ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРВОЖДЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В САРАТОВСКОМ РЕГИОНЕ Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Advertisements

Учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 г. Королёва М.О. Бычкова Ольга Владимировна.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Проект ОЭР «Педагогические условия формирования ценностного отношения школьников к русскому языку» Подготовлен МО учителей русского языка и литературы.
Оценка воспитательной деятельности реализуемой в классе, как неотъемлемая часть реализации программы по духовно-нравственному развитию. Ульянова Елена.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Программа формирования толерантности школьников «Содружество» Муниципальная общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 38 с углубленным.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХИКИ.
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МНОГОМЕРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГИМНАЗИИ МОУ Гимназия 44 г.Краснодара.
Дополнительное образование в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный руководитель Перспективы развития инновационной деятельности.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Воспитание как педагогический процесс.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРВОЖДЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В САРАТОВСКОМ РЕГИОНЕ Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В течение нескольких десятилетий основной парадигмой целеполагания в образовании России предусматривалось формирование разносторонне развитой личности в соответствии с социальным заказом общества В течение нескольких десятилетий основной парадигмой целеполагания в образовании России предусматривалось формирование разносторонне развитой личности в соответствии с социальным заказом общества В сфере экологического образования на первый план выдвигалось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления в рамках информативного образования учащихся. В сфере экологического образования на первый план выдвигалось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления в рамках информативного образования учащихся. В дальнейшем представления большинства исследователей об экологической воспитанности школьников находили выражения в различных показателях : поведение, деятельность, знания, умения, навыки, экологическая культура и др. В дальнейшем представления большинства исследователей об экологической воспитанности школьников находили выражения в различных показателях : поведение, деятельность, знания, умения, навыки, экологическая культура и др.

ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ОБЪЕКТАМ ПРИРОДЫ Исследованиями установлено, что новым типом отношения к природе должно стать субъектно – этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнерское (с позиций этических норм) взаимодействие с живыми существами. Исследованиями установлено, что новым типом отношения к природе должно стать субъектно – этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнерское (с позиций этических норм) взаимодействие с живыми существами. Формирование субъектно – этического отношения обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают воздействие на эмоциональную, когнитивную и практическую сферу личности (Ясвин,2000). Формирование субъектно – этического отношения обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают воздействие на эмоциональную, когнитивную и практическую сферу личности (Ясвин,2000). Типология отношения к природе: Типология отношения к природе: ОБЪЕКТНО - ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ОБЪЕКТНО - ПРАГМАТИЧЕСКОЕ СУБЪЕКТНО - ПРАГМАТИЧЕСКОЕ СУБЪЕКТНО - ПРАГМАТИЧЕСКОЕ СУБЪЕКТНО - НЕПРАГМАТИЧЕСКОЕ СУБЪЕКТНО - НЕПРАГМАТИЧЕСКОЕ Субъектно- эстетическое Субъектно- эстетическое Субъектно- познавательное Субъектно- познавательное Субъектно- практическое Субъектно- практическое Субъектно- этическое Субъектно- этическое

НРАВСТВЕННО - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ НРАВСТВЕННО - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ В качестве интегративного критерия экологической воспитанности младшего школьника в настоящее время выступает нравственно - экологическая позиция личности, которая представляет собой совокупность экологически значимых ценностно-нормативных установок, эмоциональных, поведенческих реакций и характера взаимодействия ребенка с окружающим миром (Цветкова, 2000). В качестве интегративного критерия экологической воспитанности младшего школьника в настоящее время выступает нравственно - экологическая позиция личности, которая представляет собой совокупность экологически значимых ценностно-нормативных установок, эмоциональных, поведенческих реакций и характера взаимодействия ребенка с окружающим миром (Цветкова, 2000). Уровни сформированности нравственно- экологической позиции школьника: НЕГАТИВНО – ДЕСТРУКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ НЕГАТИВНО – ДЕСТРУКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ РАВНОДУШНО – СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ РАВНОДУШНО – СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПАССИВНО – СОЧУВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПАССИВНО – СОЧУВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АКТИВНО- ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ АКТИВНО- ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ Формирование нравственно – экологической позиции личности находится в зависимости от характера приобретаемого ребенком опыта по взаимодействие с окружающей средой. Формирование нравственно – экологической позиции личности находится в зависимости от характера приобретаемого ребенком опыта по взаимодействие с окружающей средой.Выделяют: Опыт наблюдения явлений в окружающей среде Опыт наблюдения явлений в окружающей среде Опыт выполнения экологических норм и правил Опыт выполнения экологических норм и правил Опыт общения с представителями животного и растительного мира Опыт общения с представителями животного и растительного мира Опыт экологически значимой практической деятельности Опыт экологически значимой практической деятельности Эмоциональный опыт Эмоциональный опыт Опыт эстетического наслаждения красотой природы Опыт эстетического наслаждения красотой природы Опыт переживания потребности в знаниях о представителях животного, растительного мира, объектах социальной среды Опыт переживания потребности в знаниях о представителях животного, растительного мира, объектах социальной среды Негативный опыт формирует ошибочные представления об окружающей среде, искажает понятие экологической нормы Негативный опыт формирует ошибочные представления об окружающей среде, искажает понятие экологической нормы

