Выполняли работу : Сапрыкин Александр, Якоби Василий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общественно-политическая жизни культурная жизнь Казахстана в годы XXвека Ликвидация безграмотности и формирование системы образования в годы.
Advertisements

Советская культура 20-е годы: достижения и потери 9 класс Учитель истории: МБОУ СОШ 37 Световая К. А.
Борьба с неграмотностью В 1920 г. В Сибири из тысячи жителей старше 8 лет грамотных было 275 человек, а в европейской части России – 434 человека. Грамотность.
Ленинград-центр советского образования и просвещения.
«Школа должна подготовить подрастающее поколение к принятию на себя функции субъекта народовластия, хозяина государства и труженика, сделать школу орудием.
История образовательных учреждений - это история части жизни каждого жителя района.
ПОДЪЕМ 7.00 ч. ОТВЕТ ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО «РОСТОК» КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН СЕЛО МЕССАЖАЙ МБОУ ООШ 22.
Социальный проект. Выполнен ученицами 11 «А» класса МОУ СОШ 4 Шубниковой Евгенией и Малхасян Эльвирой.
Указ президента России В 2014 г. Правительство РФ разработало и приняло ряд документов, направленных на воссоздание комплекса ГТО: Постановление Правительства.
Кафедра общественного здравоохранения Первые шаги в борьбе с туберкулезом в Казахстане к.м.н. Шахиева Адиля Маратовна.
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области ШМИДТ Игорь Викторович Министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской.
Социально-экономическое и политическое развитие СССР в е годы. 1.Внутриполитическое развитие.Внутриполитическое развитие. 2.Социально-экономическое.
Развитие местного самоуправления на территории моего муниципального образования. Развитие местного самоуправления на территории моего муниципального образования.
КСКОУ РК «Сарпинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Родительский комитет класса. Комитет является общественным органом самоуправления Деятельность определяется положением Численность родительского комитета.
Тема урока: СССР на путях форсированной модернизации.
Опыт Яснопололянской школы Л.Толстого. Яснополянская школа – начальная школа, открытая для крестьянских детей Л. Н. Толстым осенью 1859 года в его имении.
ИСТОРИЯ РОССИИ Политика «военного коммунизма». «Военный коммунизм»
История Тюхтетского района во многом связана с историей освоения Сибири, с ее основными этапами. До 17 века на территории района проживали коренные жители.
Общие сведения Дата рождения: 18 декабря 1966 года. В 1986 году закончила Галичское педагогическое училище по специальности преподавание в начальных классах.
Транксрипт:

Выполняли работу : Сапрыкин Александр, Якоби Василий

До 1861 года в культурном отношении Алтай был одним из самых отсталых регионов страны. Достаточно отметить, что к этому времени здесь насчитывалось всего 16 начальных школ. Одна из таких школ была открыта в 1850 году в с. Локоть. Отмена крепостного права привела к быстрому увеличению населения Алтая за счет переселенцев. Для обучения детей переселенцев в были построены так называемые юбилейные начальные школы. Юбилейными они назывались потому, что учреждались в ознаменование 150-летия Алтайского округа. Всего было построено 30 таких школ в переселенческих поселках. На постройку каждого здания ассигновалось по 400 рублей, бесплатно отпускался лес. В 1900 г. была построена такая школа и в с. Рубцовское.

Дальнейшее развитие капиталистических отношений, потребность в подготовке рабочих-профессионалов заставили открыть в ряде населенных пунктов профессиональные школы. Одна такая ремесленная школа была открыта в гг. в с. Локоть. И все же до революции 1917 г. народное образование на Алтае находилось на низком уровне. В 1917г. грамотность населения составляла 15,3 процента, в том числе городского - 28 и сельского - 14,6 процента.

Приведем характерный пример, ярко показывающий степень неграмотности наших земляков в то время. В с. Оловянишниково крестьянину Павлу Тайлакову из Воронежской губернии пришло письмо. Прочитать его было некому, т. к. единственным грамотным человеком в селе был дьячок Онуфриев. Письмо понесли к дьячку. Тот попросил пять копеек, но т.к. был нетрезвым и читал заплетающимся невнятным языком, то чтения отложили до следующего дня.

