Презентация элективного курса «Живопись глазами химика» Учитель химии МОУ СОШ 22 г. Волгодонска Козырева И.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Живопись – это вид изобразительного искусства, в котором художественные произведения создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.
Advertisements

Синтез 4-окси-3- карбоксиазобензола и некоторых природных красителей Синтез 4-окси-3- карбоксиазобензола и некоторых природных красителей.
Химия и живопись. Презентацию подготовила ученица 11 класса «А» Дерябина Ника.
Художник по росписи ткани
Презентация исследовательской работы Удивительный мир красок Автор: Ситникова Алла (8 класс).
ГЛАДКИХ КСЕНИИ НА ТЕМУ: «СЕРНАЯ КИСЛОТА. ПРОИЗВОДСТВО СЕРНОЙ КИСЛОТЫ» Презентация.
Художественные инструменты и материалы Художественный образ.
ЖИВОПИСЬ. ЖИВОПИСЬ, ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ КРАСОК, НАНОСИМЫХ НА КАКУЮ-ЛИБО ТВЁРДУЮ ПОВЕРХНОСТЬ.
Задания С 3 для подготовки к ГИА -9 по химии. 1 При нагревании красного порошка некоторого металла на воздухе порошок стал чёрным. Когда этот порошок.
ХИМИЯ и МОЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА Гигиена должна сделать развитие человека совершенным, упадок менее быстрым, жизнь более сильной, смерть более отдаленной. М.Петтенкофер.
Искусство Батик. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: 'Батик, способ окрашивания хлопчатобумажных тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява,
Неорганические вещества в быту. Неорганические вещества (неорганические соединения) простые вещества и соединения, не являющиеся органическими, то есть,
Химия неорганических пигментов. Классификация красящих веществ Растительного происхождения Растительного происхождения Животного происхождения Животного.
Учитель химии МОУ СОШ 7 Губарева В.А.. Обеднели мы красотою. Из жилищ, из утвари, из нас самих, из задач наших ушло все красивое. из нас самих, из задач.
Ба́тик ГКОУ РО школа N 42 г. Ростов на Дону учитель Алексеева Елена Владимировна.
Цветовое многообразие. Каждый день мы видим мир окрашенный в различные цвета… Но почему это так? Неужели все на свете содержит различные цветные пигменты?
Краски в нашей жизни (Исследовательский проект) Автор: Ухнина Софья ученица 4 «В» класса, МОУ СОШ Школа 31 г. Подольск Руководитель проекта: Кощеева Оксана.
Урок подготовила учитель химии Арзамасцева И.В.. Основания – это сложные вещества, состоящие из трёх элементов: металла, кислорода и водорода NaOH Ca(OH)
Химия Металлы. Цинк История открытия История открытия Цинковые руды были известны людям с глубокой древности. Во втором веке до н.э. греки уже умели получать.
ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись важное средство.
Транксрипт:

Презентация элективного курса «Живопись глазами химика» Учитель химии МОУ СОШ 22 г. Волгодонска Козырева И.А.

Пояснительная записка Элективный курс «Живопись глазами химика» предназначен для учащихся 9 класса. Воспитывающие, обучающие и развивающие цели курса: вызвать интерес к образовательной области»химия» и определить ее роль в живописи; Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию связей между знаниями из разных образовательных областей; Создать условия для раскрытия значимости предметных связей ( по химии, биологии, физике, математике) для решения практических проблем; Системно в обобщенной форме, охарактеризовать вещества и материалы, применяемые в живописи, дать учащимся общее представление об основных техниках живописи, выработанных на протяжении всей истории развития искусства; Создать целостное представление о связи свойств материалов с их применением.

