МОУ «Наласинская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Корнями в землю дерево вросло, Да так, что урагану не сломать! Сегодня время каждому пришло О жизни предков собственных узнать. В Орловской средней школе.
Advertisements

М узей МОУ «Козяково-Челнинская СОШ». Дата основания музея г. – открытие краеведческого музея «Туган як» Руководитель музея: Степанова Любовь.
Деятельность школьного музея «Поиск» МБОУ СОШ 4 города Шарьи Костромской области.
Основные направления Село моё родное Село моё родное Моя родословная Моя родословная Дети и война Этнография Природа родного края Природа родного края.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Банниковская средняя общеобразовательная школа ПОЛОЖЕНИЕ о Краеведческой комнате.
Этапы осуществления проекта по созданию лицейского музея Е.Г. Скобельцына, к.п.н., директор МОУ «Лицей им. Н.И. Лобачевского при КГУ»
Краеведческий музей «Родник» Создан в 2001 году Музей действует в рамках образовательной программы «Краевед». Цели программы гражданское и патриотическое.
Школьный музей ОУ СОШ 39 г. Сызрань Визитная карточка Визитная карточка Музей – это хранитель Памяти, а историческая память важна и необходима во все времена.
девиз музея: « Как Вы считаете, важно ли сохранение и распространение культурного исторического наследия своего посёлка, района»?
Историко – краеведческий музей МОУ СОШ 1 п. Мокроус Саратавской области Фёдоровского района.
МОУ СОШ с.п.п.Звездный Проект Разработка Шумиловой М.В. 2010г.
Музей имени А.В.Сударева МБОУСОШ 3 Карасукского района Новосибирской области руководитель – Филенко И.А. « Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Анцирская средняя общеобразовательная школа Канского района Красноярского края. «Школьный музей» Авторский.
Д-Бедного, 56. Музей торжественно открыт выпускником школы депутатом районного Совета Островским В.А. на традиционном вечере встречи выпускников г.
Историко-краеведческий музей МОУ «Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко» является центром патриотического.
Школьный историко–краеведческий музей МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа 2» п. Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики Создан в.
Руководитель музея ЕГОРОВА ЕЛИЗАВЕТА ГЕОРГИЕВНА Бердск 2014.
Мы приглашаем в наш музей. В 1984 ГОДУ в Дергачевской средней школе 1 имени Героя Советского Союза А.Г.Наконечникова был создан музей, а в1987 году был.
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 7.
Образование высшее, Казанский государственный педагогический институт, естественно- географический факультет, учитель географии и биологии, 1986 год Квалификационная.
Транксрипт:

МОУ «Наласинская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан

РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТОЧКА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ Территория Республика Татарстан, Арский район, село Наласа. Музей Наименование учреждения образования, в котором действует музей. МОУ «Наласинкая средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района РТ. Фамилия, имя, отчество (полностью), должность, место работы руководителя учреждения. Гараев Ринат Миннегалиевич, директор Наласинской СОШ. Наименование музея Историко - краеведческий музей. Почтовый адрес, телефон, факс, электронный адрес , РТ Арский район, село Наласа, ул. Молодёжная, 91. 8(843) Паспортизация музея (копии свидетельств республиканского и Российского) Свидетельство 398 о присвоении звания «Школьный музей» МО РТ. Республиканского методического центра краеведений и экскурсий учащихся. 17 февраля 2003 года. Характеристика помещения, занимаемая площадь отдельные 3 комнаты, общая площадь – 48,2 м2 Разделы экспозиции «История села Наласа», «История колхоза», «Ветераны тыла», «Великая Отечественная», «Учителя - ветераны войны и тыла», «Школа - наше будущее», «Знаменитые люди нашего села», «Орденоносцы», «История Наласинской СОШ», «Палеонтология», «Нумизматика». Экспонаты (из них подлинные) 800 (500) состоят на учете в Национальном музее РТ -, условия хранения нормальные Краткая характеристика экспонатов основного фонда, в т.ч., собранных за последние 2 года Старинные орудия труда, предметы быта, одежды, нумизматика, макет дома, наиболее ценные материалы фондов – кости мамонта, носорога, фото 1911 года, сабля 1851года, Орден Трудового Красного Знамени. Краткая характеристика деятельности музея и перечень прилагаемых материалов: поисковая работа, работа в архивах, участие в конкурсах, конференциях, экскурсии, уроки, внеклассное мероприятие. Прилагаются: фотоэкспозиции, программы деятельности музея, основные показатели, электронная презентация. Руководитель музея Фамилия, имя, отчество (полностью), должность, место работы руководителя Габдрахманова Лилия Рифкатовна, учитель истории, обществознания, географии Рабочий и домашний адрес, контактные телефоны, факс, электронный адрес Арский район, село Наласа, ул. Вахитова д.37 8(843) , 8(843)