После окончания гражданской войны основным направлением культурной революции в стране стала ликвидация массовой неграмотности. Декретом СНК от 26 декабря 1919 г. "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" предусматривалось обучение чтению, счету, письму всех граждан республики в возрасте от 8 до 50 лет. На Алтае предстояло обучить только в возрасте от 14 до 27 лет около 300 тыс. человек. Для этого нужно было создать широкую сеть школ и пунктов ликбеза, обеспечить их учебными пособиями, привлечь к работе с неграмотными учителей, служащих, студентов, учащихся старших классов. Всем этим занимались губернские, уездные, волостные чрезвычайные комиссии по ликвидации безграмотности, созданные летом 1920 года.

В реализации программы борьбы с неграмотностью большую роль сыграло общество "Долой неграмотность" (ОДН), созданное в 1923 году под руководством председателя ВЦИК М. И. Калинина. В феврале 1924 года РКП(б), губисполком и губполит-просвет призвали трудящихся Алтая оказать материальную помощь стране в ликвидации неграмотности, вступив в члены этого общества. В мае 1924 года в губернии был проведен трехдневник по борьбе с неграмотностью. В Рубцовском уезде приняли в члены ОДН около 2 тысяч человек. В селе Березовка было созвано собрание крестьян для обсуждения вопроса о ликвидации неграмотности в селе и помощи обществу "Долой неграмотность". Собрание постановило внести в общество "Долой неграмотность" 50 рублей, помочь создать пункт ликбеза в селе и послать на учебу всех неграмотных.

ОДН взяло на свое содержание многие десятки школ и пунктов ликбеза, где рабочие и крестьяне приобщались не только к грамоте, но и слушали лекции, участвовали в беседах на политические, экономические, культурные темы. Вот что, например, сообщалось в отчете Рубцовского укома РКП(б) о работе изб-читален в апреле 1924года. "Самым жизненным учреждением в деревне оказалась изба- читальня, население охотно оказывает избам-читальням материальную поддержку, особенно в тех местах, где хорошие руководители. Ежедневная посещаемость изб крестьянами в течение зимы была от 15 до 35 человек. Ударной работой в марте была работа по ликвидации неграмотности среди допризывников. Всего их пропущено через ликпункты 1471 человек. Обучается население в школах по ликвидации неграмотности 1129 человек. Работа нардомов сводится к постановке спектаклей"

Большое внимание ходу борьбы с неграмотностью уделяла в то время периодическая печать, в том числе рубцовская уездная газета "Красная степь". В номере от 13 ноября 1924 года описывалось, как проходят занятия в пункте ликбеза при школе с. Оловянишниково, "при Оловяшниковской школе начал работать вечерний ликпункт. Его посещает 112 человек, но каждый день приходят записываться новые ученики. Вечером как только начнет смеркаться, гуськом, один за другим и целыми группами идут взрослые, часто бородатые ученики на огонек, ярко светящийся в школе. В школе разговор, шутки, смех... За партами мест не хватает, рассаживаются на полу и все-таки тесно. Десятка два стоят около порога". В этом же номере газеты сообщалось, что в с. Барановка Змеиногорского района "с помощью кооперации и самих граждан школа отремонтирована, обеспечена топливом, учебными принадлежностями. А под квартиру учителя отвели дом, который до сих пор занимал поп, выселив последнего".

За три года, с 1925 по 1927, число изб-читален в округе увеличилось с 30 до 50, библиотек с одной до 10, ликпунктов со 133 до 188. По данным городского архива, в июне 1926 года в округе было 72 избы-читальни, в том числе в Рубцовском районе - 11 (Шелковниковская, Титовская, Катковская, Круглинская (с. Круглое), Ново-Егорьевская, Сростинская, Лебяжинская, Веселоярская, Ново- Александровская, Саратовская).

В 1926 году в сравнении с 1920 процент грамотного населения поднялся в Рубцовске и Змеиногорске - соответственно с 29,2 и 30,7 процентов до 47. Значительно повысился процент грамотности в сельской местности: по Рубцовскому округу - с 16,1 до 27,7 процентов. За три года было обучено чел. Как сообщала окружная газета "Степной пахарь" в номере от 12 января 1928 года, "ряд сел вынесли постановление о поголовной ликвидации неграмотности в текущем 28/29 учебном году среди своих граждан. Можно указать на Шипуновскую и Веселоярскую школы-девятилетки, постановившие поголовно ликвидировать неграмотность в своих селах".