Содержание курса Тема 1. Живопись как вид изобразительного искусства и как действенное средство общественного воспитания. Виды живописи: по назначению, характеру исполнения и образному строю; по характеру веществ, связывающих пигмент. «Анатомия живописи (основа, грунт, красочный слой, закрепитель). Тема 2. Химические вещества м материалы в живописи. Краски -что это такое? Типы красок: от вида связующего ( масляные, темперные, клеевые, восковые и т.д.) и красящего вещества ( минеральные и органические) Изготовление красок. Качество краски. Пигменты. Их классификация и свойства. Получение пигментов. Масла, применяемы в живописи. Общие сведения. Типы масел. Высыхающие жирные масла и процесс их затвердевания. Льняное масло. Воска -что это такое?. Их свойства и классификация (животные, растительные, ископаемые и синтетические).Применение воска как пластического материала для отливок масок и как связующего вещества красок в восковой живописи. Практическое занятие по теме «Приготовление красок»

Содержание курса Тема 3. Основные техники живописи. Энкаустика -восковая живопись. Живопись Древней Греции и Древнего Египта. Файюмские портреты. Темперная живопись. Виды связующих. Станковая живопись византийских мастеров. Живопись итальянского Возрождения. Техника работы темперными красками. Фресковая живопись-живопись водяными красками по сырой штукатурке. Состав известковых грунтов. Особенности пигментов(устойчивость к щелочной среде)(демонстрация разрушения берлинской лазури при взаимодействии со щелочью). Фреска в Западноевропейском и древнерусском искусстве. Масляная живопись. Использование масла в темперной живописи. Вклад великого нидерландского живописца Яна ван Эйка в улучшение техники масляной живописи. Механизм высыхания масляной краски. Условия образования прочного красочного слоя. Реставрация полотен «Венера с зеркалом» Д.Веласкеса и «Иван Грозный и сын его Иван «и.Е.Репина.

Тематический план. Название темыВсего часов лекциисеминарыПрактичес- кие занятия 1.Живопись как вид изобразительно искусства и как действенное средство общественного воспитания 11 2.Химические вещества и материалы в живописи Основные техники живописи Батик, граффити и бодиарт- как разновидность современной живописи. Материалы и технология 21 5.Использование живописи для дизайна современных интерьеров Зачет. 21

Материалы к занятиям. Живопись-это вид изобразительного искусства, в котором художественные произведения создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. Как и все виды искусства, живопись служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда. Автопортрет Александра Шилова

Живопись отражает и оценивает духовное содержание эпохи, ее социальное развитие. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, она заставляет последних переживать действительность, изображенную художником.

Создавая художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков. что обеспечивает гибкость ее языка, позволяет ей с недоступной другим видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира.

По назначению, характеру исполнения и образному строю различают: Монументально- декоративная Стенные росписи, панно, плафоны Станковая (картины) декорационная иконопись миниатюра

По характеру веществ, связующих пигмент, по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различают: Масляная живопись фреска По сухой штукатурке темпера Клеевая живопись Восковая живопись эмаль

Для исполнения живописных произведений служат акварель гуашь пастель тушь

Произведение живописи состоит из основы: холст, бумага. Картон, камень, стекло, металл и др. бумага металл стекло картон холст камень

Химические вещества и материалы в живописи Во времена Древнего Рима периода Плиния художники пользовались наименованиями красок. За прошедшие столетия природа отпустила нам еще 2-3 краски. Сегодня развитие химической промышленности позволяет художникам значительно пополнить свой красочный материал. Посчитать количество красок, которые современные художники могли бы использовать в живописи, практически невозможно –они исчисляются тысячами Древний Рим Андрей Рублев

В зависимости от вида связующего краски подразделятся: краскасвязующее маслянаямасло темпераСмесь клея с маслом клееваяклей восковаявоск

Краска состоит из двух составляющих: пигмента. Определяющего цвет краски, и связующего, обеспечивающего сцепление частичек между собой. Пигменты - это цветные порошки, нерастворимые в органических растворителях (лаках, маслах, спирте и.т.д.), а также в воде Красители, в отличие от пигментов образуют с жидкостями растворы.

Минеральные краски Прочность краски определяется тем, как она реагирует на связующее вещество и на внешнюю среду ( солнце, сероводород, перепад влажности и температуры. Минеральные краски делятся на природные и искусственные. Первые готовят из натурального сырья простым перетиранием и отмучиванием. Наиболее прочны краски, приготовленные на природном минеральном сырье, менее прочные - органические красители. Они не только просты в изготовлении, но и наиболее прочны и дешевы.