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХИКИ Системный подход определяется как «направление методологии специально- научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование «объектов» как систем. Он определяется предмет психологического изучения как взаимное наложение трех выделенных планов: деятельность – сознание- личность. Системный подход определяется как «направление методологии специально- научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование «объектов» как систем. Он определяется предмет психологического изучения как взаимное наложение трех выделенных планов: деятельность – сознание- личность. В процессе обучения приходится опираться не только на знания, умения и навыки. В процессе обучения приходится опираться не только на знания, умения и навыки. Соотношение цели деятельности и ее смысла зависит от типа личностной ценности (познание, общение, утверждение себя) и проявляется в стратегии поиска решения. Дети, у которых выявлено сочетание разных типов ценностностей, максимально реализуют свои возможности во всех областях жизнедеятельности. Дети, у которых выявлено сочетание разных типов ценностностей, максимально реализуют свои возможности во всех областях жизнедеятельности. Выделяют: Выделяют: Ценностность реально- практического функционирования; Ценностность реально- практического функционирования; Ценностность познавательной деятельности; Ценностность познавательной деятельности; Ценностность отношения к себе окружающих; Ценностность отношения к себе окружающих; Ценностность общения Ценностность общения Типология предметной деятельности экологического содержания включает : познавательную, преобразовательную, оценочную, коммуникативную деятельность Типология предметной деятельности экологического содержания включает : познавательную, преобразовательную, оценочную, коммуникативную деятельность

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ Ядром экологической культуры предстает экологическое сознание. Ядром экологической культуры предстает экологическое сознание. Экосознание не тождественно экологическому мышлению, так как включает в себя, помимо рациональных компонентов, так же сферу чувств, воли, субъективных ощущений и переживаний. Экосознание не тождественно экологическому мышлению, так как включает в себя, помимо рациональных компонентов, так же сферу чувств, воли, субъективных ощущений и переживаний. В экологическом образовании важно не упустить соединение таких начал, как «понятие» и «образ», нейтрально – рассудочный и образно – ассоциативный способы постижения мира. Не ограничиваться гносеологическим аспектом, наряду со строго научным, рациональным и деструктивным способом познания мира, значительную роль отводить интуитивным, ценностным компоненты познавательной деятельности. (Когай,2000). В экологическом образовании важно не упустить соединение таких начал, как «понятие» и «образ», нейтрально – рассудочный и образно – ассоциативный способы постижения мира. Не ограничиваться гносеологическим аспектом, наряду со строго научным, рациональным и деструктивным способом познания мира, значительную роль отводить интуитивным, ценностным компоненты познавательной деятельности. (Когай,2000). Цель экологического образования – формирование рефлексивного сознания, способного преобразовывать внешний мир во благо, создавать «вторую природу», которая будет отвечать собственно человеческим критериям – надбиологичности, гуманизму и творчеству. Цель экологического образования – формирование рефлексивного сознания, способного преобразовывать внешний мир во благо, создавать «вторую природу», которая будет отвечать собственно человеческим критериям – надбиологичности, гуманизму и творчеству.