Постановлением ЦК ВЛКСМ от 30 июля 1930 года было положено начало шефству комсомола над всеобучем. В фонд для детей бедноты, созданный по инициативе комсомола, поступали деньги, заработанные на специальных субботниках и воскресниках. Комсомольцы Алтая собирали средства на школьные библиотеки, чинили и изготавливали наглядные пособия, участвовали в ремонте и строительстве новых школьных зданий, вели разъяснительную работу среди родителей. В Рубцовске комсомольские ячейки собирали средства на открытие ликпунктов, для помощи детям батраков и бедняков, обучали неграмотных на дому. Колхозник Демченко из Рубцовского района в 1931 году обучил в своем колхозе всех неграмотных. В результате проделанной работы в гг. годах процент грамотных в Рубцовском районе увеличился до 50.

За время с 1926 по 1931 гг. окончило ликпункты и школы взрослых10731 человек. Особенно заметно было повышение грамотности среди женщин. В 1932 году в районе планировалось добиться 100-процентной ликвидации неграмотности. Однако эта задача была явно нереальной и потребовала для своего решения еще несколько лет. Так 2 февраля 1934 года Рубцовский райисполком был вынужден еще вернуться к этому вопросу. Постановление райисполкома подводило некоторые итоги и определяло задачи на будущее. В нем было отмечено что "через ликбез грамотность населения нашего края поднялась до 92процентов. В нашем районе мы имеем в этой области следующие показатели: обучено неграмотных с 1928 года более 130 тысяч человек, грамотность взрослого населения лет в нашем районе составляет91 процент. Однако среди наших колхозников и рабочих мы имеем еще более 4 тысяч неграмотных. Большую часть из этого составляют женщины".

Помимо ликвидации безграмотности большое внимание уделялось и развитию общеобразовательной школы. Была введена новая орфография, совместное обучение мальчиков и девочек, пересмотрены учебные планы и программы. В октябре 1918 года ВЦИК утвердил положение "О единой трудовой школе". Школа стала общедоступной, массовой, однако после разгрома колчаковщины и окончания гражданской войны на Алтае из 1018 школ первой ступени в числе действовавших осталось лишь 449. Остальные были закрыты из-за отсутствия учителей, учебных пособий, топлива. Большинство школ не имело собственных зданий, располагаясь в крестьянских избушках На конец 1919 года в Змеиногорском уезде было всего 276 школ, в т.ч. одноклассных 242, двухклассных - 23,высших начальных В гг. было положено начало созданию в крае семилетних школ. Они получили название опытно-показательных школ имени III- го Интернационала. В различных районах края было создано 5 таких школ: в Рубцовском уезде - Курьинская, которая затем была переведена в с. Веселоярское. При школах им. III-го Интернационала были интернаты. В 5-ти интернатах воспитывалось 330 детей. Вот что вспоминал о своем обучении в Веселоярской школе один из первых учеников, участник Великой Отечественной войны П. Шемчук. "Много лет назад, а именно с 1920 по 1930 г. я учился в Веселоярской средней школе. Она была тогда единственной средней школой на весь уезд. В школе учились не только веселоярские, но и рубцовские, змеиногорские, курьинские, егорьевские, шипуновские, алейские, поспелихинские ребята".

И все же в первые годы Советской власти число школ в уезде продолжало сокращаться. Так на январь 1922 года в Рубцовском уезде фактически работало всего 103 школы первой ступени. Потребовалось принятие экстренных мер, чтобы остановить этот процесс. В их числе было введение топливной повинности в селах, отчисления на нужды школ средств профсоюзных и хозяйственных организаций, доходов предприятий. Повсеместно проводились субботники, воскресники, недели помощи школе. Как временная мера вводилась плата за обучение в школах I и II ступени, дети рабочих и крестьян от нее освобождались. В результате процесс сокращения школьной сети приостановился. Полоса материальных невзгод была в основном преодолена. На 1 января 1924 года в сельской местности Рубцовского уезда было уже 123 школы с числом учеников в них Обучение вели 257 преподавателей.