охра сиена умбра Цветные «земли» гематит Железные руды азурит малахит лазурит аурипиг мент Аурипиг пент киноварь Цветные камни

Изготовление искусственных красок. Искусственные краски получают путем химического синтеза: одни - прокаливанием высокими температурами, другие - соединением нескольких различных веществ при высоких температурах, третьи -осаждением в жидкостях, четвертые - соединеним некоторых металлов с кислотами Результатом синтетических обработок являются: жженые красные охры, сиены, умбры, а также искусственный ультрамарин, марсы, свинцовые белила. Эти краски не всегда готовят из минералов, поэтому минеральными их называют по установившейся традиции –для противопоставления органическим.

Органические краски приготавливают из красителей. Красители, получаемые из природных животных и растительных компонентов. Природные красителя являются древнейшими Искусственные красители, выделяемые из каменноугольного дегтя. Искусственные впервые стали получать только середине XIX столетия.

Минеральные краски Минеральные краски - различного цвета руды, глины, минералы и другие горные породы. Хромофором у природных пигментов являются окислы железа, марганца и других металлов, а также углеродистые вещества. По цвету минеральные краски делятся на восемь групп: -1- белые: мел, барит, каолин; -2- желтые: охра, сиена; -3- красные: мумия, сурик, железная киноварь; -4- зеленые: волконскоитовая зелень, малахитовая зелень, глауконитовая зелень, гарниеритовая зелень; -5- синие: лазуритовая синяя, вивианитовая синяя, азуритовая синяя; -6- коричневые: жженая, марганцовая коричневая, кассельская коричневая умбра; -7- серые: железная слюдка; -8- черные: природная сажа, пиролюзитовая черная сажа

Все природные органические краски делятся на ряд подгрупп в зависимости от того, в каком виде они встречаются в природе или какой вид приобретают в результате их использования Одни можно получить из красителей, извлеченных из различных частей некоторых растений: плодов, листьев, цветов, древесины, коры, корней и корнеплодов Минеральным основанием могут быть мел, гипс, каолин или какой-либо другой, чаще белый порошок. Их готовят путем осаждения красителя на тонкодисперсную минеральную основу-субстрат. В результате такого соединения получают цветной порошок- пигмент Так в старину художники приготавливали краплак, шафрановую желтую и многие другие краски, называемые красками-лаками.

Органические красители Другую группу естественных растительных красок производят сжиганием различных частей растений. Получаемые черные углеродистые краски(виноградная и персиковая черные, различные сажи) не менее прочные, чем минеральные. Но удивительно то, что все черные краски отличаются по цветовым оттенкам. Эту разницу можно увидеть, смешав их с белилами. Третью и четвертую группы органических красок животного происхождения, приготавливаемые подобно растительным, непосредственным прямым выделением из животной клетчатки или ее сжиганием.

Искусственные органические красители. Искусственные органические краски производят из: Из переработанного каменноугольного дегтя; Из остатков нефтяных продуктов и газов, выходящих из скважин.

Пигменты. ПриродныеИскусственныеОрганическиеМеталлические порошки МелБелила цинковыеПигмент желтыйПудра алюминиевая ИзвестьБелила титановыеПигмент красныйПыль цинковая КаолинБелила свинцовыеПигмент алыйБронза золотистая ОхраЛитопон сухойПигмент голубой МумияКрон цинковыйКиноварь искусственная УмбраУмбра жженая Сурик железныйСажа малярная Перекись марганцаЗелень цинковая графит оксид хрома Лазурь малярная

Свойства пигментов Пигменты обладают определенным цветом, так как они способны отражать лучи дневного света. Когда на пигмент падает световой луч, то часть лучистой энергии поглощается, а другая часть отражается, окрашивая пигмент в цвет отраженных лучей. Пигмент, отражающий почти весь падающие на него световые лучи кажется белым, а поглощающий падающие на него световые лучи- черным. Картина Малевича «Черный квадрат»