Название музея: Историко-кроеведческий музей Наласинской СОШ Адрес музея: РТ, Арский район, село Наласа. Руководитель общеобразовательного учреждения: Гараев Ринат Миннегалиевич Руководитель музея: Габдрахманова Лилия Рифкатовна, учитель истории, обществознания, географии; учитель высшей категории. Наласинский краеведческий музей. Краеведческий музей в школе был создан в 2001 году. Музей создавался усилиями всего педагогического коллектива, учащихся школы, родителей, ветеранов Великой Отечественной войны, жителей близлежащих сел. Каждый старался вносить посильную лепту в это святое дело. Основным материалом музея стали документы, медали, предметы быта, одежда, подаренные музею. Год за годом шла кропотливая работа руководителя музея со своими воспитанниками. На просьбу о создании музея живо откликнулись, и жители, сел, отдавая следопытам нехитрую старинную утварь. Постепенно музей расширялся, обновлялись экспонаты. Поисковая работа продолжалась. Ценным материалом для музея стала поисковая работа, группа активистов «Кружка изучения родного края» руководимая учителем истории Габдрахмановой Лилей Рифкатовной. Ребята с увлечением работают над сбором материала об участниках Великой Отечественной войны, об истории родного края. Музей постоянно пополняется новыми ценными экспонатами и документами. Сотрудничество музея и школы в значительной степени базируется на использованииспецифических возможностей музея, в котором образование и воспитание строятся на основе подлинных музейных предметов. Ведущим средствомобразовательно-воспитательного воздействия здесь выступает экспозиция, на базе которой проводятся экскурсии - важнейшая форма работы со школьниками - и другие мероприятия. Задачи, стоящие перед музеем - это: - На местном краеведческом материале связать историю родного края с историей всей стране. -Повышение образованности школьников, расширение их кругозора, развитие познавательных интересов. -Героико-патриотическое воспитание. -Воспитание чувства гражданского долга. Музей выступает источником расширения, дополнения и углубления знаний, формирует уважительное отношение к памятникам прошлого.

2. Связь школьного музея с научными и государственными учреждениями, общественными организациями. Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и ' выполняют те же функции, что и государственные. Прежде всего, это хранилище подлинных памятников истории и культуры, природы и техники. Музей является исследовательским и просветительным учреждением, осуществляющим комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры, в которой основой для формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности и объекты природы. Созданию школьного музея предшествует поисково-собирательская работа, оформление собранного материала в тематические выставки и краеведческие уголки, освоение многообразных форм и методов краеведческой и музейной работы, накопление большого фактического и информационного материала, позволяющее, в конечном счете, создать музей. Деятельность школьных музеев, так же как и государственных, включает фондовую, " экспозиционно- выставочную, экскурсионную, массовую и просветительную работу. Однако специфика школьного музея заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный музей - прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников. Но для оптимального использования возможностей школьного музея в учебно-воспитательном процессе необходимо заниматься всеми видами музейной деятельности. Важным видом музейной деятельности является установление связей с разными учреждениями и организациями, частными лицами. Это необходимо: для поиска и сбора материалов; для своевременного пополнения и обновления экспозиции; для популяризации музейно-краеведческой деятельности; для развития массовой и научно-просветительской работы. Наш музей в лице Совета музея и учащихся - членов краеведческого кружка старается поддерживать тесную связь во многих направлениях. Это постоянное участие в различных конкурсах, на республиканских, межрайонных и районных конференциях, акциях 1. Республиканский конкурс «Моя малая Родина» - Насибуллина Халида ученица 11 класса 2. IV Всероссийская гуманитарно-просветительская конференция «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества» - Лауреат Вахитова Лейсан, ученица 8 класса. Казань год.. 3. IV Республиканский конкурс «История татарского народа и Татарстана» - Дипломант Залялетдинов Ирек, ученик 10 класса. Казань год. 4. Районная научно - практическая конференция школьников «Ступень в будущее» - 2 место. Хасанова Лейсан, ученица 8 класса. Арск год.