Стало развиваться и профессиональное образование. Основными его формами стали профшколы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В начале декабря 1923 года такая школа была открыта в с. Локоть Рубцовского уезда. Первоначально школа имела совсем небольшой (6 человек) штат учителей и мастеров-преподавателей с числом учащихся 48 человек. В школе были кузнечный, токарно-столярный, слесарно-токарный, жестяной цеха. Помимо учителей в школе работали и мастера на хозрасчете, которые принимали от населения и выполняли всевозможные заказы.

И все же даже в начале 30-х гг. школьных зданий в округе было всего 28,2 процента от необходимого количества, обеспеченность учителями составляла лишь 42,1 процента. Краю, а вместе с ним и округу, понадобилось еще несколько лет, чтобы покончить с этими проблемами

Из других учебных заведений округа, возникших в конце 20-х - начале 30-х гг., отметим рабочий университет (комбинат рабочего образования). В гг. были открыты: колхозный университет, агро-педагогический техникум, школа ФЗУ ж/д транспорта, намечались к открытию два рабфака, сельхозтехникум, совхозный университет Зернотреста. Одним из важных направлений в деятельности органов народного просвещения совместно с органами здравоохранения были мероприятия по охране детства и борьбе с детской беспризорностью. Об истории деятельности этой организации мы можем написать более подробно ибо в городском архиве сохранились документы районной детской комиссии за гг. В то время комиссия располагалась в здании по ул. К.Маркса,43. По штатному расписанию в нее входили председатель, зам. председателя, два инструктора и сотрудники технического аппарата.

В ведении комиссии были три детских дома и детприемника: Рубцовский, Половинкинский, Локтевский, а также сапожная, портновская, игрушечная мастерские, парикмахерская и ряд других мелких предприятий, не менее 60 процентов дохода от деятельности которых перечислялось на оказание помощи детям. Детдомы располагали небольшим количеством мест (так, в Половинкинском детдоме воспитывалось всего 65 детей) и поэтому часть детей передавалась на воспитание в колхозы, через так называемую патронажную систему. По этой системе дети-сироты расквартировывались у колхозников. Колхоз обеспечивал их продуктами питания и выплачивал квартплату. Воспитанники участвовали в трудовой жизни колхоза наравне со школьниками. По достижению 16-летнего возраста их выпускали в самостоятельную жизнь

У каждого детдома был свой земельный участок, на котором выращивались зерновые и огородные культуры, картофель. Было и подсобное хозяйство, где держали лошадей, коров, свиней и др. Воспитанники-горожане трудились на подсобных предприятиях детской комиссии, где их обучали специальные инструкторы. Каждый детдомовец обязан был трудиться и приобрести специальность. За время ученичества он получал стипендию-зарплату. Остатки заработанных средств после вычетов передавались им на руки для личного пользования. Большую работу проводила детская комиссия и по организации досуга детей, их культурному развитию и охране здоровья. В каждом детдоме была своя библиотека, организовывались детские технические станции. Летом воспитанники вывозились в лагеря, на санаторное лечение. Так, в это время для них на курорте "Лебяжье" нынешнего Егорьевского района был открыт санаторный лагерь на человек с месячным сроком пребывания.

Значительное место в жизни людей того времени занимали культурно- просветительные и другие учреждения. Несмотря на тяжелые последствия гражданской войны, сеть учреждений культуры в крае увеличивалась. Если в 1917 году на территории края было лишь 3 клуба и 2 общественных библиотеки, то к весне 1921 года центрами культуры и знаний являлись 42 клуба, 136 народных домов, 393 избы-читальни, 541 библиотека. Здесь читались лекции, проводились беседы, велась пропаганда книги, силами художественной самодеятельности ставились концерты и спектакли. В Рубцовском уезде по данным на 11мая 1923 года было 17 культурно-просветительных обществ, 19народных домов, 12 библиотек, 7 изб-читален, 24 школы по ликвидации безграмотности. В 1925 году проводился губернский конкурс на лучшую избу- читальню. В число победителей вошла и Рубцовская изба-читальня.