Свойства пигментов Химический состав пигмента обуславливает его главные свойства: термостойкость, коррозионную и химическую устойчивость, цвет. Содержание водорастворимых солей в пигментах должно быть минимальным, так как под действием воды они вымываются. Дисперсность пигмента влияет на все его основные свойства. Чем тоньше частицы, тем выше укрывистость и красящая способность пигмента. Полидисперсный состав пигмента позволяет получить плотное покрытие при минимальном расходе связующего. Укрывистостью называют способность пигмента при равномерном нанесении на одноцветную поверхность делать невидимым цвет последней. Наилучшая укрывистость достигается при использовании частиц пигмента 0,2-10мкм. Красящая способность-способность пигмента передавать свой цвет смеси с белым пигментом. Маслоемкромкость -способность частиц пигмента удерживать неа своей поверхности определенное количество масла. Чем меньше связующего требуется для получения краски малярной консистенции, тем более долговечным будет покрытие

Свойства пигментов. Светостойкость характеризуется способностью пигмента сохранять свой цвет при действии ультрафиолетовых лучей. Большинство природных пигментов- светостойки. Некоторые органические пигменты обесцвечиваются в процессе эксплуатации. Щелочестойкость -способность пигмента не изменять свой цвет при соприкосновении со щелочными растворами (цементные системы). Нещелочестойкие пигменты не применяют для изготовления красочных составов, наносимых на поверхность бетона. Щелочестойкими являются почти все природные пигменты, а также многие искусственные ( титановые белила, оксид хрома, органические пигменты «алый» и «оранжевый»

Воска. Воска -жироподобные вещества, состоящие из сложных эфиров высших жирных кислот и высокомолекулярных спиртов ( обычно одноатомных). Обладают аморфностью, пластичностью, легко размягчаются и плавятся в интервале температур С, стойки к действию различных реагентов, многие годы сохраняются без изменения.

Воска. По происхождению воска подразделяются на: Животные. К животным воскам относятся пчелиный, шерстяной (ланолин), и спермацет (китовый жир) Растительные. К растительным Относятся карнаубский, выделяемый из листьев бразильской пальмы, канделильский и др. Ископаемые К ископаемым относится озокерит, церезин и монтанный, выделяемый из торфа или бурого угля. Синтетические Получают в результате химической переработки

Применение восков. Издавна воска применяются как вспомогательный пластический материал для создания произведений искусства. Восковые отливки масок, которые давали возможность получить точный отпечаток лица были изобретены в Риме еще в IIIвеке н.э. В русских дворцовых описях XVIIIв. Встречаются упоминания о «вощаных» фигурах.

Воска служат связующим веществом для красок в восковой живописи. Благодаря химической стойкости и влагостойкости воска картины, выполненные восковыми красками, в течение многих веков сохраняют свежесть цвета, плотность и фактуру красочного слоя. В древнем Египте еще с XIVв. До н.э. восковая живопись применялась для окраски фасадов и храмов. В Древней Греции к Vв до н.э. была выработана технология наиболее прочной восковой живописи, производимой горячим способом -энкаустики: сильно подогретые восковые краски наносились на нагретый участок основы раскаленной бронзовой лопаткой

Знаменитые файюмские портреты и византийские иконы относятся к восковой живописи, в которой энкаустика постепенно сменилась менее прочной, но и менее сложной для работы живописью- холодым способом- восковыми красками на скипидаре и восковой темперой (эмульсии с примесью летучих масел).

В настоящее время восковая живопись применяется главным образом для заполнения утраченного красочного слоя и его закрепления при реставрации старинных произведений живописи.

Масла, применяемые в живописи. Масла, применяемые в живописи, по своему составу и назначению, делятся не две группы. Жирные, высыхающие масла. Обладают способностью образовывать на воздухе в течение определенного промежутка времени твердые соединения. К ним относятся льняное, ореховое, маковое, конопляное, масло белой акации, древесное Эфирные масла. относятся к неомыляющим маслам. часть из них способна Улетучиваться без остатка. К ним относятся производные нефти и каменноугольного дегтя: керосин,бензин, толуол,ксилол, тетралин, декалин. Большинство из них являются малоактивными веществами

Высыхающие жирные масла и процесс их затвердевания. Масла эти получают путем отжимания семян, названия которых они носят. Прессование семени для получения продукта производят при нагревании до определенной температуры, в результате чего получается масло с большим количеством примесей коричневого оттенка, или холодным способом ( без подогрева).В последнем случае получается более чистое масло, которое предпочтительнее для живописи- оно имеет светлую окраску. После прессования масло обладает большим количеством примесей-слизи, крахмалистых и белковых веществ, солей неорганического происхождения, целлюлозы. Присутствие примесей способствует прогорканию маслаЮ, утемняет его, замедляет высыхание и препятствует образованию прочной пленки.