5. Акция «Зажги свою свечу» - Благодарственное письмо Всероссийской Политической партии «Единая Россия». Исмагилова Римма, ученица 9 класса. Арск год. На зональных и различных семинарах, а также на «круглых столах» по проблеме деятельности школьных музеев например: - зональный семинар в Балтасинском районе на тему «Отражение национальной культуры, народных традиций, обычаев в школьной музейной экспозиции»; - «Круглый стол» в Казанском музее им. А.М.Горького. Огромный импульс нашей работе дало решение о праздновании 500-летия села Наласа в 2010 году. Создана комиссия к празднованию юбилея под руководством главы администрации Арского района Назирова Алмаза Аминовича 500-летие с момента образования Наласы документально доказано. Есть подтверждающие источники- сохранившиеся надгробные камни на сельском кладбище и окраине села. Они занесены в книгу «Археологические памятники Татарской АССР». В науке это называется эпиграфическим памятником, и ученые используют записи на надгробных камнях как самый надежный исторический документ. В вышеупомянутой книге говорится, что надгробные камни в Наласе установлены в первой половине шестнадцатого века ( годы). Значит, 500 лет назад, в период процветания казанского ханства, это село уже существовало. Цель сегодняшних наласинцев – широко и торжественно отпраздновать 500-летие. В подготовительные мероприятия включены обновление облика села, издание книги об истории и открытие музея из собранных реликвий и т.д. В рамках музейно-поисковой деятельности изучили историю края, литературные источники по истории края. Установили связь с архивами, музеями, библиотеками, а также с Институтом истории АН Татарстана. 3. Связи Наласинского историко-краеведческого музеяс архивами и культурно исследовательскими организациями, общественными объединениями 1. Центральный архив Вооруженных Сил РФ. Подольск. 2. Архив Духовного управления мусульман России. Уфа. 3. Центральный государственный архив древних Актов. Москва. 4. Архив Арского района. 5. Национальный архив РТ. Казань. 6. Редакция книги «Память». 7. Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ. Казань 8. Центральная районная библиотека. Арск. 9. Музей истории Сибирского тракта. Балтаси. Карадуван. 10. Дом-музей Г.Тукая в дер. Кушлауч. 11. Краеведческо-этнографический музей Казан арты в г. Арске. 12. Музей литературы и искусства в г. Арске. 13. Дом-музей С.Хакима в дер. Кулле-Киме Атнинского района. 14. Национальный музей РТ в г. Казани. 15. Музей Әлифба в Арском педагогическом колледже.