Крестьяне сами осуществляли ремонт и строительство помещений под культурные учреждения. Так в Ново-Алейской волости Змеиногорского уезда, как следует из сводки работ волостного бюро в1920 году " по селу Красноярскому переустроен народный дом и переведен из помещения школы..., отремонтирована стена помещения, работало 15 коммунистов и 10 беспартийных, работа продолжалась 8 часов. В с. Красноярском есть любители, которыми под руководством волбюро РКП поставлено в течение октября 3 спектакля. В с. Усть-Склюихинском поставлено любителями один спектакль, настроение хорошее".

Под организацию народных домов и сельских клубов передавались также здания молитвенных пунктов и церквей. Постановлением Рубцовского райисполкома были ликвидированы церковь в Катково и молитвенные дома общества "православных христиан" в Захарово, Половинкино, Новеньком. а в их зданиях организованы клубы. Большой популярностью в округе пользовалась такая общественная и культурная организация как общество друзей радио. В начале 1926 года имелось 3 ячейки этого общества: одно окружное отделение и пять кружков, в которые входило: в Локте -95 человек, на Колыванском заводе - 65, Курье - 74, Рубцовске Членами общества были начаты работы по созданию маломощного передатчика, который мог бы вести передачи на расстояние до 4 верст. Предполагалось также открыть радиостанции в Локте и на Колыванском заводе. В планах общества было создание передвижной радиостанции и открытие при клубе "Красный Октябрь" мощной приемной радиостанции.

Помимо культурных, в городе и округе имелось несколько учреждений, где проводилась определенная научно-исследовательская работа. В Рубцовске это была метеостанция, санитарно-бактериологическая лаборатория, молочная лаборатория, бюро крае-ведения. Свои метеостанции были в Веселоярске и совхозе "Овцевод". В Веселоярске располагалось опытное поле краевого земельного управления. Особое место в этой системе занимала Лебяжинская зональная лесная опытная станция. Она была организована в 1930 году как филиал Сибирской краевой лесной опытной станции, затем стала филиалом Сибирского научно-исследовательского лесопромышленного института в Красноярске. При станции были заложены древесно-кустарниковый опытный питомник, шелюговые и тополевые плантации, имелась метеостанция, а также лесоводческая лаборатория и лесной музей

Одним из главных направлений работы культпросветучреждений было политическое просвещение. Этому направлению придавалось особое значение, выделялись люди и средства, создавались специальные кружки и школы, которые обеспечивались литературой, проводилось обучение работников. По данным 1929 года, в Рубцовском уезде были проведены районные конференции политпросветработников, губполитпросветом высланы уезду 9 библиотечек, изб- читален, а также одна библиотека на татарском языке и выделен специальный работник в район с преобладающим инородческим населением.

Примером новой формы массовой работы на селе можно считать культпоход, который был организован Рубцовским окружным комитетом ВЛКСМ при активном участии пропагандистской группы ЦК РКП(б) в селе Захарово в октябре 1928 года. (23). Культармия в составе 79 человек пробыла в селе два дня, но за это время была проделана огромная работа. Культармейцами был организован и оборудован красный уголок, при нем создана библиотека из 400 книг, выписаны семь наименований газет и четыре журнала, проведен вечер вопросов и ответов, на котором присутствовало 120 человек

Два вечера работала кинопередвижка, обслужившая свыше 500 человек. Проведено 4 митинга, на которых присутствовало около 700 человек. В эти дни в селе работали врачи, парикмахеры, ветфельдшер, входившие в культармию. Большая помощь была оказана беднякам и батракам. Так, бригадой чернорабочих было отсортировано 355 пудов хлеба беднякам и 65 пудов отвеяно. Бригадой плотников исправлено 4дворовых крыши, 2 плетня, поправлено 6 дверей и 2 двора. Бригада слесарей и жестянщиков отремонтировала 131 вещь (самовары, ведра). Бригада сапожников отремонтировала беднякам 33 пары сапог. По окончании похода культармейцев провожало все село. Сельсовет преподнес им знамя со словами на нем "Пролетарское спасибо Рубцовскому ОК ВЛКСМ и рабочей молодежи за оказанную помощь от бедноты и батраков села Захарово".