Приемы удаления примесей. Одним из самых простых способов является отстой масла. При длительном отстаивании масел посторонние примеси оседают на дно сосуда, и масло становится свободным от них. Таким образом качество масло с годами улучшается.

Процесс высыхания растительных масел. Затвердевание жирных масел сопровождается образованием летучих газов, присутствие которых обнаруживается по характерному запаху, увеличением объема и веса масла. Затем происходит постепенное уменьшение веса и объема, вследствие чего высохший слой масла подвергается сжиманию и натяжению, под влиянием которых происходит образование трещин в слое масляной живописи. Масляная краска просыхает лучше, чем слой чистого масла. Так как многие пигменты активно содействуют высыханию масла, т.е. обладают сиккативными свойствами

Этапы высыхания масел 1.подсыхание масла с образованием пленки. 2.засыхание масла с образованием твердой поверхности. 3. Полное сквозное затвердевание масляного слоя

Факторы, влияющие на процесс высыхания масел. Вид и качество масла; Наличие света; температура; Влажность

Льняное масло Подсыхает за 3-6 дней, засыхает за 60 дней, затвердевает по всей1 толщине слоя за 2 года. В темноте высыхает за 66 дней, зимой при комнатной температуре высыхает за 5-7 дней, летом за 3-4 дня, в сушильном шкафу при 50С за 12 часов, при 95 С за 1 час, при 120С –за 30 минут. При большой влажности образуется набухшая пленка, которая при полном высыхании покрывается терщинами

Окраска масла Окраска масла зависит от присутствия в его составе четырех красителей: Желтого ксантофилла, Желтого и синего хлорофилла, Красного эритрофилла. Названные красители не светопрочны и легко разрушаются светом,особенно в присутствии кислорода воздуха. Нагревание масла также способствует его обесцвечиванию.

Практические задания по приготовлению красок. Работа по приготовлению акварельных красок конкретизирует знания учащихся об обменных реакциях между растворами солей и развивает навыки приготовления растворов, фильтрования, промывания и.т.д.

Задание 1. Получение баритовых белил. Готовят 50 мл молярного раствора хлорида бария и 50 мл молярного раствора сульфата натрия. Раствор хлорида бария сливают в химический стакан. Приливают 50 мл чистой воды и нагревают до С. При непрерывном перемешивании стеклянной палочкой приливают 50 мл раствора сульфата натрия. Дают раствору отстояться. Потом сливают жидкость, находящуюся над осадком, приливают чистой воды, перемешивают, дают отстоятся и затем фильтруют. Осадок высушивают

Задание 2.Получение охры. Готовят 100 мл молярного раствора железного купороса и 100 мл раствора, содержащего 7,5 г гашеной извести. Оба раствора сливают при перемешивании и дают жидкости отстояться. Наблюдают за происходящим.Полученный осадок фильтруют. Промывают и высушивают в сушильном шкафу. После высушивания осадок прокаливают. Записывают уравнения всх наблюдаемых реакций.

Задание 3. Получение железного сурика. Готовят 100мл молярного раствора железного купороса и 100мл молярного раствора щавелевокислого аммония или натрия. К приготовленному раствору железного купороса приливают раствор соли щавелевой кислоты. после отстаивания раствор сливают с осадка, промывают водой и отфильтровывают. Промытый осадок прокаливают в фарфоровой чашке при температуре С при тщательном перемешивании. Записывают уравнения всех наблюдаемых реакций.

Задание 4.Получение бременской голубой. К 100мл молярного раствора медного купороса приливают такой же объем одномолярного раствора гидроксида натрия. После отстаивания раствор сливают с осадка и к последнему добавляют при энергичном перемешивании 16 мл 25-%ного раствора гидроксида натрия. Немедленно промывают полученный осадок холодной водой для удаления растворимых соединений, фильтруют и просушивают при комнатной температуре.

