Проектная деятельность, как одно из направлений деятельностного подхода при обучении физике Опыт работы учителя физики ГБОУ СОШ С 2002 по 2012год Устюгиной Галины Павловны
« Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем хорошо наполненный» /Монтень/ - способности человека проявляются в деятельности, но главное в том, что в ней они и создаются; - учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность» /А.Б, Воронцов. Практика развивающего обучения/. - « поступательное развитие ученика происходит в соучастии его деятельности с деятельностью взрослого». /Л.С.Выгодский/.
« ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ» Деятельность - это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Учитывая, что «среда развития, в том числе среда обучения, вносит свои поправки в генетическую программу, полученную ребенком при рождении» (В.Мункал, Л. Сквайр), а процесс обучения – это процесс развития и совершенствования мозга обучаемого, формировании его мыслительной деятельности,- понимаешь, насколько велика роль учителя - организатора учебной деятельности. ( выдержка из статьи) Публикации 2011: Журнал Физика, издательство «Первое сентября». фестиваль «Открытый урок» Статья опубликована
2003 г. Диплом третьей степени(«Ярмарка идей на Юго-Западе») 2004 г. Два диплома первой степени («Ярмарка идей на Юго-Западе) 2004 г. Два диплома молодых исследователей на седьмой научной конференции « Шаг в будущее, Москва» 2005 г. Два диплома первой степени («Ярмарка идей на Юго-Западе») 2008 г. Два диплома второй степени («Ярмарка идей на Юго-Западе») 2009 г. Два диплома участника НТТМ ВДНХ 2010 г. Диплом второй степени («Ярмарка идей на Юго-Западе») 2011 г. Дипломы первой и второй степени («Ярмарка идей на Юго- Западе») 2011 г. Диплом первой степени(«Юные таланты Московии») 2006 г. Диплома первой степени («Ярмарка идей на Юго-Западе») 2007 г. Диплом второй степени(«Ярмарка идей на Юго-Западе») Основные показатели результативности проектной деятельности
Мотивированная проблема (идея) Накапливание материала (что известно по данной проблеме) Анализ и классификация материала (1. общие сведения. 2. теоретические разработки. 3. экспериментальный материал) Моделирование данной проблемы в условиях школы, эксперимент Исследование закономерностей, наблюдения и обсуждение результатов. Гипотезы Проверка гипотез Результаты, выводы
2002 г. Как все начиналось… Семинар для учителей ЮЗАО. «Моделирование торнадо- процесса» на уроке дополнительного образования
Создаем свой первый проект Момент обсуждения опыта с чаинками в стакане воды Цель экспериментальной работы: выявить ту группу ребят, которые проявили и будут проявлять интерес к проектной деятельности
Первая проектная работа 2003 год
2003 г. Наши талантливые ученики :
Публикация работы: издательский дом «Первое сентября», журнал «Физика» 30, 2003 год.
Публикация работы 2, 2005 год
НИР (научно- исследовательская работа) ОКР (опытно-конструкторские разработки) Внедрение Испытание
2004 г. Наши талантливые ученики : Проектные работы учащихся 9-го класса Ивана Ручкина и Андрейя Белых «Почему летают птицы» были удостоены дипломов 1-й степени в конкурсе «Ярмарка идей на Юго- Западе-2004».
Дмитрий Краснопевцев и Алексей Шапкин были удостоены дипломов 1-й степени в конкурсе «Ярмарка идей на Юго-Западе-2004» за проектную работу «Подводный кайт» 2004 г. Наши талантливые ученики:
Публикация работы: Издательский дом «Первое сентября» журнал «Физика» 1, 2006 год
2005 г. Наши талантливые ученики: Диплом 1 степени на конкурсе « Ярмарка идей на Юго- Западе»получили Ручкин И, Журавлев Е, Кравченко А за проект «Движитель для дирижабля»
2005 г. Наши талантливые ученики: Дипломами 1 степени на конкурсе « Ярмарка идей на Юго-Западе» за проект «Новые типы движителей для плавсредств» награждены Краснопевцев Дмитрий и Журавлев Евгений
2006г. Мои талантливые ученики: Диплом 1 степени на конкурсе « Ярмарка идей на Юго-Западе» за проект «Волновая турбина» получили Краснопевцев Дмитрий и Евгений Журавлев
Печатные работы по проектам
АВТОРЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ: РУЧКИН ИВАН КРАСНОПЕВЦЕВ ДМИТРИЙ ШАПКИН АЛЕКСЕЙ ЖУРАВЛЕВ ЕВГЕНИЙ
2007г. Мои талантливые ученики : Соколовский Антон и Франко Игорь. Проект: Спасательное средство «Волна»
2008г. Наши талантливые ученики : Сухопуков Евгений и Шибаев Никита. Диплом на выставке научно- технического творчества молодежи НТТМ ВДНХ проект «Циклоидальный пропеллер» (Участница проекта – Бондарь Евгения)
Студенты: Краснопевцев Д и Ручкмн И. участвуют в презентации своего проекта на третьем Московском фестивале науки год Организаторы ОАО ЦАИР (центр акционирования инновационных разработок)
Представление проекта «Движитель для плавсредств» от фестиваля науки вМГУ и Международного салона инноваций до конференции промышленногодизайна водного транспорта.
