Стратегия развития начального общего образования в условиях введения стандартов второго поколения Человек тем и отличается от животного, что способен думать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
L/O/G/O Роль классного руководителя в управлении процессом развития личности обучающихся через внеурочную деятельность.
Advertisements

ФГОС нового поколения. Образовательный стандарт Является отражением социального заказа. Рассматривается разработчиками проекта как общественный договор,
Мы рады встрече с Вами!. ФГОС НОО Стандарт – это … Стандарт 1 поколения Обязательный минимум содержания образования, требований к подготовке выпускника.
Системно- деятельностный подход - методологическая основа ФГОС.
О СНОВНАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 22 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества,
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Образовательный стандарт: особенности подхода Стандарт как общественный договор Стандарт задает ориентиры развития системы образования Ориентация стандарта.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
«Формирование универсальных учебных действий» Шевченко М.А. учитель начальных классов Педагогическая конференция «Формирование модели качества образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
ФГОС начального общего образования. Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные.
Введение ФГОС в начальной школе. Цели ФГОС начального общего образования второго поколения Развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Введены в действие с 1 сентября 2011 года.
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» г. Гай 2011 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2 Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Транксрипт:

Стратегия развития начального общего образования в условиях введения стандартов второго поколения Человек тем и отличается от животного, что способен думать о будущем Ричард Фейнман Работу выполнили: Бабанова Е.В., учитель начальных классов МОУ Иванковской СОШ Фурмановского района; Минаева И.П., заместитель директора по УВР МОУ СОШ 7 г.Фурманова

Актуализация понятий Стратегия - искусство и наука достижения желаемых результатов образовательной деятельности. Желаемые результаты - это достижение правильно поставленных целей, среди которых главная - повышение качества образования. Развитие - это качественное наращивание всё новых возможностей и их реализация (Функционирование – это работа в заданном режиме, когда имеющиеся возможности используются в рамках предписаний)

Какие изменения произошли за последние годы в начальной школе: обучение иностранным языкам со второго класса, ведение учащимися портфелей достижения, применение здоровьесберегающих технологий на уроках, коллективная и индивидуальная работа над проектами, курс «Основы православной культуры», активное использование ИКТ-технологий в учебной и воспитательной деятельности.

Суть и смысл проекта «Наша новая школа»– в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. По словам главы государства, это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования.

Работа в группах 1) Перечислить, как школа сегодня реализуют данный запрос государства: раскрытие потенциала детей; воспитание у детей интереса к учёбе и знаниям; формирование стремления к духовному росту; формирование здорового образа жизни.

Работа в группах 2) Работа с текстом ФГОС НОО. Как в стандартах второго поколения отражены эти запросы государства? 3) Какие предпосылки для реализации стандартов второго поколения есть в вашем образовательном учреждении?

Для успешного перехода к новым образовательным стандартам в ближайшее время необходимо: На всех уровнях обеспечить ознакомление педагогов с особенностями стандартов II поколения. Организовать массовую подготовку педагогов к реализации требований стандартов через ресурсы системы повышения квалификации, муниципальной и внутришкольной методических служб. Организовать методическое сопровождение разработки в школах образовательных программ с учётом структуры и содержания стандартов II поколения. Деятельность по разработке образовательных программ должна быть организована через систему проектных семинаров школьных команд с привлечением родителей и социальных партнеров, поскольку в рамках образовательной программы школы должны быть проработаны вопросы межпредметных взаимодействий, внеурочной деятельности, уклада школьной жизни, используемых образовательных технологий. Необходимо включить в региональную систему оценки качества образования оценку внеучебных достижений школьников с учётом параметров оценивания, применяемых международных сопоставительных исследований, признанных во всем мире. Задание: (работа методом «Мозгового штурма») Дополните перечень необходимых мер по введению в действие стандартов второго поколения.

Государственный стандарт второго поколения задает ориентиры развития всей системы образования, в том числе и начального Стандарт ориентирован на новые результаты образования. Стандарт обозначает ценность системно- деятельностного подхода к обучению. Стандарт предлагает рассматривать требования к образованию как совокупность трех систем требований: Требования к структуре основных образовательных программ общего образования; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования. Стандарт реально обеспечивает условия для воспитания учащихся.

Чем же отличаются новые стандарты от ныне действующих? Стандарты первого поколения Цель: Сохранение единого базового ядра образования в российских школах. Ориентированы на результаты предметного обучения и сохранение высокого уровня знаний. (ЗУНы) Стандарты второго поколения Цель: Развитие личности и системно- деятельностный подход (иными словами, образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «готовить пищу»). Ориентированы на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач в самых различных областях человеческой деятельности.

Универсальные учебные действия «Универсальные учебные действия» (УУД) – способы действий, освоенные на базе предметного содержания и применяемые как в области образовательного процесса (в новых условиях и контекстах), так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. умение учиться (способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта). Можно выделить 4 блока: Познавательные УУД Коммуникативные УУД. Личностные УУД. Регулятивные УУД.

Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение

Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка

Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Базисный учебный план Инвариантная часть(обязательная) Вариативная (формируемая ОУ) часть Внеучебная деятельность по направлениям (10 ч/нед)

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно- оздоровительное духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное формы: экскурсии кружки, секции диспуты, круглые столы, конференции школьные научные общества олимпиады, соревнования поисковые и научные исследования общественно полезные практики

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

Стандарты II поколения ставят разные задачи на ступенях обучения: - на I ступени - учить учиться (начальная школа); - на II ступени (основная школа) - постигать навыки общения; - на III ступени - учиться выбирать и строить свой профессиональный путь.

Ценностные ориентиры начального образования, конкретизирующие общие установки образования, это: 1 Формирование основ гражданской идентичности личности на основе формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа. 2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников. 3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения; формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. 4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

Ценностные ориентиры начального образования, конкретизирующие общие установки образования, это: 5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Укрепление вариативного и личностного аспектов образования не на словах, а на деле требует также значительных перемен в методах и формах организации обучения. В Стратегии модернизации образования, в частности, подчеркивается необходимость: выхода на новую теорию и методику обучения в начальной школе; перехода к профильному обучению в старших классах школы; изменения методов и технологий обучения на всех ступенях. ЗАДАНИЕ - «аукцион». Группам предлагается, изучив предложенный раздаточный материал и опыт своей педагогической деятельности и коллег, представить программу (одну на выбор), убедив всех присутствующих в её преимуществах. Все присутствующие «покупают» (т.е. высказывают собственное мнение о системе) ту или иную программу, систему.

Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации структуры и содержания образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. ПОЧЕМУ? формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности до сих пор рассматривалось вне учебных дисциплин, а если и было «встроено» в учебный предмет, то слабо согласовывалось между отдельными предметами; объектами контроля и оценки со стороны администрации и учителя являлись исключительно предметные знания, умения и навыки; существование обязательной пятибалльной системы оценивания со стороны взрослых тормозило формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников; информационно-репродуктивное содержание учебных предметов не способствовало развитию поисковой активности детей и тормозило освоение разных способов человеческой деятельности; отсутствовали контрольно-измерительные материалы по отслеживанию уровней формирования этих умений и способов деятельности.