Задание 5.Получение берлинской лазури. Готовят 100мл молярного раствора хлорида железа (III) и 75 мл раствора желтой кровяной соли. Полученный раствор хлорида железа переливают в стакан и нагревают до С, прибавив немного соляной кислоты, чтобы при нагревании не выпадал осадок гидроксида железа (III).В другом стакане нагревают до такой же температуры раствор желтой кровяной соли. В третьем стакане емкостью 300мл нагревают 50 мл воды. Затем оба раствора сливают тонкими струями в стакан с чистой водой при тщательном перемешивании. После того как растворы слиты, их нужно мешать в течение 10 минут, а затем отставить до следующего дня. Когда краска осядет, раствор сливают, фильтруют и промывают осадок. Высушивать осадок необходимо при температуре не выше 100 С

Батик (малайск.), техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Б. основана на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при "горячем Б." разогретый воск, при "холодном Б." резиновый клей), с последующим окрашиванием ткани в баке или тампонами. Другие цвета наносятся повторным окрашиванием ткани после снятия частей воскового рисунка. "Горячий Б." издавна известен у народов Индонезии (в особенности на острове Ява), Индии и др. Основные тона индонезийского Б. - индиго-синий и коричневый; традиционный орнамент весьма разнообразен и часто имеет символическое значение. В Европе Б. начали применять в декоративных тканях с начала 20 в. В советском искусстве роспись Б. получила распространение с начала 1930-х гг. (главным образом шёлковые косынки, платки, кашне и т.п., позднее - декоративные панно

Батик

Граффити (итал. graffiti, множественное число от graffito, буквально - нацарапанный), посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т.п. Г. в большом… Граффити Общественные науки Граффити - первоначально - надписи и рисунки (сатирического характера), обнаруженные на стенах античных памятников и на древних сосудах. Граффити - в современном значении - надписи и рисунки, оставленныеГраффити

Удаление граффити GRAFFIGUARD 2050 устраняет с поверхности основы большую часть красок, используемых в настоящее время для граффити. Новое моющее средство GRAFFIGUARD 2050 было разработано специально для внутренних помещений, чувствительных к воде, и, значит, для того, чтобы управдомы, владельцы и осуществляющие уборку службы могли самостоятельно удалять граффити. Это средство устраняет граффити, не повреждая защитного покрытия PROTECTGUARD, если оно было нанесено на основу. GRAFFIGUARD 2050 идеально подходит для удаления всех видов граффити с окрашенных или непористых основ, таких как металл или пластмасса.

Бодиарт... искусства, перенесшего в область художественного творчества изначально чуждую искусству форму концептуальности и снявшего его оппозиционность "телу" и "жизненным практикам».

Коллекция бодиарт

Тату Нательная живопись Татуировка была, есть и будет. Еще Чарльз Дарвин писал, что ни один народ не прошел мимо культуры татуировки. У первобытных народов она имела прикладной характер. Например, на Крайнем Севере эскимосы и чукчи покрывали татуировками свое тело от пяток до затылка. По мнению этнографов, она спасала кожу лица и рук от обморожения. Кстати, и по сей день многие рыбаки, выходящие на морской промысел, обильно украшают кисти рук татуировкой. Это предохраняет их не только от холода, но и от разъедающей кожу морской воды. Рыбаки считают, что не будь татуировок, через неделю все их руки покрылись бы волдырями. А что заставляет современного человека делать тату???

Основные техники живописи. Энкаустика (от греческого «вжигаю»)-восковая живопись, выполняемая горячим способом расплавленными красками. Энкаустическая живопись берет начало в Древнем Египте. Ее расцвет пришелся на период с Vпо III вв до н.э. в античном мире, а к XIIвеку нашей эры ее следы теряются. В древнем эгейском искусстве в IIIв до н.э. горячими растопленными восковыми красками расписывали корабли. Плиний описывает различные способы энкаустики. Краска полученная при помощи растопленного воска, обладает совершенно особой прелестью и особым материальным характером, которого нет ни у одной краски. Энкаустические картины великих мастеров были бесценны.