2009г. Мои талантливые ученики : Автомонов Андрей, Волдинер Игорь и Судариков Владимир. Проект: «Пушка Гаусса»
Публикация на фестивале «Портфолио » Разделы: Физика, Техническое творчество Сезон: 2010 / 2011 Авторский коллектив:ФизикаТехническое творчество Автомонов Андрей ИгоревичАвтомонов Андрей Игоревич, 11-й класс Волдинер Игорь АлексеевичВолдинер Игорь Алексеевич, 11-й класс Руководитель: Устюгина Галина Павловна, учитель физики Работа опубликованаУстюгина Галина Павловна Научно- исследовательский проект «Пушка Гаусса»
2010г. Наши талантливые ученики : Ледовский Артур Проект «Исследование активных элементов сооружения для самоподавления торнадо», диплом 2 степени.
Проект: Маятник Капицы в устройстве и способе движения дельфинов. Выступление перед строгим жюри на конкурсе НТТМ- 2011
Проект: Экспериментальное исследование системы движителей типа «Рыба». 2011год Авторы: ученики 8-в класса Устенко Илья, Панкратов Кирилл, Горобец Борис, Ибрагимов Артем.
Счастливые минуты награждения
1. Краснопевцев. Д.2-место, 8 кл, г 2. Ручкин. И. 1-место, 9 класс, г 3. Ручкин. И. 1-место, 10 класс, г 4. Алимов. А. 2- место, 8 класс, г 5. Бондарь. Е. 3-место, 9 класс, г 6. Сидорова. Л. 1-место, 8-класс, г 7. Бондарь Е. 3–место, 11-класс, г 8. Захаров А. 2-место, 9-класс, г 9 Ледовский А. 3-место, 9-класс, г 10. Коломыцин Д. Призер. Интернет олимпиада 2010 г. 7 класс. 11.Яровова Н. Призер 9-класс г 12.. Нечаева С.Призер 8 класс г Победители физических олимпиад с год
Запатентованные изобретения с 2003 по 2007 год Сайт: На сайте: видеоматериалы экспериментов, содержание проектов, статьи
Мнение референта аппарата Совета Безопасности Российской Федерации
Проектная деятельность помогает осознать молодому человеку для чего он учится ЕГЭ Латонов Василий – 76 баллов 2.Мухин Денис – 62 балла 3. Сокольников Иван – 48 баллов 4. Белятко Сергей – 54 балла 5. Серегин Александр – 48 баллов 6. Ваничкин Артем – 52 балла 7. Гордюшин Ян – 56 баллов 8. Елисеев Игорь - 56 баллов 9. Жихорева Екатерина – 94 балла 10. Сухоруков Евгений – 53 балла 11 Трифонов Никита – 54 балла
ЕГЭ 2011 год 1. Волдинер И – Герасимова О Гончаров А – Дрыгин П – Иванников М – Левашов Д – 56 7.Ледовский А – Меренков И – Сафонов В Терский А – Травин Д - 50
2011 итоги ГИА: 1.Блохин И – 5 2. Гасилин А -– 5 3. Измаилов П –-5 4. Карякин Д – – 5 5. Ключковский А – 4 6. Колдомасов А – Шахов В – – 5
Устюгина Галина Павловна,учитель физики ГБОУ СОШ 1273, г Москва. «Необходимо не столько наполнять память учащихся знаниями физики, сколько на примерах поиска человечеством путей решения задач и проблем в физике, обучать детей общим системным подходам, способам и методам решения задач. Это и профессиональные и житейские проблемы и задачи, которые встретятся молодому человеку в дальнейшей жизни». Спасибо,за внимание.
Письма благодарности