Концепция непрерывного экологического образования и воспитания населения Саратовской области (Саратов, 1995) Концепция непрерывного экологического образования и воспитания населения Саратовской области (Саратов, 1995) Важным обобщением идей экологического образования является разработанная в 90-е годы Концепция непрерывного экологического образования и воспитания населения Саратовской области. Наряду с положительными аспектами в работе можно отметить и много серьезных проблем: Важным обобщением идей экологического образования является разработанная в 90-е годы Концепция непрерывного экологического образования и воспитания населения Саратовской области. Наряду с положительными аспектами в работе можно отметить и много серьезных проблем: Сохраняется противоречие между позитивными экокультурными установками и реальным уровнем экологической воспитанности населения. Сохраняется противоречие между позитивными экокультурными установками и реальным уровнем экологической воспитанности населения. Не в полной мере используют ресурсы (содержательные, процессуальные, человеческие, материальные) развития системы совместных экологических действий государственных, общественных и образовательных структур Не в полной мере используют ресурсы (содержательные, процессуальные, человеческие, материальные) развития системы совместных экологических действий государственных, общественных и образовательных структур Отсутствие научно обоснованных подходов при выработке стратегии экологического образования на практике, приводит к тому, что вместо подготовки профессионала обладающего необходимыми личностными качествами и овладевшего системой профессиональной деятельности, осуществляется лишь передача информации по учебным программам. Отсутствие научно обоснованных подходов при выработке стратегии экологического образования на практике, приводит к тому, что вместо подготовки профессионала обладающего необходимыми личностными качествами и овладевшего системой профессиональной деятельности, осуществляется лишь передача информации по учебным программам. Не изыскиваются возможности для комплексной психолого- педагогической экспертизы эффективности различных систем экологического образования в нашем регионе Не изыскиваются возможности для комплексной психолого- педагогической экспертизы эффективности различных систем экологического образования в нашем регионе

ШКОЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ «ДИАЛОГ»: ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ г. САРАТОВА В гг. в г. Саратове при поддержке правительства области состоялись Форумы социальных и культурных проектов области. Благодаря социальной поддержке за три года в области будет реализовано 111 проектов В гг. в г. Саратове при поддержке правительства области состоялись Форумы социальных и культурных проектов области. Благодаря социальной поддержке за три года в области будет реализовано 111 проектов Однако, основная масса педагогов различных образовательных учреждений не в полной владеет теоретико-практическим инструментарием, позволившим им решать данную проблему. Развитие эколого-образовательной деятельности в основном проецируется на учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения, крайне ограничивая его возможности во внеучебной, внешкольной экологической работе детей (учащихся) – педагогов (учителей) – родителей – общественности Однако, основная масса педагогов различных образовательных учреждений не в полной владеет теоретико-практическим инструментарием, позволившим им решать данную проблему. Развитие эколого-образовательной деятельности в основном проецируется на учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения, крайне ограничивая его возможности во внеучебной, внешкольной экологической работе детей (учащихся) – педагогов (учителей) – родителей – общественности Педагогами Пединститута СГУ, «ВООП», ОДЭЦ инициируется работа Школы социально-экологических проектов «Диалог», чтобы решать проблему экологического образования средствами педагогического просвещения, обучения и объединения усилий единомышленников Педагогами Пединститута СГУ, «ВООП», ОДЭЦ инициируется работа Школы социально-экологических проектов «Диалог», чтобы решать проблему экологического образования средствами педагогического просвещения, обучения и объединения усилий единомышленников

ЭКОЛОГО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ «Зеленая Аллея Памяти» и «Родной город» Проекты позволяют вовлечь детей, педагогов образовательных учреждений, представителей общественных организаций г. Саратова и Саратовской облас- ти в проектную деятельность социально- экологической направленности Проекты позволяют вовлечь детей, педагогов образовательных учреждений, представителей общественных организаций г. Саратова и Саратовской облас- ти в проектную деятельность социально- экологической направленности Проекты обеспечивает овладение педагогами методикой проектной деятельности в ходе разработки и внедрения индивидуальных проектов (на базе ДОУ, нач. школ, учреждений доп. образования) и их интеграции в единый эколого-образовательный маршрут Проекты обеспечивает овладение педагогами методикой проектной деятельности в ходе разработки и внедрения индивидуальных проектов (на базе ДОУ, нач. школ, учреждений доп. образования) и их интеграции в единый эколого-образовательный маршрут Ключевыми характеристиками проектов является ценностное отношение к объектам окружающего мира природы и мира людей, а не правила поведения в их согласии со знанием о «должном» и «правильном». При моделировании социокультурного пространства города у его участников выявляются ценностные отношения и предпочтения к объектам окружающего мира, которые можно корректировать и развивать в ходе совместного общения детей и педагога Ключевыми характеристиками проектов является ценностное отношение к объектам окружающего мира природы и мира людей, а не правила поведения в их согласии со знанием о «должном» и «правильном». При моделировании социокультурного пространства города у его участников выявляются ценностные отношения и предпочтения к объектам окружающего мира, которые можно корректировать и развивать в ходе совместного общения детей и педагога