Энкаустика Императоры Август, Цезарь, Тиберий платили за них суммы, равные состоянию целых городов, и постепенно сосредотачивали эти картины в Риме. Император Цезарь Император Тиберий Император Август

Энкаустика Александр Македонский был большим любителем этого вида живописи, и все, что встречал на своем пути, переправлял на родину. И все это сгорело в пожарах, а то, что уцелело, погибло в войнах. Александр Македонский

Энкаустика Нам досталось лишь то, что было укрыто в земле. В 1880-х годах в Египте, в оазисе Файюм недалеко от Каира, были найдены пролежавшие две тысячи лет в песке портреты, прибинтованные к ликам мумий. Портреты эти получили название файюмских. Эти портреты писались как правило при жизни людей, а после их смерти их прибинтовывали к ликам мумий,согласно религиозному ритуалу, цель которого- сохранение души умершего.. На этих портретах перед нами люди, жившие 2000 лет назад.

Энкаустика Со времен возрождения ведутся различные исследования в области энкаустики. Такие Исследования вел Леонардо да Винчи, его последователи- искусствоведы, филологи и химики, более поздних времен, вплоть до XIX- XXвв.В России вел такие работы Василий Вениаминович Хвостенко

Темперная живопись. Темпера (ит.tempera-смешивать краски)-живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии. Распространены эмульсии из воды и яичного желтка, либо из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком. Темперная живопись берет свое начало от файюмских портретов, написанных восковыми энкаустическими красками.Ее развитию весьма способствовала иконопись. Темперной была в основном станковая живопись византийских мастеров.

Темперная живопись Первыми стали пользоваться желтковой темперой именно византийские мастера, работая этими красками включительно доXVI века,а в России они были распространены до конца XVIIвека. Темперными красками писали свои великие произведения выдающиеся итальянские мастера Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Корреджо, Микеланджело,Тициан. Корреджо Леонардо да Винчи Микеланджело Тициан Рафаэль

Темперная живопись старых мастеров была многослойной. Поэтому художественный замысел живописца мог быть воплощен целиком лишь в том случае, если были выполнены м начала и до конца все строго предусмотренные правилами операции. На подготовительную под живопись доску в пределах контура рисунка мастер наносил краску, покрывая ровным слоем отдельные участки в в границах каждого тона. Этот процесс происходил в определенной последовательности: сначала писали фон и окружающую обстановку-пейзаж, архитектуру, одежды, а затем обнаженные части тела. При работе с темперой каждый последующий слой наносился лишь после того, как хорошо просыхал предыдущий. Дело упрощалось благодаря тому, что нанесенные тонким слоем темперные краски быстро сохли, а последовательная расколеровка позволяла практически не прерывать работу. Нанесение красок в зависимости от работы над различными деталями картины производилось в определенной последовательности и определенными колерами, диктуемыми живописным каноном.

Фресковая живопись. Фресковая живопись-способ писания картин и других изображений на стенах, сводах и потолках зданий водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Способ основан на свойстве цемента, состоящего из извести и мелкого песка, впитывать в себя, пока он влажен, разведенные на воде краски (без примеси к ним клея или какого-либо другого связующего вещества) и соединяться с ними в своем верхнем слое в одно нераздельное целое.

Фресковая живопись. Краски животного и растительного происхождения не пригодны для фресковой живописи, так как ложась ан известь и проникая в нее, теряют свой цвет. Употребляются исключительно минеральные краски, но из них не годятся имеющие родство с известью и образующие при своем соприкосновении с нею новые химические соединения.

Фрески Фресковая живопись была известна еще в древнем мире, у египтян, этрусков, римлян. Первые христиане украшали ею места своих молитвенных собраний и усыпальницы покойников. Из Рима фресковая живопись распространилась в Византию. Греки перенесли ее вместе с православной религией в Россию, где ею были украшены важнейшие киевские и новгородские церкви.

