проведение социологических опросов (анкетирование, интервью), консультации с экспертами (экспертное интервью), создание учебных фильмов и др, использование научных, исследовательских методов: постановка проблемы, определение предмета исследования, формулирование цели и задач, выдвижение гипотез, выбор методов исследования, подведение промежуточных итогов, оформление работы. интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Тематика проектов теоретический вопрос школьной программы, решение которого позволит углубить знания учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. актуальный для практической жизни вопрос, требующий привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей (т.е.интеграции знаний), их творческого мышления, исследовательских навыков.

Проект должен иметь конкретный оформленный результат: письменная работа (эссе, реферат, исследовательская работа, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. И др.

Классификация учебных проектов

По видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);

По содержанию монопредметные, метапредметные, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности );

По числу участников и характеру контактов: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);

По продолжительности мини-проекты (1-2 урока), проекты средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные;

Этапы работы над проектом (по Гузееву В.В.): 1. Подготовительный (мотивация) /постановка учебной задачи/ 5. Рефлексивный (самоконтроль и самооценка процесса и результата) Учебные действия 2. Информационный (планирование) 3. Деятельностный 3-а сбор материала 3-б оформление результатов 4. Презентационный (презентация продукта)

1 этап - подготовительный Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание групп учащихся для работы над проектом. Предлагает темы, мотивирует учащихся к обсуждению темы, помогает сформулировать проблему проекта, его цель и задачи. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей, помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Обсуждают и выбирают с учителем тему проекта, определяют свои потребности. Осуществляют анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; Формулируют цель проекта. Помогают в выборе темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей.

2 этап – информационный (планирование) Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи -определение источников информации, способов ее сбора, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение обязанностей между членами группы. Помогает организовать группы; распределить роли в группах; спланировать деятельность по решению задач; продумать возможные формы презентации рез-тов; продумать критерии оценки результатов и процесса. Направляет процесс поиска информации. Организует процесс (само)контроля выполнения разработанного плана деятельности. Осуществляют: разбивку на группы; распределение ролей в группе: планирование работы, поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт деятельности на данном этапе. Проводят (само)оценку результатов данного этапа работы. Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3-а этап – сбор материала Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности

3-б этап – оформление материалов, создание «продукта» Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого Оформляют проект, изготавливают продукт. Проводят анализ достижения поставленной цели. Делают выводы. Наблюдают, советуют. Помогают в обеспечении проекта. Мотивируют учащихся, создают чувство успеха.

5 этап – презентация продукта Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. Организует презентацию. Реализует взаимодействие с родителями. Консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации, Выступает в качестве эксперта: обобщает полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, работать в группе на общий результат и др. Выбирают форму презентации. Готовят презентацию, при необходимости консультируясь с учителем. Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта., т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания.

6 этап – общая рефлексия Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Обучающиеся участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Учитель осуществляет оценивание деятельности учащегося.

ФГОС: защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов

Критерии оценивания: творческая составляющая (нестандартность и оригинальность решений), теоретическая грамотность и научный кругозор, качество подобранных источников, качество использования источников, самостоятельность, логичность, последовательность и обоснованность суждений, грамотность оформления результатов работы, качество презентации проекта, общественная значимость, потенциал возможного продолжения исследования.

Критерии оценивания (текст Стандарта): Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, Сформированность предметных знаний и способов действий, Сформированность регулятивных действий Сформированность коммуникативных действий

Плюсы технологии: необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.); актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему; значимость для развития человека умения самостоятельно пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

69 Литература: Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. –

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Формирование личностных и метапредметных умений в процессе выполнения учебных заданий (Л.Г.Панфилова, Т.Е.Матвеева, С.А.Сапон) 71

Тип учебного задания (УЗ) и цель деятельности Умения, которые формируются посредством выполнения УЗ 1 этап. Самоопределение в деятельности Ситуативное задание Цели деятельности: -мотивировать учащихся к изучению темы; - сформировать потребность в освоении изучения материала; - определить цель учебной деятельности. Личностные умения: - проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения, к учебно- познавательной деятельности, к участникам учебной ситуации; - определять потребности в освоении учебной темы; Регулятивные умения: -принимать и сохранять учебное задание; -- соотносить известное в рамках изучаемой темы с неизвестным; - определять лично значимую цель в рамках учебной темы - оценивать собственные возможности для выполнения ситуативного задания.

II этап. Учебно-познавательная деятельность Задания на «знание», «понимание», умение» Цели деятельности: -освоить учебный материал на уровне: - «знания» «понимания» «применения»; - установить степень освоения содержательного блока Личностные умения: - осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы; - проявлять позитивное отношение к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству; Регулятивные умения: - устанавливать последовательность действий по выполнению задания; - осуществлять пошаговый контроль по результату выполнения задания и исправлять ошибки; - адекватно оценивать и корректировать действия по выполнению задания; Коммуникативные умения: - слушать и слышать собеседника; - адекватно пользоваться речью для регуляции своего действия; - учитывать разные мнения и действовать согласованно; - строить монологические высказывания и вступать в диалог.

II этап. Учебно-познавательная деятельность Задания на «знание», «понимание», умение» Цели деятельности: - освоить учебный материал на уровне: - «знания» - «понимания» - «применения»; - установить степень освоения содержательного блока Познавательные умения: - осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; - извлекать информацию в соответствии с целью чтения; - выделять существенную информацию; - определять значение и смысл термина; - оптимизировать информацию; - структурировать информацию и составлять план; - формулировать вопросы и ответы, однозначно адекватные друг другу; - устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства; - создавать «информационную конструкцию»; - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию; - выполнять знаково-символические действия; - переводить информацию в разные формы предъявления;

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Ситуативное задание Цель деятельности: выполнить задание, используя приобретенные знания, умения и существующий опыт. Личностные умения: - проявлять интерес к учебной теме; -проявлять творчество при выполнении задания; -проявлять сопереживание и уважение к другим людям; Познавательные умения: - осуществлять расширенный поиск информации; - создавать самостоятельно способы решения ситуативного заданна; - создавать творческий продукт; - предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.)

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Ситуативное задание Цель деятельности: выполнить задание, используя приобретенные знания, умения и существующий опыт. Регулятивные умения: - планировать свою деятельность; - вносить.необходимые дополнения и корректировать план и способы действий; - преодолевать затруднения (последовательно и целеустремленно идти к достижению поставленной цели). Коммуникативные умения: - допускать возможность различных точек зрения у людей, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении; - формулировать собственное мнение и позицию; - формулировать вопросы, понятные собеседнику;

1V этап. Рефлексивная деятельность Задание на «самоанализ» и «самооценку» Цели деятельности: - соотнести полученный результат с поставленной целью деятельности - установить степень удовлетворенности качеством собственной деятельности. Личностные умения: -осознавать успешность своей деятельности; -проявлять желание к самооценке; Регулятивные умения: - контролировать выполнение результата; - соотносить способы и условия действий; - оценивать результат деятельности и вносить необходимые коррективы.

Литература Технология развития информационно- интеллектуальной компетентности (ТРИИК): научно-методическое пособие/ Л.Г.Панфилова, Т.Е.Матвеева, С.А.Сапон. - В.Новгород, 2010