С 27 декабря 2009 года наш музей продолжил работу в новых комнатах школы. Очень много посетителей из Арского района, начиная с главы администрации, побывали писатели, научные деятели из Казани. Все учащиеся и учителя нашей школы (130 человек), воспитанники детского сада (30 человек), односельчане (100 человек), бывшие выпускники школы ( 300 человек), гости ( 45 человек). Количество посетителей за год – около 600 человек. Количество экскурсий – 30. Проведены уроки, занятия кружков – 50. На базе школьного музея проводятся уроки начальных классов, татарского языка и литературы, истории, географии и многих других предметов. Проведены вечер «Память нужна живым» к 500-летию Наласы, 30-летний юбилей Наласинской средней школы, встречи с ветеранами войны и труда, участниками Афганской войны, фестиваль военной песни, конкурс рисунков, посвященной 65 летию Великой Отечественной войны, и т.д. Материалы о работе нашего музея, о подготовке к юбилею села Наласа активно освещается в средствах массовой информации: в газетах «Арский вестник», «Шәһри Казан, «Ватаным Татарстан», в журнале «Сельский мир», на радио и телевидении г. Арска, ТНВ и в других изданиях (ксерокопии прилагаются). 4. Наличие в музее материалов, собранных учащимися в походах и в экспедициях, в результате поисковой работы. В музее организована постоянно действующая поисковая экспедиция. Ус­тановлена ее структура. «Кружок изучения родного края» является основным звеном экспедиции. Его представители входили в состав всех ее групп и отрядов. На заседании кружка велось изучение истории родного края, определялось содержание заданий, которые давал штаб музея поисковым группам. Члены кружка анализировали и обобщали собранный материал, раз­рабатывали отдельные темы, писали доклады и рефераты. Кружок принимал участие в размещении материалов по отделам экспозиции в соответствии с за­планированной нами тематикой. Действуют специальные поисковые группы, для решения поставленных поисковых задач. Формирован штаб (совет) музея - центр поисковой деятельности. Результатом первой массовой поисковой работы учащихся - краеведов стал краеведческий музей нашей школы, превратившийся в центр внеклассной воспитательной и исследовательской работы в школе. В музее представлены все материалы поисковой деятельности. Одним из основных методов, который мы положили, в основу развития творческих способностей учащихся был, исследовательский метод. Главным средством развития способностей мы избрали решение музейно-краеведческих задач. Когда начал функционировать музей, окрепли связи. Мы начали применять поисковые задания музея. Эти краеведческие познавательные задачи, постро­енные на исследовательском материале музея. Некоторые задания требовали сбора фактов о новом, еще не изученном объекте. Применяются формы крае­ведческой - поисковой работы, как походы по родному краю, экскурсии, встречи со старожилами, работа в архивах, конференции учащихся-краеведов.

Приведем в качестве примера несколько выполненных поисковых заданий (работ). «Пример преданности родной земле» (исследовательская работа о Вахитове М.Ш.) «История села Наласа в истории России (исследовательская работа, посвященная 500 летию нашего села). «Учитель на фронтах Великой Отечественной войны и в мирное время» (исследовательская работа). «Вклад семьи Вахитовых в развитие сельского хозяйства Республики Татарстан» (исследовательская работа). «История Родины в истории моей семьи» Родословная Хасановых. (исследовательская работа). «Мой дед – участник ВОВ» (исследование - описание). 5. Наличие фонда подлинных памятников, и их количество. Включение памятников в фонд музея. Заключительный этап комплектования фонда школьного музея-включение в него выявленных и собранных памятников истории. Этот вопрос решается фондовой комиссией школьного музея. При положительном решении собранные материалы заносятся в книгу поступлений основного фонда. ФОНДОВАЯ РАБОТА. Собрания всех музеев состоят из основного и научно-вспомогательного фондов. Все материалы, хранящиеся и экспонируемые в музее, составляют фонд музея. Наиболее ценная и главная в количественном и качественном отношении часть музейных фондов носит название основной фонд. Сюда входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. К предметам основного фонда относятся вещественные и документальные памятники, объекты природы, памятники изобразительного искусства и т. д. К типу вещественные относятся археологические материалы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмундирование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и народного творчества, мемориальные предметы; нумизматические материалы: монеты, боны, печати.