Расцвет фресковой живописи. Расцвет фресковой живописи настал в Италии XVIстолетия. Рафаэль и Микеланджело стяжали себе вечную славу своими фресками

Фрески в современном интерьере

Масляная живопись » Среди важнейших техник живописи масляная - наиболее молодая. Легенда приписывает ее создание великому нидерландскому художнику Яну ван Эйку. Он не первым применил масло. Однако ему удалось улучшить технику масляной живописи. Благодаря изысканиям великого нидерландца растительные масла оказались «материалом, который придавал краскам для живописи совершенно новые качества и удовлетворил художников в отношении неограниченных возможностей передачи действительности

Масла, используемые для приготовления красок. Для приготовления красок использовали высыхающие масла: маковое, ореховое, конопляное, льняное. Из них лучшее, придающее краскам необходимые свойства -льняное, так как содержит наибольшее количество триглицеридов ненасыщеннных карбоновых кислот. при контакте с воздухом все перечисленные масла высыхают: ненасыщенные карбоновые кислоты окисляются и полимеризуются. в результате образуется прочная прозрачная пленка. Линоксин -пленка, образуемая льняным маслом, - отличается наибольшей прочностью и эластичностью Маковое масло Льняное масло Ореховое масло Конопляное масло

В первое время все необходимые художественные материалы для масляной живописи готовили непосредственно под руководством художников. мастера владели множеством технологических приемов, которые нередко являлись фамильным достоянием. В начале XIXстолетия производство красок перешло а руки промышленников.

Жертвы вандалов В ХХ веке две знаменитые картины были порезаны ножом. Это картина И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван» и «Венера с зеркалом» Д.Веласкеса. Потом оба полотна удалось восстановить. При реставрации выяснилось, что с картины Репина краска осыпалась не только там, где прошел нож, но и в тех местах, где преступник дотронулся до картины рукой, а с картины Веласкеса краска не осыпалась вовсе. Великий испанский художник грунтовал холсты сам, по своим собственным рецептам. Репин-художник другого времени- покупал готовые холсты у дрезденской фирмы, которые были покрыты глянцевым масляным грунтом.

Вопросы к зачету. Из каких составляющих состоит краска? На какие типы подразделяются краски в зависимости от вида связующего? Чем темперные краски отличаются от масляных; клеевые от восковых? Что такое пигмент? Как получают природные минеральные пигменты? Искусственные пигменты? Почему одни пигменты кажутся белыми, а другие черными? Перечислите основные свойства пигментов. Как в живописи используются уголь и сажа? Что такое краситель? Из чего получают природные красители? Чем определяется прочность краски? На какие группы делятся краски в зависимости от происхождения и способа получения? Чем минеральные краски отличаются от органических? Какие краски наиболее прочные?

Приведите примеры красок, приготовленных из натурального сырья и из искусственного сырья. В каких условиях нужно вести обжиг сырья для получения таких сажевых красок, как жженая слоновая кость, виноградная ( из лозы), персиковая. К числу наиболее известных железосодержащих соединений относятся охры. Как вы объясните, что при прокаливании желтой охры Fe 2 O 3 n H 2 O она приобретает красноватый оттенок? Сульфат бария известен художникам под двумя названиями- постоянные белила и и бланфикс. Предложите различные способы получения сульфата бария. Пигменты двух красок имеют изумрудно-зеленый цвет. Это швейнфурская зеленьCu (CH 3 COO) 2 3 Cu (AsO 2 ) 2 и малахит Cu(OH) 2. С помощью какой, простой качественной реакции, можно различить эти соединения? Назовите жирные высыхающие масла, применяемые в живописи. Из чего их получают? Приведите примеры полувысыхающих и невысыхающих масел. Какие из них используются в производстве масляных красок. Какие химические процессы происходят при высыхании масляной краски? Как изменяется масса масла, содержащегося в масляных красках при высыхании? Какое масло является лучшим для приготовления масляных красок и почему?

Что такое воск? В какой технике живописи в качестве связующего в составе красок используют воск? На какие группы делятся все воска по происхождению? Приведите примеры растительных,животных, ископаемых восков. Из чего и как получают синтетические воска? Что такое энкаустика? Объясните происхождение название фресковой живописи. Что такое темпера?.

На протяжении всего периода существования человечества живопись наряду с архитектурой музыкой, поэзией составляют культурный, основополагающий стержень любой нации. Огромное удовольствие доставляет наблюдать в интерьерах живописные шедевры, будь то портрет или пейзаж, натюрморт или цветы, наконец копии известных картин. Магия искусства и заключается в том, что бы мысленно перенести человека в более прекрасные и возвышенные переживания, наблюдая за произведениями искусства независимо от того картины это старинных мастеров или живописные полотна современных авторов