К типу письменные относятся музейные предметы следующих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, мандаты, удостоверения, партбилеты, комсомольские, профсоюзные билеты и т.п.); периодические и непериодические издания, книги, листовки. При этом к основному фонду относятся газеты до 1955 года, издания более позднего времени считаются библиотечным материалом. Вырезки из газет не относятся к основному фонду. К типу изобразительные относятся произведения декоративно-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., имеющие документальное, мемориальное или художественное значение; фотографический материал: дагерротипы, фотографии. Негативы не следует относить к основному фонду в школьном музее, так как нет возможности сохранить этот вид материала. К изобразительным памятникам относятся также карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий. В школьных музеях собираются кинопленки, магнитные ленты. Их нецелесообразно включать в основной фонд музея по той же причине, что и негативы. Из фонозаписей школьные музеи могут хранить и отнести к основному фонду пластинки для граммофонов, патефонов. Кроме основного в музеях' собирается вспомогательный фонд, представляющий собой сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета, то есть не являются подлинными памятниками истории и культуры. К вспомогательному фонду относятся копии всех видов и техники исполнения: муляжи, макеты, диаграммы, схемы, модели и репродукции, фото- и ксерокопии, материалы, изготовленные музеем для экспозиционной и пропагандистской работы. Подлинные материалы недостаточной сохранности также следует отнести к вспомогательному фонду. Основной фонд нашего музея. Количество экспонатов. 1. Орудие труда. Предметы быта. Одежда. Всего: 195штук. 2. Письменные источники, в т.ч. свидетельства, грамоты, письма, чертежи, удостоверения, разные документы. Всего: 150 штук. 3. Альбомы, рефераты Всего: 50 штук. 4. Изобразительные памятники, фотографии. Всего: около 400 штук. 5.Стенды, отражающие жизнь и историю села, колхоза, школы, клуба и др. учреждений, а так же о жизни выдающихся земляков. Всего: 15 штук. 6. Макеты – Всего: 5 штук Общее количество: 815 штук

6. Обеспечение учета и условий сохранности фондов музея. Наш школьный музей в фондовой работе руководствуется нормативными документами о фондах государственных музеев РФ. Юридическими документами в музеях Российской Федерации являются акты поступлений, книги поступлений, учетные карточки. Учет музейных материалов в нашем музее ведется посредством этих документов. Учет преследует две цели: обеспечение сохранности самого предмета и его научную охрану, то есть обеспечение сохранности имеющихся сведении о предмете. При поступлении материалов в музей составляется акт поступления. Этот документ юридически оформляет принадлежность данного предмета музею и закрепляет права музея на него. Акт необходимо заполнить четко и грамотно. Обязательно заполняется графа "Сохранность", где указываются все дефекты материала: сколы, трещины, пятна', разрывы, утраты и так далее. Если экспонат новый, то в графе "Сохранность" можно поставить отметку "полная". Таких оценок, как "хорошая", "удовлетворительная" и т. п. быть не должно. Акты заполняются в двух экземплярах. При приеме предмета в музей необходимо от сдающего получить по возможности полные сведения о происхождении предмета, его связи с определенными событиями, лицами, о времени изготовления, месте бытования, способах и условиях употребления. Эти сведения называются легендой. После оформления акта его необходимо заверить у директора школы. Следующим этапом является составление учетной карточки, графы которой повторяются в книге поступлений. В связи с тем, что фонды музея разделены на основной и вспомогательный, на каждый фонд заполняется отдельная книга поступлений. Листы книг поступлений пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью вышестоящей инстанции (районного управления образования) и подписываются ее руководителем. При оформлении и заполнении книг поступлений необходимо помнить следующие правила: 1. Запрещается вырывать листы, склеивать их, исправлять написанное слово. 2. Книга поступлений должна заполняться четко, без помарок и исправлений. 3. Все записи делаются шариковой ручкой, черной пастой. 4. После записи пропускают две строчки. Для того чтобы избежать исправлении в книгах поступлений, рекомендуется вначале оформлять учетную карточку, текст которой до внесения записи в книгу поступлений можно редактировать в процессе работы с предметом.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ЭКСПОЗИЦИИ. Хранение музейных предметов - первостепенная задача музея. Это создание таких условий, которые способны обеспечить безопасность использования музейных коллекций, и прежде всего безопасность музейных экспонатов от вандализма, хищений и пожаров, а также создание благоприятных условий для использования музейных коллекций в экспозиционных целях. Не менее важно соблюдать правила оформления письменных и изобразительных источников, помещая их в экспозиции с точки зрения их сохранности. Музей обеспечен противопожарной сигнализацией. Для защиты экспонатов от воздействия света (выгорания и нагревания) следует размещать экспозицию, главным образом, на стенах, не освещенных солнечным светом. Это условие у нас соблюдено. Окна желательно занавешивать плотными шторами светлых тонов. Музейные предметы требуют определенной температуры и влажности воздуха (температурно-влажностного режима). Помещения для экспозиций должны быть сухими и хорошо проветриваемыми. Температура воздуха в них должна быть в пределах от +10 до +25 С. Кроме того, в помещении должна быть постоянная влажность воздуха. Относительная влажность должна быть от 55 до 70%. Регулировать влажность воздуха можно путем проветривания помещений и искусственного увлажнения с помощью ванночек, ведер с водой. Эти первоочередные меры в нашем музее постоянно соблюдаются. Музейные предметы необходимо защищать от воздействия пыли и различных вредителей: грызунов, моли, кожеедов и т.п. Особенно это касается изделий из тканей, бумажного материала, дерева; коллекций. Основной профилактической мерой является систематическое проветривание материалов (не реже одного раза в полгода) и удаление с экспонатов пыли, способствующей размножению вредителей. Не все музейные предметы могут быть использованы в экспозиции. Оставшиеся материалы помещаются в хранилище. Совет музея всячески старается соблюдать основные правила обеспечения сохранности музейных предметов.

7. Уровень экспозиционной работы и эстетики оформления. РАЗДЕЛ МУЗЕЯ «Мы имеем след в истории» является самым начальным разделом нашего музея и содержит материалы о выдающихся личностях, односельчанах. А также материалы по истории края. Здесь расположен макет дома первооснователя села Наласа, колодца, мечети, фотографии надгробных камней, которые относятся к 16 веку, подлинные орудия труда, предметы быта, одежды, рукописные книги. Здесь расположены палеонтологические находки: кости мамонта, носорога. Есть чертеж Наласинской мечети, который относится к 1898 году, привезенный из национального архива. Самая интересная находка - фотография, которая относится к 1911 году, где наш односельчанин Хасанов Хаким изображен с друзьями в мундире императорской гвардии. Много старинных денежных знаков, монет, самая древняя относится 1741 году. Есть фотография революционера-большевика Миннуллы Вахитова, выходца из нашего села. Нашлись стихи просветителя, духовного деятеля Мухаммад Амина Наласави. РАЗДЕЛ «Родной край, жить у тебя одно счастье!» Здесь стенды отражают историю села после 1917 года. Открытие школы, история создания пионерской организации, репрессии, успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, награждение директора Наласинской школы Ахмадуллина Хакима орденом Ленина, история создания колхозов. Работа на шахтах Донбасса. На витринах грамоты, квитанции, акты, письменные принадлежности, печать, займы, шахтерская лампа, орудия труда. РАЗДЕЛ «Великая Отечественная война» В экспозиции особое место занимают материалы посвященные истории ВОВ: письма с фронта, удостоверения, наград, медали, благодарственные письма, личные вещи ветеранов. Большие стенды «Ветераны войны и труда», «Учителя-участники войны и труженики тыла», «Эхо грозной войны». Укрупнение колхозов привело к созданию колхоза «Октябрь» в 1968 году, 25 лет бессменно руководил колхозом Мирзаян Шарипович Вахитов – ученый- агроном, ветеран войны, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. За свои успехи колхоз «Октябрь» награжден Орденом Трудового Красного Знамени, 2 переходящие знамени остались на вечное хранение в колхозе. Теперь они хранятся в нашем музее. Труженики села, орденоносцы, знаменитые люди, выходцы из нашего села, победители - ветераны по национальной борьбе, сегодняшняя жизнь села – их фотографии помещены на стендах музея. Расположены и технические средства: патефон, первый телевизор и т.д.

История села Наласа начинается с XVI века

Предметы старины

Ручная мельница

Орудия труда

Палеонтологические находки

Старинные книги

Колыбель

Женская одеждаЭтажерка

Нары (сәке)

Чайный стол

Витрины

Технические средства

Военные награды

История войны

Учителя ветераны

Ветераны войны и труда

Память поколений

Стенды

Кружок краеведения

Фестиваль военной песни